Главные вкладки

    Статья по музыке на тему:
    Статья "Инновационные методы развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных занятий и кружковой работы

    Сорокина Наталья Леонидовна

    Статья «Инновационные методы развития певческих навыков

    у детей дошкольного возраста по средством музыкальных занятий и кружковой работы»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc45.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 85»

    города Бийска

    Статья «Инновационные методы развития певческих навыков

    у детей дошкольного возраста по средством музыкальных занятий и кружковой работы»

    (материалы опубликованы в сборнике «Инновации в дошкольном образовании: содержание, формы, проблемы и пути их решения», Бийск БПГУ им. В.М. Шукшина, от 28 августа 2008 года)

    Составил:

    музыкальный руководитель

    Сорокина Наталья Леонидовна

    Н.Л. Сорокина, музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 85»

    Инновационные методы развития певческих навыков

    у детей дошкольного возраста по средством музыкальных занятий и кружковой работы

    Работая над формированием и развитием певческий навыков у детей школьного возраста, я стремилась к тому, чтобы дети пели естественно, официонально, выразительно. С этой целью привлекались необходимые традиционные методы и приемы: проводилась предварительная беседа о содержании песни, характере ее исполнения, объяснялись незнакомые слова. Специальное внимание уделялось чистоте интонирования и певческому дыханию. При работе над песнями, сложными в интонационном или ритмическом отношении, обязательно использовала специальные распевки, упражнения на прохлопывание ритмического рисунка. Однако в ходе работы я столкнулась с тем, что не все дети могли чисто и правильно воспроизвести заданную мелодию, необходима была работа по увеличению диапазона певческого голоса, формированию вокально-слуховой координации. Не секрет, что работа с дошкольниками над певческими навыками сложна. Не только потому, что сам голос еще слаб, но и потому, что дети не научились пользоваться слухом для того, что они слышат и поют. В связи с этим наиболее ценным в развитии певческих навыков детей мне представлялось использование инновационных методов и технологий.

    Основная цель работы: воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке посредством использования инновационных технологий.

    Задачи обучения:

    1. формирование певческих умений и навыков;
    2. выработка правильного дыхания, звукообразования, правильной артикуляции.

    Задачи развития:

    1) совершенствование детской эмоциональной сферы, развитие эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку разного характера. Задачи воспитания:

    1)        воспитание музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к
    музыке, желания ее слушать и исполнять;

    2)        побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в
    исполнительской деятельности (пении).

    Для достижения поставленной цели особенно ценным в развитии певческих навыков имеют занятия-исследования Т.Э. Тютюнниковой с использованием графических карт. Карты дают возможность сформировать у детей простейшие способы графической фиксации звуков, а также слухо-двигательно-зрительные представления звуков (верх - низ) и музыкальном времени (долгий звук, короткий звук).

    Использование в работе упражнений Т.Э. Тютюнниковой в качестве голосовой разминки позволило реализовать следующую задачу: дать возможность детям изучить на практике возможности своего голосового аппарата. При этом целью занятия с использованием графических карт является исследование, творческое открытие нового знания, игра с этим новым знанием.

    Например, упражнение «Два друга». Жили-были два друга: один вот такой (пою звук вверху), а другой вот такой (пою звук внизу). Представляя детям этот пример, я обязательно сопровождаю звук движением руки. Затем предлагаю спеть две разные линии: внизу и вверху. После этого показываю два листа бумаги; на одном из них нарисована одна линия внизу, а на другом - линия вверху. Спрашиваю у детей, какой рисунок подходит для высокого звука, а какой - для низкого.

    Установив таким образом крайние границы звуков и определив их месторасположение на листе, предлагаю им двигаться по залу, пропевая то высокий, то низкий звук и сопровождая это движением.

    Игра «Пирамида». Предварительно показав детям рисунок, провожу с ними беседу о том, что они видят на рисунке, отличаются ли линии друг от друга и чем и как, по их мнению, нужно спеть линии разной высоты. С детьми мы договариваемся о порядке пения: снизу вверх или сверху вниз.

    Можно использовать короткую игру «Угадай». Я пою звуки в высоком, среднем и нижнем регистре, а дети рукой в движении показывают, где живут эти звуки. Эти и многие другие упражнения («Искорки», «Слепой музыкант» (пение с закрытыми глазами на ощупь), «Начинка-серединка») я использую в качестве голосовой разминки. Использование моделирования звуко-высотных отношений необходимо было для того, чтобы закрепить у детей слышание и осознание регистров (высокий, средний, низкий), а также научить детей улавливать направление движения мелодии. Использовала плоскостную модель звуковысотных отношений. Например, на фланеле-графе выкладывала дерево с двумя (а затем и тремя) разновысокими ветками. С высокой (V ступень лада) на более низкую (III ступень) «прыгала» кукушка, а дети пропевали эти ступени лада, моделируя их движением руки.

    При ознакомлении детей с новой песней провожу беседу по содержанию музыкального произведения, задаю вопросы проблемного характера. Например, задаю такой вопрос: «Что было бы, если бы композитор не написал разучиваемой нами песни?» Ответы детей разные, но в итоге мы приходим к выводу о том, что мы бы не смогли услышать, почувствовать всю красоту природы, которую композитор передал в произведении. Такие вопросы способствуют развитию у детей образного литературного языка.

    Затем я предлагаю детям воплотить свои эмоциональные впечатления от музыки в зарисовках с элементами ТРИЗА. Часто дети рисуют пальчиками.

    Использовала моделирование целостного образа музыкальных произведений с помощью движений. Очень нравится детям выражать содержание песни через мимику, жесты, характерные движения. Они с помощью движений передавали различные образы, например, образ падающей листвы, характеры и походку различных зверей. Работа над двигательным воплощением музыкального образа оказалась очень эффективной. Она сыграла особую роль в развитии эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку разного характера.

    При работе над произведением в качестве игры провожу логопедическую минутку. Такие упражнения не только нравятся детям, не и вырабатывают четкую координацию, улучшают дикцию, речь.

    Активно использую образно-речевые игры, развивающие мышление, речь, фантазию и творчество. Эти игры помогают детям по-иному взглянуть на уже знакомые песни. Через совместную игру взрослого и ребенка, вопросы взрослого, творчество дети приходят к более выразительному, эмоциональному исполнению песни. Хорошо знакомая песня обретает новое дыхание, дети переносят в нее свое эмоциональное состояние, полученное в ходе игры. Например, при разучивании песни «Удивительная кошка» (приятная мелодия шутливого характера, соответствующая диапазону детского голоса) я рассчитывала, что дети быстро освоят этот музыкальный материал и эта песня станет музыкальным сюрпризом для родителей на детском празднике. Но когда песня была выучена, мелодия интонировалась верно, дети правильно брали дыхание между фразами, не хватало эмоционально-образного содержания песни, не хватало самого образа кошки. Что делать? На помощь пришла образно-речевая игра «Кое-что из жизни кошки». Я начала рассказывать детям историю кошки, и предлагала выполнять вместе со мной характерные движения. Заканчивала игру словами: «А что дальше случилось с кошкой, мы узнаем, исполнив песенку «Удивительная кошка». В результате песня зазвучала по-иному, исчезла прежняя монотонность, песня зазвучала более «сочно», выразительнее.

    Работая над новой песней, я систематически обращалась к ранее разученным песням. В знакомых песнях ярче проявляются и закрепляются усвоенные певческие навыки. Здесь большую помощь оказали музыкально-дидактические игры 3. Я. Роот: «Цветик-семицветик», «Отгадай музыкальные загадки», «В каких песнях мы пели так?».

    Для развития звуковысотного слуха использовала помимо работы с фланелеграфом музыкально-дидактические игры «Домик-крошечка», «Солнышко», «Зонтики» и др.

    Использование упражнений Т.Э. Тютюнниковой в качестве голосовой разминки, моделирование звуковысотных отношений, таблицы-схемы, создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов, образно-речевые игры - все это позволит добиться положительных

            результатов в обучении детей певческим навыкам. В конце учебного года было проведено обследование детей, позволившее выявить, что 11 из 16 детей стали чисто интонировать мелодию, петь стройно, звонко и выразительно. Они имеют высокий уровень развития звуковысотного слуха. У детей сформировалась определенная непринужденность звукообразования. Возросло количество детей с достаточно глубоким, длинным певческим дыханием. У отдельных ребят появилась легкость, полетность голоса. Дети, которые на начало учебного года были робкими и застенчивыми, проявили свои творческие способности на итоговом концерте. Щукина Даша, девочка застенчивая и робкая, эмоционально исполнила песню Е. Филиппова «Чудо-сказки».

    Таким образом, работа с детскими голосами требует терпения, последовательности и точного понимания, в чем заключаются проблемы детей в обучении пению. В начале учебного года часто бывает, что малыши поют не чисто, не стройно, просто по-другому они пока не могут. И если правильно и последовательно развивать певческие способности, используя инновационные технологии, обязательно наступит время, когда дети запоют чисто и стройно.

    Литература:

    1. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст] / О.П. Радынова, А.И. Катинене. - М., 1994.
    2. Стацура, Т. Приемы развития певческих навыков у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Стацура // Дошкольное воспитание.- 1987. - № 11.
    3. Тарасова, КВ. Формирование певческого голоса как средство развития звуковысотного слуха [Текст] / К.В. Тарасова // Отногенез музыкальных способностей. - М., 1988.
    4. Тютюнникова, Т.Э. Музыкальные узоры. Точки и линии: донотная запись музыки [Текст] / Т.Э. Тютюнникова // Музыкальный руководитель. - 2006. -№1.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

    Тема самообразования музыкального руководителя Мертвищевой О.Г....

    Музыкальное занятие по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"В гостях у гномов"

    Музыкальное доминантное занятие по  развитию певческих навыков у детей старшего дошколного возраста...

    Методическая разработка «Использование фонопедического метода для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»

          Фонопедический метод развития голоса - это подготовленный, вспомогательный метод решения координационных и тренировочных задач для постановки голоса, основанный на двигател...

    Доминантное занятие по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в осенний лес".

    КОНСПЕКТ  доминантного занятия по развитию певческих навыковв старшей группена тему: «Путешествие в осенний лес»          Задачи:1. Воспит...

    опыт работы по теме: «Игровое распевание как эффективное средство для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста».

    Представляю опыт работы по теме: "Игровое распевание как эффективное средство для развития певчеких навыков у детей старшего дошкольного возраста".Изучив методическую и практическую литерату...