Главные вкладки

    Интегрированное занятие на тему "Осень" для детей старшего дошкольного возраста
    план-конспект занятия (старшая группа) по теме

    Жарова Марина Юрьевна

     

    Составляя занятие, ставила перед собой следующие задачи:

    -систематизировать знания детей об осенних месяцах, перелетных птицах;
    -развитие кругозора, речи и мышления;
    -развитие слухо-моторной координации и внимания;
    -упражнять в счете до 10, и порядковом счете;
    -повышение уровня школьной компетентности;
    -развитие групповой сплоченности;
    -введение логического слова «вне»;
    -воспитание бережного отношения к природе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon integrirovannoe_zanyatie.doc55.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Задачи:

    Систематизировать знания детей об осенних месяцах, перелетных птицах;
    развитие кругозора, речи и мышления;
    развитие слухо-моторной координации и внимания;
    упражнять в счете до 10, и порядковом счете;
    повышение уровня школьной компетентности;
    развитие групповой сплоченности;
    введение логического слова «вне»;
    воспитание бережного отношения к природе.

    Материалы:

    Сшитая кольцом узкая лента, карточки с заданием на каждого ребенка, игровой кубик, конверты с запрещающими знаками (поведение на природе), зонт, мешочек с мелкими игрушками, синий и красный обручи,  листочки разного размера, цвета, от разных деревьев, картинка скворечник.

    Интегрированное занятие

    на тему «Осень»

    В группе на спинки стульчиков прикрепляются геометрические фигуры различные по цвету форме и размеру. У детей пригласительные билеты (карточки с кодом геометрической фигуры). Дети входят в группу, находят свой стульчик и садятся

    Звучит музыка П.И.Чайковского «Осенняя песнь»

    В группу входит воспитатель в осеннем наряде (Осень)

    Осень:  Здравствуйте дети!

    Очень в гости к вам спешила
    И котомку прихватила.
    А в котомке той, ребятки,
    Игры, шутки и загадки.                

                 Вот вам первая загадка:    Несу я урожаи,
                                                             Поля вновь засеваю,
                                                             Птиц к югу отправляю,
                                                             Деревья раздеваю,
                                                              Но не касаюсь сосен и елочек
                                                              Я …..(осень)    

    Дети исполняют песню «Осень –царица»

    Осень:
    - А знаете ли вы, что давным-давно, в старинные времена, на Руси год представляли в виде колеса, медленно совершающего движение по Солнцу? Отсюда и название КРУГЛЫЙ ГОД.

    Круглый год разделен на четыре части.
                                             - Как вы думаете почему?
                                             - Что обозначают эти четыре части? (зима, лето, весна и осень)

    У каждого времени года есть три сына:
                                              - Что это за сыновья?  (месяцы)
                                              - А как зовут сыновей Осени?  (сентябрь, октябрь, ноябрь)
          Ребята, в старину осенние месяцы назывались совсем по-другому :

    Сентябрь - рябинник, хмурень, листопадник.      

                             - Как вы думаете , почему сентябрь называют рябинником? ( в сентябре , с наступлением мороза, поспевает рябина)

                            - А почему сентябрь хмурень? ( небо чаще хмурится)

                            - А листопадник? (начинается листопад)

    -  Второй месяц осени октябрь в народном календаре называется  листобой, мокрохвост, грязник, свадебник .

    -Как вы думаете, почему?        

    - А ноябрь называли  - подзимник, грудень, ворота зимы

    - Почему ноябрь – «подзимник»? (последний месяц осени, последний перед зимой, ворота зимы)

    - А почему ноябрь – «грудень»? (название «грудень» пошло от того, что смерзшаяся земля еще не покрытая снегом лежит грудами, кучами)  

    Осень  (подзывает всех детей к себе)

    - Русский народ, постоянно наблюдая за жизнью природы, подметил приметы осени. А какие приметы осени вы знаете, ребята?

                            - Если в лесу много рябины – осень будет дождливая, если ж мало – сухая.

                            - Гром в сентябре предвещает теплую погоду.

                            - Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.

                            - В октябре семь погод на дворе.

    Молодцы дети!!!

    2 воспитатель: (готовит «кочки» с цифрами от 1 до 10) Входит с зонтом.

    - Ой, ребятки на улице прошел такой сильный дождь! Всю дорогу залило. Пришлось по кочкам прыгать, чтобы ноги не замочить. А я вам хотела что-то показать (загадочно). Пойдете со мной? Только надо по кочкам скакать, чтобы не замочить ног. Начинать надо с кочки под № 1, потом под № 2 и т.д. Ну что пошли? Друг за другом. В конце дороги показывает детям картинку скворечник.

    Осень:

    - Ребята, чей же это домик? ( скворца)

    - А почему же он пустой? Куда подевался певец-скворец? (улетел в теплые края)

    - Как называются птицы, которые улетают на юг? (перелетные)

    - Какие птицы улетают первыми? ( стрижи и ласточки, они питаются только насекомыми. С наступлением холодов насекомых становится меньше и меньше, им не хватает корма)

    - Какие улетают чуть позже? (журавли, кукушки и грачи, потому что они могут охотно поменять свой корм на ягоды, плоды и зерно)

    - Какие птицы улетают последними? (гуси, утки и лебеди – пока водоемы не начнут замерзать, корма им хватает)

    2 воспитатель:

    - Когда видишь в небе стаи улетающих птиц, хочется сказать им «спасибо» за песни красивые и радостные, за то , что деревья защищали от вредителей. Птицам ведь очень жалко расставаться со своими гнездами, со своими родными местами.

    Ребята! Давайте поиграем в веселую игру.

    Проводится  игра на внимание и знание птиц «Птица - не птица.» 


    Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал – хлопать в ладоши. Обязательно спрашиваем ребенка, что неправильно. Уточняем:
    "А муха - это кто?"

    Прилетели птицы:
    Голуби, синицы,
    Мухи и стрижи...

    Прилетели птицы:
    Голуби, синицы,
    Аисты, вороны,
    Галки, макароны.,

    Прилетели птицы:
    Голуби, синицы,
    лебеди, куницы,
    Галки и стрижи,
    Чайки и моржи

    Прилетели птицы:
    Голуби, синицы,
    Чибисы, чижи,
    Сойки и ужи.


    Прилетели птицы:
    Голуби, синицы,
    Чайки, пеликаны,
    Майки и орланы.
    Голуби, синицы,
    Цапли, соловьи,
    Окуни и воробьи.

    Прилетели птицы:
    Голуби, синицы,
    Утки, гуси, совы,
    Ласточки, коровы.

    Прилетели птицы:
    Голуби, синицы,
    Палки и стрижи,
    Бабочки, чижи,
    Аисты, кукушки,
    даже совы-сплюшки,
    лебеди и утки -
    и спасибо шутки.


    Осень:

    - Знаете , ребята, а ведь я обнаружила кое-что интересное. Давайте, поставим рядом первые буквы осенних месяцев.

    Первый месяц – «Сентябрь» - ставим букву «С»

    Второй месяц – «Октябрь» - ставим букву   «О»

    Третий месяц -  «Ноябрь» - ставим букву    «Н»

    Давайте прочтем, что у нас получилось:

    С О Н

    это слово будет нашим «осенним» словом. Я думаю, что это не случайно. А вы как считаете? (вся природа готовится ко сну, к отдыху)

    2 воспитатель:

    - Да, перед долгим зимним сном деревья раздеваются, снимают свой красивый разноцветный наряд.

    И в нашем зале мы устроим
    Настоящий листопад.
    Пусть закружатся листочки
    И летят, летят, летят.

    Осень и 2 воспитатель: разбрасывают разноцветные листья.

    - Хотите поиграть?

    - Возьмите каждый по одному листочку, посмотрите какие красивые! У тебя от какого дерева листочек? (спросить несколько детей)

    Дидактическая игра с листьями – «Блоки Дьенеша»  (дети распределяют листья по кольцам по определенному коду, учитываются 3 признака: цвет, размер и от какого дерева)

    2 воспитатель:

    - Дорогая осень, а что еще интересное у тебя в корзине?

    Осень (достает из корзины мешочек с игрушками)

    - В мешочке волшебные игрушки-зверюшки. Кто игрушку найдет, тот и сказ поведет, как этот зверь к зиме готовится.

    Проводится дидактическая игра «Волшебный мешочек»

    2 воспитатель: (ставит игрушки в ряд на столе)

    - Все игрушки встали в ряд, не шевелятся, стоят.

    - Ты скажи- ка нам Сережа, сколько здесь всего зверят? ( 6 )

    - Кто стоит второй слева?

    - Какой по счету стоит волк?

    - Какой по порядку медведь?

    - Кто стоит шестым по счету? (еж)

    - Ежик очень огорчился, что последним очутился. Ежик лучше не скучай, а с ребятами поиграй. 

    Музыкальная игра солнышко и дождик.

    Осень:

    - Ребята, а как вы думаете зачем в лес ходят? (собирать грибы, ягоды, отдохнуть, послушать пение птиц, подышать свежим воздухом)

    - Существуют ли правила поведения в лесу, на природе? (да)

    - Вы их знаете? (да)

    - Сейчас проверим.

    Проводится дидактическая игра «Правила поведения в лесу»

    В конвертах под номерами находятся запрещающие знаки. Дети бросают кубик, считают сколько точек на грани кубика, выбирают конверт с соответствующей цифрой, достают знак и объясняют, что он означает.

    Осень:

    -Дети, а что еще происходит осенью 1 сентября? (дети идут в школу). Расскажите мне, что вы знаете о школе.

    Проводится игра «Паутинка» - все дети встают в круг и берутся за ленту. Осень задает вопрос, если ребенок правильно отвечает, он переходит на другое место круга, не отпуская ленты. Образуется паутина.

    1. Что такое класс? (Класс - это комната, где проходят занятия. Там стоят парты, учительский стол, доска, на которой мелом пишут задание и выполняют упражнения. Еще классом называют всех учеников, которые вместе посещают занятия)

    2. Что такое урок? (Урок - это время, когда узнают много нового, слушают объяснение учителя и выполняют различные упражнения. Иногда словом "урок" называют выполнение какого-либо задания, например "выучить уроки" - это значит выполнить упражнения, которые были заданы на дом.)

    3. Что такое каникулы? (Каникулы - это перерыв на несколько дней, когда в школе нет занятий.  Летние каникулы длятся все лето.)

    4. Как можно узнать, что пора идти на урок? (Звенит звонок на урок, коридоры пустеют, а все дети спешат занять свое место за партой в классе.)

    5. Что такое перемена и для чего она нужна? (Перемена - это перерыв между уроками, когда можно отдохнуть, поиграть, сходить в столовую или в туалет.)

    6. Что такое отметка? (Отметка - это оценка того, как ученик выполнил задание или работал на уроке. Отметки исчисляются в числах от одного до пяти.)

    7. Какие отметки хорошие, а какие - плохие? ( 1 - "единица" - самая плохая отметка; 2 - "двойка" - плохо; 3 - "тройка" - посредственно, удовлетворительно, не очень хорошо; 4 - "четверка" - это хорошая отметка; 5 - "пятерка" - отлично. Про того, кто учится на пятерки, говорят, что он отличник, а тот, кто учится на двойки, - двоечник; он учится плохо.)

    8. Что такое школьный дневник и для чего он нужен? (Дневник - это такая специальная тетрадка, в которой есть расписание уроков. Там дети записывают домашнее задание, а учитель ставит туда отметки.)

    19. Как в школе называют стол, за которым сидят дети? (Дети сидят за партами.)

    2 воспитатель: (предлагает детям сесть за столы и выполнить задание на карточках)

    Проведите замкнутую линию так, чтобы только красные цветы оказались вне ее.

    Осень:  - Ай да детки, молодцы!
                   На прощанье буду рада
                   Вам, друзья, вручить награду.
                   За доброе к природе отношение,
                   
    У ОСЕНИ ДЛЯ ВАС ЕСТЬ УГОЩЕНЬЕ!

    Осень угощает детей яблоками.

                    

                                                 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированное занятие – игра для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Сказок»

    Задачи: закреплять знания детей о сказках, сказочных  о героях; закреплять знания о  геометрических фигурах, развивать речь детей, учить сочетать существительное и прилагательное в род...

    Интегрированное занятие «Праздник книги Маршака» (Старший дошкольный возраст)

    Увлекательное занятие по произведениям С.Я. Маршака...

    Интегрированное занятие по ПДД для старшего дошкольного возраста: ДОРОЖНАЯ АЗБУКА

    ДОРОЖНАЯ АЗБУКА/Интегрированное  занятие по ПДД для старшего дошкольного возраста/ЦЕЛЬ:В игровой форме закрепить знания о правилах дорожного движения, дорожных знаках. Углубить знания о правилах ...

    Интегрированное занятие «Капустник». Для детей старшего дошкольного возраста.

    Цели и задачи:·     Воспитывать любовь к  народным традициям через  народное творчество и игры.·     Формировать у детей представление о календа...

    Интегрированное занятие на тему: «Космос» Старший дошкольный возраст

    Программное содержание:·     Дать  детям  представление о космосе и космических объектах (звёзды, солнце - звезда, луна - небесное тело, ракета, луноход). Обогащение слов...

    Конструкт интегрированной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (старшая группа) по теме: "Веселое путешествии".

    Конструкт итогового занятия включающий в себя интеграцию нескольких образовательных областей (ФЕМП. Познавательное развитие. Развитие речи. Физическая культура.) Это занятие показывает знания детей за...

    Интегрированное занятие – путешествие для детей старшего дошкольного возраста. Лексическая тема «Профессии»

    Задачи:— развивать восприятие, внимание, память и мышление, умение понимать и осознавать чувства друг друга, эмпатию, творческое воображение, звуковой анализ, фразовую речь;— расширя...