Как ребенок осваивает числительные? От «один-много» до решения задач
консультация по логопедии
В статье рассматриваются этапы освоения числительных детьми с 2 до 7 лет. Для каждого возраста выделены ключевые навыки, типичные речевые ошибки и даны рекомендации по играм для их преодоления. Цель — информирование родителей и обеспечение преемственности между работой логопеда и семьей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Как ребенок осваивает числительные? От «один-много» до решения задач
Готовность к школе – это не только умение читать и писать. Не менее важную роль играют базовые математические представления, которые тесно связаны с речевым и логическим развитием ребенка. Умение правильно использовать числа в речи — это не просто навык счета. Для дошкольников это сложная система, которая тесно связана с общим развитием речи.
Почему ошибки в употреблении числительных — это важно?
Неправильное использование числительных («пять яблоков», «нет два стулов») может сигнализировать о более глубоких проблемах в различных областях:
- несформированность грамматического строя речи (согласование слов в роде, числе и падеже);
- ошибки в словообразовании – трудно образует порядковые числительные («пятый»);
- нарушения связной речи – не может точно передать количество в рассказе или пересказе;
- нарушение пространственных представлений и логического мышления;
- риск школьных трудностей – без своевременной помощи эти ошибки могут привести к проблемам с письмом (дисграфия) и счетом (дискалькулия).
Что помогает научиться правильно употреблять числительные?
- Развитие речи в целом (лексико-грамматический строй).
- Понимание смысла счета, а не просто механическое запоминание.
- Умение визуально оценивать количество, форму, цвет и размер предметов.
- Развитие памяти, внимания и слухового восприятия.
Краткие ориентиры и практические игры для каждого возрастного этапа
Возраст 2-3 года
Типичные ошибки:
- «много кубик, один кукла» (не согласуется род);
- глобальное восприятие числа: Слово «два» может использовать как синоним слова «много»;
- нарушение принципа счета: может указать на один предмет и сказать два числительных, или пропустить предмет при счете.
Что формируется?
- Понимание и использование слов «один» и «много».
- Появление в речи слов «один», «два».
- Начало освоения счета до 2-3 но это часто просто «речевой штамп» (как стихотворение, без понимания количества).
Во что играть?
- «Один-много»: Рассыпьте игрушки, складывайте их в коробку, комментируя: «Вот один мяч, а вот много кубиков».
- «Покормим мишку»: Давайте ребенку «одну» ягодку или «много» конфет для мишки.
- «Дай мне...»: просите принести один предмет (один носочек, один кубик).
Возраст 3-4 года
Типичные ошибки:
- стойкие аграмматизмы – нарушение согласования числительного с существительным, например: «два кукла», «нет два мишка», «пять яблоков»;
- трудности с моделью «2,3,4 + родительный падеж, ед.число» – ребенок говорит «два стулья» вместо правильного «два стула»;
- ошибки в счете «один к одному» – сбивается, пропускает числа, особенно за пределами 3-4.
Что формируется?
- Счет в пределах 3-5, но еще с ошибками и без полного соотнесения «один к одному».
- Начинает устанавливать связь между числом и количеством.
- • Пытается согласовывать «один», «два» с существительными.
- Осваивает понятия «больше», «меньше», «поровну» (на глаз).
Во что играть?
- «Найди пару»: Ищем два одинаковых носка, два варежки.
- «Угостим кукол»: Рассаживаем кукол и даем им по одной тарелке, по одному яблочку.
- «Что изменилось?»: Покажите 2-3 игрушки, попросите закрыть глаза, уберите одну — «Чего не стало?».
Возраст 4-5 лет
Типичные ошибки:
- нарушение согласования числительных с существительными в:
- роде («одна яблоко», «один кукла», «один груша»);
- в числе и падеже («два шары», «нет два куклов», «два стулы», «пять яблоков»);
- могут сохраняться трудности с моделью «2,3,4 + родительный падеж, ед.число».
Что формируется?
- Уверенный счет в пределах 5-10.
- Активно учится согласовывать числительные 2,3,4 с существительными («два стула», «три куклы»).
- Появление порядковых числительных «первый», «второй».
- Начало использования числительных в сложных фразах («у меня больше, чем у тебя»).
Во что играть?
- «Что стоит на полке?»: описываем, что видим: «Одна большая книга, два маленьких кубика, три карандаша».
- «Четвертый лишний» (с акцентом на количество): три больших предмета и один маленький.
- «Кто первый?» в играх-соревнованиях, используя понятия «первый», «второй», «последний».
Возраст 5-6 лет
Типичные ошибки:
- ошибки в сложных числительных – «пятьнадцать» вместо «пятнадцать»;
- нарушение согласования порядковых числительных – «второй книга», «пятый окно»;
- трудности с падежами, особенно в косвенных падежах («играю с пять куклами»);
- неразличение «оба»/«обе»: «оба девочки», «обе стола».
Что формируется?
- Счет в пределах 10 и далее.
- Использование числительных в рассказах.
- Освоение сложных случаев: «вижу двух котят» (с одушевленными).
- Усвоение слов «оба» (оба мальчика) и «обе» (обе девочки).
- Уверенное использование числительных в сложных фразах («у меня больше, чем у тебя»).
Во что играть?
- «Магазин»: продаем товары, считая деньги и предметы. «Дайте мне, пожалуйста, два яблока и один банан».
- «Ходилки» с кубиком: счет ходов, порядковый номер клетки.
- «Готовим вместе»: просите отмерить «два стакана муки», «три ложки сахара».
Возраст 6-7 лет (подготовительный)
Типичные ошибки:
- ошибки в согласовании: «два окны», «пять яблоков»;
- неправильное образование падежей сложных числительных: «с пятидеситями рублями» вместо «с пятьюдесятью рублями»;
- логико-грамматические ошибки – неверное оформление условий задачи, например: «Улетело от двух воробьев» вместо «Улетело два воробья»;
- смешение понятий: путает количественные («сколько?») и порядковые («который по счету?») числительные.
Что формируется?
- Счет в пределах 20, решение простых арифметических задач.
- Правильное использование числительных в связной речи.
- Освоение логико-грамматических конструкций.
Во что играть?
- «Составь задачу» по картинке или про свои игрушки.
- «Настольные игры» с более сложными правилами и счетом очков.
- «Помощник на кухне»: попросите накрыть на стол для четырех человек, принести пять морковок.
К школе должно быть сформировано:
- Количество и счет:
- считать в прямом порядке в пределах 10 (и желательно до 20);
- считать в обратном порядке от 5-10;
- соотносить число с количеством предметов (посчитал – назвал итог);
- сравнивать числа в пределах 10 (понимать, что 8 > 6);
- решать простые устные задачи на сложение и вычитание в пределах 5-10 на наглядной основе.
- Представления о величине:
- сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, толщине;
- использовать в речи сравнительные степени прилагательных (длинный – длиннее – самый длинный; короткий – короче);
- упорядочивать предметы по величине (построить сериационный ряд: от самого маленького к самому большому).
- Геометрические представления:
- знать и называть основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;
- иметь представление о объемных фигурах: шар, куб;
- ориентироваться в пространстве: уверенно использовать слова справа – слева, вверху – внизу, впереди – сзади, между, рядом.
- Временные представления:
- знать названия дней недели, времен года, частей суток (утро, день, вечер, ночь);
- понимать и использовать в речи понятия вчера, сегодня, завтра.
Как вы можете помочь ребенку? Рекомендации для родителей
Знания должны быть не «заученными», а осмысленными и применяться в быту. Важно не просто научить ребенка механически считать, а помочь ему понять смысл числа и количества, научиться правильно оформлять свои мысли в речи.
Главный принцип: не заставлять, а включать в повседневную жизнь!
Комментируйте бытовые действия: «Достаем из пакета два яблока», «Ставим на стол три тарелки», «Видишь, сколько машин? Много!».
Аккуратно исправляйте ошибки. Не говорите «неверно!», а мягко повторите правильный вариант: «Да, у тебя три машинки. Правильно говорить: «три машинки».
Играйте! Лучше всего навыки закрепляются в игре – в магазин, в стройку, в кухню.
Поощряйте и хвалите за любую попытку что-то посчитать и назвать правильно.
Помните: наша с вами совместная работа — залог успешного преодоления трудностей и подготовки ребенка к школе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность между ДОУ и школой в решении задач успешной адаптации ребенка в школе
Психологи сравнивают поступление ребёнка в школу с революцией в сознании. Всё меняется для малыша: его окружение, режим д...

Использование различных видов театра для решения задачи на развитие творческих способностей ребенка по ФГОС ДО
меняем среду в соответствии с ФГОС. Театральный уголок....

Мастер – класс по технологии проблемного обучения в технике «Торцевания» для решения задач социально – коммуникативного развития ребенка
Торцевание – один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации, и к виду квиллинга (бумаговерчения). С помощью торцевания можно создавать удивительные объемные ...

Взаимодействие ДОУ и семьи в решении задач развития ребенка по направлению «Здоровье и физическое развитие»
Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому иску...

Конспект НОД во второй младшей группе по формированию элементарных математических представлений Тема: «Один – много» Цель: •продолжить учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова
Конспект НОД во второй младшей группе по формированию элементарных математических представленийТема: «Один – много»Цель: •продолжить учить находить один и много предметов ...

Конспект занятия по математике во второй младшей группе «Один-много» «Один - много»
Програмное содержание:Цель: Учить находить в окружающей обстановке много однородных предметов и выделять из нее один предмет.Задачи: Образовательные : -определять совоку...

Нод: ФЭМП Цель: - Обобщать знания детей о количестве предметов (один, много, ни одного) Задачи: Образовательные :
Нод: ФЭМПЦель: - Обобщать знания детей о количестве предметов (один, много, ни одного)Задачи:Образовательные :Развивать умение различать и называть основные цвета: красный, синий.Разв...
