Конспект игровой деятельности по развитию артикуляционной, пальчиковой и общей моторики в старшей логопедической группе. Нетрадиционные подходы.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Продолжать развивать артикуляционную, пальчиковую и общую моторику у детей; улучшать координацию движений пальцев рук; вырабатывать правильное речевое дыхание; развивать интонационную выразительность голоса; учить выражать свои чувства и эмоции; совершенствовать пластику и ритмичность движений;  совершенствовать  физические  качества  в  разнообразных  формах  двигательной  деятельности; обогащать представления  детей об особенностях зимней природы; формировать привычку к здоровому образу жизни; воспитывать любовь и бережное отношении е к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект   игровой деятельности

по развитию артикуляционной, пальчиковой и общей моторики

в старшей логопедической группе.

  Нетрадиционные  подходы.

Воспитатель

МДОУДСКВ № 15 г. Ейска

 МО Ейский район

Щитинская Л.А.

Программные задачи: Продолжать развивать артикуляционную, пальчиковую и общую моторику у детей; улучшать координацию движений пальцев рук; вырабатывать правильное речевое дыхание; развивать интонационную выразительность голоса; учить выражать свои чувства и эмоции; совершенствовать пластику и ритмичность движений;  совершенствовать  физические  качества  в  разнообразных  формах  двигательной  деятельности; обогащать представления  детей об особенностях зимней природы; формировать привычку к здоровому образу жизни; воспитывать любовь и бережное отношении е к природе. 

Методы и приемы: беседа, художественное слово, самомассаж су-джок, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, выкладывание фигур из счетных палочек и  ниток, элементы логоритмики, пальчиковый театр, упражнения на развитие речевого дыхания и голоса, семянотерапия, упражнения для развития мелкой моторики рук, выкладывание, прорисовывание в воздухе пальцами, релаксация.

Предшествующая работа: разучивание разных видов гимнастики, массажей, беседы о природе, здоровом образе жизни, просмотр и показ пальчиковых театров, чтение художественной литературы, заучивание стихов и песен, рисование, просмотр презентаций на темы «Здоровье», «Природа», «Правильное выполнение гимнастик, массажей»

Оборудование: мультимедийная установка, магнитофон, счетные палочки, гимнастические  дорожки здоровья, набивные мячи, снежинки, посуда с семенами, нитки, ковролин, наборы для пальчикового театра 

        Ход деятельности:

Воспитатель:       Ребята, январь  называют волшебным сказочным месяцем  Нового года.  Вы побывали на новогодних  и  рождественских  праздниках:  в  дет саду, в Доме культуры, на площадях  и парках  города.  Природа тоже постаралась украсить всё вокруг  и деревья, и здания, чтобы передать нам всё очарование зимней сказки. Вы хотели бы снова попасть в сказку?

Воспитатель:   Чтобы нам отправиться в волшебное путешествие, нужно выложить из счетных палочек любой вид транспорта, какой нам больше понравится, на том и отправимся путешествовать.

Выкладывание счетных палочек.

Выбирают из предложенных схем

 (с использованием мультимедийной установки)

 и  выкладывают  самостоятельно

Воспитатель:    (самомассаж  су-джок)   

                Ехать в автобусе тепло

                Посмотрите-ка в окно.

                А  на  улице  зима,

                Наступили  холода!

                 Да – да – да – наступили холода    (потереть ладошки друг о друга)

                Да-да-да - превратилась в лёд вода  (мягко проводить большими пальцами рук по шее         сверху вниз)

                Ду  – ду – ду – поскользнусь я на льду(указательными пальцами массировать крылья носа)

                 Ду – ду – ду – я на лыжах иду (растирать ладонями уши)

                 Ды – ды – ды – на снегу есть следы (приставить «козырьком» ладони ко лбу, энергично растирать лоб движениями в стороны – к середине лба)

                 Ди – ди – ди – от мороза беги!   (надавливать      указательным пальцем на точку под носом)

Воспитатель:      (физминутки)

                 В зимний лес  я на прогулку

                  приглашаю вас пойти                                (разнообразные  виды

                Интересней приключенья нам,

 ребята, не найти!                                                 ходьбы)

                Друза дружкой становитесь,

                 крепко за руки беритесь.

                По дорожкам, по сугробам,

по  лесу гулять пойдем,

                Может быть в лесу волшебном,

что-нибудь мы и  найдём!

Воспитатель:   Как  хорошо в зимнем лесу!  А воздух, какой  чистый, свежий!      

(дыхательная гимнастика)

Вдохните глубоко через нос

 медленно выдохните через рот                   (2-3 раза)

Медленно вдохните через нос

 короткими  резкими выдохами через  рот  (2-3 раза)

Вдохните медленно через рот                  короткие  резкие  выдохи   

 (не сильно открывая рот)                 через нос(2-3 раза)

Вдохните медленно через рот –

 выдохните медленно через нос                    (2-3 раза)

Воспитатель:   Оглянитесь вокруг, снег  так искрится!  Подставляйте свои ладошки

(гимнастика для глаз, раздаю снежинки)

Вот снежинка белая, пушистая, блестящая, лучистая, легкая, воздушная,

серебристая ,  давайте  поиграем  с  ними

Мы снежинки увидали,                                     Перед собой поворачиваем,

со снежинками  играли.                                                   следя глазами.

Снежинки вправо полетели –

 дети вправо посмотрели,

Вот снежинки полетели –

глазки влево посмотрели.

Ветер  снег  вверх  поднимал                           Дети  смотрят  вверх

и на  землю  опускал.                                                          и  вниз

снежинки тихо все на землю улеглись.

(ритмическое упражнение, раздается дробь  дятла)

Дятел дерево долбит                                  

На весь лес он стучит                                    

Ну–ка, повтори.                                      

Произнося  звук   « д-д-д-д-», дети  ударяюм  кулачком  о  кулачок

 в  разном  темпе и ритме за воспитателем.

Воспитатель:    Где  же он?  Нет  не  видно.

(Звуки зимнего леса,  пение  птиц, пальчиковая гимнастика)

Никого  не увидали,

зато  зимний хор  мы услыхали:    

«Мы – певцы, певцы лесные    

Песни мы поем  простые.

О  цветах,  о  солнышке,        

О маленьком  воробышке!      

Пальчики – головка                    

Крылышки – ладошка.

Развести руки в стороны,      удивляемся. Приставить  руку к уху

Взмахиваем  руками, как  крыльями.      

Раскрываем руки, как  бутон; разворачиваем  ладони  в разные  стороны, пальцы  тоже в стороны.

Повернув  руки  к  себе, большие  пальцы  переплетены,

остальными   помахиваем,  как  крыльями

Сидит  филин  на  суку        

И  кричит: « Бу – бу, бу – бу!»    

Прижать друг к другу кулаки, большие пальцы вверх,

 указательные  пальцы  вперёд к  себе.

Птичка  крылышками  машет      

И  летит  к  себе  в  гнездо

Всем  друзьям  своим  расскажет,  

Где она  взяла  зерно!                  

Сделать  птичку.

Согнуть ладошку  «чашечкой»  сверху  имитируем движение

как - будто  насыпаем  зерно  в  кормушку.

Воспитатель:  -  Как вы думаете, ребята, где  птичка  могла  взять  зерно? ( Слетала  в город,  в  поле, в лесу  нашла  деревья  с ягодами, семена  деревьев,  на  кормушке.)

Воспитатель:   - Ой,  а  это  что за  шум?

(пальчиковый  театр)

На  столе  стоит  миска, на краю  две  птицы – Ворона и Воробей

 толкают  друг  друга,  кричат:  «Кар-кар, чирик-чирик!»

Воспитатель:   - Что  случилось?

Ворона:  Он  мне  мешает  выбрать  орехи!  Я  их  очень  люблю!

Воробей: А  она  мне  не  даёт  поклевать  мои  любимые  зёрна!

                 Скоро  прилетят  мои  друзья, а  ворона  мешает!

Воспитатель:     Ребята,  давайте  поможем  разобрать  птицам зерна  и  орехи,  чтобы  они не ссорились.  

Семянотерапия

(Разбираем  в  две миски)

 Вот,  пожалуйста,  не  ссорьтесь, ваше  любимое  угощение  в  разной посуде.  Приглашайте  своих  друзей,  устраивайте  пир!

Воспитатель:  - Знаете, ребята,  я  впервые видела  говорящих  птиц.  А  вы?  Вот  что  значит, оказаться  в  волшебном  лесу! (оглядываюсь)

Сколько  разных  звуков  мы  слышим  вокруг!

Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса

А  мороз  колдует…

Разыграйтесь,   метели!

Гнитесь  ниже,  сосны,  ели!

Всё,  что  есть  в  моём  лесу,

Я  засыплю,  занесу!

Воет  вьюга:  «З – з –з –з »                                      (с  усилением  звука)

Застонал  лес  от  вьюги:  « О – о – о – о »              (тихо,  высоким  голосом)

Тяжело  скрипят  дубы: « У – У – у - у»                (громко,  низким  голосом)

Стонут  берёзы:  « М – м – м – м »                        (тихо,  высоким  голосом)

Шумят  ели  и  сосны: « Ш – ш – ш - ш»               (умеренно)

Но  постепенно  стихает  вьюга: « С – с – с - с»    (постепенно  затихая)

Воспитатель:  -  Ах,  как  красиво стало  в  лесу! Чтобы запомнить,  какие  красивые  деревья  мы  видели, давайте  выложим  их  силуэты нитками.    

Выкладывание нитками

Продуктивная  деятельность (музыка  или  звуки  леса)

Воспитатель:  – Ребята,  как  вы  думаете,  кто  ещё  живет  в  зимнем  лесу?

Каких  зверей  мы  могли  бы  встретить?

Хотите  превратиться  в  диких  зверей?  Для этого  нужно  произнести  волшебные  слова:

Раз,  два,  три – повернись

  и  в  зверушек  превратись!

Воспитатель: 

(пальчиковая гимнастика)

Серый  волк  в  густом  лесу        

Повстречал зверей толпу:        

-Лисавета,  здравствуй!                            

-Как  дела,  зубастый?        

-Ничего  идут  дела,        

Голова  ещё  цела.        

- Где  ты  был?        

-На  рынке.

- Что  купил?        

- Свининки!                                                        

- Сколько  взяли?        -

-Шерсти  клок,        

Ободрали  правый  бок,

Хвост  отгрызли  в  драке!

-Кто отгрыз?

 - Собаки!

- Сыт  ли,  милый  куманёк?

Еле  ноги  уволок!

       

- Где  гостил  ты,  ёжик?

- Был  в  гостях  у  ёлки.

- Что  ты  делал  ёжик?

- Примерял  иголки.

-Мне  свои  иголки  подарила  ёлка,

Чтобы  не  бояться ни  лисы,  ни  волка!

- Очень,  ёж,  ты  хорош!

- Жаль, что  в  руки  не  возьмёшь…

Ну  и  что  ж!

- Без  иголок  я  не  ёж!

Воспитатель: - Ох,  и  устали  же  мы  сегодня,  хотите  отдохнуть?  Присаживайтесь, отдохнем.

Закройте  глаза, представьте  всё,  что  мы  видели  сегодня.

Релаксация,

 рисование в воздухе под музыку

Нарисуйте  в  воздухе  сугробы, деревья  в  снегу, легкие  облака,  вьюгу, животных  и  солнце.

Отдохнули? А  теперь нам  пора возвращаться   из своего зимнего  путешествия.  Для  этого нужно сказать  волшебные  слова:

Раз, два, три –

повернись  в детсаду окажись!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения на развитие артикуляционной, мимической и мелкой моторики у детей

Игровые упражнения на развитие артикуляционной, мимической и мелкой моторики у детей...

Консультация для воспитателей ГБДОУ по теме: "Рекомендации по проведению самомассажа, как одного из приёмов развития артикуляционной, мелкой и общей моторики".

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый. Главная ценность самомассажа заключается в том, что он, прежде всег...

КОНСПЕКТ РЕГЛАМЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ТЕМА « ПОДАРОК МАМЕ».Программное содержание:1.    Учить нанизывать крупные пуговки на проволоку по образцу.2.    Учить проговаривать слова пальчиковых игр, активизировать...

картотека упражнений развития общей моторики в старшей логопедической группе

данная картотека составлена в соответствии с комплексно-тематическим планированием по ФГОС ДО в старшей логопедической группе....

Конспект образовательной деятельности на тему " Весна. Путешествие за волшебным цветком" в старшей логопедической группе для родителей .

Занятие на тему " Весна. Путешествие за волшенбным цветком" было проведено , как итоговое. Цель: обобщить знания детей по лексическим темам "Весна",  "Насекомые" ; р...

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей группы для детей с ТНР Практические задания по формированию лексики, грамматики; развития артикуляционной, мелкой и общей моторики.

Эффективность работы учителя-логопеда напрямую зависит от слаженного, хорошо организованного взаимодействия с воспитателями логопедической группы, так как  воспитатели являются непосредственными ...