Консультация для родителей «Развитие слухового восприятия у детей 2-3 лет»
консультация по музыке (младшая группа)

Буражева Асета Даудовна

Развитие слухового восприятия у детей

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие слухового восприятия у детей 2-3 лет»

Цель: активизация творческого потенциала родителей в процессе взаимодействия с детьми младшего дошкольного возраста.

Задачи: повысить компетентность родителей в вопросе по развитию слухового восприятия у детей; познакомить родителей с возможностями игровой деятельности, с приемами и методами ее организации и умелом руководстве взрослого.

Прекрасен мир звуков! Прекрасен потому, что жить в нем радостно и интересно. Стоит на мгновение закрыть уши, как сразу замолкнут все звуки, и обеднеет для нас мир. Непременным условием для развития речи является способность слышать

Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков, с другой – восприятие речевых звуков, т. е. фонематический слух. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться в раннем возрасте.

Развитие неречевого слуха

Неречевой (физический) слух – это улавливание и дифференциация различных звуков окружающего мира (кроме звуков человеческой речи). Неречевые звуки играют большую роль в ориентировании человека в окружающем мире.

Правильное определение на слух источника звука помогает узнать направление, откуда идет звук, позволяет лучше ориентироваться в пространстве, определять свое местонахождение.

Умение сосредоточится на звуке (слуховое внимание) – важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Именно по этому, необходимо использовать игры для развития слухового внимания и восприятия, которые научат малышей сосредотачиваться на звуке, улавливать и различать разнообразные звуки. Следует также учесть, что звуки могут восприниматься на слух или с опорой на зрение (слухозрительно, что значительно легче и должно предшествовать изолированному слуховому восприятию.

При обучении ребенка различению на слух неречевых звуков необходимо соблюдать последовательность:

• звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и др.

• звуки, которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев, гуление голубей, ржание лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука и др.;

• звуки, которые издают предметы и материалы: стук молотка, скрип двери, тиканье часов, жужжание пылесоса, шуршание пакета, шорох пересыпаемой крупы и др.;

• транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета и т. п.;

• звуки, которые издают различные звучащие игрушки: погремушки, свистульки, трещотки, пищалки;

• звуки детских музыкальных игрушек: колокольчик, барабан, бубен, гармошка и т. д.

Кроме этого, огромное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка, его эстетическое воспитание оказывают звуки музыки.

Игры на развитие физического слуха.

«Послушаем звуки!»

цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков природы, голосов животных и птиц.

Ход игры: Гуляя на детской площадке или в парке, обращайте внимание малыша на звуки природы – шум ветра, шелест листьев, журчание воды, грохотание грома. Также обращайте внимание на звуки, которые издают животные и птицы, живущие в городе – собаки, кошки, вороны, воробьи и т. д. После того как ребенок научится хорошо различать эти звуки с опорой на зрение (слышит и видит одновременно, предложите определить источник звука с закрытыми глазами (только на слух);

- Закрой глаза, прислушайся. Что ты слышишь? И ребенок должен назвать звуки, которые он услышал.

Аналогично проводится игра «Звуки дома» на восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы обихода.

Ход игры: находясь в квартире, прислушайтесь вместе с ребенком к звукам дома – тиканью часов, звону посуды, скрипу двери, шипению закипающего чайника и т. д.

(предлагаю родителям закрыть глаза и прислушаться к звукам детского сада)

«Кто кричит?»

Летом на даче или в гостях в деревне, вместе с ребенком познакомьтесь с домашними животными и птицами. Научите его различать издаваемые ими звуки и соотносить звук с конкретным животным (лошадь, корова, коза, свинья) или птицей (утка, гусь, курица, петух) Усложняя задачу, предложите ребенку с закрытыми глазами определить кто кричит.

- Закрой глаза и постарайся угадать, кто кричит. Конечно, это петух прокукарекал! Молодец, угадал. А теперь? Да, это хрюкает свинья.

«Постучим, погремим!»

цель: развитие слухового внимания, восприятия на слух звуков, которые издают различные предметы.

оборудование: бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки и т. д.

Ход игры: Познакомьте ребенка с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: постучите деревянным молоточком, помните или порвите лист бумаги, пошелестите газетой, пошуршите пакетом, ударьте металлическими ложками друг о друга и т. д. После того, как ребенок научится внимательно слушать звуки предметов, предложите послушать с закрытыми глазами и угадать, какой предмет звучал.

Вначале вы с ребенком договариваетесь, какие предметы будут использованы в игре, в дальнейшем можно использовать любые предметы в комнате – манипулировать ими издавая звуки.

(предлагаю родителям закрыть глаза и определить, какой предмет издает звук)

Аналогично проводится игра со звучащими игрушками.

«Кто услышит»

Игра направлена на развитие слухового восприятия, расширение активного словаря.

Возраст детей: от 1,5 года.

Инструкция и ход игры: понадобятся предметы, издающие различные звуки, например, колокольчик, молоточек, детская дудочка – все что угодно, вы можете подбирать эти предметы по категориям: музыкальные инструменты, предметы из бумаги и т. д. Взрослый говорит ребенку: «Давай вместе послушаем, какие звуки издают предметы, которые я тут

приготовил. А теперь я спрячу их за спину и пошумлю ими. Да, вот так. А ты попробуй угадать, что это был за предмет».

«Я здесь»

Игра направлена на развитие умения ориентироваться в пространстве, быстро сосредоточиваться и находить источник звука.

Возраст детей: от 1,5 года.

Инструкция и ход игры: взрослый говорит ребенку:

«Сейчас я завяжу тебе глазки, не пугайся, потом я тихо-тихо отойду от тебя в сторону (начинайте с меньших расстояний, постепенно увеличивая их до 3 метров).

А теперь я громко скажу: «Я здесь», и тебе просто нужно рукой показать, откуда донеслись мои слова».

Если вы играете в компании других детей, тогда можно попросить водящего (ребенка с закрытыми глазами) по звуку голоса угадать, кто именно из участвующих детей отошел в сторону.

«Эти звуки не для скуки»

Игра направлена на активизацию прошлого опыта ребенка, развитие акустической памяти.

Возраст детей: от 2 лет.

Инструкция и ход игры: отличие этой игры от предыдущих вариантов состоит в том, что здесь вы используете не специально подобранные звуки, а ежедневные будничные шумы (помешать ложкой в стакане, скрип открываемой двери, звонок телефона), то есть все звуки, на которые ребенок в повседневной жизни внимания не обращает. Вы завязываете ему глаза, воспроизводите любой бытовой шум и просите ребенка отгадать, что это было и для чего это нужно. Важно, что заранее вы не обговариваете, какие именно будут звуки, их можно ограничить «зонами». Например, звуки кухни, звуки детской, звуки прихожей и т. д. Если ребенок постарше, вы можете давать подряд 2-3 звука, тренируя таким образом акустическую память.

   Рекомендованные игры помогут открыть для малыша мир звуков и сделать его более чувствительным к этой стороне восприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие слухового восприятия».

Грамотность родителей необходима для развития их собственного ребенка. Работа с родителями строится в нашем ДОУ по таким направлениям, как:- создание совместно с родителями условий для реализации личн...

Консультация для родителей. Развитие слухового восприятия у детей раннего возраста.

В данной консультации помещены рекомендации для родителей  по развитию слухового восприятия у детей раннего возраста....

консультация для родителей "Развитие слухового восприятия для успешного обучения ребенка в школе"

Консультация для родителей составлена по следующему плану:1. Общее представление о слуховом восприятии и фонематическом слухе.2. Причины несформированности фонематического слуха у дошкольников.3. Возр...

Консультация для родителей Развитие слухового восприятия у детей с ОВЗ

Слуховое восприятие - очень важная особенность человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, основное средство общения.Слуховое внимание - умение сосредотачиваться на звуке, определять е...

Консультация для воспитателей Развитие слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

В наше время очень мало внимания уделяется формированию умения слушать звуки окружающего мира. Нам, педагогам и родителям, необходимо обращать внимание на формирование слуховой культуры детей дошкольн...