консультация для родителей "Развитие слухового восприятия"
консультация (старшая группа) на тему

Миндибаева Гузалия Захитовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

В дошкольные годы ребенок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности — учебной. Важное значение при этом будет иметь не только психологическая готовность к школе, но и формирование у ребенка умений, требуемых в этой деятельности. Обладание такими умениями обеспечивает высокий уровень обучаемости, характерной особенностью которого является умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Для этого от поступающего в школу ребенка требуется определенный уровень развития всех высших психических познавательных процессов.

Процесс прочного усвоения знаний — центральная часть процесса обучения. Это психологически очень сложный процесс. Он никак не сводим к памяти или к прочности запоминания. В него включаются восприятие материала, его осмысливание, его запоминание и то овладение им, которое дает возможность свободно им пользоваться в различных ситуациях, по-разному им оперируя, и т. д.

Когда ребенок начинает обучение в школе, ему предстоит воспринимать и усваивать большой объем информации, в основном зрительной и слуховой. Однако сейчас все чаще педагогами и психологами поднимается вопрос о том, что младшие школьники очень часто не умеют воспринимать преподносимую информацию и "усваивать" ее. Если в школу ребенок приходит неготовым к восприятию зрительной и слуховой информации, то в процессе обучения в школе у ребенка не складывается воедино смысловой, слуховой и зрительный образ слова и предложения. В таком случае совершенно бессмысленно будет требовать от ребенка грамотного письма; ему будет сложно писать изложения, а тем более сочинения; трудности дадут себя знать в математике, где ученик не сможет понять контекст задачи и правильно решить ее; ребенку будет сложно соотнести прочитанный или прослушанный текст с наглядным материалом. Практика показывает, что многие предметы становятся для ребенка нелюбимыми по причине большого объема зрительной и слуховой информации, которую необходимо не только прочесть и прослушать, но и осмыслить.

Следовательно, важнейшим условием успешного обучения ребенка в школе является то, насколько эффективно он воспринимает увиденную и услышанную информацию. Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста, помогая ребенку формировать правильное представление об окружающих предметах и явлениях. Поэтому одна из главных задач подготовки дошкольников к школьному обучению — развитие зрительного и слухового восприятия, ведь чем лучше развиты органы восприятия, тем полнее получаемая информация об окружающем мире, тем эффективнее ребенок будет воспринимать в будущем учебный материал.

Восприятие — это процесс отражения в сознании человека внешних признаков предметов и явлений, совершающийся при помощи органов чувств и завершающийся созданием образа воспринимаемого предмета и оперированием этим образом. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире. Можно сказать, что восприятие — это прижизненно формирующаяся система перцептивных действий, с помощью которой дети строят образ окружающей действительности и затем ориентируются в ней. Задача развития восприятия заключается в том, чтобы сформировать у ребенка правильное представление об окружающих предметах и явлениях.

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Первыми опорными точками для будущего успешного обучения ребенка в школе является то, что он видит и слышит. Поэтому одна из главных задач подготовки дошкольников к школьному обучению — развитие восприятия всех органов чувств: зрения, слуха, осязания и обоняния. Ведь чем лучше развиты органы восприятия, тем полнее получаемая информация об окружающем мире, о конкретных объектах, и тем богаче личный опыт ребенка.

Так как восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста, незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов. Если ребенок не получит благоприятных условий для развития восприятия в дошкольный период, то и связанные с ним процессы будут отставать в развитии, что затруднит освоение учебной деятельности в школьном возрасте. Следовательно, задача развития восприятия и его свойств у детей дошкольного возраста приобретает первостепенное значение.

Познавательные возможности органа слуха: характеристика звука, соотнесение предмета со звуковым сигналом, определение удаленности объекта, материала, из которого изготовлен предмет, его содержимого, установление действий, какие осуществляются с предметом и др. В старые времена слух играл важную ориентировочную роль: по характеру звона колоколов различали события - призыв к церковной молитве, пожар, военная опасность, радостная весть и др. Нередко звуки соотносились с цветом, например: малиновый звон.

В слуховом восприятии в качестве сенсорных эталонов приняты звуковысотный ряд (шкала музыкальных звуков) и фонемы родного языка. Первый эталон имеет общечеловеческий характер, второй ограничен национальными рамками.

Коррекционная работа осуществляется поэтапно. Так, Е.Л. Черкасова (2001) называет четыре этапа: подготовительный, дофонемный, фонемный и интегративный.

Цель подготовительного этапа заключается в подготовке слухового анализатора к восприятию разнообразных невербальных и вербальных звуков, активизации речевой деятельности и модально-специфических функций - слухового внимания и слуховой памяти. На этом этапе определяется расстояние, на котором ребенок со сниженным слухом безошибочно распознает односложные и двухсложные слова; наличие или отсутствие различий при восприятии слов правым и левым ухом.

На основании результатов составляются индивидуальные рекомендации по организации окружающей среды, т.е. определяются и создаются условия максимально благоприятные для слухового восприятия/

Развитие неречевого слуха осуществляется с помощью различных упражнений, направленных на активизацию слуховых ощущений, слухового внимания путем вырабатывания двигательной и вербальной реакций на слышимый звук (стук, звон, писк и т.п.); дифференциацию слуховых ощущений (обнаружение одинаковых и различных акустических сигналов); развитие слухового внимания и слуховой памяти; формирование невербального слухового восприятия (первичных слуховых образов); слухового внимания, слуховой памяти и слухового контроля. Это реализуется в процессе работы над ритмом, темпом движений (без музыкального сопровождения и под музыку), слухо-двигательным контролем, а также путем узнавания и дифференциации неречевых звуков.

Умения воспринимать, дифференцировать, запоминать неречевые звучания, а также выполнять темпо-ритмические движения под музыку являются базовыми для развития речевого слуха и выразительной устной речи.

На третьем фонемном этапе дети должны практически усвоить фонетическую и фонематическую системы языка. Овладение фонетической системой происходит в ходе развития психических процессов слуховой модальности, фонетического слуха (узнавание и различение звуков речи по их акустическим и интонационным признакам) и формирования нормативного звукопроизношения, слухо-моторного контроля. Развитие фонетического слуха проводится одновременно с формированием звукопроизношения и включает различение слогов, звукокомплексов по акустическим характеристика (громкость, высота, длительность). Развитие интонационного слуха заключается в различении и воспроизведении речевого темпа, слогового ритма, тембра речевых звучаний.

На четвертом этапе целью работы является развитие связной речи на основе интеграции фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка, формирование самоконтроля речи. На данном этапе слуховое восприятие речи происходит в сложных условиях: шумовые помехи, музыкальное сопровождение, смежные помещения, многоканальная коммуникация (восприятие двух, одновременно следующих сообщений; одновременного слушания и говорения).

Даже если у ребенка абсолютно нормальный слух, он может сталкиваться с проблемами восприятия более тонких нюансов устной речи, разговорного языка. Это, в свою очередь, может влиять на способность к правильному сочетанию звуков и букв. Интересно можно построить работу по составлению ритмического рисунка фразы, развитию интонационных характеристик речи, как в учебной, так и внеклассной работе. Для этого частично используется методика проведения музыкальных и логопедических занятий с акцентом на просодику (основные типы интонаций). Вначале желательно произносить только гласные с разнообразными модуляциями (тише - громче, ниже - выше, имитируя интонации вопроса, ответа, восклицания и т.п.). Такая тренировка часто включается в игровую ситуацию, что способствует более яркому проявлению эмоций, следовательно, и интонационной выразительности. Затем эта тренировка проходит с использованием слогов, слов и фраз. Такой подход весьма эффективен при работе с заикающимися детьми.

При усвоении грамоты большую роль играет развитие фонематического слуха - дифференцирование речевых звуков и зрительного восприятия написанных букв. Уровень воспитанности музыкального слуха облегчает восприятие модели звучащего слова и на родном, и на иностранном языке.

В процессе развития слухового восприятия речи можно использовать специфические приемы:

воспроизведение фраз, сказанных в условиях шумовых помех;

воспроизведение фраз, сказанных в смежных помещениях (двое детей размешаются в смежных комнатах, при этом один из них составляет предложения по сюжетным картинкам и произносит их голосом нормальной громкости в среднем темпе, а другой воспроизводит услышанное);

запоминание и воспроизведение (моментальное и отсроченное) слов и фраз, воспринятых через наушники магнитофона;

пересказ текста, воспринятого через магнитофон, диктофон (тексты проговариваются различными голосами: мужским, женским, детским);

декламация стихотворений и небольших текстов под музыкальное сопровождение;

последовательное воспроизведение двух слов или фраз, сказанных одновременно двумя людьми третьему, который сидит между ними и должен повторить сказанное каждым из своих товарищей;

ответы на два вопроса, одновременно заданные двумя детьми (трое детей становятся на расстоянии 3 - 4 м друг от друга; двое по команде педагога одновременно задают по одному вопросу, продуманному заранее; третий ребенок должен последовательно ответить (не вербально или вербально) на каждый вопрос;

вербальное «музыкорисование» на основе прослушанных музыкальных фрагментов (дети прослушивают с закрытыми глазами музыкальный отрывок, представляя различные образы и сюжетные картины, рисуя их в воздухе; по окончании прослушивания рассказывают, что они нарисовали);

составление рассказов по слуховым образам проводится после проведения предварительной лексико-грамматической работы по определенной теме; после составления рассказа по опорным картинкам данной тематики; прослушивания отдельных невербальных звуков, соотносимых с изучаемой темой.

Указанные упражнения проводятся в игровой форме, что способствует дальнейшему развитию эмоциональных потребностей ребенка, осознанию им конкретных целей: запомнить, припомнить речевой материал. Это обусловливает развитие процесса саморегуляции, при котором внешний контроль исполнения постепенно переходит в самоконтроль, регулирующий отдельные виды речевой деятельности детей и всю ее в целом.

Для развития и коррекции слухового восприятия можно порекомендовать следующие упражнения.

С целью тренировки слухового восприятия используются различные фонограммы: запись шумов леса, города, голосов известных всем птиц, животных и т. д. Дети, прослушивая фонограмму и услышав указанный звук, должны подать условный сигнал (хлопнуть в ладоши, услышав мяуканье кошки и т. д.).

Для развития слухового восприятия и звуко-моторной координации широко используют слуховые и графические диктанты. В первом случае ребенок двигает по шахматной доске фишки в заданном направлении (например, два шага влево, три вверх, один вправо и т. д.). Вариантом этого упражнения может быть игра в классики. На асфальте мелом расчерчиваются классики на 9 или 12 квадратов, и ребенок прыгает по квадратам, следуя указаниям взрослого. Во втором случае ребенок на листе бумаги в клеточку от указанной точки, следуя по маршруту, указанному взрослым, создают какой-то рисунок (вверх на одну клеточку; на две клеточки вправо и т. д.).

Формированию речевого слуха и звукового восприятия способствует любимая и детьми, и взрослыми игра "В слова". Правила этой игры таковы: Называть слово, которое начинается со звука, которым закончилось предыдущее слово (кот — тарелка — арбуз — заяц и т. д.).

Тренировка восприятия мелодики, темпа, ритма речи выполняется с помощью воспроизведения предложенных ритмических рисунков выстукиванием, похлопыванием.

Тренировке слухового восприятия и воображения способствует "Сказка про Ухо". Ребенку предлагают закрыть глазки и представить, что услышало бы Ухо в лесу, в магазине, на улице?

Перечисленные упражнения не требуют ни длительной подготовки, ни специальных материалов. Их можно проводить и дома, и на прогулке, и в поездке, и в очереди к врачу. Однако, несмотря на простоту, эти упражнения достаточно эффективны, и помогут вашему ребенку развить слуховое и зрительное восприятие, подготовиться к восприятию учебного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей с элементами игры «О предупреждении отклонений в развитии слухового восприятия»

Обучение воспитателей  развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста с помощью игры....

Конспект занятия по развитию слухового восприятия и обучения произношению с детьми раннего возраста со слуховой депривацией по теме: "Животные"

Конспект занятия по развитию слухового восприятия и обучения произношению с детьми раннего возраста со слуховой депривацией  Тема занятия:   "Животные"(различение звукоподража...

БУКЛЕТ для родителей "Варианты игр с детьми для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти". «С детьми играем — речь развиваем»

Варианты игр с детьми для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти. «С детьми играем — речь развиваем»...

Упражнения для развития слухового внимания,слухового восприятия и слуховой памяти.

Создание психологической готовности к вызыванию звука речи как части подготовительного этапа....

Картотека игр, направленных на развитие слухового восприятия и памяти с детьми раннего возраста со слуховой депривацией

Предлагаемая  картотека игр была опробирована в совместной деятельности с детьми раннего возраста с нарушением слуха и  успешно применена в работе. Этот материал может быть использован и для...