Консультация для воспитателей "Развитие слухового восприятия у детей"
консультация

консультация для воспитателей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_sluhovogo_vospriyatiya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие слухового восприятия у детей.

Психическое развитие дошкольника связано с чувственным познанием окружающего мира. Слуховое восприятие дает возможность «озвучить» происходящее, обогатить представление о свойствах предметов и явлений, развивать речь. Слуховое восприятие это, прежде всего средство обеспечения общения и взаимодействия между людьми. Уже на ранних этапах развития слуховые реакции ребенка носят ярко выраженный социальный характер. Он более активно реагирует на голос человека, у него формируется понимание речи, а затем и собственная речь.

Развитие навыка слухового восприятия речи связано с развитием всей познавательной деятельности ребенка, накопление им жизненного опыта, усвоением языка, формированием произношения.

 Важное значение для эмоционально эстетического развития ребенка имеет музыка, восприятие которой также базируется на слуховой основе.

 Итак, развитие слухового восприятия является одной из важных задач познавательного развития дошкольника, служит основой формирования речи и коммуникации, является средством регуляции поведения ребенка. Поэтому работа по развитию слухового восприятия должна включаться в различные виды деятельности детей, а также проводиться в виде специальных игр и упражнений на всех видах занятий.

 Для проведения работы по развитию слухового восприятия важно создать определенные условия. Развивающая предметная среда в группе должна включать музыкальные игрушки, звучащие сюжетно-образные игрушки, д./и со звуковыми сигналами, аудиокассеты (диски) с записями художественных текстов и детских песен.

 Однако само по себе наличие звучащих предметов и игрушек в группе ничего не означает. Одна из задач воспитателя научить ребенка слушать звучание предметов, природы, улицы. Эта работа должна быть тесно связана с познанием окружающего мира, формированием звуковых образов предметов и явлений, обогащением сенсорного развития ребенка.

 Развитие слухового внимания к окружающим звукам и понимание ребенка их значения необходимо обеспечивать, прежде всего, в повседневной жизни – в быту, на прогулке. Воспитатель может предложить детям послушать звуки «вокруг»: шум транспорта, стук и скрип двери, голоса людей, шелест травы и листвы, пение птиц, жужжание пчел и т.д.

 Важное познавательное значение имеет уточнение звучаний бытовых приборов: пылесоса, чайника и т.д. Важно не только послушать эти звуки вместе с детьми, рассмотреть приборы, но и уточнить, о чем свидетельствует их звучание (в комнате идет уборка; звенит посуда – дети собираются обедать и т.д.). Можно начать знакомить детей с различными предупреждающими сигналами, уточнить, чем обусловлена их необходимость: шофер предупреждает пешехода о приближении машины и так далее.

 Для развития слухового восприятия важным представляется проведение режимных моментов, игр и занятий в обстановке, исключающей постоянный шум (сигналы транспорта, громкая речь), который приводит к слуховому напряжению, рассеиванию внимания и появлению усталости (в некоторых случаях это вызывает расстройство сна). Отрицательное воздействие на эмоциональное состояние вплоть до стрессовых ситуаций, вызывает также неожиданные и непривычные звуки.

 В процессе общения с детьми необходимо внимательно выслушивать их. Положительное значение имеет ненавязчивая установка на слушание:

 -послушайте внимательно, что я расскажу;

 - выслушай до конца.

Такие напоминания очень важны, особенно при проведении занятий, игр: воспитатель при этом фиксирует внимание не только на том, о чем говорят окружающие, но и как говорят.

 Важным условием развития слухового восприятия речи является соблюдение норм литературного языка. Кроме того, воспитатель не должен говорить очень громко, и, наоборот очень тихо, так как длительное сосредоточенное прислушивание утомляет детей. Воспитателю следует помнить: его речь является образцом для подражания.

Упражнения и игры по развитию слухового внимания имеют различную направленность. Например, игры и упражнения, обучающие детей воспринимать интенсивность звуков, определять их направление и удаленность, длительность, высоту, темп звучаний. В них звук регулирует движения детей, перемещение в пространстве, определяет темп, ритм движений. Это игры, цель которых научить быстро реагировать на имя или неречевые звуки (звучание барабана, бубна, колокольчика…), оценивать расстояние до источника звучания, реагировать на речь нормальной громкости и на шепот (игры «Что звучало?», «Где звенит (стучит, шуршит, играет)?» и т.д.). Для таких игр с малышами лучше сначала взять игрушки с достаточно громким звучанием (барабан, гармонь), а затем постепенно использовать игрушки, звучащие менее интенсивно (погремушка, шарманка, негромкий свист).

 С целью развития восприятия интенсивности звучания можно организовать игры: «Найди куклу», «Громко – тише - тихо», «Солнце или дождик», в которых в зависимости от интенсивности звучания изменяется характер движений детей (на громкий звук бегут, на тихий идут и т.д.).

 На формирование темпа звучания направлены различные двигательные упражнения со сменой быстрого и медленного темпа звучания музыкальных инструментов (барабана, бубна, металлофона), а также игры «Дождик», «Большие ноги», «Мишка и зайка» и прослушивание различных музыкальных произведений.

 Для умственного воспитания особую значимость приобретают звуковые игры, направленные на понимание значения звуков окружающего, на установление связи звука с другими свойствами предметов, в результате чего расширяются представления детей: о животных (в связи с их голосами), о природных объектах (в зависимости от шумов и звуков).

 Для формирования восприятия звука как одного из свойств предмета могут быть проведены игры: «Узнай по звуку», «Что звучало?», «Кто как поет (говорит), «Угадай кто это?». В играх «Что звучало?», «Угадай по звуку»- дети должны на слух определить звучание игрушек и музыкальных инструментов или бытовых предметов (шуршание бумаги или звон будильника, шум льющейся воды, звук падающей ложки ит.д.). можно учить детей (более старших) различать, как звучат различные крупы (пшено, рис, фасоль, горох), насыпанные в одинаковые коробочки.

 Важное значение для ознакомления с окружающим имеет знакомство с голосами животных и птиц. С младшими дошкольниками хорошо играть в звукоподражательные игры, в ходе которых они познакомятся с голосами домашних животных и птиц. Важно обогащать лексику глаголами: хрюкает, лает, мычит, мяукает, рычит и т.д.

Педагогическая работа должна включать игры по развитию речевого слуха. Их цель: углубить слуховое восприятие речи, научить воспринимать смысл сказанного, понимать и чувствовать интонационно – мелодическую сторону речи, реагировать на неё (ругает, хвалит).

Игры и упражнения по развитию речевого слуха могут включаться почти во все бытовые и игровые ситуации, а также занятия, особенно по развитию речи. Важно учить детей слушать друг друга.

Интонационно – мелодическая сторона речи оказывает влияние на состояние ребенка, пробуждает в нем эмоциональный отклик, определяет его поведение, отражается на формировании личностных качеств.

Большими возможностями для овладения интонационно – мелодической стороной речи и обучению её восприятия обладают игры – драматизации.

 Таким образом, целенаправленная, систематическая работа по развитию слухового восприятия у детей может стать средством их умственного восприятия, способствовать развитию представлений об окружающем, формированию речи и коммуникативных способностей, обогащению эмоциональной стороны жизни.

 Можно сказать, что развитое слуховое восприятие ребенка дошкольного возраста во многом предопределяет формирование у него социально личностных качеств и адекватного поведения в обществе.

Литература:

  1. журнал «Дошкольное воспитание» №6 1998г.
  2. З.М. Богуславская, О.Е. Смирнова «Развивающие игры для детей мл. дошкольного возраста».
  3. Н.Б. Куприянова, Т.Н. Федосеева «Игры и занятия с детьми до трех лет».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Развитие слухового восприятия у детей раннего возраста.

В данной консультации помещены рекомендации для родителей  по развитию слухового восприятия у детей раннего возраста....

Образовательный проект по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста " Внедрение эффективных методов и приемов развития восприятия в процессе экспериментирования со звуками".

Краткосрочный образовательный проект  по развитию слухового восприятия рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и направлен на развитие уменя детей слушать и слышать окружающие , в том чи...

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию "Развитие слухового восприятия у детей 2-3 лет"

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию "Развитие слухового восприятия у детей 2-3 лет"...

Консультация для родителей "Как развивать слуховое восприятие у детей".

Консультация для родителей "Как развивать слуховое восприятие у детей"....

Консультация для родителей Развитие слухового восприятия у детей с ОВЗ

Слуховое восприятие - очень важная особенность человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, основное средство общения.Слуховое внимание - умение сосредотачиваться на звуке, определять е...