Логопедические пятиминутки по лексическим темам.
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа)

Логопедические пятиминутки по лексической теме: "Дикие животные наших лесов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dikie_zhivotnye.docx36.67 КБ

Предварительный просмотр:

Месяц__________,  __-я неделя.

Тема: «Дикие животные наших лесов и их детёныши»

Существительные: волк, заяц, ёж, медведь, лось, лиса, кабан, рысь, енот, бобёр, белка, олень, барсук, хвост, рога, лапы, копыта, клыки, плутовка;

логово, берлога, нора, хатка, дупло.

Глаголы: ходить,   рычать,   прыгать,   колоться,   притаиться,   красться, бродить, загонять, подстерегать, мышковать, строить, запасать,

готовиться (к зиме).

Прилагательные: колючий,   рыжая,   серый,   злой,   пушистый,   хитрая,   бурый, трусливый, полосатый, косолапый, длинноухий.

День

недели

Содержание

Понедельник

1. Развитие общей моторики

   Импровизация ритмических  движений:

   на каждую строчку — четыре однотипных движения.

Медвежонок -топ-топ,    А ежонок — хлоп-хлоп,

А волчонок - щелк-щелк,              

А зайчонок - скок-скок,

А лисенок — шмыг-шмыг,  

А лосенок — прыг-прыг.

2. Развитие мимических мышц

В лесу бегает злой волк.

Нахмурить брови

Вдруг не стало волка.

Поднять брови

Это мишка косолапый прогнал злого

волка.

Подмигнуть правым глазом

Вторник

1. Развитие мелкой моторики

—Мальчик с пальчик.

Где ты был?                                                 (Четыре раза сгибать большой палец левой руки.)

—Долго по лесу бродил!

                                                                    (Четыре раза сгибать большой палец правой руки.)

Встретил я медведя, волка, Зайку, ежика в иголках.

                                                              (Большой палец правой руки поочередно соприкасается

                                                                                                               с остальными пальцами.)

Встретил белочку, синичку,          

Встретил лося и лисичку.

Всем подарки подарил.    

Всяк меня благодарил.

                                                      (Четыре пальца последовательно сгибаются кланяются)

2. Развитие лексико-грамматических процессов

Цель: образование притяжательных прилагательных.  Изменить слова по образцу.

Нос лисы – лисий нос          Лапа лисы – лисья лапа        Глаза лисы – лисьи глаза

Нос белки - …                         Лапа белки - …                          Глаза белки - …          

Нос зайца - …                        Лапа зайца - …                         Глаза зайца - …

Нос волка - …                        Лапа волка - …                           Глаза волка - …

Нос медведя - …                 Лапа медведя - …                      Глаза медведя - …

Нос ежа -  (ежиный нос)  Лапа ежа - … (ежиная лапа) Глаза ежа - … (ежиные глаза)

Среда

1. Артикуляционная гимнастика

История 11. Язычок учится играть на музыкальных инструментах
Язычок любил музыку, и ему очень хотелось научиться играть на разных музыкальных инструментах. Он купил барабан, дудочку и гармошку. Сначала Язычок стал брать уроки игры на барабане. Палочки звонко отбивали дробь: "Ды-ды-ды..." (Упражнение "Барабанщик".)

Освоив барабан, Язычок начал учиться игре на дудочке. (Упражнение "Трубочка": свернуть язык трубочкой и подуть в нее.) Самым трудным оказалось научиться игре на гармошке. (Язык "присасывается" к нёбу, как в упражнении "Грибок", а затем движением нижней челюсти вниз-вверх подъязычная уздечка растягивается, как меха у гармошки; при этом надо стараться, чтобы язык не оторвался от неба упражнение "Гармошка".)

Язычок очень старался, поэтому учеба его шла успешно. Скоро он мог исполнять на своих музыкальных инструментах любые мелодии. (Несколько раз повторить упражнения "Барабанщик", "Дудочка", "Гармошка".)

2. Развитие лексико-грамматических процессов

Образован.сущ. в ед. и мн. числе с ум.ласк.  суфф.«У кого кто?»

У белки — бельчонок, бельчата,         у зайчихи — зайчонок, зайчата,

у лосихи — лосенок, лосята,                у лисы — лисенок, лисята,                   у волчихи — волчонок, волчата,     медведицы — медвежонок, медвежата.

3. Дыхательная гимнастика

«Ежик»

После активного вдоха через нос ребята на выдохе произносят «пых – пых», энергично работая мышцами живота.

Встретил в чаще еж ежа.

- Как погода, еж?

- Свежа.

И пошли домой дрожа,

Съежась, сгорбясь, два ежа.

Четверг

1. Развитие артикуляционной моторики

для челюсти

- открыть широко рот, затем закрыть (под счет от 1 до 5);

для губ

- "замочек" (зубы сомкнуты, губы раскрыты),

- "улыбочка"

-"трубочка";

 для языка Пробуем вкусное варенье.

Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого, потом нижнюю. Кончиком языка облизать губы, делая движения по кругу.

2. Развитие лексико-грамматических процессов

Образ. сущ. в род. падеже мн. числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Один — много»

Белка — много белок — бельчат,   лиса — лис — лисят, еж — ежей — ежат,  заяц — зайцев — зайчат, волк — волков — волчат,  лось — лосей — лосят,

медведь — медведей — медвежат, олень — оленей — оленят.

Пятница

1. Развитие связной речи.     

Построение монолога «Опиши любого зверя по плану»:

  1. название; где живет (Север, жаркие страны, наши леса ...);
  1. внешний вид (размер, окраска, длина шерсти, отличительные признаки — у слона хобот и т.п.);
  2. жилище (берлога, нора, дупло ...);
  3. чем питается; кто является его врагом;

5)как называются его детеныши

  1. какую пользу приносит человеку; в каких сказках или мультфильмах ;      

Пересказ рассказа        «Купание медвежат»      В. В. Бианки

Наш знакомый охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал  громкий треск сучьев. Он испугался  и влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два веселых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.

Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.

Мать догнала его, надавала шлепков, а потом — в воду, как первого.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошел домой.

   2. Дыхательная              

 «Пожалеем Мишку»

Дети дуют на ладошку как можно дольше, стараясь, чтобы воздух выходил равномерной струей.

Мишка наш совсем здоров-

Даже танцевать готов.

Ну и веселье у куклы и Мишки

Полечку пляшут без передышки.

Тексты для пересказа по теме «Дикие животные наших лесов и их детёныши»

Волк

      Летом  ходит  волк   сытый.  Дичи  много.  Придёт   зимнее время,  птицы улетят.  Звери спрячутся,  нечего есть волку.

      Злые,   голодные   ходят   волки,   ищут   добычу.   К   деревне подойдут...   Где   сторожа   нет   да   запоры   плохи   — несдобровать овце.

 

БЕЛКА

       Белке   зимой   ни   мороз,   ни   ветер   не   страшны.   Как закрутит  метель,  непогода — белка скорей к своему дуплу спешит.  Дупло   у  белки   веточками,   сучьями   выстлано  — большое, круглое, а сбоку лазейка. Уютно в нём, тепло белочке. Заберётся она в дупло, а чтобы   холодный   ветер   не   задувал,   ещё   лазейку  подстилкой закроет.   Потом   свернётся   клубочком,   пушистым   хвостиком прикроется и спит.

 

МЕДВЕДЬ

      Медведь   имеет   тёплую   мохнатую   шубу.   Морда   у   него вытянутая.   Ходит   медведь   тяжело,   переставляя   лапы   как-то вкось,  поэтому его ж назвали косолапым.  Но он может быстро бегать. Он очень ловко лазает по деревьям. Медведь ест ягоды,

мёд. Медведь на холодные месяцы забирается в берлогу, спит и сосёт лапу.

В. Флинт

 

МИТИНЫ ДРУЗЬЯ

     Зимой лосиха  с лосёнком ночевали в осиннике.  Лес стоял белый   под снегом.  Иней   оседал  на  ветках,   на  спине  лосихи.

     Послышался хруст снега. Лосиха насторожилась. Волк мелькнул среди   деревьев.   Лоси   помчались   по   снегу   в   лес.   За   ними погналась стая волков. Впереди   беглецов  —  лесная   сторожка,   ворота   раскрыты. Сзади — волки. Лоси бросились прямо в ворота.

      Сын лесника Митя разгребал во дворе снег.  Лоси чуть не сбили его с ног.  Митя выглянул за ворота,  а там волки.  Митя смело замахнулся лопатой и отогнал волков.  Лоси оправились от испуга и ушли обратно в лес. Они всю зиму держались в лесу

около сторожки.

По Г. Скребицкому

Вопросы:

Где ночевали лосиха с лосёнком?

Какое время года было в лесу?

Почему лосиха насторожилась?

Кого увидели лоси?

Куда прибежали лоси?

Что делал Митя во дворе?

Как Митя помог лосям?

 

КУПАНИЕ МЕДВЕЖАТ

      Наш  знакомый   охотник  шёл берегом лесной  реки   и   вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

     Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два   медвежонка.   Медведица   схватила   одного   медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Медвежонок визжал и барахтался,  но мать не выпускала его,  пока хорошенько не

выполоскала в воде. Другой  медвежонок   испугался   холодной   ванны и   пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом —

в воду, как первого. Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После  купания медведи опять скрылись  в лесу,  а охотник слез с дерева и пошёл домой.

В. Бианки

Вопросы:

Чего испугался охотник?

Кто вышел на берег лесной реки?

Что сделала медведица?

Как вели себя медвежата?

Как чувствовали себя медвежата после купания?

Почему они были довольны?

Чем закончился рассказ?

Стихи по теме «Дикие животные наших лесов и их детёныши»

Пальчиковая гимнастика

ЁЖИК

По сухой лесной дорожке —

Топ-топ-топ — топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ёжик.

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки.

 

             (Поочерёдно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

                      (Постукивают кулаками по столу.)

(Поочерёдно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

(Поочерёдно соединяют кончики пальцев обеих рук с

большим пальцем.)

 

Пальчиковая гимнастика

БЕЛКА

На сучки, как на гвоздочки,

Белка вешает грибочки,

Сушит ягоды рябины,

Ежевики и малины.                  

Носит жёлуди, орешки.

 Разбирает всё без спешки.

 Вот закончила запас

И в дупло скосила глаз.

Чтобы было в нём тепло,

Пухом выстлала его.

Зиму жить ей поживать,

Никаких забот не знать.

Н.Антонова

                                                            (На каждую           стихотворную

                                                           строчку поочерёдно

                                                           загибают пальцы,    начиная с

                                                                  большого, сначала на

                                                                правой, а затем на левой

                                                                                          руке.)

                                                              (Поочерёдные ритмичные

                                        удары кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

 

ЁЖ

— Ёж, ёж, где живёшь?

— Я живу в густом лесу!

— Ёж, ёж, что несёшь?

— В норку яблоки несу.

Буду яблоки делить,

Своих детушек кормить.

                       А. Масленникова

* * *

Идёт лисичка по мосту,

Несёт вязанку хворосту.

—Зачем тебе хворост?

—Печь топить.

— Зачем печь топить?

— Обед варить.

—Зачем обед варить?

—Гостей кормить.

—А гости кто?

—Медведь с женой,

Да ёж, да кот, да мы с тобой.

Барсук

Встанет за полночь барсук,

Обойдет свой дом вокруг.

Острый нюх и зоркий глаз Наступил охоты час.

Еж

Серый ежик весь в иголках,

Словно он не зверь, а елка.

Хоть колюч молчун лесной Ежик добрый, а не злой.

Лось

Лось - рога ветвистые

Да копыта быстрые.

Головой качая, он

Задевает небосклон.

Кабан

Опускается туман,

Просыпается кабан.

Роет землю у реки,

Точит острые клыки.

Бобр

В тихой заводи речной

Бобр построил дом весной.

Без пилы и топора

Дом построен у бобра.

Лиса

Знает лисонька-лиса:

В шубе вся ее краса.

Шубы нет в лесу рыжей,

Зверя нет в лесу хитрей.

Волк

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит волк молчком,

Уши серые торчком.

Медведь

По завалам, по оврагам

Ходит зверь хозяйским шагом.

Любит он душистый мед

Да малину с веток рвет.

Белка

Белка - с кисточками ушки

 Гриб увидит на опушке

 Прыг за ним с густых ветвей

И несет домой скорей.

В. Степанов

Белка

Шишка. Гриб. Лесной орех.

Кто запасливее всех?

Из окна летят скорлупки,

А в окне - хозяйка шубки.

Бобр

Эй, ребятки, по порядку

Выходите строить хатку:

Билл - грызи, Бим-Бом - ныряй,

Боря - бревна подавай.

Лиса

- Для чего тебе, лиса,

Хвост - пушистая краса?

- От охотников спасаюсь

 Заметать следы стараюсь.

Енот-полоскун

Есть забота у енота:

Полоскать все время что-то.

Все, что в лапы попадет,

Полоскун до дырок трет.

ЕЖИК

- Ежик, ежик колкий,

Дай свои иголки!

Надо бельчонку

Сшить распашонку.

Починить штанишки

Драчуну-зайчишке.

Ежик, ежик колкий,

Одолжи иголки.

- Отойдите! И не ждите!

Не просите! Если дам иголки,

Съедят меня волки.

В. Шумилин

ШУСТРАЯ ХОЗЯЙКА

Белка быстрая

Грибок

Надевает на сучок,

Трудится, старается,

Кормом запасается.

Захотел Алеша к ней

Подойти поближе,

Но мелькнул среди ветвей

Хвостик темно-рыжий.

Ой, какой смешной зверек!

Вот бы снова встретить...

Папа, глянь, боровичок!

И второй! И третий!

И еще один!

А тут

Сыроежек стайка...

 Знает, где грибы растут,

Шустрая хозяйка.

Я. Козловский

ЗАЯЦ

Мчится заяц от лисы.

Хвост дрожит, дрожат усы.

Встали сосны на пути.

От погони не уйти!

Нет спасения в бору!

Прыгнул к ежику в нору...

Е. Александрова

ЗАПАСЛИВЫЙ БЕЛЬЧОНОК

Не беда, что у бельчонка

Опустело в сундучке!

Видишь - два сухих опенка

Ждут бельчонка

На сучке!

Т. Белозеров

ВОЛЧОНОК

Очень скучно мне, волчонку, одному!

Почему со мной не дружат, не пойму,

Ни козлята, ни телята,

Ни зайчата, ни лисята? Почему?

Е. Серова

ЛИСЯТА

Под кустом играют в прятки

Шаловливые лисятки,

А лиса для малышей

Ловит в зарослях мышей.

Е. Александрова

МЕДВЕЖЬЕ УХО

Зайчихе заяц говорит:

- Пропали мы, старуха,

В траве смотри-ка что торчит.

- Что? Что?

- Медвежье ухо!

Медведь!

Как выскочит сейчас!

Как зарычит!

Как схватит нас!..

- Нет, нет, не так уж я проста,Зайчиха отвечала,Чтобы медведя от куста

Совсем не отличала...

Медвежье ухо - это куст.

Я ем его! Ты слышишь хруст?

А. Шибаев

БЕЛКА

Белка сушит сыроежки,

Лапкой с ветки рвет орешки.

Все запасы в кладовой

Пригодятся ей зимой.

3. Александрова

* * *

- Зайка, заинька-дружок!

Посиди со мной часок.

- Ни минутки не могу В гости к ежику бегу.

Он вчера меня встречал,

Есть морошку приглашал.

Ф. Бобылев

ЁЖИК

Сквозь лесок,

Не очень частый,

На поляну по грибы

Пробирался ёж ушастый,

Запыхавшись от ходьбы.

Желтоватые маслята,

Сыроежки собирал,

Прямо шляпками опята

На колючки надевал.

По извилистой тропинке

Возвращался ёж домой.

Нёс поклажу он на спинке

И довольный, и смешной.

Н. Антонова

МИШКА ЛАПУ ЗАНОЗИЛ

Мишка лапу занозил,

Наступил на шишку.

Обозлился, погрозил...

Ты узнаешь мишку!

Шишку в сучья закопал,

Поплясал на сучьях,

Поскользнулся и упал

У норы барсучьей.

Вышел заспанный барсук,

Заворчал на мишку.

Мишка струсил, влез на сук,

Притаился мышкой.

3. Александрова

Загадки по теме «Дикие животные наших лесов и их детёныши»

Что за зверь лесной

Встал, как столбик,

Под сосной

И стоит среди травы

 Уши больше головы?

(Заяц)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет.

(Лиса)

Через поле напрямик

Скачет белый воротник.

(Заяц)

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна.

(Медведь)

Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный?

(Волк)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(Лось)

Кто на своей голове лес носит?

(Олень)

Водяные мастера

Строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины

И - плотину.

(Бобры)

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки - ни одной.

(Ежик)

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по веткам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

(Белка)

Где живет он? В самой чаще,

Самой-самой настоящей.

Там гуляет, там и спит,

Там детей своих растит.

Любит груши, любит мед,

Сладкоежкою слывет.

А еще, могу сказать,

Очень любит он поспать:

Ляжет осенью, а встанет,

Лишь когда весна настанет.

(Медведь)

Перевод с болгарского И. Мазнина

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимою спит в берлоге,

От мороза пряча нос.

(Медведь)

 

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

 А в деревне кур крадет.

 (Лиса)

 

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А ниток — ни одной.

(Ёж)

 

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.

(Заяц)

 

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Он рога несет легко,

Хоть раскинул широко.

(Лось)

 

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит- бродит он молчком,

Уши серые торчком.

(Волк)

 

Сама мала, шубка пышна,

В дупле живёт, орехи грызёт.

(Белка)

У него смешные щечки,

На спине полосок пять.

А за щечками мешочки,

Чтобы семечки таскать.

(Бурундук)

Б. Степанов

Рекомендуемая художественная литература по теме «Дикие животные наших лесов и их детёныши»

  1. А.К. Толстой «Белка и волк».
  2. Р.н.с. «Заюшкина избушка»
  3. Г. Снегирев «След оленя»
  4. р.н.с. «Заяц-хваста»
  5. И. Соколов – Микитов «Год в лесу» (гл.: «Белка», «Медвежья семья».
  6. Р.н.с. «Зимовье».

Консультация для родителей по теме «Дикие животные наших лесов и их детёныши»

Тема «Дикие животные».

Задание 1 Родителям рекомендуется:

-рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов – зайца, белки, волка, медведя, ежа, лисы, лося;

-отметить их внешние признаки;

- рассказать о том, где они живут, чем питаются;

- закрепить, в словарном запасе ребенка названия зверей и их детенышей;

Задание 2 Игра «Угадай, кто это?». 

Бурый, косолапый, неуклюжий — ... .    Серый, зубастый, страшный — .... Хитрая, пушистая, рыжая — ....        Маленький, длинноухий, пугливый — ... .  Серый, колючий — .....                              Маленькая, рыжая, прыгучая — ... .

Задание 3. Игра «У кого — кто?»

У медведя — медвежонок, у волка — ..., у лисы — ..., у белки— ... , у ежа— ... .;

У медведя — медвежата, у волка - - ... .

Задание 4. Игра «Назови семью»

папа — медведь, мама - медведица, детеныш(и) — медвежонок (медвежата);

папа — волк..., папа — заяц — ...; папа — еж...; папа    - лис...  ,

Задание 5. Игра «Назови маму»:

Медвежонок у медведицы,       лисенок у ... ,             лосенок у …,

волчонок у …,                         зайчонок у …,           ежонок у….

Задание 6. Игра «Кто как голос подает?»

 Лиса — тявкает, медведь — рычит, ревет. волк — воет.

Задание 7. Игра «Про кого можно сказать ...»

Охотится — ...,           крадется — ...,            воет — ...,         кусается — ...,  

пугается — ...,         скачет — ...,     переваливается — ...,   хитрит — ...,

выслеживает — ....

Задание 8. Игра «Кто где живет?». 

В норе живет (кто?) — лиса. В берлоге — .... В дупле — ... . В логове - ….

Задание 9. Игра «Кому что дадим?».

Мясо — волку, малину — ..., мед — ..., морковку — ..., яблоко — ..., орехи — ..., грибы — ... .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые пятиминутки по лексическим темам

Речевые пятиминутки способствуют развитию всех компонентов речи. Практический речевой материал подобран по лексическим темам....

Логопедические пятиминутки (по лексическим темам) для детей 5-7 лет

Цели и задачи:1. Расширять и обогащать словарный  запас дошкольников  по лексическим темам.2. Формировать грамматически правильную речь, фонематичекий слух и восприятие.3. Развивать свя...

Подборка: Речевые пятиминутки по лексической теме «Осень» группа 1 младшая, воспитатель Тимченко Татьяна Гудратовна

Речевые разминки можно использовать педагогам и воспитателям на занятиях, в режимных моментах с детьми в тематический период "Осень". эти разминки интересно предложить и родителям , как один...

Коррекционно-просветительская работа в ДОУ. Практический материал для воспитателей. Речевые пятиминутки по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.

      Речевые пятиминутки – это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.      ...

Логопедическая пятиминутка к лексической теме:"Части тела и лица"

Ребёнок должен усвоить: названия основных частей тела...

Логопедические пятиминутки по лексическим темам

Цели и задачи:1. Расширять и обогащать словарный  запас дошкольников  по лексическим темам.2. Формировать грамматически правильную речь, фонематичекий слух и восприятие.3. Развивать свя...

Логопедические пятиминутки по лексической теме «Зимующие птицы»

Логопедические пятиминутки  по лексической теме:  "Зимующие птицы"...