Главные вкладки

    Образовательный проект по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста " Внедрение эффективных методов и приемов развития восприятия в процессе экспериментирования со звуками".
    опыты и эксперименты (старшая группа) по теме

    Бородинова Наталья Николаевна

    Краткосрочный образовательный проект  по развитию слухового восприятия рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и направлен на развитие уменя детей слушать и слышать окружающие , в том числе музыкальные, звуки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_po_razvitiyu_sluhovogo_vospriyatiya.doc75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеобразовательного вида №6 г. Ейска МО Ейский район

    Образовательный проект

    по развитию слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста

    Тема: Внедрение эффективных методов и приемов развития восприятия в процессе экспериментирования со звуками.

    Вид проекта: познавательный, творческий.

    Тип проекта: коллективный, краткосрочный

    Авторы проекта: Н.Н. Бородинова, А.С. Трунаева

    2017 год.

    Введение

    Образовательный проект по развитию слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста «Внедрение эффективных методов и приемов развития слухового восприятия в процессе экспериментирования со звуками» рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и направлен на развитие умения детей слушать и слышать звуки окружающего мира, в том числе музыкальные звуки. Деятельность по реализации проекта предусматривает вовлечение всех участников образовательного процесса, что позволит улучшить социальное партнерство семьи и ДОУ.

    Паспорт проекта

    Название проекта

    Внедрение эффективных методов и приемов развития восприятия в процессе экспериментирования со звуками.

    Тип проекта

    краткосрочный.

    Вид

    познавательный, творческий

    Образовательные области

    «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

    Участники проекта

    музыкальный руководитель, воспитатели, дети подготовительной группы, родители

    Сроки реализации

    13 февраля-02 марта 2017г.

    Возрастная группа

    Подготовительная (6-7 лет)

    Цель

    Развитие интереса и потребности детей в творческом самовыражении, умения слушать, воспринимать звуки окружающего мира, в том числе музыкальные звуки

    Задачи

    -Расширять кругозор детей старшего дошкольного возраста через восприятие звуков окружающего мира, знакомство с музыкальными инструментами.

    -Развивать умение импровизировать со звуком при игре на самодельных инструментах-игрушках.

    -Воспитывать любознательную, активную творческую личность, коммуникативные качества в процессе взаимодействия взрослых и детей при реализации проекта.

    Основные принципы

    -принцип новизны (использование новейших педагогических технологий по исследуемой теме);

    -принцип активности и самостоятельности (побуждение детей к творчеству, сочинительству. Любое предложение ребенка должно быть зафиксировано и использовано в совместной деятельности);

    -принцип наглядности (предусматривает использование яркого и интересного иллюстративного и дидактического материала);

    -принцип партнерства (воспитанники должны чувствовать себя наравне со взрослыми, это объединяет, влияет на психологическую атмосферу);

    -принцип систематичности и последовательности (предусматривает усложнение поставленных задач в течение осуществления проектной деятельности).

    Этапы реализации

    1.Первый этап. Целеполагание. (постановка цели, выбор методов и приемов реализации проекта).

    2.Второй этап. Организационно-подготовительный.

    - проанализировать и подобрать музыкально-педагогическую литературу по проблеме развития слухового восприятия  детей старшего дошкольного возраста.

    -сформулировать исходные позиции – цели, задачи и предполагаемый результат. Разработать план реализации проекта.

    -разработать методические рекомендации по развитию восприятия детей старшего дошкольного возраста.

    -довести до участников важность темы

    -наметить план действий

    -обсудить план проекта с педагогами

    -ознакомить родителей (законных представителей) с планом проекта

    3.Третий этап. Основной. (Реализация проекта).

    4.Четвертый этап. Итоговый. (Продукт реализации проекта).

    Планируемые результаты

    -повышение уровня развития восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста;

    -повышение профессиональной компетентности педагогов и родителей по вопросам развития восприятия  детей старшего дошкольного возраста;

    -внедрение новых технологий в воспитательно-образовательный процесс учреждения;

     - активность детей старшего дошкольного возраста в творческом самовыражении, сочинительстве, совместном музицировании;

    - активность педагогов образовательного учреждения в продуктивных видах деятельности, составлении серии консультаций для родителей по развитию восприятия.

    Итоговый продукт:

    -выставка изготовленных самодельных шумовых инструментов

    -исполнение сказки-шумелки «Пых» на празднике, посвященном 8 марта.

    Актуальность темы:

    Актуальность проекта обусловлена требованиями ФГОС, которые  направлены на решение следующих задач: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром; развития инициативности, самостоятельности ребенка, его потребности в самовыражении и формирования предпосылок учебной деятельности, а также основной задачей используемой программы музыкального развития детей «Ладушки»- введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой, поскольку она не дает ребенку чувствовать себя некомпетентным в том или ином виде деятельности.

    Проблема:

    Известно, что с давних времен люди сопровождали пение различными звуками- ритмичным стуком барабанов, игрой на самодельных инструментах. Каждая дудочка, вырезанная из камыша или лозы, каждая погремушка, изготовленная из пустотелой тыквы или высушенного пузыря и наполненная камешками или крупой, имела свой неповторимый голос.

           К сожалению, сегодня такие инструменты не являются столь популярными, как это было в прошлом, хотя погремушки и другие звучащие игрушки используются родителями до сих пор, но такие игрушки зачастую имеют неестественную окраску звука, а значит, могут отрицательно повлиять на развитие слухового восприятия детей дошкольного возраста. Дети не умеют слушать окружающие нас звуки, а соответственно у них не развивается навык слышать, то есть мало развито слуховое восприятие.

    Именно поэтому  многие дети совсем не умеют слушать других людей – своих сверстников, педагогов, не могут воспринимать словесную инструкцию, сосредоточить свое внимание на звуках, которые окружают их в повседневной жизни. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону в развитии ребенка, научим его слушать звуки окружающего мира, тем меньше проблем у него будет в дальнейшей школьной жизни.

    Гипотеза:

    Если организовать целенаправленную работу по развитию у детей старшего дошкольного возраста слухового внимания и восприятия, то это будет способствовать:

    -у детей – развитию слухового восприятия, что влияет как на развитие музыкальных способностей, так и на развитие предпосылок успешной социальной адаптации

    - у родителей – созданию условий в семье для развития совместного творчества и развитию коммуникативных навыков в процессе общения с детьми

    -у педагогов- повышению заинтересованности и активности в совместной продуктивной (изготовление шумовых инструментов) и творческой (сочинение и исполнение историй и сказок) деятельности.

    План реализации проекта

    Формы работы

    Срок

    выполнения

    Участники

    Организация наполнения музыкально-развивающей среды в группе.

    13.02

    Воспитатели,

    музыкальный руководитель

    Консультация для педагогов

    «Роль воспитателя в самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников»

    13.02

    Музыкальный руководитель

    Внедрение эффективных методов и приемов развития восприятия в процессе НОД по музыке.

    14.02.-01.03

    Воспитатели, дети,

    музыкальный руководитель

    Консультация для родителей «Звуки в вашем доме».

    15.02

    Музыкальный руководитель. родители

    Совместная деятельность воспитателей и музыкального руководителя «Практическое применение средств ИКТ для развития слухового восприятия».

    17.02

    Воспитатели,

    музыкальный руководитель

    Развлечение «Играем в оркестр».

    15.02.

    Музыкальный руководитель, воспитатели, дети

    Совместная деятельность воспитателя с детьми «Эксперименты со звуками».

    16.02.-29.02

    Воспитатели, дети

    Консультация на сайте ДОУ

    20.02-22.02

    Музыкальный руководитель

    Мастер-класс для родителей «Изготовление шумовых инструментов из бросового материала».

    27.02

    Музыкальный руководитель, родители, дети

    Совместная творческая деятельность воспитателя с детьми «Сочиним и озвучим сказку».

    28.02

    Воспитатели, дети

    Выставка самодельных шумовых инструментов.

    29.02

    Музыкальный руководитель, воспитатели, дети, родители

    Выбор участников и репетиция сказки-шумелки «Пых».

    01.03

    Музыкальный руководитель, дети

    Показ сказки-шумелки «Пых» на празднике.

    03.03

    Музыкальный руководитель, воспитатели, дети, родители

    Перспективы дальнейшего развития проекта

                 Проблема развития восприятия актуальна, особенно на современном этапе развития нашего общества и образовательной системы, поэтому предполагается дальнейшая работа по реализации проекта, нахождению новых форм и методов, а также совершенствованию хорошо зарекомендовавших форм и методов развития восприятия в воспитательно-образовательной практике со всеми участниками образовательного процесса.

    Возможность распространения проекта:

    На локальном уровне:

    -день открытых дверей для родителей

    -фестиваль детского творчества «Расскажи сказку».

    На муниципальном уровне:

    -обмен опытом (городское методическое объединение музыкальных руководителей),

    На региональном уровне:

    - распространение опыта на педагогических порталах и сайтах сети Интернет.  

    Литература:

    Т.Н. Девятова «Звук волшебник» Образовательная программа по воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Линка – пресс, М, 2006 год.

    «Ладушки»: Программа музыкального воспитания детей   дошкольного     возраста.  Авторы-составители И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева. С-Пб.:  Композитор, издание 2, 2015г.

    «Праздник каждый день» конспекты  музыкальных занятий для подготовительной группы с аудиоприложением (2 СД) И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева.  С-Пб.:  Композитор,2015г.

    «Этот удивительный ритм» И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева.  С-Пб.:  Композитор 2007г.

    «Сказка в музыке» О.П.Радынова, ТЦ «Сфера»,2014г.

    «Посвящение К.Орфу» Е.Забураева, Н.Перунова, Н.Карш «Невская нота», 2013г.

    Н. А. Ветлугина «Детский оркестр», Москва, 1976 год.

    О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», М, 2001


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар - практикум для музыкальных руководителей и специалистов ДОУ "Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия"

    Детям  необходимо  творить  и  переживать,  чтобы  понимать. Для того,чтобы  сделать  музыку  своим  личным  опытом,  надо «пребывать ...

    Консультация «Дидактические игры для развития слухового восприятия детей раннего возраста».

    Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад «Торга» п. Комсомольский Республика КалмыкияВоспитатель первой категории Басхамжаева Надежда Бадма - Халгаевна Консультаци...

    Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия

    Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия...

    «РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

    Восприятие – один из важнейших психологических процессов с помощью которого происходит формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положений в пространстве,...

    МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

    Дошкольное детство - благоприятный период для развития творчества, так как в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы: память, внимание, воо...

    Семинар-практикум на тему: «Содержание работы по развитию образной речи на занятиях, использование эффективных методов и приемов развития образной речи».

    Одна из актуальных проблем развития речи дошкольников – формирование образных средств языка, развитие образной речи.Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребен...

    Семинар-практикум для педагогов на тему: "Использование эффективных методов и приемов развития образной речи в свободной образовательной деятельности"

    Одна из актуальных проблем развития речи старших дошкольников - формрование образных средств языка, развитие образной речи. Какой же педагог не хочет, чтобы речь его воспитанников была не только прави...