Проводим артикуляционную гимнастику с пользой: пошаговый алгоритм для воспитателей логопедической группы
консультация по логопедии (старшая группа)
Эта статья-инструкция поможет воспитателям ДОУ правильно организовать и проводить ежедневную артикуляционную гимнастику, превратив ее из рутины в эффективный и увлекательный процесс закрепления навыков, полученных на индивидуальных занятиях с логопедом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СЕЛЕЗНЕВА Ольга Евгеньевна
Учитель-логопед, МБДОУ «Видновская СОШ № 7», Россия, г. Видное
Проводим артикуляционную гимнастику с пользой: пошаговый алгоритм для воспитателей логопедической группы
Аннотация. Эта статья-инструкция поможет воспитателям ДОУ правильно организовать и проводить ежедневную артикуляционную гимнастику, превратив ее из рутины в эффективный и увлекательный процесс закрепления навыков, полученных на индивидуальных занятиях с логопедом.
Подготовка и организация («Что нужно сделать до начала?»)
- Согласование с логопедом: Ключевой момент! Воспитатель должен знать, над какими конкретно звуками и группами звуков работает логопед у каждого ребенка. Логопед дает список из 2-3 целевых упражнений на неделю/месяц.
- Создание картотеки: Использование наглядных карточек с картинками-образами для каждого упражнения («Блинчик», «Часики», «Вкусное варенье»).
- Выбор времени: Оптимально проводить гимнастику 2 раза в день по 5-7 минут (например, после утренней зарядки и после дневного сна).
- Обеспечение гигиены: Проветривание помещения, мытье рук, использование индивидуальных зеркал (если возможно).
Мотивация и вовлечение («Как начать и заинтересовать?»)
- Сказочный сюжет: Предложите детям не «позаниматься», а «поиграть в Язычок-фокусника».
- Личный пример: Воспитатель выполняет все упражнения вместе с детьми, показывая точность и активность.
- Эмоциональный настрой: Использование стихов, считалок или коротких аудиозаписей, сопровождающих движения.
Проведение гимнастики («Правильная последовательность»)
- Общая разминка (1-2 мин): Легкие движения языком (облизать губки, пощелкать языком) для тонуса.
- Отработка старых, знакомых упражнений (2-3 мин): Повторение пройденного материала для закрепления.
- Введение нового упражнения (2-3 мин): (ТОЛЬКО то, что рекомендовал логопед).
Показ: Воспитатель показывает упражнение перед зеркалом.
Объяснение: Объясняет просто и понятно: «Смотри, мой язычок превращается в широкий блинчик и лежит на нижней губе».
Попытка выполнения: Дети пробуют сделать вместе с воспитателем.
Анализ: «Давай посмотрим в зеркало, получился ли у нас блинчик?».
- Закрепление в игровой форме (1-2 мин): Провести игру, где нужно использовать новое движение (например, «Удержи блинчик, пока я считаю до 5»).
Индивидуальная работа во время гимнастики («Что делать, если не получается?»)
- Не исправлять, а показывать! Воспитателю не стоит говорить: «Ты делаешь неправильно». Лучше сказать: «Давай сделаем вместе, как у меня!».
- Использование механической помощи: Только если логопед показал и разрешил! (Например, чистым пальцем или шпателем помочь поднять широкий язык).
- Фиксация проблем: Если у ребенка стабильно не получается конкретное упражнение, воспитатель аккуратно сообщает об этом логопеду для корректировки индивидуальной работы.
Рефлексия и похвала («Как закончить?»)
- Обязательно похвалить всех детей: «Какой ты сегодня старательный!», «Я вижу, твой язычок сегодня очень сильный!».
- Спросить: «Какое упражнение понравилось больше всего?».
- Напомнить: «Молодцы! Такая гимнастика поможет нашему язычку четко и красиво говорить все звуки!».
✅ Важно! Упражнения для гимнастики подбирает только логопед. Задача воспитателя – не ставить звуки, а готовить артикуляционный аппарат и закреплять результат.
❌ Частая ошибка: Проводить гимнастику дольше 10 минут. Это приводит к утомлению и снижению эффективности.
📌 Практический совет: Создайте в группе «Уголок Язычка» с зеркалом и карточками тех упражнений, которые отрабатываются в текущий период. Дети смогут подходить и тренироваться самостоятельно.
🎯 Игра для мотивации: «Помоги Фее». Приклейте на кончик детского носа или на верхнюю губу красивую наклейку (стикер-смайлик) и предложите язычком «поймать» его или снять. Это отличное упражнение для подъема языка вверх.
Эта тема невероятно практична, так как артикуляционная гимнастика – это ежедневная обязанность воспитателя, и от ее качества напрямую зависит скорость постановки и автоматизации звуков у детей. Статья даст им четкий, готовый к применению инструмент.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей:«Как проводить артикуляционную гимнастику с детьми разного возраста?»
...

Мастер- класс «Артикуляционная гимнастика» для воспитателей логопедической группы
Мастер- класс «Артикуляционная гимнастика» для воспитателей логопедической группы Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов-участников в процессе...

Артикуляционная гимнастика. Рекомендации для воспитателей логопедической группы
Практически у всех детей дошкольного возраста встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Они обусловлены тем, что ...

Как проводить артикуляционную гимнастику? Рекомендации.
Выработка полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады. Необходимо вырабатывать следующ...

Консультация для воспитателей логопедической группы: "Методические рекомендации по проведению артикуляционной и дыхательной гимнастики"
Артикуляционная и дыхательная гимнастика являются фундаментом для правильного звукопроизношения, развития речевого дыхания и, как следствие, для формирования связной и выразительной речи....


