Интегрированное занятие на тему "Осень" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Жарова Марина Юрьевна

 

Составляя занятие, ставила перед собой следующие задачи:

-систематизировать знания детей об осенних месяцах, перелетных птицах;
-развитие кругозора, речи и мышления;
-развитие слухо-моторной координации и внимания;
-упражнять в счете до 10, и порядковом счете;
-повышение уровня школьной компетентности;
-развитие групповой сплоченности;
-введение логического слова «вне»;
-воспитание бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannoe_zanyatie.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи:

Систематизировать знания детей об осенних месяцах, перелетных птицах;
развитие кругозора, речи и мышления;
развитие слухо-моторной координации и внимания;
упражнять в счете до 10, и порядковом счете;
повышение уровня школьной компетентности;
развитие групповой сплоченности;
введение логического слова «вне»;
воспитание бережного отношения к природе.

Материалы:

Сшитая кольцом узкая лента, карточки с заданием на каждого ребенка, игровой кубик, конверты с запрещающими знаками (поведение на природе), зонт, мешочек с мелкими игрушками, синий и красный обручи,  листочки разного размера, цвета, от разных деревьев, картинка скворечник.

Интегрированное занятие

на тему «Осень»

В группе на спинки стульчиков прикрепляются геометрические фигуры различные по цвету форме и размеру. У детей пригласительные билеты (карточки с кодом геометрической фигуры). Дети входят в группу, находят свой стульчик и садятся

Звучит музыка П.И.Чайковского «Осенняя песнь»

В группу входит воспитатель в осеннем наряде (Осень)

Осень:  Здравствуйте дети!

Очень в гости к вам спешила
И котомку прихватила.
А в котомке той, ребятки,
Игры, шутки и загадки.                

             Вот вам первая загадка:    Несу я урожаи,
                                                         Поля вновь засеваю,
                                                         Птиц к югу отправляю,
                                                         Деревья раздеваю,
                                                          Но не касаюсь сосен и елочек
                                                          Я …..(осень)    

Дети исполняют песню «Осень –царица»

Осень:
- А знаете ли вы, что давным-давно, в старинные времена, на Руси год представляли в виде колеса, медленно совершающего движение по Солнцу? Отсюда и название КРУГЛЫЙ ГОД.

Круглый год разделен на четыре части.
                                         - Как вы думаете почему?
                                         - Что обозначают эти четыре части? (зима, лето, весна и осень)

У каждого времени года есть три сына:
                                          - Что это за сыновья?  (месяцы)
                                          - А как зовут сыновей Осени?  (сентябрь, октябрь, ноябрь)
      Ребята, в старину осенние месяцы назывались совсем по-другому :

Сентябрь - рябинник, хмурень, листопадник.      

                         - Как вы думаете , почему сентябрь называют рябинником? ( в сентябре , с наступлением мороза, поспевает рябина)

                        - А почему сентябрь хмурень? ( небо чаще хмурится)

                        - А листопадник? (начинается листопад)

-  Второй месяц осени октябрь в народном календаре называется  листобой, мокрохвост, грязник, свадебник .

-Как вы думаете, почему?        

- А ноябрь называли  - подзимник, грудень, ворота зимы

- Почему ноябрь – «подзимник»? (последний месяц осени, последний перед зимой, ворота зимы)

- А почему ноябрь – «грудень»? (название «грудень» пошло от того, что смерзшаяся земля еще не покрытая снегом лежит грудами, кучами)  

Осень  (подзывает всех детей к себе)

- Русский народ, постоянно наблюдая за жизнью природы, подметил приметы осени. А какие приметы осени вы знаете, ребята?

                        - Если в лесу много рябины – осень будет дождливая, если ж мало – сухая.

                        - Гром в сентябре предвещает теплую погоду.

                        - Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.

                        - В октябре семь погод на дворе.

Молодцы дети!!!

2 воспитатель: (готовит «кочки» с цифрами от 1 до 10) Входит с зонтом.

- Ой, ребятки на улице прошел такой сильный дождь! Всю дорогу залило. Пришлось по кочкам прыгать, чтобы ноги не замочить. А я вам хотела что-то показать (загадочно). Пойдете со мной? Только надо по кочкам скакать, чтобы не замочить ног. Начинать надо с кочки под № 1, потом под № 2 и т.д. Ну что пошли? Друг за другом. В конце дороги показывает детям картинку скворечник.

Осень:

- Ребята, чей же это домик? ( скворца)

- А почему же он пустой? Куда подевался певец-скворец? (улетел в теплые края)

- Как называются птицы, которые улетают на юг? (перелетные)

- Какие птицы улетают первыми? ( стрижи и ласточки, они питаются только насекомыми. С наступлением холодов насекомых становится меньше и меньше, им не хватает корма)

- Какие улетают чуть позже? (журавли, кукушки и грачи, потому что они могут охотно поменять свой корм на ягоды, плоды и зерно)

- Какие птицы улетают последними? (гуси, утки и лебеди – пока водоемы не начнут замерзать, корма им хватает)

2 воспитатель:

- Когда видишь в небе стаи улетающих птиц, хочется сказать им «спасибо» за песни красивые и радостные, за то , что деревья защищали от вредителей. Птицам ведь очень жалко расставаться со своими гнездами, со своими родными местами.

Ребята! Давайте поиграем в веселую игру.

Проводится  игра на внимание и знание птиц «Птица - не птица.» 


Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал – хлопать в ладоши. Обязательно спрашиваем ребенка, что неправильно. Уточняем:
"А муха - это кто?"

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи...

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.,

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи.


Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чайки, пеликаны,
Майки и орланы.
Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Палки и стрижи,
Бабочки, чижи,
Аисты, кукушки,
даже совы-сплюшки,
лебеди и утки -
и спасибо шутки.


Осень:

- Знаете , ребята, а ведь я обнаружила кое-что интересное. Давайте, поставим рядом первые буквы осенних месяцев.

Первый месяц – «Сентябрь» - ставим букву «С»

Второй месяц – «Октябрь» - ставим букву   «О»

Третий месяц -  «Ноябрь» - ставим букву    «Н»

Давайте прочтем, что у нас получилось:

С О Н

это слово будет нашим «осенним» словом. Я думаю, что это не случайно. А вы как считаете? (вся природа готовится ко сну, к отдыху)

2 воспитатель:

- Да, перед долгим зимним сном деревья раздеваются, снимают свой красивый разноцветный наряд.

И в нашем зале мы устроим
Настоящий листопад.
Пусть закружатся листочки
И летят, летят, летят.

Осень и 2 воспитатель: разбрасывают разноцветные листья.

- Хотите поиграть?

- Возьмите каждый по одному листочку, посмотрите какие красивые! У тебя от какого дерева листочек? (спросить несколько детей)

Дидактическая игра с листьями – «Блоки Дьенеша»  (дети распределяют листья по кольцам по определенному коду, учитываются 3 признака: цвет, размер и от какого дерева)

2 воспитатель:

- Дорогая осень, а что еще интересное у тебя в корзине?

Осень (достает из корзины мешочек с игрушками)

- В мешочке волшебные игрушки-зверюшки. Кто игрушку найдет, тот и сказ поведет, как этот зверь к зиме готовится.

Проводится дидактическая игра «Волшебный мешочек»

2 воспитатель: (ставит игрушки в ряд на столе)

- Все игрушки встали в ряд, не шевелятся, стоят.

- Ты скажи- ка нам Сережа, сколько здесь всего зверят? ( 6 )

- Кто стоит второй слева?

- Какой по счету стоит волк?

- Какой по порядку медведь?

- Кто стоит шестым по счету? (еж)

- Ежик очень огорчился, что последним очутился. Ежик лучше не скучай, а с ребятами поиграй. 

Музыкальная игра солнышко и дождик.

Осень:

- Ребята, а как вы думаете зачем в лес ходят? (собирать грибы, ягоды, отдохнуть, послушать пение птиц, подышать свежим воздухом)

- Существуют ли правила поведения в лесу, на природе? (да)

- Вы их знаете? (да)

- Сейчас проверим.

Проводится дидактическая игра «Правила поведения в лесу»

В конвертах под номерами находятся запрещающие знаки. Дети бросают кубик, считают сколько точек на грани кубика, выбирают конверт с соответствующей цифрой, достают знак и объясняют, что он означает.

Осень:

-Дети, а что еще происходит осенью 1 сентября? (дети идут в школу). Расскажите мне, что вы знаете о школе.

Проводится игра «Паутинка» - все дети встают в круг и берутся за ленту. Осень задает вопрос, если ребенок правильно отвечает, он переходит на другое место круга, не отпуская ленты. Образуется паутина.

1. Что такое класс? (Класс - это комната, где проходят занятия. Там стоят парты, учительский стол, доска, на которой мелом пишут задание и выполняют упражнения. Еще классом называют всех учеников, которые вместе посещают занятия)

2. Что такое урок? (Урок - это время, когда узнают много нового, слушают объяснение учителя и выполняют различные упражнения. Иногда словом "урок" называют выполнение какого-либо задания, например "выучить уроки" - это значит выполнить упражнения, которые были заданы на дом.)

3. Что такое каникулы? (Каникулы - это перерыв на несколько дней, когда в школе нет занятий.  Летние каникулы длятся все лето.)

4. Как можно узнать, что пора идти на урок? (Звенит звонок на урок, коридоры пустеют, а все дети спешат занять свое место за партой в классе.)

5. Что такое перемена и для чего она нужна? (Перемена - это перерыв между уроками, когда можно отдохнуть, поиграть, сходить в столовую или в туалет.)

6. Что такое отметка? (Отметка - это оценка того, как ученик выполнил задание или работал на уроке. Отметки исчисляются в числах от одного до пяти.)

7. Какие отметки хорошие, а какие - плохие? ( 1 - "единица" - самая плохая отметка; 2 - "двойка" - плохо; 3 - "тройка" - посредственно, удовлетворительно, не очень хорошо; 4 - "четверка" - это хорошая отметка; 5 - "пятерка" - отлично. Про того, кто учится на пятерки, говорят, что он отличник, а тот, кто учится на двойки, - двоечник; он учится плохо.)

8. Что такое школьный дневник и для чего он нужен? (Дневник - это такая специальная тетрадка, в которой есть расписание уроков. Там дети записывают домашнее задание, а учитель ставит туда отметки.)

19. Как в школе называют стол, за которым сидят дети? (Дети сидят за партами.)

2 воспитатель: (предлагает детям сесть за столы и выполнить задание на карточках)

Проведите замкнутую линию так, чтобы только красные цветы оказались вне ее.

Осень:  - Ай да детки, молодцы!
               На прощанье буду рада
               Вам, друзья, вручить награду.
               За доброе к природе отношение,
               
У ОСЕНИ ДЛЯ ВАС ЕСТЬ УГОЩЕНЬЕ!

Осень угощает детей яблоками.

                

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие – игра для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Сказок»

Задачи: закреплять знания детей о сказках, сказочных  о героях; закреплять знания о  геометрических фигурах, развивать речь детей, учить сочетать существительное и прилагательное в род...

Интегрированное занятие «Праздник книги Маршака» (Старший дошкольный возраст)

Увлекательное занятие по произведениям С.Я. Маршака...

Интегрированное занятие «Капустник». Для детей старшего дошкольного возраста.

Цели и задачи:·     Воспитывать любовь к  народным традициям через  народное творчество и игры.·     Формировать у детей представление о календа...

Конструкт интегрированной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (старшая группа) по теме: "Веселое путешествии".

Конструкт итогового занятия включающий в себя интеграцию нескольких образовательных областей (ФЕМП. Познавательное развитие. Развитие речи. Физическая культура.) Это занятие показывает знания детей за...

Интегрированное занятие – путешествие для детей старшего дошкольного возраста. Лексическая тема «Профессии»

Задачи:— развивать восприятие, внимание, память и мышление, умение понимать и осознавать чувства друг друга, эмпатию, творческое воображение, звуковой анализ, фразовую речь;— расширя...

Интегрированное занятие – путешествие для детей старшего дошкольного возраста. Лексическая тема «Профессии»

Задачи:— развивать восприятие, внимание, память и мышление, умение понимать и осознавать чувства друг друга, эмпатию, творческое воображение, звуковой анализ, фразовую речь;— расширять и а...

Конспект интегрированного занятия "Весна" для детей старшего дошкольного возраста

Интегрированное занятие "Весна" поможет расширить представления детей о времени года.Дети с воспитателем предварительно разучивают стихи о весне, на музыкальных занятиях были разучены песни:...