«Речевое развитие ребенка в средней группе: что должен уметь ребенок и как ему помочь»
консультация по логопедии (средняя группа)
Средняя группа – это возраст «почемучек» и огромного скачка в речевом развитии. Ребенок активно познает мир и пытается выразить свои мысли все более сложными предложениями. Давайте разберемся, что является нормой для этого возраста, на что обратить внимание и как поддержать малыша.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация учителя-логопеда для родителей детей средней группы (4-5 лет)
Тема: «Речевое развитие: что должен уметь ребенок и как ему помочь»
Уважаемые родители!
Средняя группа – это возраст «почемучек» и огромного скачка в речевом развитии. Ребенок активно познает мир и пытается выразить свои мысли все более сложными предложениями. Давайте разберемся, что является нормой для этого возраста, на что обратить внимание и как поддержать малыша.
Что должен уметь ребенок в 4-5 лет (речевые нормы):
1. Словарный запас:
· Активно использует около 1000-1500 слов.
· Знает и называет предметы мебели, посуды, одежды, животных и их детенышей, профессии.
· Начинает использовать обобщающие слова: «одежда», «посуда», «транспорт», «фрукты».
· Использует слова-антонимы: большой – маленький, высокий – низкий, веселый – грустный.
2. Грамматический строй:
· Строит сложные предложения (8-10 слов), используя союзы «а», «и», «но», «потому что».
· Правильно согласовывает слова в роде, числе и падеже (хотя еще могут быть ошибки в сложных случаях: «нет носок», «пять карандашов»).
· Уменьшительно-ласкательные суффиксы используются активно и к месту: «домик», «котик», «яблочко».
3. Звукопроизношение:
· К 5 годам обычно усваиваются свистящие звуки [С], [З], [Ц].
· Могут еще отсутствовать или заменяться шипящие [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] и звуки [Л], [Р], [Р']. Это вариант нормы для данного возраста, но уже повод для пристального наблюдения.
4. Связная речь:
· Отвечает на вопросы взрослого развернутыми фразами.
· Может пересказать короткую знакомую сказку («Курочка Ряба», «Колобок») или составить рассказ по серии картинок из 3-4 действий.
· Рассказывает о событиях из своей жизни, делится впечатлениями.
Тревожные сигналы («Красные флажки»):
Если вы заметите у ребенка следующие особенности, желательно проконсультироваться с логопедом:
· Речь очень невнятная, ребенок «каша во рту».
· Постоянно пропускает или заменяет много звуков (не только сложных).
· В речи много аграмматизмов (ошибок в падежах, предлогах, родах): «я сидеть стул», «нет мяч».
· Очень бедный словарный запас, использует в основном простые существительные и глаголы.
· Не может построить фразу из 3-4 слов, отвечает односложно.
· Речь очень быстрая или, наоборот, замедленная, с заиканием.
· Ребенок не может запомнить простые стихи, пересказать сюжет.
Чем можно помочь дома? Игры и упражнения:
Главный принцип – играйте! Ребенок лучше всего усваивает информацию в интересной деятельности.
1. Развиваем мелкую моторику. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
· Лепка (пластилин, тесто), рисование (карандаши, краски, мелки), аппликация.
· Пальчиковые игры («Сорока-ворона», «Этот пальчик – дедушка»).
· Игры с мозаикой, конструктором, пазлами, бусинами, крупами.
2. Обогащаем словарный запас и развиваем связную речь.
· «Что бывает?» (Какой? Какая? Какое?): «Яблоко какое? – Красное, круглое, сладкое, сочное».
· «Назови ласково»: дом – домик, кошка – кошечка.
· «Кто что делает?»: Повар – готовит, врач – лечит.
· Составление рассказов по картинкам и из личного опыта: «Что ты видел в зоопарке?», «Расскажи, как мы ходили в гости к бабушке».
· Пересказ. Начните с самых простых сказок, задавая наводящие вопросы.
3. Учимся слышать звуки (развиваем фонематический слух).
· «Хлопни, если услышишь звук [С]» (в ряду других звуков).
· «Какой первый звук в слове?» (АУТ, УТКА, ИГЛА). Начинайте с гласных звуков.
· «Угадай, что звучит?» (звенит колокольчик, шуршит бумага, стучит карандаш).
4. Артикуляционная гимнастика – это весело!
· Делайте ее перед зеркалом, чтобы ребенок видел свои губы и язык.
· Превратите упражнения в сказку: «Почистим зубки» (языком проводим по зубам), «Вкусное варенье» (облизываем губки), «Лошадка» (цокаем языком).
5. Дыхательные упражнения.
· «Забей гол»: подуть на ватный шарик.
· «Снежинка»: сдуть бумажную снежинку с ладошки.
· Важно! Дуть нужно не щеками, а длительной струйкой.
Общие рекомендации:
· Говорите с ребенком правильно: четко, не торопясь, не сюсюкаясь. Вы – главный образец для подражания.
· Создавайте ситуации успеха: хвалите за любую попытку сказать что-то новое, даже если получилось неидеально.
· Читайте каждый день! Обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации.
· Ограничивайте время за гаджетами. Живое общение незаменимо.
Помните, что каждый ребенок развивается в своем темпе. Ваша задача – быть внимательным наблюдателем и активным помощником на этом увлекательном пути освоения родного языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речь ребенка в три года. Что должен уметь ребенок.
Что должен уметь ребенок в три года.- Понимать смысл речи взрослого о событиях и явлениях, отдельные элементы которых ранее воспринимались ребенком;- Легко воспроизводить знакомые стихи и п...

Консультация для родителей второй младшей группы «Что должен уметь ребенок в возрасте 3 лет»
В три года у ребенка наступает первый переломный момент, который принято обозначать кризисным возрастом. Детские психологи считают его переходом от младенчества к детству. Потому многие...

Памятка для родителей "Что должен уметь ребенок 1 младшей группы к концу года"
Материалл полезен для родителей и проведения родительского собрания...

Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок в средней группе»
Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, рез...

консультация для родителей "Что должен уметь ребенок в младшей группе"
Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны, очень часто они стремятся выполнять различн...

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ТЕМА: ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ....

