Основные ошибки при закреплении звука. Как Правильно автоматизировать звук в речи на примере звука Ш.
статья по логопедии (подготовительная группа)

Коноплева Анжелика Германовна

Основные ошибки при закреплении звука. Как Правильно автоматизировать звук в речи на примере звука Ш.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oshibkiprizakrepleniizvuka.docx102.87 КБ

Предварительный просмотр:

 Основные ошибки при закреплении звука. Как Правильно автоматизировать звук в речи на примере звука Ш.

Закрепление «сырого» звука слишком рано.
Когда звук только появился и ребёнок произносит его неуверенно, нельзя сразу вводить его в слоги и слова — он ещё не готов закрепиться. Нужно сначала добиться чистого и стабильного произношения в изоляции.

⛔️Сразу вводить звук во все позиции слова.
Для ребёнка это слишком сложно: новое произношение требует ресурсов. Важно начинать с одной позиции и постепенно расширять.

⛔️Нарушение этапности работы.
Автоматизация должна идти пошагово: изолированный звук → слоги → слова → фразы → речь. Если пропускать этапы, звук не закрепится.

⛔️Работа только со словами.
Мы общаемся фразами. Если отрабатывать звук только в словах, в живой речи он будет «теряться». Нужно вводить звук в предложения и диалог.

 

   Упражнения на автоматизацию звука Ш в речи.

В такой последовательности нужно автоматизировать звук Ш.

Артикуляция звука Ш

Губы в форме «рупора» (округлены и слегка вытянуты, видны верхние и нижние резцы; зубы заборчиком, приближены друг к другу, но не смыкаются, язык в форме «чашечки», широкий кончик языка приподнят к передней части нёба, боковые края языка прижимаются к верхним коренным  зубам. Воздушная струя направлена по середине языка вверх, воздух теплый.

Подражание сдувающемуся колесу, шарику и т.п.

Песенка «Змейки» Ш-ш-ш-ш-ш…  

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2020/04/15/depositphotos_141790164-stock-illustration-happy-green-snake-cartoon.jpg?itok=x1bKHBRN

2. Повтори прямые слоги.

Ша — ша — ша
шо — шо — шо
шу — шу — шу
шэ — шэ — шэ
ши — ши — ши

3. Повтори обратные слоги.

Аш — аш — аш                             яш — яш — яш
ош — ош — ош                             ёш — ёш — ёш
уш — уш — уш                            юш — юш — юш
эш — эш — эш                              еш — еш — еш
иш — иш — иш

4. Повтори слоги, где звук Ш находится между гласными.

Аша — ашо — ашу — аши

5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

Шта — што — шту- штэ — шты
шка — шко — шку — шкэ- шкы
шма — шмо — шму — шмэ — шмы
шва — шво — шву — швэ — швы
шпа — шпо — шпу — шпэ — шпы
шна — шно — шну — шнэ — шны

6. Повтори обратные слоги со стечением согласных.

Ашт — ошт — ушт — ышт — ишт — ешт — ёшт — юшт — яшт
ашк — ошк — ушк — ышк — ишк — ешк — ёшк — юшк — яшк

 

7. Проговаривать слова, выделяя звук [Ш]:

Ша: шаг, шайба, шахматы, шапка, шахта; шампунь, шампиньон.

Шо, Шё: шов, шёпот.

Шу: шум, шут, шуба, шутка; шутить, шумовка, шутник, шуметь.

Ши: шить, шип, шина; шипы, шитьё, шифон, шипеть, шиповник.

Ше: шея, шесть, шелест; шептать.

Штанга, штаб, штаны, штопка, штопать, штука, штык, шкаф, школа, швы, швед, швея, шпага, шпагат, шпатель, шпиль, шпинат, шпион, шмель, шницель, шлейф, шлем, шлюпка, шляпа.

 

8. Проговаривать слова, выделяя звук [Ш] :

Ша: ушанка, мышата, дышать; каша, Маша, Даша, Паша, Наташа, ваша, наша, Яша, Гоша, Антоша, Миша, кушать, вешать.

Шо, Шё: мышонок, мешок, пушок, капюшон, петушок, кукушонок, большой , тушёнка, нашёл, ушёл.

Шу: мишутка.

Ши: машина, пушинка, ошибка, ушиб; уши, вышивать, мыши, тишина.

Ше: мишень, ошейник; бушевать.

Пшено, пшённый, ковшик, кувшин, кувшинка.

 

9. Произносить слова со стечением согласных, выделяя звук [Ш]:

    Башня, букашка, пашня, кашка, пташка, башмак, каштан; кошка, окошко, мошка, Тимошка; пушка, подушка, избушка, мушка, кукушка, опушка, квакушка, катушка, бабушка, дедушка, ушки, кадушка; пышка, мышка, донышко, пятнышко; вишня, мишка.

 

10. Произносить слова, выделяя звук [Ш]:

   Ваш, наш, гуашь, душ, тушь, тишь, мякиш, финиш, мышь, камыш, детёныш, ешь, пьёшь, поёшь, идёшь, ландыш; ковш.

 

11. Заменить в словах первый звук на звук Ш:

тапки –

губы –

топот –

мыло –

(пар) –

(споры) –

 

12. Заменить в словах последний звук на звук Ш:

дуб –

идёт –

поёт –

едет –

дышит –

падает –

 

13. Образовать существительное с уменьшительно-ласкательным значением:

Назови ласково.

Изба – избушка

кума –

зима –

штаны –

тётя –

дядя –

хозяйка –

солнце –

хлеб –

камень –

пятно –

дно –

окно –

дед –

14. Ответить на вопросы, отчетливо произнося звук Ш:

Каша из пшена какая?

Сок из вишни какой?

Слон не маленький, а какой?

Компот из груш какой?

Конфеты из шоколада какие?

Шоссе не узкое, а какое?

Шапка из шерсти какая?

 

 

15. Проговаривать слова с двумя звуками [Ш]:

   Шишки, штанишки, шашки, шипишь, шутишь, пишешь, шьёшь, шумишь.

 

16. Образовать родственные слова:

мышь – (мышонок, мышата, мышиный, мышка…)

лягушка – (лягушонок, лягушата, лягушиный, лягушатник…)

 

17. Проговаривать словосочетания, выделяя звук [Ш]:

Дедушкины шахматы                              вишнёвый компот

новая подушка                                          тихий шаг

швейная машинка                                    пшённая каша

шумные пташки                                       двойной шов

дубовый шкаф                                          бабушкина шуба

пуховая шапка                                          новая ушанка

 

18. Игра «Сосчитай до 5»:

плюшевый мишка –

плюшевый капюшон –

плюшевая шапка –

 

19. Повтори предложения.

Три слова: У Маши шуба. У Яши машина. У Даши шахматы. Бабушка вышивает петушка. Маша кушает тушёнку. Камыши шумят тихо. Наташа пишет тушью.

Четыре слова: У Яти пшённая каша. Бабушка шьёт штанишки Яше. Маша пьёт вишнёвый компот. У Яшиной машины шины. Мишутка дует на пушинки. Наташа вешает шубу в

шкаф. На опушке кукует кукушка. Пшённая каша из пшена.

Пять слов: У кошки ушки на макушке. Дома у Яши мешок каштанов. На опушке мушки и квакушки. Шапка да шубка вот и Мишутка. Паша катает мишку на машине. Мама шьёт на швейной машинке.

Шесть слов: Мама мышь и мышата едят шпинат. У Паши и Даши мышонок Пушок. У мышки — мышата, у кошки  котята.

 

20. Послушать предложение, найти и исправить ошибки:

Письмо пишет дедушку.

Наша мышка поймала кошку.

Катушка ниток купила бабушку.

Камешек нашел Пашу.

На шубу вешают вешалку.

Камыши сидят в лягушке.

Ландыши нашли Наташу.

В картошку положили мешок.

 

21. Проговаривать тексты:

Ландыши.

Ландыши любят тень под дубками. Подойдешь к месту, где ландыши. Ландышей видимо-невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвешь ландышей - и домой. Хороши ландыши.

 

22. Проговаривать чистоговорки:

Кот Шалун сидит на шторе,

Потому что Маша в школе.

Будет Маша после школы

Штопать шелковые шторы.

 

Петя, Петя, петушок,

Дам тебе пшена мешок,

Дам воды немножко,

Подойди к окошку.

 

Мышонку шепчет мышь:

- Ты все шумишь, шумишь!

Мышонок шепчет мыши:

- Шуметь я буду тише.

 

Кукушка кукушонку шьет капюшон,

Наденет кукушонок капюшон –

Как  в капюшоне он смешон!

 

Кошка с кошелкой по улице шла.

Что же в кошелке кошка несла?

Кашне и калоши

           котятам шкодливым,

Чтоб бегать по лужам

           денечком дождливым.

 

23. Проговаривать скороговорки:

У нашего Мишки в мешке шишки.

Кукушка кукушонку купит капюшон.

Пышная подушка у Мишки под ушком.

У окошка мошка,

На окошке кот Тимошка.   

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. – М., 1999.
  2. Анищенкова Е.С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей. – М., 2007.
  3. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация шипящих звуков у детей. – М., 2006.
  5. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. – М., 2008.
  6. Куликовская Т.А. Забавные чистоговорки. – М., 1999.
  7. Нищева Н.В. Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. – СПб., 2010.
  8. Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. – М., 2011.
  9. Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. – М., 2007.
  10. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. – М., 1995.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Автоматизируем звуки правильно"

Консультация на тему: "Автоматизируем звуки правильно" будет полезна родителям имеющих детей с нарушениями звкопроизношения....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Долгосрочный проект - «Мультипликация», как современная форма мотивации детей старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи к работе по развитию просодики и автоматизации правильного произношения звуков в речи.

Чем можно увлечь ребёнка или подгруппу детей, при этом способствовать успешной автоматизации звуков речи у них, наряду с развитием просодических компонентов речи и других умений? Одним из такого рода ...

Речевой материал по закреплению звуков речи по книге Богомоловой А.И. разбитый на звуки

Удобно пользоваться, когда необходим материал на один звуки или группу звуков....

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Р] изолированно, автоматизация звука [Ш] в чистоговорках, автоматизация звука [Ж] в предложениях.

Конспектиндивидуального занятия «Автоматизация звука [Р]изолированно, автоматизация звука [Ш] в чистоговорках, автоматизация звука [Ж] в предложениях. Лексическая тема «Защитники Отечества...

Консультация для родителей: "Как автоматизировать звуки в речи?"

Картотека упражнений и игр для автоматизации звуков вречи....

Обучению точному произношению звука Л.( Ль), автоматизировать звуки в слогах, словах, фразах.

Обучению  точному произношению звука Л.( Ль), автоматизировать звуки в слогах, словах, фразах....