Учебно - методический материал. Конспект занятия с детьми раннего возраста со слуховой депривацией по развитию слухового восприятия и обучению произношения по теме: "Одежда"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая группа) по теме

Карасева Наталья Юрьевна

Предложенный конспект занятия будет полезен педагогам, родителям детей, имеющим нарушения слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odezhda.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 27 компенсирующего вида

Московского района Санкт-Петербурга «Надежда»

Конспект  совместной деятельности

по развитию слухового восприятия и

обучения произношению

по теме:

"Одежда"

с детьми раннего возраста с нарушениями слуха

 

Учитель - дефектолог:

Карасева Н.Ю.

Санкт-Петербург

2017


Конспект совместной деятельности по развитию слухового восприятия и обучения произношению с детьми раннего возраста группы № 5

Тема занятия:   "Одежда"

(различение  слов «ШТАНЫ» и «ПЛАТЬЕ»)

Цели занятия:

Расширять представления детей  о  предметах одежды.

Коррекционные задачи:

Развитие слухового восприятия.

1.Учить различать слова «ШТАНЫ» и «ПЛАТЬЕ» на слух и слухо - зрительной основе;

2.Учить различать слова при выборе из2 –х с опорой на картинку и предмет;

3.Формировать условную двигательную реакцию на звучание бубна.

Обучение произношению.

1.Поощрять речевую активность детей.

2.Учить произносить звукоподражания и названия игрушек в сопряженной и отраженной речи на уровне произносительных возможностей детей.

3.Учить детей подражать движениям фонетической ритмики, вызывать голосовую реакцию при помощи приемов фонетической ритмики;

4.Развивать артикуляционный аппарат; формировать плавный выдох.

Задачи комплексного развития детей.

1.Расширять представления детей о предметах одежды.

2.Расширять умения обыгрывать предметы одежды.

3.Учить различать кукол по предметам одежды.

4.Развитие мелкой и общей моторики.

5.Учить сличать предмет и его изображение.

6.Формировать навык глобального чтения, выполнять действия по предъявлению табличек.

Задачи развития эмоционально - волевой сферы.

1.Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умения проявлять свои чувства.

2.Развивать навыки взаимодействия детей  друг с другом.

3.Развитие игровых навыков, произвольного поведения.


Материалы:

Демонстрационный материал:

1.Оформление игры "Что это?" – стаканчик со султанчиками; игрушки  - куклы «мальчик», «девочка»; картинки с изображением предметов одежды « платье» и «штаны»; таблички с речевым материалом.

2.Оформление игры "Кто это?" - коврограф; фотографии взрослых и детей группы; таблички с речевым материалом.

3.Игрушки для проведения фонетической ритмики : кукла, самолет, мяч; карточки с графическим изображением А, У, О.

Раздаточный материал:  султанчики; бубны, таблички с именами.

Предварительная работа:

1.Рассматривание фотографии взрослых и детей группы раннего возраста, узнавание, тренировка в умении находить друг друга и себя по фото;

2.Работа по соотнесению парных табличек;

3.Знакомство детей с названиями предметов одежды; тренировка в умении находить знакомые игрушки в окружающей обстановке; на картинках; в книгах;

4.Работа по соотнесению предмета и его изображения;

5.Развитие подражательных способностей детей; повторение и копирование действий взрослого;

6.Постоянная работа по вызыванию голосовой реакции по средствам фонетической ритмики; имитация звукоподражаний;

Организация:

Во время подготовки к проведению занятия проверяется работа индивидуальных слуховых аппаратов (ИСА) детей и КИ (кохлеарного импланта)

Ход совместной деятельности:

Во время занятия весь речевой материал проговаривается учителем - дефектологом совместно с детьми в сопряженной и отраженной речи на уровне произносительных возможностей детей. Часть речевого материала представлена на табличках  для слухо - зрительного восприятия и формирования навыка глобального чтения детей.


Тема: "Одежда"  (различения  слов  «ШТАНЫ» и «ПЛАТЬЕ»)

Ход занятия:

Этапы занятия

Содержания занятия; виды работы

Речь учителя - дефектолога

Действия и ответы детей

Демонстрационный

и раздаточный материал; оборудование

1.Организационное начало занятия

а) Игровое упражнение "Передай колокольчик"

б) Дидактическая игра "Кто это?"

Колокольчик звенит.

Передай колокольчик.

На. Дай.

Привет. Встаньте. Сядьте.

Кто это?

тётя Ната

тётя Надя

Дети берут к веревочке. Становятся.

Передают колокольчик друг другу.

На. Дай.

дети находят взрослого по фото и показывают его в группе

На полу лежит веревка по которой строятся дети перед началом занятия;

колокольчик,

таблички с речевым материалом,

фотографии

2.Игра: "Найди свой стульчик"

Дидактическая игра:

1.Называние имен детей;

2.Сличение фото и объекта;

3.Сличение парных табличек;

Педагог показывает фотографии и просит детей указать:

Кто это?

имена детей

Вот.

Нет.

Там.

Дети рассматривают фото; находят того, кто изображен, называют.

Вот. Имена детей. Находят по табличке сой стульчик.

Стульчики стоят полукругом;

фотографии детей; таблички с именами детей;

3.Развитие дыхания

1.Активизация вдоха и развитие плавного выдоха.

2.Выработка простейших слов при помощи элементов фонетической ритмики.

3.Подражание действиям и словам педагога.

Педагог показывает стаканчик - привлекает внимание детей. Что там?

На. Дай. Нет.

Дети выполняют игровое упражнение "Дай - На";

Тренировка активного вдоха и плавного выдоха.

Дай. На. Вот. Нет.

Стаканчик;

султанчики;

таблички с речевым материалом;

4.Работа над различением слов – предметов одежды

1.Различение на слух и слухо - зрительной основе предметов одежды  ШТАНЫ и ПЛАТЬЕ.

2.Развитие умения понимания вопросы и по возможности отвечать на них;

3.Называние названий игрушек в сопряженной и отраженной речи на произносительном уровне детей;

4.Учить различать кукол – мальчика и девочку по предметам одежды.

Педагог приносит двух кукол.

Кто это? Кукла.  Одинаковые? Нет.

Эта кукла – девочка. У куклы – ПЛАТЬЕ.

Вот ПЛАТЬЕ.

Кто это? Кукла. Эта кукла – мальчик.

У мальчика –ШТАНЫ.

Вот ШТАНЫ.

Где ПЛАТЬЕ? Вот ПЛАТЬЕ.

Где ШТАНЫ? Вот ШТАНЫ.

Дети на слух и слухо - зрительной основе различают названия предметов одежды.

Рассматривают одежду кукол и картинки.

Сличают предмет и его изображение;  различают кукол по предметам одежды и находят  таких же кукол в группе, показывают; повторяют.

2 две куклы: мальчик и девочка.

Платье. Штаны.

картинки с изображением;

таблички с речевым материалом.

5.Фонетическая ритмика

1.Вызывание голосовой реакции детей;

2.Развитие речевого дыхания;

3.Произнесение звуков А, У, О; слоги АУ__; АО__; УА__; ОУ__; УО__.

4.Формирование навыка глобального чтения табличек;

5.Знакомство с графическим изображением А, У,О.

Педагог просит детей встать.

Встаньте.

вместе с детьми (в игровой форме) произносит А; А__(укачивают куклу)

У; У__ (гудит самолет);

О; О___(мяч прыгает)

Дети встают в круг.

укачивают куклу, произносят А; А___

гудят "как самолет" произносят У; У__

вместе с педагогом произносят слог АУ__

прыгают как мяч О

слоги АО___

ОА__ УА___УО__

Кукла;

самолет;

таблички с графическим изображением букв А, У; АУ; АУ_.

6.Выработка УДР

1.Учить выполнять действия по звуковому сигналу;

2.Формировать навык глобального чтения;

3.Учить подражать действиям взрослого;

Педагог звенит в колокольчик.

Педагог показывает детям бубен; раздает каждому.

Вот бубен. Нет.

Работа по выработке УДР на звучание бубна.

Дети строятся по веревочке.

Дети производят движения в такт удара в бубен - УДР.

Дай. На.

Вот бубен. Нет.

Колокольчик;

бубен;

таблички с речевым материалом.

7.Организационное окончание занятия

Педагог поощряет детей;

прощается с ними.

Занимались хорошо.

Что там? Конфета. Спасибо.

Пока.

Дети прощаются; благодарят.

Дай. Конфета. Спасибо. Пока.

Конфеты;

таблички с речевым материалом.


Выводы:

Данное занятие по развитию слухового восприятия и обучению произношению является четвертым занятием по теме и продолжает изучение темы по развитию речи "Одежда". Представленное занятие включает в себя элементы фонетической ритмики; упражнения на развитие артикуляционного аппарата; игровые упражнения для развития дыхания. На занятии проводится работа по систематической выработке условной двигательной реакции (УДР) на звучание музыкального инструмента (бубна). Отражена работа по формированию навыка глобального чтения, сличении предмета и его изображения; соотнесении одинаковых табличек. Различение звукоподражания проходит на слух и на слухо - зрительной основе с опорой на картинку. На занятии представлена работа по развитию слухового восприятия - определения источника звучания.

Содержание занятия соответствует уровню развития  памяти, внимания, мышления, познавательных процессов детей раннего возраста с 3 - 4 степенью нарушениями слуха  (тяжелая степень потери слуха; глухота).

Речевой материал занятия подобран с учетом дальнейшей работы по развитию речи и формирования навыка глобального чтения.  На занятии предложен яркий красочный демонстрационный материал, который способствует активизации внимания детей раннего возраста. Необходимым условием развития навыков социальной адаптации и эмоциональной сферы детей со слуховой депривацией  является активизация  способности  к подражательным действиям.  Обязательным условием является динамическая пауза и частая смена разных видов деятельности.

В результате систематического проведения коррекционно - развивающей работы с детьми с нарушениями слуха на занятиях и во время организации режимных моментов, совместной деятельности учителя, воспитателя и детей было выявлено следующее:

1.У детей формируется потребность в речевом общении;

2.Дети стараются прислушиваться к речи педагогов, воспринимать  и различать слухо - зрительно и на слух знакомые  слова, названия, имена, звучания.

3.Дети стремятся к произнесению звукоподражаний; к произнесению слогов, простейших слов, слогосочетаний на уровне своих произносительных  возможностей;

4.Улучшается развитие артикуляционного и дыхательного аппарата;

5.Формируются навыки взаимодействия детей друг с  другом;

6.Улучшается развитие общей и мелкой моторики; координации движений; подражательной способности.

7.Расширяется эмоциональная сфера развития детей раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал по формированию с детьми раннего возраста навыков рисования

Задачи:Образовательные:Развивать сенсорные способностиУчить работать на листе с печатной основойВоспитательные:Формировать у детей умение внимательно слушать и понимать рассказ взрослогоВоспитывать ин...

Методический материал для работы с детьми раннего возраста (2 - 3 года) по теме: "Вода"

Опыты с водойЦЕЛИ: • способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: прозрачная, бесцветная, имеет вес, жидкая; • подвести к пониманию того, что вода может измен...

Конспект занятия с детьми раннего возраста по теме "Одежда"

Способствовать формированию и усвоению у детей обобщенного понятия "Одежда", формировать умение праильно одеваться и раздеваться в определенном порядке, развивать внимание и фразовую речь де...

Методический материал для работы с детьми раннего возраста

Методический материал для работы с детьми раннего возраста (1,5-2 года)...

Конспект занятия с детьми раннего возраста по художественно-эстетическому развитию на тему: «Одуванчик».

Цель:  формировать умение различать желтый цвет, правильно называть его; формировать умение рисовать одуванчики (круг) на стебельке Задачи:     -  познакомить детей ...