Как ребенок осваивает числительные? От «один-много» до решения задач
консультация по логопедии

Гродницкая Татьяна Сергеевна

В статье рассматриваются этапы освоения числительных детьми с 2 до 7 лет. Для каждого возраста выделены ключевые навыки, типичные речевые ошибки и даны рекомендации по играм для их преодоления. Цель — информирование родителей и обеспечение преемственности между работой логопеда и семьей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_chislitelnye.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

Как ребенок осваивает числительные? От «один-много» до решения задач

Готовность к школе – это не только умение читать и писать. Не менее важную роль играют базовые математические представления, которые тесно связаны с речевым и логическим развитием ребенка. Умение правильно использовать числа в речи — это не просто навык счета. Для дошкольников это сложная система, которая тесно связана с общим развитием речи.

Почему ошибки в употреблении числительных — это важно?

Неправильное использование числительных («пять яблоков», «нет два стулов») может сигнализировать о более глубоких проблемах в различных областях:

  • несформированность грамматического строя речи (согласование слов в роде, числе и падеже);
  • ошибки в словообразовании – трудно образует порядковые числительные («пятый»);
  • нарушения связной речи – не может точно передать количество в рассказе или пересказе;
  • нарушение пространственных представлений и логического мышления;
  • риск школьных трудностей – без своевременной помощи эти ошибки могут привести к проблемам с письмом (дисграфия) и счетом (дискалькулия).

Что помогает научиться правильно употреблять числительные?

  • Развитие речи в целом (лексико-грамматический строй).
  • Понимание смысла счета, а не просто механическое запоминание.
  • Умение визуально оценивать количество, форму, цвет и размер предметов.
  • Развитие памяти, внимания и слухового восприятия.

Краткие ориентиры и практические игры для каждого возрастного этапа

Возраст 2-3 года

Типичные ошибки:

  • «много кубик, один кукла» (не согласуется род);
  • глобальное восприятие числа: Слово «два» может использовать как синоним слова «много»;
  • нарушение принципа счета: может указать на один предмет и сказать два числительных, или пропустить предмет при счете.

Что формируется?

  • Понимание и использование слов «один» и «много».
  • Появление в речи слов «один», «два».
  • Начало освоения счета до 2-3 но это часто просто «речевой штамп» (как стихотворение, без понимания количества).

Во что играть?

  • «Один-много»: Рассыпьте игрушки, складывайте их в коробку, комментируя: «Вот один мяч, а вот много кубиков».
  • «Покормим мишку»: Давайте ребенку «одну» ягодку или «много» конфет для мишки.
  • «Дай мне...»: просите принести один предмет (один носочек, один кубик).

Возраст 3-4 года

Типичные ошибки:

  • стойкие аграмматизмы – нарушение согласования числительного с существительным, например: «два кукла», «нет два мишка», «пять яблоков»;
  • трудности с моделью «2,3,4 + родительный падеж, ед.число» – ребенок говорит «два стулья» вместо правильного «два стула»;
  • ошибки в счете «один к одному» – сбивается, пропускает числа, особенно за пределами 3-4.

Что формируется?

  • Счет в пределах 3-5, но еще с ошибками и без полного соотнесения «один к одному».
  • Начинает устанавливать связь между числом и количеством.
  • • Пытается согласовывать «один», «два» с существительными.
  • Осваивает понятия «больше», «меньше», «поровну» (на глаз).

Во что играть?

  • «Найди пару»: Ищем два одинаковых носка, два варежки.
  • «Угостим кукол»: Рассаживаем кукол и даем им по одной тарелке, по одному яблочку.
  • «Что изменилось?»: Покажите 2-3 игрушки, попросите закрыть глаза, уберите одну — «Чего не стало?».

Возраст 4-5 лет

Типичные ошибки:

  • нарушение согласования числительных с существительными в:

- роде («одна яблоко», «один кукла», «один груша»);

- в числе и падеже («два шары», «нет два куклов», «два стулы», «пять яблоков»);

  • могут сохраняться трудности с моделью «2,3,4 + родительный падеж, ед.число».

Что формируется?

  • Уверенный счет в пределах 5-10.
  • Активно учится согласовывать числительные 2,3,4 с существительными («два стула», «три куклы»).
  • Появление порядковых числительных «первый», «второй».
  • Начало использования числительных в сложных фразах («у меня больше, чем у тебя»).

Во что играть?

  • «Что стоит на полке?»: описываем, что видим: «Одна большая книга, два маленьких кубика, три карандаша».
  • «Четвертый лишний» (с акцентом на количество): три больших предмета и один маленький.  
  • «Кто первый?» в играх-соревнованиях, используя понятия «первый», «второй», «последний».

Возраст 5-6 лет

Типичные ошибки:

  • ошибки в сложных числительных – «пятьнадцать» вместо «пятнадцать»;
  • нарушение согласования порядковых числительных – «второй книга», «пятый окно»;
  • трудности с падежами, особенно в косвенных падежах («играю с пять куклами»);
  • неразличение «оба»/«обе»: «оба девочки», «обе стола».

Что формируется?

  • Счет в пределах 10 и далее.
  • Использование числительных в рассказах.
  • Освоение сложных случаев: «вижу двух котят» (с одушевленными).
  • Усвоение слов «оба» (оба мальчика) и «обе» (обе девочки).
  • Уверенное использование числительных в сложных фразах («у меня больше, чем у тебя»).

Во что играть?

  • «Магазин»: продаем товары, считая деньги и предметы. «Дайте мне, пожалуйста, два яблока и один банан».
  • «Ходилки» с кубиком: счет ходов, порядковый номер клетки.
  • «Готовим вместе»: просите отмерить «два стакана муки», «три ложки сахара».

Возраст 6-7 лет (подготовительный)

Типичные ошибки:

  • ошибки в согласовании: «два окны», «пять яблоков»;
  • неправильное образование падежей сложных числительных: «с пятидеситями рублями» вместо «с пятьюдесятью рублями»;
  • логико-грамматические ошибки – неверное оформление условий задачи, например: «Улетело от двух воробьев» вместо «Улетело два воробья»;
  • смешение понятий: путает количественные («сколько?») и порядковые («который по счету?») числительные.

Что формируется?

  • Счет в пределах 20, решение простых арифметических задач.
  • Правильное использование числительных в связной речи.
  • Освоение логико-грамматических конструкций.

Во что играть?

  • «Составь задачу» по картинке или про свои игрушки.
  • «Настольные игры» с более сложными правилами и счетом очков.
  • «Помощник на кухне»: попросите накрыть на стол для четырех человек, принести пять морковок.

К школе должно быть сформировано:

  1. Количество и счет:
  • считать в прямом порядке в пределах 10 (и желательно до 20);
  • считать в обратном порядке от 5-10;
  • соотносить число с количеством предметов (посчитал – назвал итог);
  • сравнивать числа в пределах 10 (понимать, что 8 > 6);
  • решать простые устные задачи на сложение и вычитание в пределах 5-10 на наглядной основе.
  1. Представления о величине:
  • сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, толщине;
  • использовать в речи сравнительные степени прилагательных (длинный – длиннее – самый длинный; короткий – короче);
  • упорядочивать предметы по величине (построить сериационный ряд: от самого маленького к самому большому).
  1. Геометрические представления:
  • знать и называть основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;
  • иметь представление о объемных фигурах: шар, куб;
  • ориентироваться в пространстве: уверенно использовать слова справа – слева, вверху – внизу, впереди – сзади, между, рядом.
  1. Временные представления:
  • знать названия дней недели, времен года, частей суток (утро, день, вечер, ночь);
  • понимать и использовать в речи понятия вчера, сегодня, завтра.

Как вы можете помочь ребенку? Рекомендации для родителей

Знания должны быть не «заученными», а осмысленными и применяться в быту. Важно не просто научить ребенка механически считать, а помочь ему понять смысл числа и количества, научиться правильно оформлять свои мысли в речи.

Главный принцип: не заставлять, а включать в повседневную жизнь!

Комментируйте бытовые действия: «Достаем из пакета два яблока», «Ставим на стол три тарелки», «Видишь, сколько машин? Много!».

Аккуратно исправляйте ошибки. Не говорите «неверно!», а мягко повторите правильный вариант: «Да, у тебя три машинки. Правильно говорить: «три машинки».

Играйте! Лучше всего навыки закрепляются в игре – в магазин, в стройку, в кухню.

Поощряйте и хвалите за любую попытку что-то посчитать и назвать правильно.

Помните: наша с вами совместная работа — залог успешного преодоления трудностей и подготовки ребенка к школе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность между ДОУ и школой в решении задач успешной адаптации ребенка в школе

Психологи сравнивают поступление ребёнка в школу с революцией  в сознании. Всё меняется для малыша: его окружение, режим д...

Мастер – класс по технологии проблемного обучения в технике «Торцевания» для решения задач социально – коммуникативного развития ребенка

Торцевание – один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации, и к виду квиллинга (бумаговерчения). С помощью торцевания можно создавать удивительные объемные ...

Взаимодействие ДОУ и семьи в решении задач развития ребенка по направлению «Здоровье и физическое развитие»

Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому иску...

Конспект НОД во второй младшей группе по формированию элементарных математических представлений Тема: «Один – много» Цель: •продолжить учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова

Конспект НОД во второй младшей группе по формированию элементарных математических представленийТема: «Один – много»Цель:  •продолжить учить находить один и много предметов ...

Конспект занятия по математике во второй младшей группе «Один-много» «Один - много»

Програмное содержание:Цель: Учить находить в окружающей обстановке много однородных предметов и выделять из нее один предмет.Задачи: Образовательные : -определять совоку...

Нод: ФЭМП Цель: - Обобщать знания детей о количестве предметов (один, много, ни одного) Задачи: Образовательные :

Нод:  ФЭМПЦель: - Обобщать знания детей о количестве предметов (один, много, ни одного)Задачи:Образовательные :Развивать умение различать и называть основные цвета: красный, синий.Разв...