Комплексы артикуляционной, мимической и дыхательной гимнастики для детей старшей логопедической группы
картотека по логопедии (старшая группа)

Кузикова Елена Анатольевна

Комплекс предназначен для занятий с детьми старшей и подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksy_dlya_art_mim_i_dyh._gimn_10.docx38.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №56 «Буратино»  города Белово»

Комплексы артикуляционной, мимической и дыхательной  гимнастики

для детей старшей логопедической группы

                                                                Воспитатель

                                                   Кузикова Елена Анатольевна

2020 – 2021

 Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и родителями. Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции. А именно: мимической мускулатуры, языка, губ, мягкого неба, маленького язычка.

 Цель артикуляционной гимнастики -  нормализовать качества выполнения движений: развивать силу, точность, координацию движений, способность удерживать артикуляционную позу и переключаться с одного движения на другое.

 Артикуляционная гимнастика длится не более 5-8 минут. Комплексы разработаны для проведения фронтально (со всей группой),  упражнения общеразвивающие и не направлены на коррекцию произношения определенных звуков, но чем чаще и качественнее выполняется гимнастика, тем эффективнее пройдет постановка звука.

 Время проведения:  после общей зарядки перед завтраком и во вторую половину дня перед приемом пищи.  Каждое упражнение выполняется не более 10 раз. За прием предлагается 3-5 упражнений. Важно не забывать  правила личной гигиены. У детей всегда должен быть чистый платочек, чтобы вытирать губы,  обязательно чисто вымытые руки.

           Учитывая тот факт, что существует определенная связь между состоянием движений лицевой и артикуляторной мускулатуры, работе по развитию артикуляторной моторики предшествуют упражнения, направленные на формирование способности произвольно выполнять дифференцированные мимические движения и осуществлять за ними контроль. С этой целью, в комплексах предложены мимические упражнения, а также элементы самомассажа  мышц  лица. Логопедический  самомассаж является в первую очередь стимуляцией  кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализацией  мышечного тонуса данных мышц.

Длительность одного сеанса самомассажа для детей старшего возраста может составлять 5 — 8 мин. Каждое движение выполняется в среднем 4 — 5 раз. Естественно, что перед проведением самомассажа ребенок должен быть тщательно умыт.

        Известно, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Но кроме своей основной физиологической функции – осуществление газообмена, дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыхание, т.е. способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий, достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Правильное речевое дыхание дает возможность при меньшей затрате мышечной энергии речевого аппарата добиваться максимума звучности, более экономно расходовать воздух и  четче произносить звуки.

       Речевое дыхание  дошкольников резко отличается от речевого дыхания взрослых: оно характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом легких. Многие дети пользуются верхне-грудным дыханием, часто совершают вдох с резким поднятием плеч. Некоторые дети не умеют рационально расходовать воздух в процессе речевого высказывания, нередко добирают воздух почти перед каждым словом.

      Работу по воспитанию у детей правильного речевого дыхания мы осуществляем в процессе дыхательных упражнений. Длительность дыхательных упражнений для детей старшей группы 3-5 минут.

    Перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики важно выполнять 1-2 дыхательных упражнения.

    Систематическая работа по развитию артикуляционной моторики, мимической мускулатуры и речевого дыхания поможет многим детям своевременно и без специальной логопедической помощи овладеть правильным произношением звуков речи.

   

    Комплексы разработаны с учетом тематического планирования и лексических тем старшей логопедической группы с общим недоразвитием речи. Один комплекс проводится в течении недели, в первые дни обязательно с индивидуальными зеркалами, в четверг и пятницу дети выполняют упражнения без зрительного контроля.  

     Проводить гимнастику нужно ежедневно, не менее двух раз в день, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.

     Предназначена специалистам ДОУ, воспитателям, а также будет полезна родителям детей дошкольного возраста.

 

Комплекс №1  «Детский сад»

Мимические упражнения:   Разное выражение лиц. Работа с пиктограммами «Сделай такое лицо»

Дыхательные упражнения: «Почувствуем запахи». Тренировка глубокого медленного вдоха через нос.

Артикуляционные упражнения:

   1)  Дети, что мы делаем, когда у нас все получается? Да, конечно, мы улыбаемся. Вот так (упражнение «Улыбочка»).

2) Когда погода плохая и дождик не пускает нас на улицу, мы сердимся, надуваем губы. Вот так (упражнение «Дудочка»).

3) Когда появляется солнышко, мы радуемся и снова улыбаемся. Вот так (упражнение «Улыбочка»).

4) Когда кто-нибудь дерется, мы сердимся. Вот так (упражнение «Дудочка»).

5) Когда дети дружно играют и помогают друг другу, мы улыбаемся. Вот так (упражнение «Улыбочка»).

6) Когда нам не читают книжки и не рассказывают сказки, мы обижаемся. Вот так (упражнение «Дудочка»).

7) Когда к нам приходят гости и играют с нами, мы улыбаемся. Вот так (упражнение «Улыбочка»).

8) А мы любим играть с нашими языками? Давайте поиграем в «Прятки» (выполняется 3-4 раза).

Комплекс №2  «Игрушки»

Мимические упражнения: Изобразить выражение лиц сказочных героев. Дыхательные упражнения: Поднести к губам игрушку-вертушку и подуть на нее так, чтобы вертушка пришла в движение. Дуть следует спокойно, не надувая щек. Если малыш все же надувает щеки, то ему следует предложить придержать щеки ладонями.

Взяла Танюшка    на палочке вертушку.                                                                               На вертушку дует —та кружится, танцует.

Артикуляционные упражнения:  «ТАНИНЫ ИГРУШКИ»

1) Таня с куклою играет.   Кукла «ма-ма» повторяет.

                                                                                                                                                         По слогам, широко открывая рот, несколько раз подряд произнести слово «ма-ма».

2)Буратино улыбается, даже если удивляется,                                                                                             А улыбка до ушей, хоть завязочки пришей.

Широко улыбнуться, обнажив два ряда сжатых зубов.

3)Вот воздушные шары.  Шары большие, надувные.  Вот такие…

Надуть щеки и подержать их так несколько секунд.

4) Стала Танечка играть, куклам шарики кидать.                                                     Буратино шар поймал,  только носом шар порвал.

Надуть щеки, а затем стукнуть по ним кулачками так, чтобы воздух с шумом вырвался наружу.

5) Шарик лопнул: «Ой-ой-ой!»  Стал совсем-совсем худой!

Из ротовой полости всосать в себя воздух и втянуть щеки внутрь.

6) Посадила Таня Буратино на лошадку.                                                                                      Начал быстро он скакать — его лошадь не догнать.                                                                        Цок-цок — цокают копытца,                                                                                           Цок-цок — по паркету всадник мчится.

Цокать языком в разном темпе, то быстрее, то медленнее, а затем произнести губами: «Тпру».

7) Видишь, рядом на полу музыкальную юлу?                                                                                      Юла пляшет и поет, после на бок упадет.     (Вращать указательным пальцем, изображая юлу).

Покажи-ка, язычок, как кружится наш волчок.

Широко открыть рот и несколько раз подряд облизать губы заостренным кончиком языка по кругу.

8)Часы пробили девять, пора идти в кровать.                                                                                     Ну, что же тут поделать. Пора Танюше спать.  (Положить руки под щеку).

А часы идут, идут…только с места не сойдут.                                                                               Лишь маятник спешит всегда: туда-сюда, туда-сюда.

Двигать языком от одного уголка губ до другого в одном темпе.

Комплекс №3  «Овощи»

Мимические упражнения:

1)Чистим и едим лук.
От лука слезятся глаза. Он горький.

Огородное  пугало. Показать: вы испугались огородного пугала. Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались.
2)Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц
Стручок фасоли. Изобразить створки фасоли. Челюсти в спокойном состоянии (счет «раз», «два»). «Стручок лопнул»—движение нижней челюсти вперед (на счет «три»):
а) без нажима языком на нижнюю челюсть;
б) с сильным нажимом-подталкиванием языком нижней челюсти вперед.

Дыхательные упражнения: Дуем на ботву моркови

Артикуляционные упражнения:

1)Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву. Широко открыть рот (удерживать под счет до «пяти-шести »).
2)Толстячки—худышки. Изобразить овощи на грядке. Арбузы, тыквы, кочаны капусты — «толстячки»;   лук, чеснок,  стручок гороха и другие — «худышки».
3)Лопата. «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.
4)Копаем картошку. Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.
5)Кабачок.  Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок. Широко открыть рот, накрыть «широким» языком верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы.
6)Ровная дорожка (или грядка) в огороде. Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.

Игра «Я — не я».

Опускать кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке. Педагог произносит предложения: «Я люблю морковь», «Я люблю огурец», «Я люблю сырую картошку», «Я сварю компот из капусты» и т. д. Дети отвечают: «И я, и я!» или «Не я, не я!».

Комплекс №4 «Осень»

Самомассаж лица

Если дождь стучит по крыше,         Постукивающие движения

Листья падают неслышно,        подушечками

Птицам улетать пора —        пальцев по лбу, щекам,

Это осень к нам пришла.        подбородку.

Мимические упражнения:

Изобразить Раннюю Осень.
У Ранней Осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая.

Изобразить Позднюю Осень.

Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гонимая.

Изобразить плачущую Осень.

Наше настроение. 

Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.
Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо.

Показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот.

Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, при опускании — почти закрываются.
Любуемся красивым нарядом Осени: «О-о-о, о-о-о, о-о-о!»

Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!»

Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»

Дыхательное упражнение:                                                                                                        Листопад. Листья из тонкой цветной бумаги желтого и красного цветов  прикреплены к обручу.  Дети дуют на них так, чтобы они полетели.

Артикуляционные упражнения:

 1)Язычок в чащобе.

     Показать, как Язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.
Пролезаем через бурелом.
Губы в улыбке. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы от зубов на языке - это тропинки в лесу.
2)Мелькает беличий хвостик. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.

3)Очень  вкусная  брусника.

 Полакомимся брусникой. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Облизать нижнюю губу. Движения должны быть плавными, нижняя челюсть неподвижна. Рот открыт. Губы в улыбке. Облизать обе губы, делая языком движения по кругу.

4)Почистим зубки.

Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас «почистим» зубки. «Почистить» языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались.

Комплекс №5 «Фрукты»

Самомассаж мышц лица:

«Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.

Мимические упражнения

Приятный запах. Выразить удовольствие от аромата яблока , приятного запаха земляничного варенья, запаха розы.
Едим фрукты. 
Передать эмоциональное состояние: вы едите сладкое яблоко, сладкий виноград, кислый лимон, терпкую хурму или айву.
Ситуации. Выразить свое состояние в ситуациях: видите червяка в яблоке, червяк грызет яблоко. Яблоко свалилось нам на голову.

Дыхательное упражнение:    «Приятный аромат от фрукта».    На выдохе произносить слова: «Ах, приятно пахнет!»                                                                                              

Артикуляционные упражнения:

1)Язычок.  Язычок пролезает через щель в заборе в сад.
 «Широкий» язык с силой протискивается между зубами.
2)Колья забора.  Колья забора острые — вот такие.
Показать «острый» язык. По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.
3) Язык «лопаткой» положи,    и спокойно подержи.
Язык «колышком» потом,   потянем тонким острием.
4)Листочек. Язычок-листок прикрыл яблочка бочок.
Поднять язык вверх и закрыть верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть нижнюю губу.

5)Качели. В саду мы увидели качели.
На качелях я качаюсь  вверх — вниз, вверх — вниз.
Поднимаюсь, опускаюсь  вверх — вниз, вверх — вниз.
Поднимать язык вверх и опускать вниз, высунув его изо рта.

6) Чашечка.

Сделать из языка «чашечку». «В Машину чашечку я налью апельсиновый сок, в Колину — яблочный, в Димину — сливовый. Какой сок налить тебе, Саша?»

Комплекс №6 « Овощи-фрукты.»

Мимические упражнения: 1) Представьте, что вы едите тот фрукт или овощ, который изображен на вашей картинке. Выразите свое состояние мимикой. (Дети передают эмоциональное состояние сладкое яблоко, сладкая груша, горький перец, сладко-кислый апельсин, кислый лимон и т.д.). 2) Вдруг вы увидели в своем фрукте червяка, а на овоще гусеницу.  Выразите свое состояние. 3) Представьте, что фрукт свалился вам на голову.  А сейчас,  вы дергаете  овощ, а он  никак не вытаскивается из земли.

Развитие речевого дыхания: Нюхаем овощи и фрукты (натуральные). Вдох через нос, выдох ртом.
Артикуляционные упражнения:

1) "Сегодня Машу повели к зубному врачу, чтобы проверить зубы. Врач просит: "Открой, пожалуйста, рот". Но Маша испугалась. Стиснула зубы плотно-плотно. Не видно врачу ни зубов, ни губ. Покажите, что сделала Маша. (Выполнение упражнения.)

2)"Врач стал уговаривать Машу не бояться. Тогда Маша показала только верхние зубы, а нижние за нижнюю губу спрятала. Покажите, что сделала девочка. (Упражнение "Шторки")

3) "Я хочу видеть все твои зубы", - говорит врач. Теперь Маша показала только нижние зубы, а верхние за верхнюю губу спрятала". Покажите, что она сделала. (Упражнение "Шторки" выполняется 4 раза.)

4) "Врач уговаривает Машу, а время все идет, только слышно, как часы тикают: тик-так". Как тикают часы? (Упражнение "Часики")

5) Тогда врач достал из кармана баночку и сказал: "Всем хорошим, смелым детям я даю витамины, но ты, наверное, их не хочешь?" Маша ответила: "Хочу, я их очень люблю". И улыбнулась. Покажите, как? (Упражнение Улыбочка")

6) Потом она открыла рот. Врач осмотрел ее зубы, не нашел ни одной дырки и угостил Машу витаминами. А еще он сказал, что нужно есть побольше фруктов и овощей, потому что в них много витаминов.

Комплекс №7  «Продукты питания»

Самомассаж мышц лица                                                                             

1)«Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.                                                              2) «Испечем блинчики». Похлопать ладошками по щекам.

Мимические упражнения :  Пришли дети  домой, увидели много-много  сладостей  и удивились:"О-о-о-о-о-о!"  Мама сказала, что  все это можно попробовать только после  ужина и дети огорчились:"О-о-о-о-о-о!"

Дыхательное упражнение:  «Подуем на горячий чай».   Тренируем длительный и плавный выдох.

Артикуляционные упражнения: «ЧАЕПИТИЕ»

  1. Мы друзей к себе позвали, угостим их чашкой чая.                                                                         Вот и чайник закипел, свою песенку запел.                                                                                    Пар пускает — раз, два, три… посмотри и повтори.

Надуть щеки и произнести звук [П] три раза подряд.

  1. Из горячего колодца через нос водица льется.

Вытянуть хоботком губы и высунуть между ними язык, сложенный трубочкой, медленно выдуть изо рта воздух через эту «трубочку».

  1. Где же чашки? Вот они.  Посмотри и повтори.                                                  Подожди — не убирай!  Наливаю в чашку чай.

Высунуть изо рта широкий язык, придав ему форму чаши. Ребенок удерживает язык в форме чашечки, а взрослый делает вид, что наливает чай: подносит ладонь, сложенную щепотью, ко рту ребенка и произносит звук [С].

  1. Чай мы в чашечки налили. Сахар тоже положили.                                                             Ложки чайные возьмем,  помешаем и попьем.

Открыть рот и облизать губы круговым движением языка по часовой стрелке — сначала верхнюю губу, а потом нижнюю.

  1. К чаю есть у нас блины. А к блинам — варенье,                                                               Просто объеденье!

Положить на нижнюю губу широкий расслабленный язык.

  1. Хороши блины с вареньем, лучше всякого печенья.

Почмокать губами.

  1. Осталось губки облизать  и «спасибо» всем сказать!

Облизать широким кончиком языка верхнюю губу в направлении сверху вниз.

Комплекс №8 «Посуда»

Самомассаж мышц языка                                                                                                         «Помоем посуду». Просовывая язык сквозь губы вперед,
пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно так же убирать язык внутрь рта.

Мимические упражнения                                                                                                             1) Выразить мимикой свое огорчение — разбили чашку, радость — купили новую посуду, неудовольствие — много грязной посуды.
2) Показать состояние грязной посуды, которая была у бабушки Федоры в сказке К. Чуковского.

3) Чудесные превращения.

Изобразить кипящий чайник; кастрюлю, наполненную водой; ведро с крышкой; разбившуюся чашку; чайник с заваренным чаем.

Дыхательное упражнение:    «Волшебный пузырек» 

Артикуляционные упражнения:

1) Чашечки. Подготовим чашечки для чая, кофе, сока.
2) Блюдца. Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу.

3) Чашка и блюдце .
Чередовать позиции: язык «чашечкой» и язык «на донышке».

4) Острый ножик.  Рот открыт, узкий язык тянуть вперед.

5) Ковшик. Рот открыт, удерживать широкий язык с поднятыми боками .
6) Острый ножик и глубокий ковшик.
Чередовать артикуляционные позиции: «острый» язык и язык «чашечкой».
7) Ручка чайника.
Спинку языка прижать к нёбу, а кончик упереть в нижнюю десну.

Комплекс №9 «Одежда. Обувь. Головные уборы»

Самомассаж мышц головы и шеи

«Наденем шапочку». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре. Движение обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке

Самомассаж мышц языка «Обуем сапожки». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

Мимические упражнения

Передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль. Показать: вы радуетесь покупке новой одежды, удивляетесь необычному наряду, восхищаетесь новым костюмом мамы; печалитесь, нечаянно порвав одежду.

Развитие дыхания Укололи пальчик. Подуть на больное место (продолжительный выдох через рот),
Артикуляционные упражнения:                                                                                  1) Застегивание и расстегивание молнии. Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).
2)
Большие пуговицы и маленькие пуговки. Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой «трубочкой» (маленькая пуговка).

3) Иголочка.  Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «пяти-шести»).                                                Вот она — иголка,     и остра, и колка.

4) Воротник с широкими и острыми краями.

Чередовать положения «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу («круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык — «воротничок с острыми краями».

5) Белье на ветру.  Широко открыть рот и прижать кончик языка к верхним зубам, удерживать его в таком положении (под счет до «шести»).
6) Шитье на разных швейных машинках. 
Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке), «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке).

7) Строчка.  Кончик языка «иголочкой» ритмично касается верхней губы, начиная с уголка рта.

Комплекс №10 «Прощание с осенью»

Самомассаж мышц лица   «Рисуем дорожки». Движение пальцев от середины лба к вискам, одновременно пропевая любой из гласных звуков: [А], [О], [И], [У], [Э].                                                                                                                                      По дорожке в лес идем, вместе песенки поем.                                                                            А дорожка непростая,  а дорожка звуковая.

Мимические упражнения:

Изобразить могучий дуб, который не боится дождя и ветра; плакучую иву, которой жалко расставаться со своей листвой; осинку, дрожащую на ветру:

В лесу осиновом    Дрожат осинки,
Сорвал все ветер   С осин косынки.
С осинок ветер    Косынки сбросил —
В лесу осиновом   Бушует осень.

Образные перевоплощения

Показать, как животные приготовились к зиме: ежик забрался в норку; медведь лежит в  берлоге; белочка перебирает шишки и грибочки в своей кладовке.
Дыхательное упражнение:  Снег.
Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.
Артикуляционные упражнения:                                                                                              1) Осень прошла,  нам подарки принесла.                                                                                                                Грибов и ягод корзины большие. Вот такие…

Упражнение «Корзинка»: высунуть изо рта широкий язык и придать ему форму ковша, чашечки.

2) Давайте заглянем еще раз в лес, где росли грибы и ягоды.                                                                 В ручейках и речках весело пела недавно водичка.

Упражнение «Улыбка»: длительно произносить звук [C]. При этом губы сложить в улыбку, а языком упереться в нижние зубы.

3) А теперь их осень сковала льдом, да так,  что ходить можно по ним как по мостику.

Упражнение «Мостик»: кончиком языка упереться в нижние зубы и выгнуть язык горкой так, чтобы он средней частью «выкатился» изо рта наружу.

4) А в лесу, под кустом, на каждой кочке                                                                                          Манили  нас к себе грибочки.                                                                                     Вот береза, а под нею подберезовики были.                                                                                                                 Они  стояли среди дорожки.  Голова на тонкой ножке.

Упражнение «Грибок»: широкий кончик языка «приклеить» (присосать) к небу, рот приоткрыть так, чтобы была видна натянутая сверху вниз подъязычная связка (уздечка языка).

5) А вот осина,  мы под нею  подосиновики рвали.  (Упражнение «Грибок»).

6) А на пенек забирались опята, грибные ребята.  ( Упражнение «Грибок»).                          7) А еще и сестрички —рыжие лисички. ( Упражнение «Грибок»).                                                   8)  А на кочке росли белые грибочки.  (Упражнение «Грибок»).                                                                                9) На полянке  - земляника, рядом -  ягода черника,                                                                             На кустах росла малина, нет её уже в помине…                                                          Вспомним сладкую ягодку  — улыбнемся!  (упражнение «Улыбка»).                                    10) А теперь — кислую ягоду — поморщимся! Нахмурить брови, наморщить нос, чуть приподнять верхнюю губу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное логопедическое занятие для детей старшей логопедической группы с ОНР Различение звуков [з] - [з’] на слух.

Действующими персонажами занятия являются Комар и Комарик, которые приглашают ребенка в увлекательное путешествие, и ребенок незаметно сам становится участником драматизации сказки «Комар и Кома...

Конспект игровой деятельности по развитию артикуляционной, пальчиковой и общей моторики в старшей логопедической группе. Нетрадиционные подходы.

Продолжать развивать артикуляционную, пальчиковую и общую моторику у детей; улучшать координацию движений пальцев рук; вырабатывать правильное речевое дыхание; развивать интонационную выразительность ...

Логопедический досуг с участием детей старшей логопедической группы и родителей "Наш семейный КВН"

Логопедический досуг позволяет:Вызвать живой интерес у детей и родителей;Раскрепоститься и преодолеть барьер в общении со взрослыми;Развивать творческие возможности, познавательную активность, коммуни...

Конспект логопедического занятия по теме "Насекомые", для детей старшей логопедической группы

Конспект занятия  по развитию лексики , грамматики  и связной речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста ....

Комплексы утренней гимнастики для детей старшей логопедической группы с использованием кинезиологических упражнений.

Кинезиология — наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие,...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонематических представлений у детей старшей логопедической группы (ОНР) «Путешествие в Страну Гласных Звуков»

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонематических представлений у детей старшей логопедической группы (ОНР)«Путешествие в Страну Гласных Звуков»...