Конспект логопедического занятия "Урожай собираем, гостей приглашаем" для детей старшей логопедической группы. 1-ый год обучения
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Коряковцева Галина Николаевна

В конспекте отражены такие лексические темы, как "Осень", "Овощи".  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  логопедического занятия в  старшей логопедической группе для детей с ОНР ( 1-ый год обучения ) по теме: «Гостей встречаем, овощами угощаем»

                                Лексическая тема: « Осень. Овощи»

 Коррекционно-образовательные цели: 

   --Активизация и расширение словаря по теме «Осень» и «Овощи»

   --Уточнение и закрепление знаний об осени, дарах осени

   --Образование относительных прилагательных. Согласование прилагательных с существительными

Коррекционно-развивающие цели:

   -- Развитие подвижности артикуляционного аппарата

   -- Работа над речевым дыханием, выработка длительной плавной струи

   -- Упражнять детей в образовании своего имени с уменьшительно-ласкательным суффиксом

   --Образование относительных прилагательных. Согласование прилагательных с существительными

   -- Развитие фонематического восприятия, умения подбирать созвучные слова

  -- Развитие речеслуховой памяти

   -- Развитие связной, диалоговой речи

   -- Развитие зрительного восприятия

   -- Развитие ручной моторики

   --Развитие мышления

Коррекционно-воспитательные цели:

   -- Учить детей слушать и слышать, усидчивости и вниманию.

   --Формирование навыков сотрудничества, умения работать в коллективе

Оборудование: Настольные зеркала на каждого ребёнка; пособия на развитие речевого дыхания на каждого ребёнка – дерево с листочкми, карточки с изображением овощей, наборное полотно ( магнитная доска; катрочки с контурами овощей;. Силуэты банок с прозрачными кармашками, в которые вставляются картинки с овощами;. Карточки, на которых контуром изображены овощи, Игрушка большого зайца.

                           

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

  1.  Сюрпризный момент ( образование своих имен с уменьшительно-ласкательным суффиксом)

Логопед ( держит в руках большую игрушку зайца ). Логопед подзывает детей:

--Ребята! Посмотрите, кто пришёл к нам в гости. ( Зайка). Посмотрите, какой он славный. Давайте с ним познакомимся. Он говорит, что его зовут Лапа-Лапушка. Он хочет с вами познакомиться. Сейчас каждый из вас назовёт своё имя так же лаского, как и зайчик своё. Кто уже представился зайчику Лапушке, может садиться за столы.

Дети называют свои имена ласково ( Сашенька, Мишутка, Оленька, Настенька, Настёна, Алёнка…)

                          II.  ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Общая артикуляционная гимнастика. (  Развитие подвижности артикуляционного аппарата)

Логопед:

-- Ребята, а что любит кушать наш Лапушка? ( капусту, морковку..)

-- А чем мы чувствуем вкус пищи? ( языком)

--Зайчик тоже своим язычком чуствует, какая морковка вкусная. Давайте расскажем и покажем нашему Лапушке нашу сказку «О весёлом язычке», как он выглядывет вверз и вниз, и смотрит по сторонам, и катается по губам, и пугается – сжимается, становится острым, как игла, и греется на солнышке, расплатывается и становится мягким ( Проводятся общепринятые упражнения из общей гимнастики для языка: «Бегемот», «Оскал», «Хоботок», «Оскал – хоботок», «Маятник», «Качели», «Лопатка», «Иголка», «Лопатка – иголка», Толстый-худой и т.д. )

Дети перед зеркалом выполняют гимнастику, логопед ведёт счёт и проверяет качество выполнения упражнений)

  1. Беседа об осени. ( Уточнение, активизация, обогащение словаря, развитие связной, диалогической речи)

Логопед предлагает детям рассказать зайчику об осени, просит детей отвечать полными ответами.

-- Какое время года сейчас идёт?

-- Какой бывает погода золотой осенью?

-- Что происходит с листочками на деревьях осенью?

-- Какими бывают листья?, небо?

--Чем богата осень?

--Что созревает осенью на огородах?

3.  Д/И «Ветерки». (Речевое дыхание, работа над длительностью и плавностью выдоха)

Логопед:

--Ребята, давайте покажем Лапушке, как ветерок играет с листиками на деревьях. Будем дуть на последние листочки, которые ещё есть на деревьях. Лапушка будет считать до четырёх. Вспомним, как дует ветерок, щёки не надуваем, плечи на поднимаем

Дети длительно и плавно дуют на дисточки на деревьях ( пособие по развитию речевого дыхания)

  1. Д/И «Собираем урожай»  ( Развитие слухового, фонематического восприятия, умения подбирать созвучные слова)

Логопед: 

-- Ребята, давайте пригласим зайчика Лапушку к нам в огород, расскажем ему, что у нас там выросло и, конечно же, угостим его. Дети подходят к магнитной доске( наборному полотну), на которую будут выкладываться картинки овощей.

-- Сейчас мы будем собирать урожай, а что мы соберём –вы скажете сами, выложив картинки - ответы на доску. Ваши ответы лдолжны звучать в рифму с моими.

-- Ранним утром в огород собирается народ.

Зрел всё лето урожай, что собрали? Отгадай?

Здесь весною было пусто, летом выросла…( капуста)  ( картинка капусты выставляется на доску)

Собираем мы в лукошко очень крупную..( картошку..)

От дождя земля намокла – вылезай толстушка .. (свёкла..)

Из земли за чуб плутовку тянем сочную..( морковку)

Надо наклониться низко, чтобы вытащить.. (редиску)

Помогает деду внук, собирает с грядок….(лук)

Вот зелёный толстячок, крупный, гладкий…(кабачок)

И красавец-великан, тёмно-синий .. (баклажан)

--Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали. Угощайся, Лапушка, на здоровье!

--Ребята, как можно назвать одним словом всё то, что мы с вами собрали? ( овощи)

5.  Д/И» Что там в банке».   (Образование относительных прилагательных. Согласование прилагательных с существительными)

Логопед: Лапушка, мы с ребятами тоже очень любим овощи и даже запасаем их на зиму. Ребята, давайте покажем и расскажем, что же мы запасаем.

Логопед в кармашек на банке вкладывает картинки овощей и спрашивает у детей:

-- В этой банке салат из чего? ( капусты), значит, какой салат? (капустный салат)

--Салат из моркови, какой салат?, Сок из моркови, какой сок?

--Икра из кабачков, какая икра?, а салат из кабачков, какой салат?

--Икра из баклаан, кака икра?

--Сок из свеклы, какой сок?, икра из свеклы, какая икра? ( свекольная икра, свекольный сок….)

-- Ребята, давайте подарим Лапушке 2 банки с салатами. Посмотрите, какие там салаты? ( логопед даёт зайчику 2 банки, в кармашках которых вложены картинки морковки и капусты..)

6.  Игра «Четвёртый лишний»  ( развитие логического мышления)

Логопед: 

-- Ребята, Лапушка шепнул мне, что хочет с вами поиграть и узнать, хорошо ли вы знаете овощи. Посмотрите внимательно и скажите, что здесь лишнее? Игра « 4 лишний». Логопед выставляет на магнитную доску ( наборное полотно) картинки:

* Груша, капуста, баклажан, помидор  ( груша)

* Кабачок, яблоко, редиска, репа         ( яблоко)

-- А сейчас на слух:

* морковь, гранат, лук                            ( гранат)

* капуста, персик, баклажан                  (персик)

* слива, кабачок, огурец                        (слива)

* тыква, яблоко, капуста                        (яблоко)

7.  Д/И « Посмотри, узнай, назови, обведи»   ( зрительное восприятие, мелкая моторика)

Логопед: 

-- Ребята, садимся на свои места. Лапушка раздал вам карточки, вам будет нужно посмотреть на них, узнать, что на них изображено, назват и обвести.. Логопед с Лапушкой обходит всех детей,дети называют им, что за овощ изображён у них на карточке. Затем дети берут карандаши и по контуру обводят свой овощ.

                                          III.  ИТОГ.

Логопед:

--Лапушке уже пора в лес, он благодарит вас за угощение и прощается с вами до следующей встречи. Вы ему очень понравились. А что понравилось вам?  

Дети отвечают, кому что понравилось..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ОСЕНЬ» Для детей старшей логопедической группы

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ОСЕНЬ»Для детей старшей логопедической группыЦель: Закрепить знания по данной теме. Учить дифференцировать обобщающие понятия «овощи», «фрукты». Развивать у...

Конспект интегрированного занятия с участием родителей для детей старшей логопедической группы с ОНР «Путешествие в страну Транспорта» (сказка Н.Павловой «На машине»)

Конспект интегрированного занятия, в котором гармонично переплетается работа воспитателей  и  логопеда группы. Активно используется участие родителей детей. Дети отвечают на вопросы, поют пе...

Конспект логопедического занятия по теме "Насекомые", для детей старшей логопедической группы

Конспект занятия  по развитию лексики , грамматики  и связной речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста ....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшей й группы "Волшебная осень"

Цель: 1.Закрепить знания об основных признаках осени, обобщающее слово «осень»;закрепить названия осенних месяцев; закрепить порядковый счет от 1 до 10....

Конспект кружкового занятия по Бейби-йоге для детей старшей возрастной группы

Тема: «Сказочное путешествие»Старшая возрастная группа (6-7 лет)Программное содержание:1.Способствовать физическому развитию дошкольников через инновационных сдоровьесберегающих технологий...

Конспект открытого занятия к «Дню матери» для детей старшей логопедической группы.

Очень интересное, и увлекательное занятие в форме игры "Поле чудус"...

«Знакомство с библиотекой, историей её создания и правилами бережного отношения с книгой» Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшей дошкольной группы

laquo;Знакомство с библиотекой, историей её создания и правилами бережного отношения с книгой»Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшей дошкольной группы...