Подборка: Речевые пятиминутки по лексической теме «Осень» группа 1 младшая, воспитатель Тимченко Татьяна Гудратовна
картотека по развитию речи (младшая группа)

Тимченко Татьяна Гудратовна

Речевые разминки можно использовать педагогам и воспитателям на занятиях, в режимных моментах с детьми в тематический период "Осень". эти разминки интересно предложить и родителям , как один из элементов при развитие речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха

«Детский сад комбинированного вида №17 «Одуванчик»

143904, Московская область, город Балашиха, улица Живописная, д11

тел/факс8-495-521-23-44 htth://bal-ds17.edumsko.ru/

e-mail :mbdou17oduvanchik@mail.ru

Подборка:

Речевые пятиминутки

по лексической теме «Осень»

группа 1 младшая

                                                                         Воспитатель:

                                                                         Тимченко Татьяна Гудратовна

Октябрь -2020г

г. Балашиха.

Речевые пятиминутки

по лексической теме «Осень»

Развитие речевого дыхания и силы голоса

«Осень»
Подул ветер - «У-у-у!» Листья пожелтели, задрожали - «Ф-ф-ф!» Полетели на землю - «П-п-п!» Зашуршали - «Ш-ш, Ш-ш!».

Развитие мелкой моторики

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.

Листья берёзы, листья рябины,
Листья тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём.

(загибать пальцы, начиная с большого)
(сжимать и разжимать кулачки)

(загибать пальчики, начиная с большого)

 

Речевая зарядка

Любит осень жёлтый цвет:
С жёлтым дождиком рассвет,
Пожелтевшую траву
И опавшую листву,
Листьев жёлтые страницы,
Улетают когда птицы.
Погрустить любит с утра
Осень - жёлтая пора.

Координация речи с движением

Мы листики осенние, 
На ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели, 
Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал 
И листочки все поднял.

Закружились, полетели 
И на землю тихо сели.

Развитие речевого дыхания и силы голоса.

Волк воет: «У-у-у-у-у-у-у» (произносить тихо и громко)

Ежик пыхтит: «Пых-пых-пых».

Речевая зарядка

Медвежонок Жак простужен,

Мед ему сегодня нужен.

Мед дадим ему на ужин,

Потому что мы с ним дружим.

Координация речи с движением

Зайка в травке скок-скок.

Зайка прыг за кусток.

Смелый зайка не боится,

Не поймать его лисице.

Артикуляционная гимнастика

 «Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ, формирование уклада губ, необходимого для многих звуков русской речи).

Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении  3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.

 «Лопаточка» (расслабление мышц языка, удерживание языка широким, распластанным)

Описание: Рот открыт, язык спокойно положить на нижнюю губу, удерживать его широким на нижней губе 3-7 сек.

Внимание: нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Губы не растягивать в улыбку слишком широко, чтобы не было избыточного напряжения.

 

Язычок наш как лопатка - 
Очень ровный, очень гладкий. 
А такой лопаткой 
И копать приятно.

 «Наказать непослушный язычок» (расслабление мышц языка).

Описание: Упр. «Лопаточка», пошлепать по языку верхней губой со словами «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10.

Внимание: Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Выдыхаемый воздух не задерживать.

Провинился язычок, 
Ничего сказать не смог. 
Мы его похлопаем, 
Губками пошлепаем.

 «Забить гол» (выработка плавной длительной струи воздуха, идущей посередине языка).

Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, прикрыть верхней губой, оставив небольшую щелочку и, как бы произнося длительно звук Ф,   сдуть ватный шарик  на противоположный край стола.

Внимание:     Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следит, чтобы ребенок произносил Ф, а не Х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Я послушный язычок 
Превращаю в желобок.

Щек своих не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

 «Чистим зубки» (научиться удерживать кончик языка за нижними зубами).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая языком движения из стороны в сторону.

Внимание: губы неподвижны, в положении улыбки. Следить, чтобы кончик языка находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

 

Чищу зубы чисто, чисто 
И снаружи, и внутри; 
Я хочу, чтобы всегда 
Были белые они.

 «Горка» (научиться удерживать язык в положении необходимом для правильного произнесении свистящих звуков, развитие силы мышц кончика языка).

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка упирается под нижние зубы, широкий язык приподнять «горкой». Удерживать язык 5-10 секунд.

Внимание: следите, чтобы кончик языка не высовывался из-за зубов, язык должен быть широким. Если сразу не получается, попросите произнести звук И с открытым ртом – язык примет правильное положение.

 Горка длинная у нас! 

Мы прокатимся сейчас. 

Ты на горке удержись, 
Плавно, медленно катись.


Развитие речевого дыхания и силы голоса

Пришли девочки в сад, увидели много фруктов и удивились:"О-о-о-о-о-о!" Услышали разговоры фруктов. Яблоко сердится на Гусеницу: "Фу-фа-фу!" Вишни просят Скворцов не клевать их: "Пта-пты-пто, пта-пту-пты".

Яблоки падают на траву: "Бам-бом-бум!"

Развитие мелкой моторики

Палец толстый и большой 
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний пальчик - самый меткий:
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

Речевая зарядка

Так бывает каждый год:
Весною ранней он цветёт,
И будто солнышка привет,
Его душистый нежный цвет.
Ароматен он, пригож
И на солнышко похож.
Привлекает пчёл и ос
Мой любимый абрикос

Координация речи с движением «Яблонька»

- Яблоня! Яблоня!

Где же твои яблоки?

Заморозил их мороз?

Или ветер их унес?

Или молния спалила?

Или грдом их побило?

Или птицы поклевали?

Куда они пропали?

- Не морозил их мороз,

И не ветер их унес,

Не спалило их огнем,

Града не было с дождем,

Птицы их не поклевали.

Дети оборвали.

Дети идут по кругу, взявшись за руки,

в центре круга стоит ведущий.

Останавливаются, на каждую строчку загибают по одному пальчику,

водящий отрицательно качает головой.


 


 

Пожимают плечами.

Опять загибают по одному пальчику.


 


 

Дети разбегаются.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся,

Это время года осенью зовётся.

Дети садятся на ковёр и ещё раз слушают звуки осеннего леса, называют, что услышали  (шум ветра и ветвей, шорох листьев, крик журавлей, стук дятла, скрип деревьев).

Ритмическая разминка. (У.-д. от дифектолога).

Пойдём осенними дорожками,

Пусть листики шуршат под ножками.

Дети встают, идут по кругу под музыку Т. Ломовой «Погуляем».

Листья осенние в танце кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся.

Лёгкий бег на носочках, при остановке музыки приседают.

Ветер осенний поднялся — и вот

Листья по кругу ведут хоровод.

Боковой приставной шаг под «Немецкую народную танцевальную мелодию».

Ветер крепчает и дует сильнее —

Листья по кругу летят всё быстрее.

Боковой галоп под «Контрданс» Ф. Шуберта.

В край далёкий улетая,

Нам помашет птичек стая.

Ходьба «стайкой», махи руками в стороны под музыку Т. Ломовой «Спокойная ходьба».

Дождик мелкий моросит,

«Кап, кап, кап!» — он говорит.

Ходьба топающим мелким шагом друг за другом по кругу под музыку к песне «Ах вы, сени» в обработке Т. Ломовой.

Упражнение «Дождик»

на координацию движения

с музыкой и речью.

Дети.

Дождик, дождик на дорожке

(стучат кулачками друг о друга).

Он намочит наши ножки

(наклоняются, хлопают ладонями по коленям).

Нужно ножки поднимать

(стоя на месте шагают, высоко поднимая ноги).

Через лужицы скакать

(указательный жест правой рукой вправо—вниз, один прыжок на месте).

Вот так, вот так

Через лужицы скакать

(прыжки из стороны в сторону).

Поспешим мы, поспешим,

От дождя мы убежим

(семенящий бег на месте).

Поспешим мы, поспешим,

От дождя мы убежим

(присесть — «спрятаться в домик»).

Упражнение «По грибы»

на развитие динамического слуха.

У.-д. Вышло солнце из-за тучи,

Обогрело лес дремучий.

И в земле грибы проснулись,

Потянулись, встрепенулись.

И давай расти, расти —

Глаз от них не отвести.

Дети под музыку к русской народной песне «Выйду ль я на реченьку» в обработке Т. Ломовой постепенно поднимаются, делая на каждую  четверть движение вверх.

Педагог раскладывает на полу бумажные боровики и мухоморы:

За грибами мы собрались,

Но в грибах не разбирались.

Что себе мы соберём?

Что для волка запасём?

Это нам никто не скажет,

Только музыка подскажет.

Под громкую музыку дети собирают боровики «для себя»,

 под тихую — мухоморы «для волка».

Упражнение «Грибники»

на развитие чувства ритма

и координацию движений.

У.-д. «Волчьи» грибы оставим в лесу для волка, а съедобные сложим в корзину и пойдём по тропинке домой.

По узенькой тропинке

Идём гуськом.

Несём грибы в корзинке

И песенку поём.

Дети идут вдоль каната друг за другом, пропевая и делая на каждую ритмическую единицу один шаг под музыку к русской народной песне «Петушок» в обработке М. Красева.

Дети.

Ки-ки-ки, лис-ти-ки.

Ко-ко-ко, сол-ныш-ко.

На-на-на, ти-ши-на.

Ки-ки-ки, гриб-ни-ки.

Артикуляционная гимнастика.

У.-д. Ох, долгий, долгий путь.

Присядем отдохнуть.

Дети садятся на коврик. Учитель-дефектолог показывает предметные картинки (солнышко, дождик, грибок, ветерок), говорит слова и показывает соответствующее упражнение, а дети выполняют.

«Улыбка»: Солнышко нам улыбнётся (губы сомкнуты и растянуты в улыбке).

«Дождик»: Дождик каплями прольётся (рот приоткрыт, язык стучит в верхние резцы: т-т-т-т-т…).

«Грибок»: Вырастет грибок (прижать кончик языка к нёбу, оттягивая нижнюю челюсть вниз, таким об-разом растягивая подъязычную связку).

«Ветерок»: Подует ветерок (рот открыт, широкий распластанный язык лежит на нижней губе, дуть на него: ф-ф-ф-ф…).

Пение.

Дети исполняют песню «Осень»

(сл. И. Плакиды, муз.М. Кишко).

Пальчиковая гимнастика.

Дети сидят на стульях.

У.-д. Соберём для мамы осенний букет, но сначала вспомним, какие бывают листья.

Дети. Раз, два, три, четыре, пять

(загибают по одному пальцу в кулак),

Будем листья собирать

(сжимают и разжимают кулаки).

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листья тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём

(загибают поочерёдно пальцы в кулак, начиная с большого).

Маме осенний букет отнесём

(«шагают» по ногам средним и указательным пальцами).

Игра « Осенний букет для мамы».

Детям раздают картонные листочки разного цвета от разных деревьев. Пока играет музыка  «листочки» (дети) «летают» по залу. Как только музыка останавливается, каждый «листочек» должен найти свою пару — такой же «листок». Выигрывают первые три пары. Затем дети меняются листочками, и игра продолжается. Звучит отрывок из пьесы «Пиццикато» Л. Дешба «Бег».

Релаксация.

У.-д. Устала что-то осень,

Она ложится спать

И приглашает деток

Немножко полежать.

Дети ложатся на ковёр, звучит мелодия «Дождик, дождик, подожди».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Осень наступила» группа 1 младшая, воспитатель Тимченко Татьяна Гудратовна

АКТУАЛЬНОСТЬС самого раннего детства  малыши очень любознательны и хотят все знать... Поэтому нам взрослым  необходимо показать детям, какой прекрасный мир их окружает, и объяснить, почему н...

ДОКЛАД «Организация эффективного взаимодействия психолога и воспитателя с детьми раннего возраста», воспитатель Тимченко Татьяна Гудратовна

Доклад  «Организация эффективного взаимодействия психолога и воспитателя  с детьми раннего возраста»Наше современное общество характеризуется большим объемом инфор...

Занятия по ознакомлению с художественной литературой в младшей группе детского сада «Русская народная сказка «Колобок».Воспитатель Тимченко Татьяна Гудратовна МБДОУ "Детский сад №17 "Одуванчик", Балашиха

Занятия по ознакомлению с художественной литературойв  младшей группе детского сада«Русская народная сказка «Колобок». Образовательные области: «Речевое развитие&raqu...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Занятия по ознакомлению с художественной литературой в младшей группе детского сада «Русская народная сказка «Колобок».воспитатель Тимченко Татьяна Гудратовна

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к занятию по ознакомлению с художественной литературойв  младшей группе детского сада«Русская народная сказка «Колобок». Образовательные области: «Речевое...

Коррекционно-просветительская работа в ДОУ. Практический материал для воспитателей. Речевые пятиминутки по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.

      Речевые пятиминутки – это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.      ...