Консультация для воспитателей ГБДОУ по теме: "Рекомендации по проведению самомассажа, как одного из приёмов развития артикуляционной, мелкой и общей моторики".
консультация по логопедии по теме

Андронова Светлана Геннадьевна
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый. 
Главная ценность самомассажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно.
Также самомассаж является одним из приёмов развития артикуляционной, мелкой и общей моторики.
   
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Самомассаж:

  • можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно;
  • можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.

   При проведении массажа рекомендуется: 

  • все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка.
  • обучать детей не надавливать силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая;
  • каждое движение в среднем выполняется 4-6 раз;
  • длительность одного сеанса может составлять 5-7 минут;
  • в одно занятие может быть включено лишь несколько приёмов, которые могут варьироваться в течение дня;
  • перед проведением самомассажа ребёнок должен быть тщательно умыт. 

Самомассаж головы

Упражнение «Моем голову»:

пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении:
- ото лба к макушке;
- ото лба до затылка;
- от ушей к шее.
                                                      Упражнение «Обезьяна расчёсывается»:

   правая рука массирует пальцами голову от левого виска к левой части затылка и обратно. Затем левая рука – от правого виска к левой части затылка. В более сложном варианте руки перекрещиваются.

Упражнение «Ушки»:

уши растираются ладонями, как будто они замёрзли; разминаются три раза сверху вниз (по вертикали); возвратно-поступательными движениями растираются в другом направлении (по горизонтали). Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трёх раз.
                                                                         Упражнение «Я хороший»:

   расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.

Упражнение «Наденем шапочку»:

   расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке.

Упражнение «Догонялки»:

ударяя подушечками пальцев, словно по клавишам, «бегаем» по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга.

Самомассаж шеи

Упражнение «Гибкая шея, свободные плечи»:

массировать шею сзади (сверху вниз) двумя руками:
- поглаживание,
- похлопывание,
- пощипывание,
- растирание,
- спиралевидные движения.
                                       Упражнение «Как мычит теленок»:

   сделаем вдох и на выдохе произносить звук м-м-м, при этом постукивая пальцами по крыльям носа.

Упражнение «Лебединая шея»:

представим, что мы превратились в прекрасного лебедя, с красивой длинной шеей. Нежно поглаживать шею от груди к подбородку. Попеременно шевелить пальцами обеих рук, ласково похлопывать их внешней стороной по подбородку. Распрямлять плечи и очень медленно поднимать подбородок как можно выше. Медленно поворачивать голову влево, а затем вправо. Делать 4 поворота.
Массаж шейных позвонков

игра «Буратино»:

   Буратино своим длинным любопытным носом рисует солнышко, морковку, дерево. Мягкие круговые движения головой по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. 
Повороты головы в стороны, вверх, вниз. 
Наклоны головы во время "рисования" вправо, затем влево.

Упражнение «Рисуем»:

   линии на шее по направлению от подбородка к груди – повторяем 3 раза.

Самомассаж ушных раковин

   Самомассаж ушных раковин производится одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук Время, необходимое для самомассажа обеих ушных раковин, не превышает 2 минут.

Упражнение «Игра с ушками»:

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем с вами мы играть.

Есть у ушка бугорок

Под названьем «козелок».

Напротив ушко мы помнём

И опять считать начнём.

Раз, два, три, четыре, пять –

Продолжаем мы играть.

Сверху в ушке ямка есть,

Нужно ямку растереть.

Раз, два, три, четыре, пять –

Продолжаем мы играть.

Ушкам отдыхать пора,

Вот и кончилась игра.

Упражнение «Чебурашка»:

нежно поглаживать ушные раковины по краям, снаружи, по бороздкам внутри. Растирать пальчиками за ушами. Ласково оттянуть ушки 6 раз вверх и вниз, а затем в стороны.
                               Упражнение «Лепим ушки Чебурашке»:

имитировать движения лепки по краю ушной раковины. (5-6 раз.)

Упражнение «Примазываем ушки, чтоб не отклеились»:

растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами.

Упражнение  «Именинник»:

Упражнение «Именинник»

Выполняем мы сейчас,

Чтобы горло не болело,

Чтобы нос дышал у нас.

 Потянуть вниз за мочку уха (8 -10 раз).

Упражнение «Слонёнок»:

Упражнение «Слонёнок»

Выполняем мы спросонок.

Если будет гнуться ухо,

Значит, будет в носу сухо.    

Прижать ушную раковину к виску (6 - 8 раз).

Упражнение «Часы»:

Заведём теперь часы,

Чтобы тикали они.

На козелочек мы нажмём

    Вправо – влево «ключик» повернём.    

    Поворачивать козелок вправо-влево (10 раз).

Игра «Взяли ушки за макушки»:

Взяли ушки за макушки,               (большим и указательным пальцами с обеих

                                                          сторон),

Потянули…                                    (несильно потянуть вверх).

Пощипали…                               (несильные нажимы пальцами, с постепенным

                                                   продвижением вниз).

Вниз до мочек добежали.        

Мочки надо пощипать:                      (пощипывание в такт речи).

Пальцами скорей размять…             (приятным движением разминаем между

                                                              пальцами).

Вверх по ушкам проведём                (провести по краю уха, слегка сжимая

                                                              большим и указательным пальцами).  

И к макушкам вновь придём.        

Самомассаж лица

Точечный самомассаж лица

       Цель массажа – предотвратить простудные заболевания, научиться управлять мимикой лица. Выполняется в игровой форме, имитируя работу скульптора.

1 упражнение:

    поглаживаем щёки, крылья носа, лоб по направлению от середины лица к вискам.

2 упражнение:

   нажимаем пальцами на переносицу, точки в середине бровей, производя вращательные движения сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Выполняем 5-6 раз.

3 упражнение:

   прилагая усилия, оказывая давление, «рисуем» брови, придавая им красивый изгиб. «Вылепливаем» густые брови при помощи щипков.

4 упражнение:

   лёгкими нежными прикосновениями лепим глаза, расчесываем реснички.

5 упражнение:

   ведём пальцами от переносицы к кончику носа, «вылепливая» длинный нос для Буратино.

Самомассаж лица «Индеец»

    Цель массажа – научить детей расслаблению мышц лица при выполнении массажа перед зеркалом. Представим, что мы индейцы, наносящие боевую раскраску.

1 упражнение:

   «рисуем» линии от середины лба к ушам сильными движениями – повторяем 3 раза.

2 упражнение:

   «рисуем» линии от носа к ушам, при этом широко расставляем пальцы – повторяем 3 раза.

3 упражнение:

   «рисуем» линии от середины подбородка по направлению к ушам – повторяем 3 раза.

4 упражнение:

   «пошёл дождик» - легонько постукиваем пальцами по лицу, как будто играя на пианино.

5 упражнение:

   «вытираем с лица потекшую краску», легонько проводя по лицу ладонями, предварительно разогрев их, потерев друг об друга.

7 упражнение:

   «стряхиваем с рук оставшиеся капельки воды», опустив руки вниз.


Самомассаж лица «Озорные мишки»

    Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки), оттягивать её вперёд, а затем назад, считая медленно до 10. Делать 1 раз.

Оттяну вперёд я ушки,

А потом назад.

Словно плюшевые мишки

Детки в ряд сидят.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для ушек

Нужно делать всем.

Оттяну вперёд я ушки,

А потом назад.

Словно плюшевые мишки

Детки в ряд сидят.

 

    Указательным и средним пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на щеках. Делать 1 минуту.

А теперь по кругу щёчки

Дружно разотрём:

Так забывчивым мишуткам

Память разовьём.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для щёчек

Нужно делать всем.

 

    Теми же двумя пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на подбородке, считая до 30. Потом – круги по лбу, также, считая до 30 Делать по 1 разу.

На подбородке круг черчу:

Мишке я помочь хочу

Чётко, быстро говорить,

Звуки все произносить.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем.

Чтобы думали получше

озорные мишки,

Мы погладим лобики

Плюшевым плутишкам.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем.

 

    Массировать указательным и средним пальцами одновременно интенсивно верхние и нижние веки, не закрывая глаз. Делать 1 минуту.

Чтобы мишка лучше видел,

Стал внимательней, шустрей,

Мы волшебные очки

Нарисуем поскорей.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем.

 

    Массаж носа. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на точки по обеим сторонам носа, начиная от его основания. На каждую точку необходимо нажать и держать, не отпуская, на счёт до 20. Делать 1 минуту.

Мы подушечками пальцев

В точки попадём:

Так курносому мишутке

Носик разомнём.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для носа

Нужно делать всем.

 

    Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо и наоборот. По 10 раз.

Мишка, мишка, рот открой!

И налево двинь щекой…

Мишка, мишка, рот открой!

И направо двинь щекой…

 

Откинуться назад на спинку стула, сделать длительные вдох и выдох, руки свободно опущены вдоль туловища.

Ох, устали наши мишки,

Тихо в ряд сидят.

Знают: польза от массажа

Будет для ребят!

 

Самомассаж носа

Упражнение «Проверяем носик»:

нажимать указательным пальцем точку под носом.

Упражнение «Проверяем кончик носа»:

слегка подергать кончик носа.
Упражнение «Сделаем носик тоненьким»:

указательными пальцами массировать ноздри.

Самомассаж носа, глаз, ушных раковин, шеи, ладошек «С добрым утром!».

«Кран, откройся!»:

   правой рукой делаем вращательные движения носа, «открывая» кран.

«Нос, умойся!»:

   растираем указательными пальцами обеих рук крылья носа.

«Мойтесь сразу оба глаза»:

   нежно проводим руками над глазами.

«Мойтесь, уши!»:

   растираем ладонями уши.

«Мойся, шейка!»:

   аккуратными движениями гладим шею спереди.

«Шейка, мойся хорошенько!»:

   гладим шею сзади, от основания черепа к груди.

«Мойся, мойся, обливайся!»:

   аккуратно поглаживаем щеки.

«Просыпайся! Просыпайся!»:

   трем ладошки друг о друга.

Самомассаж щёк

Артикуляционные упражнения – как приём самомассажа щёк.

Упражнение:

   толстячок — худышка.

Упражнение «Шарики»:

   гоняем воздух из одной щеки в другую.

Упражнение «Футбол»:

   плюс выполняем движения языком вверх-вниз.

Упражнение «Хлопушка»:

   надуваем щёки воздухом и слегка ударяем по ним кулаками – воздух с шумом вырывается наружу.

Упражнение «Самовар»:

   сжать губы, надуть щёки; затем выпустить воздух через губы, произнося звук «П».

Упражнение «Рыбка»:

   несколько раз подряд широко открывать, а затем быстро закрывать рот, надувая щёки; в результате будут слышны тихие хлопки, издаваемые запираемым во рту воздухом.

Самомассаж губ

Упражнение «Смешная песенка»:

   указательным пальцем перебирать по губам, произнося при        этом звук, похожий на «Б-Б-Б.».

Упражнение «Индейцы»:

   широко открываем рот, произносим звук «А» и одновременно похлопываем ладонью по рту, то открывая, то прикрывая его;

Упражнение «Помада»:

   обводим губы указательным пальцем: первое – рот широко открыт, как при произнесении звука «А», второе – губы вытянуты вперёд трубочкой, как при произнесении звука «У»,третье – губы в улыбке, как при произнесении звука «И».

Упражнение «Кисточка»:

   проводим кисточкой с мягким ворсом по губам малыша.

Упражнение «Расчёска»:

   слегка прикусываем нижнюю губу и несколько раз скоблим её верхними зубами, как бы причёсывая. Затем прикусываем верхнюю губу и поскоблим её нижними зубами.

Упражнение «Прятки»:

   втягиваем губы так, что с наружи они становятся не видны, а затем выпускаем их, можно несколько раз провести языком по губам, когда они спрятаны.

Упражнение «Проговаривание слогов  – амма, абба,  аппа».

Упражнение «Скороговорка: от топота копыт пыль по полю летит».

Самомассаж мышц языка

1 упражнение:

   покусали кончик языка, покусали спинку языка, жуём как жвачку один бочок язычка, затем другой бочок.

2 упражнение:

   язычок погладим ласково губами, а затем похлопаем бережно губами, язычок погладим ласково зубами, а затем похлопаем бережно зубам.

3 упражнение:

   массаж трубочками для коктейля.

4 упражнение:

   облизывать ложку, начиная с большой (работает вся поверхность языка), затем уменьшая её размер до десертной (тонкие дифференцированные движения языка).

Самомассаж рук

     Используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук:

  • поглаживание;
  • растирание;
  • лёгкое надавливание;
  • пощипывание;
  • похлопывание;
  • сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочерёдно.

Используются упражнения:

  • катание одного грецкого ореха или шарика;
  • катание ребристого карандаша;
  • имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке;
  • сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.

Массаж и самомассаж рекомендуется проводить 2-3 раза в день на занятиях, физминутках, прогулках до 5минут (малышам), от 3-5 упр., между которыми проводить расслабление мышц. Каждое упр. выполняется 8 раз: по 4 раза для правой и левой руки

Самомассаж кистей и пальцев рук состоит из трёх типов упражнений:

  • самомассаж тыльной стороны кистей рук и предплечья;
  • самомассаж ладоней;
  • самомассаж пальцев рук.

Самомассаж тыльной стороны кистей рук и предплечья

Упражнение «Разведчик»:

подушечки четырех пальцев правой руки установите у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями смещайте кожу на 1 см вперед-назад, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу («пунктирное» движение). Проделайте то же для другой руки.

Упражнение «Пила»:

кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Ребром ладони правой руки имитируйте «пиление» по всем направлениям тыльной стороны левой ладони («прямолинейное» движение). Проделайте то же для другой руки.

Упражнение «Надеваем браслеты»:

одной рукой изображаем «надетый браслет» (все пальцы плотно прилегают к предплечью), круговыми движениями от кисти к локтю «двигаем браслет», прокручивая его влево-вправо,- (по 2 раза на каждой руке).

Мы браслеты надеваем,

Крутим, крутим, продвигаем,

Влево-вправо, влево-вправо,

На другой руке сначала.

Упражнение «Пружинка»:

спиралевидное растирание ладонью (кулачком, ребром) одной руки по предплечью другой.

Мы пружинку нарисуем

Длинную и крепкую.

Мы возьмём её растянем,

А потом обратно стянем.

Упражнение «Гуси»:

(пощипывание руки вдоль по предплечью от кисти к локтю).

Гуси травушку щипали,

Громко, весело кричали:

Га-га-га, га-га-га,

Очень сочная трава.

Упражнение «Человечки»:

(указательным и средним пальцами выполняем точечные движения вдоль предплечья (человечки – «маршируют, прыгают, бегут»).

Для маршировки:

Человечки на двух ножках

Маршируют по дорожке,

Левой-правой, левой-правой

Человечки ходят браво.

Для прыжков:

Человечки на двух ножках

Стали прыгать по дорожке,

Прыг-скок, прыг-скок,

Всё быстрее: скок -поскок.

Для бега:

Человечки на двух ножках

Стали бегать по дорожке,

Побежали, побежали,

Вдруг споткнулись и упали.

Самомассаж ладоней

Упражнение «Ручки греем»:

(упражнение выполняется по внешней стороне ладони).

Очень холодно зимой,

Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

Упражнение «Добываем огонь»:

(энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.)

Добываем мы огонь,

Взяли палочку в ладонь.

Сильно палочку покрутим -

И огонь себе добудем.

Упражнение «Стряпаем»:

(имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо).

Раскатаем колобок,

Колобок – румяный бок.

Будем сильно тесто мять,

Будем няне (маме) помогать.

Упражнение «Бег по камешкам»:

костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигайте вверх-вниз по ладони левой руки («прямолинейное» движение). Проделайте то же для правой руки.

Упражнение «Буравчик»:

фалангами сжатых в кулак пальцев производите движения по принципу «буравчика» на ладони массажируемой руки. Поменяйте руки.

Упражнение «Пила»:

(ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки).

Пилим, пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Надо сильно постараться,

И терпения набраться.

Упражнение «Погреем ручки»:

движения, как при растирании замерзших рук.

Самомассаж пальцев рук

Упражнение «Растирание пальцев»:

«Крепко пальчики сожмём,

После резко разожмём» -

(руку сжать в кулак, резко разжать (5 раз).

Упражнение «Зажигалка»:

обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец), растирание каждого пальца по 2 раза. Двигать большим пальцем к себе и от себя:

«Зажигалку зажигаю,

Искры, пламя выбиваю!»

Упражнение «Мельница»:

(сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу).

Закружилась мельница, Быстро мука мелется.

Упражнение «Точилка»:

(сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза).

Мы точили карандаш,

Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили,

Острый кончик получили.

Упражнение «Точим ножи»:

(активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз).

Ножик должен острым быть,

Будем мы его точить.

Раз, два, три, четыре,

Острый ножик наточили.

Упражнение «Самомассаж»:

кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Согнутыми указательным и средним пальцами правой руки делайте хватательные движения на пальцах левой руки («прямолинейное» движение). Проделайте то же для правой руки.

Упражнение «Спиралька»:

подушечку большого пальца правой руки положите на тыльную сторону массируемой фаланги пальца левой руки. Остальные четыре пальца правой руки охватывают и поддерживают палец снизу. Массируйте «спиралевидными» движениями. Проделайте то же для правой руки.

Упражнение «Бинокли»:

составление из пальцев овалов. Педагог говорит детям, что бинокли бывают разные. Поочередно каждый палец на руке соприкасается подушечкой с большим пальцем — получается овал. Дети смотрят в образовавшиеся бинокли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игровой деятельности по развитию артикуляционной, пальчиковой и общей моторики в старшей логопедической группе. Нетрадиционные подходы.

Продолжать развивать артикуляционную, пальчиковую и общую моторику у детей; улучшать координацию движений пальцев рук; вырабатывать правильное речевое дыхание; развивать интонационную выразительность ...

«Игры с мячом для развития речи, мелкой и общей моторики»

Описание значения игр для развития мелкой моторики. Приведены методики работы (проект Яртовой - пальчиковая гимнастика под музыку, игры с мячом)...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ И ОБЩЕЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ФГОС ДО КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Данная статья посвящена вопросу использования здоровьесберегающих технологий в развитии мелкой и общей моторики детей дошкольного возраста. Обобщены действия педагогов по данной проблеме....

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ И ОБЩЕЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ФГОС ДО КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Данная статья посвящена вопросу использования здоровьесберегающих технологий в развитии мелкой и общей моторики детей дошкольного возраста. Обобщены действия педагогов по данной проблеме....

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей группы для детей с ТНР Практические задания по формированию лексики, грамматики; развития артикуляционной, мелкой и общей моторики.

Эффективность работы учителя-логопеда напрямую зависит от слаженного, хорошо организованного взаимодействия с воспитателями логопедической группы, так как  воспитатели являются непосредственными ...

РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ, МЕЛКОЙ И ОБЩЕЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

АннотацияПредставлен конспект группового логопедического занятия по развитию артикуляционной,  мелкой и крупной моторики дошкольников, имеющих ОНР, в процессе  изучения правил дорожного движ...