Артикуляционная гимнастика. Рекомендации для воспитателей логопедической группы
консультация по логопедии

Ладыгина Светлана Николаевна

Практически у всех детей дошкольного возраста встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Они обусловлены тем, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата еще слабо натренированы. Все это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка еще недостаточно четки и согласованы. Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика

(сборник упражнений)

http://lib.rin.ru/static/bookimages/08/81/20/08812002.bin.dir/h/i_001.jpg

Артикуляционная гимнастика

Практически у всех детей дошкольного возраста встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Они обусловлены тем, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата еще слабо натренированы. Все это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка еще недостаточно четки и согласованы. Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развивается у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно по 3-5 минут, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

2. Количество упражнений зависит от возраста ребенка:

- для первой младшей группы не следует предлагать более 2-3 упражнений за один раз;

- для второй младшей группы – не более 4-5 упражнений;

- для средней, старшей, подготовительной групп – не более 6-8 упражнений. 

3. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

4. Каждому упражнению, в соответствии с выполняемым действием, дается название (например, движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы – «Качели»), к нему подбирается картинка – образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания. Воспитатель также приучает детей внимательно слушать словесную инструкцию, точно выполнять ее, запоминать последовательность действий.

5. Дозировка количества повторений одного и того же упражнения следующая: на первых занятиях нужно ограничиться двукратным выполнением упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем можно доводить количество повторений до 10-15 раз.

6. Из выполняемых упражнений новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления.

7. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 

8. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. 

Во время логочаса артикуляционную гимнастику можно проводить без зеркал.


Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. 

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. 

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Обращать внимание на то, чтобы все упражнения выполнялись естественно, без напряжения. Ребенок сидит спокойно, плечи не поднимаются, пальцы рук не напряжены и не двигаются. 

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

Сборник артикуляционных упражнений

Упражнения для губ

1. «Улыбочка». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. «Трубочка»/ «Хоботок». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

3. «Заборчик». Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

4. «Бублик»/ «Окошко». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5. «Заборчик» - «Бублик», «Улыбочка» - «Трубочка». Чередование положений губ:

Упражнения, развивающие подвижность губ

1. Почесывание и покусывание зубами сначала верхней, а потом нижней губы.

2. Последовательно выполнить упражнения «Трубочка» - «Улыбочка», «Птенчик» (произносить «А») – «Трубочка» (произносить «У») «Улыбочка» (произносить «И»).

3. «Пятачок». Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

4. «Рыбки разговаривают». Хлопать друг о друга губами (получается глухой звук).

5. «Недовольная лошадка». Выдыхаемый поток воздуха активно и легко направить к губам, пока они не начнут дрожать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

6. «Поцелуйчик». Щеки сильно втянуть, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя».

Упражнения для губ и щек

1. Растирание, похлопывание щек.

2. «Сытый хомячок»/ «Толстячок». Надуть обе щеки, затем надувать по очереди.

3. «Хомячок голоден»/ «Худышка». Щеки втянуть.

4. «Шарик лопнул». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

5. «Полощем зубки». Имитировать полоскание зубов.

Статические упражнения для языка

1. «Птенчик» / «Бегемот». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

2. «Лопатка» / «Блинчик». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3. «Иголочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

4. «Обезьянка». Рот закрыт. Язык между нижней губой и нижними резцами.

5. «Собачка»/ «Бульдог». Рот закрыт. Язык между верхней губой и верхними резцами.

Динамичные упражнения для языка

1. «Непослушный язычок». Рот приоткрыт. Язык положить на нижнюю губу, пошлепывать губами, произнося «пя-пя-пя», затем зубами, произнося «тя-тя-тя».

2. «Часики» / «Маятник». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком языка попеременно тянуться к уголкам рта под счет педагога.

3. «Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

4. «Футбол». Рот закрыт. Напряжённым языком упереться то в одну, то в другую щёку.

5. «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю/ нижнюю губу, и убрать язык вглубь рта.

6. «Оближем губки». Рот приоткрыт. Облизывать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

1. «Трусливый птенчик». Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язык – «птенчик» - сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется

2. «Жующая корова». Имитировать жевание.

3. Произвольно двигать нижней челюстью вправо-влево; вперед при полуоткрытом рте

Тренировочные упражнения для мышц мягкого неба и глотки

1. Зевать с открытым ртом. Зевать, широко открывая рот, шумно втягивая воздух.

2. Покашливать произвольно. Хорошо прокашляться, широко открыв рот, приложив силу сжать кулаки. Покашливать, нужно высунув язык.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации воспитателю логопедической группы.

Преемственность работы учителя-логопеда и воспитателя. Рекомендации воспитателю логопедической группы по лексико-грамматическим темам: "Зима", "Игрушки", " Посуда", "Мебель"....

Методические рекомендации для воспитателей логопедических групп Тема: «Развитие мелкой моторики – путь к успешному овладению речью»

Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во втором веке до нашей эры в Китае....

Мастер- класс «Артикуляционная гимнастика» для воспитателей логопедической группы

Мастер- класс «Артикуляционная гимнастика» для воспитателей логопедической группы Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов-участников  в процессе...

Артикуляционная гимнастика как основа успешной логопедической работы с детьми дошкольного возраста

Каким детям подходит артикуляционная гимнастика, как ее проводить и в каких условиях?Об этом можно узнать из данной статьи.Надеюсь, она будет полезна как педагогам так и родителям....

Конспект подгруппового логопедического занятия "Артикуляционная гимнастика по сказке "Колобок". Средняя группа

Занятие проведено в игровой форме. Кроме развития артикуляционной моторики на нем решалось еще много других коррекционных задач....

Комплексы артикуляционной, мимической и дыхательной гимнастики для детей старшей логопедической группы

Комплекс предназначен для занятий с детьми старшей и подготовительной группы....

Семинар-практикум для воспитателей: «Артикуляционная гимнастика в практике воспитателя»

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе.Почти все дети дошкольного возраста (до 60% от всех детей дошкольного возраста) имеют реч...