«Речевое развитие ребенка в средней группе: что должен уметь ребенок и как ему помочь»
консультация по логопедии (средняя группа)

Семенчева Александра Владимировна

Средняя группа – это возраст «почемучек» и огромного скачка в речевом развитии. Ребенок активно познает мир и пытается выразить свои мысли все более сложными предложениями. Давайте разберемся, что является нормой для этого возраста, на что обратить внимание и как поддержать малыша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_sredney_gruppy.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя-логопеда для родителей детей средней группы (4-5 лет)

Тема: «Речевое развитие: что должен уметь ребенок и как ему помочь»

Уважаемые родители!

Средняя группа – это возраст «почемучек» и огромного скачка в речевом развитии. Ребенок активно познает мир и пытается выразить свои мысли все более сложными предложениями. Давайте разберемся, что является нормой для этого возраста, на что обратить внимание и как поддержать малыша.

Что должен уметь ребенок в 4-5 лет (речевые нормы):

1. Словарный запас:

   · Активно использует около 1000-1500 слов.

   · Знает и называет предметы мебели, посуды, одежды, животных и их детенышей, профессии.

   · Начинает использовать обобщающие слова: «одежда», «посуда», «транспорт», «фрукты».

   · Использует слова-антонимы: большой – маленький, высокий – низкий, веселый – грустный.

2. Грамматический строй:

   · Строит сложные предложения (8-10 слов), используя союзы «а», «и», «но», «потому что».

   · Правильно согласовывает слова в роде, числе и падеже (хотя еще могут быть ошибки в сложных случаях: «нет носок», «пять карандашов»).

   · Уменьшительно-ласкательные суффиксы используются активно и к месту: «домик», «котик», «яблочко».

3. Звукопроизношение:

   · К 5 годам обычно усваиваются свистящие звуки [С], [З], [Ц].

   · Могут еще отсутствовать или заменяться шипящие [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] и звуки [Л], [Р], [Р']. Это вариант нормы для данного возраста, но уже повод для пристального наблюдения.

4. Связная речь:

   · Отвечает на вопросы взрослого развернутыми фразами.

   · Может пересказать короткую знакомую сказку («Курочка Ряба», «Колобок») или составить рассказ по серии картинок из 3-4 действий.

   · Рассказывает о событиях из своей жизни, делится впечатлениями.

Тревожные сигналы («Красные флажки»):

Если вы заметите у ребенка следующие особенности, желательно проконсультироваться с логопедом:

· Речь очень невнятная, ребенок «каша во рту».

· Постоянно пропускает или заменяет много звуков (не только сложных).

· В речи много аграмматизмов (ошибок в падежах, предлогах, родах): «я сидеть стул», «нет мяч».

· Очень бедный словарный запас, использует в основном простые существительные и глаголы.

· Не может построить фразу из 3-4 слов, отвечает односложно.

· Речь очень быстрая или, наоборот, замедленная, с заиканием.

· Ребенок не может запомнить простые стихи, пересказать сюжет.

Чем можно помочь дома? Игры и упражнения:

Главный принцип – играйте! Ребенок лучше всего усваивает информацию в интересной деятельности.

1. Развиваем мелкую моторику. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

   · Лепка (пластилин, тесто), рисование (карандаши, краски, мелки), аппликация.

   · Пальчиковые игры («Сорока-ворона», «Этот пальчик – дедушка»).

   · Игры с мозаикой, конструктором, пазлами, бусинами, крупами.

2. Обогащаем словарный запас и развиваем связную речь.

   · «Что бывает?» (Какой? Какая? Какое?): «Яблоко какое? – Красное, круглое, сладкое, сочное».

   · «Назови ласково»: дом – домик, кошка – кошечка.

   · «Кто что делает?»: Повар – готовит, врач – лечит.

   · Составление рассказов по картинкам и из личного опыта: «Что ты видел в зоопарке?», «Расскажи, как мы ходили в гости к бабушке».

   · Пересказ. Начните с самых простых сказок, задавая наводящие вопросы.

3. Учимся слышать звуки (развиваем фонематический слух).

   · «Хлопни, если услышишь звук [С]» (в ряду других звуков).

   · «Какой первый звук в слове?» (АУТ, УТКА, ИГЛА). Начинайте с гласных звуков.

   · «Угадай, что звучит?» (звенит колокольчик, шуршит бумага, стучит карандаш).

4. Артикуляционная гимнастика – это весело!

   · Делайте ее перед зеркалом, чтобы ребенок видел свои губы и язык.

   · Превратите упражнения в сказку: «Почистим зубки» (языком проводим по зубам), «Вкусное варенье» (облизываем губки), «Лошадка» (цокаем языком).

5. Дыхательные упражнения.

   · «Забей гол»: подуть на ватный шарик.

   · «Снежинка»: сдуть бумажную снежинку с ладошки.

   · Важно! Дуть нужно не щеками, а длительной струйкой.

Общие рекомендации:

· Говорите с ребенком правильно: четко, не торопясь, не сюсюкаясь. Вы – главный образец для подражания.

· Создавайте ситуации успеха: хвалите за любую попытку сказать что-то новое, даже если получилось неидеально.

· Читайте каждый день! Обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации.

· Ограничивайте время за гаджетами. Живое общение незаменимо.

Помните, что каждый ребенок развивается в своем темпе. Ваша задача – быть внимательным наблюдателем и активным помощником на этом увлекательном пути освоения родного языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

что должен знать ребенок в средней группе

К концу года ребенок должен знать и уметь...

Речь ребенка в три года. Что должен уметь ребенок.

Что должен уметь ребенок в три года.-  Понимать смысл речи взрослого о событиях и явлениях, отдельные элементы которых ранее воспринимались ребенком;- Легко воспроизводить знакомые стихи и п...

Консультация для родителей второй младшей группы «Что должен уметь ребенок в возрасте 3 лет»

В три года у ребенка наступает первый переломный момент, который принято обозначать кризисным возрастом. Детские психологи считают его переходом от младенчества к детству. Потому многие...

Памятка для родителей "Что должен уметь ребенок 1 младшей группы к концу года"

Материалл полезен для родителей и проведения родительского собрания...

Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок в средней группе»

Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, рез...

консультация для родителей "Что должен уметь ребенок в младшей группе"

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны, очень часто они стремятся выполнять различн...