Семинар-практикум на тему: «Содержание работы по развитию образной речи на занятиях, использование эффективных методов и приемов развития образной речи».
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Мамайкина Юлия Федоровна

 

Одна из актуальных проблем развития речи дошкольников – формирование образных средств языка, развитие образной речи.

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. 

Образную речь ребёнка развивают на основе активизации его образного мышлениявоображения.

В процессе обучения дети овладевают умением использовать в монологической речи несложные образные описания, сравнения, эпитеты, а так же различные интонационные оттенки.

Уже к старшему дошкольному возрасту речь у детей достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений; у детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Исследования психологов и педагогов, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т. е. у детей развивается понимание образной стороны речи.

Образная речь является составной частью культуры речи. Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум на тему:
«Содержание работы по развитию образной речи на занятиях, использование эффективных методов и приемов развития образной речи».

Одна из актуальных проблем развития речи дошкольников – формирование образных средств языка, развитие образной речи.

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. 

Образную речь ребёнка развивают на основе активизации его образного мышлениявоображения.

В процессе обучения дети овладевают умением использовать в монологической речи несложные образные описания, сравнения, эпитеты, а так же различные интонационные оттенки.

Уже к старшему дошкольному возрасту речь у детей достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений; у детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Исследования психологов и педагогов, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т. е. у детей развивается понимание образной стороны речи.

Образная речь является составной частью культуры речи. Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в дошкольном возрасте.

Что  такое образная речь?

2слайд Многие исследователи считают, что образность речи важнейший элемент эстетической функции языка, способность языковых средств вызывать наглядно-чувственные представления. (В.В.Виноградов, Л.И.Тимофеев, М.Н.Кожина и др.)

Воспитание образности речи – процесс длительный и кропотливый, так как образность речи вырабатывается в результате тренировки речевых навыков, сосредоточения внимания на выразительных возможностях языка.

3слайд. Развитие образности речи включает все направления работы над словом – лексическое, грамматическое, фонетическое  во взаимосвязи с развитием связной речи и ознакомлению с художественной литературой.

Итак, лексическая сторона речи - словарная работа, направленная на понимание смыслового богатства слова и владение запасом грамматических средств .

Грамматический аспект развития образности очень важен, так как, используя разнообразные стилистические средства, ребенок оформляет свое высказывание грамматически правильно и выразительно.

Фонетическая сторона развития образности речи включает интонационное оформление высказывания, а отсюда и эмоциональное воздействие на слушателя. На связность изложения текста влияют и такие характеристики ЗКР, как сила голоса (громкость и правильность произношения), четкая дикция, темп речи, дыхание.

Образность присутствует всегда, где мысль выражается при помощи различных выразительных средств. Арсенал этих средств богат.

4слайд.- Средства образности, которые применяем в работе по формированию образной речи с дошкольниками.

(метафоры, сравнения, многозначные слова, эпитеты, синонимы, антонимы, использование в речи фразеологизмов, пословиц и поговорок, крылатых слов, лексика сказочного жанра).

5слайд.Технологии способствующие  развитию образности речи ребенка:

1. моделирование

2.триз

3.дж.родари

4.игровая

6слайд.Технология моделирования к ним относятся:

1.мнемодорожка

2.мнемотаблица

3.синквейн

7слайд.1.мнемотехника – всем знакома.

8слайд  Синквейн пятистрочная стихотворная форма, применяется в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

9слайд. Правила составления синквейна:

1строчка – одно существительное

2строчка – два прилагательных, которые характеризуют данное существительное.

3строчка- три глагола, обозначающие действие существительного.

4строчка – фраза из четырех слов, которая характеризует существительное

5строчка – одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.

10слайд.

3.следующая технология. Это технология ТРИЗ(теория решения изобретательских задач) Главная задача ТРИЗ – это не решать задания ради самого решения, а находить ответы на жизненные вопросы. Для обучения детей рассказыванию можно использовать игровые  приемы, такие как :

-волшебники

- составление загадок

-мфо

ТРИЗ для дошкольников – это не только способ решать воображаемые проблемы, но еще и путь к развитию фантазии. Поэтому когда в бытовой ситуации требуется быстро прийти к какому-то выводу, ребенок это сможет сделать с легкостью

11слайд. 1.Игровой прием волшебники:

12слайд.1.Волшебник «Увеличения-Уменьшения».

Вопросы.

1.Какой стал человек?

2.Скажите, а что хорошего от того. Что он стал таким большим? А что плохого?

13слайд.Или, наоборот, уменьшились Карик и Валя, стали меньше букашки. Как им перемещаться, как добыть еду, спастись от опасности?

14слайд.3.Волшебник «Оживления-Окаменения».

Ребята давайте с вами рассмотрим картину. Что вы видите? Опишите мальчика? Опиши снеговика? А давайте с вами представим, что волшебник оживил снеговика. Как вы думаете, как себя поведет мальчик, если увидит живого снеговика?

  • 4. Волшебник«Могу все- Могу только».
  • 5. Волшебник«Наоборот».
  • 6. Волшебник «Времени»

2.Игровой прием составление загадок.

15,16,17 слайд

18.слайд.Метод фокальных объектов.

Метод фокальных объектов.

Цель: - развитие фантазии.

         - освоение законов морфологии ( строение частей речи ).

         - обогащение словарного запаса.

         - снятие психологической инерции

19.слайд Технология Дж.Родари

Своеобразные методы придумывания фантастических историй предлагает известный писатель Джанни Родари. Девизом творческого сочинения для него является фраза: «Свободное владение словом – всем!».

1салат из сказок- – это смешивание героев из разных сказок 

«Волк пришел съесть козлят, а тут неожиданно вошла Красная шапочка. Она перепутала домик козлят с домиком своей бабушки. И у нее с собой было ружье для самозащиты. Она выстрелила в волка. А потом его посадили в клетку и отправили в зоопарк».

2.введение нового героя

Что Вы можете сделать для развития образности речи ребёнка?

  • Сами использовать в своей речи метафоры, сравнения, эпитеты, афоризмы, гиперболы, пословицы, поговорки, фразеологизмы, , загадки и т.д.
  • Познакомить детей с метафорами, сравнения, эпитетами, афоризмами, эпитетами, антонимами и паронимами.
  • Читать русские народные сказки, пословицы и поговорки, обязательно объясняя их, приводя примеры их использования
  • Загадывать и отгадывать вмести загадки, так же объясняя их.
  • Играть в разнообразные игры (Н.: Снежный ком, составь загадку, составь метафору, почта и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Использование эффективных методов и приемов в работе с неговорящими детьми, с детьми с ОВЗ"

Представлен опыт работы в современных условиях с новым контингентом детей, имеющих сложные речевые нарушения....

Образовательный проект по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста " Внедрение эффективных методов и приемов развития восприятия в процессе экспериментирования со звуками".

Краткосрочный образовательный проект  по развитию слухового восприятия рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и направлен на развитие уменя детей слушать и слышать окружающие , в том чи...

Проект: Развитие творческих способностей дошкольников через применение эффективных методов и приемов рисования

Выявление и развитие творческих способностей у и активизации творческого потенциала дошкольников посредством использования эффективных методов и приемов рисования...

Педагогического совета по теме: «Совершенствование работы по развитию связной речи детей с использованием произведений художественной литературы в условиях ФГОС ДО»

Цель педсовета: совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры....

статья на тему: использование русской народной сказки в развитии образной речи детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыты возможности педагогической поддержки при развитии образной речи детей старшего дошкольного возраста, посредством русских народных сказок....

Семинар-практикум для педагогов на тему: "Использование эффективных методов и приемов развития образной речи в свободной образовательной деятельности"

Одна из актуальных проблем развития речи старших дошкольников - формрование образных средств языка, развитие образной речи. Какой же педагог не хочет, чтобы речь его воспитанников была не только прави...

Методическая разработка «Мнемотехника - как один из эффективных методов и приемов в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.На сегодняшни...