РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ И ОБЩЕЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ФГОС ДО КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
статья по окружающему миру (младшая группа)

Артеменко Елена Анатольевна

Данная статья посвящена вопросу использования здоровьесберегающих технологий в развитии мелкой и общей моторики детей дошкольного возраста. Обобщены действия педагогов по данной проблеме.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artemenko_e.a_nedvigina_e.d._statya.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные подходы к формированию здорового и безопасного образа жизни обучающихся в урочной и внеурочной деятельности

УДК 377

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ И ОБЩЕЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ФГОС ДО КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Артеменко Е.А,

Недвигина Е.Д.

Аннотация: Данная статья посвящена вопросу использования здоровьесберегающих технологий в развитии мелкой и общей моторики детей дошкольного возраста. Обобщены действия педагогов по данной проблеме.

Ключевые слова: здоровье, мелкая моторика, пальчиковые игры, здоровьесберегающие технологии, здоровьесберегающие образовательные технологии, мелкая и общая моторика.

THE DEVELOPMENT OF FINE AND GENERAL MOTOR SKILLS OF PRESCHOOLERS AT THE GEF AS ONE OF THE MAIN HEALTH TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS IN PRESCHOOL (FROM EXPERIENCE)
Artemenko E. A,

Nedvigina E. D.

Annotation: This article is devoted to the use of health-saving technologies in the development of fine and General motor skills of preschool children. The actions of teachers on this issue are summarized.

Keywords: health, fine motor skills, finger games, health-saving technologies, health-saving educational technologies, fine and General motor skills.

      «Рука – это вышедший наружу головной мозг» (Философ, педагог Иммануил Кант)

      Одним из приоритетных направлений ФГОС ДО является решение задачи по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В настоящее время у большинства современных детей наблюдается общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии пальцев рук. Эти дети отличаются общей скованностью и медлительностью в выполнении движений. Для них оказываются трудными многие упражнения: пальчики малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых лёгких упражнений замедленный. Поэтому вопрос о развитии мелкой моторики не теряет актуальности на протяжении всего дошкольного детства.

      Учёные, изучающие деятельность детского мозга, психику детей отмечают большое стимулирующее и оздоровительное значение функции руки - это движения пальцев и кистей рук. Движения пальцев рук положительно влияют на функционирование речевых зон коры головного мозга. Поэтому очень важно особое внимание уделять тренировке движений пальцев и всей кисти рук с раннего возраста.

      В практике своей работы в соответствии с ФГОС ДО по развитию движений пальцев и всей кисти рук применяем различные виды здоровьесберегающих образовательных технологий, направленных на сохранение и улучшения здоровья дошкольников. Многочисленные исследования учёных доказали положительное влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, на развитие речи, а значит и интеллекта.

      Пальчиковая гимнастика, разнообразные действия руками — это один из наиболее простых и распространённых видов здоровьесберегающих технологий. Пальчиковая гимнастика обеспечивают хорошую тренировку пальцев при подготовке руки ребёнка к рисованию, лепке и письму, способствует улучшению артикуляционных движений, повышает работоспособность коры головного мозга. Также движения пальцев снимают усталость и напряжение, развивается их ловкость и напряжение. Поэтому игровую тренировку проводим с младшего возраста ежедневно по подгруппам. Всю работу проводим с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей в любой удобный отрезок времени: во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна. При выполнении каждого упражнения стараемся полностью задействовать не только руки, но и пальчики. Рекомендуем пальчиковые игры и упражнения всем детям, особенно с речевыми проблемами. В своей работе игры сопровождаем стихотворным текстом. Тексты упражнений - это рифмованные подсказки к заданным движениям. С помощью стихотворного ритма при двигательной активности пальцев совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, активизируются речевые центры.

      В театрализованной зоне оборудован центр «Играем в театр» Хорошим средством для развития движений являются «пальчиковые» театры, в которых знакомим детей с приёмами управления пальчиковыми куклами. Инсценировка с помощью пальчикового театра стимулирует развитие ручной и пальцевой моторики.

      В своей работе применяем технологии работы с цветным песком. Техника рисования песком успокаивает нервную систему, способствует развитию мелкой моторики у детей и координации движений пальцев рук, то есть при работе с песком массируются определённые точки на пальцах, которые в свою очередь взаимодействует с высшими свойствами сознания: вниманием, зрительной и двигательной памятью. В образовательном процессе с дошкольниками применяем рисование, используя световой песочный планшет, то есть процесс рисования происходит с использованием подсветки. Занимаясь данным видом творчества, малыши с пользой тратят лишнюю энергию и успокаиваются. В рисовании участвуют обе руки, а значит оба полушария мозга работают и развивается координация движений. Для обследования в центре «Воды и песка» находятся мешочки с разными наполнителями (горохом, крупой, рисом, косточками, ракушками), которые отвечают естественной потребностью разминать, сжимать, гладить и являются незаменимым способом развития мелкой моторики и координации движений. Игры с песком вызывают положительные эмоции, благотворно влияют на здоровье детей. 

      В настоящее время в учебно-воспитательном процессе в соответствии с ФГОС дошкольного образования в своей группе для детей серьёзное внимание уделили организации предметно-развивающей среды ДОУ, которая помогает стимулировать инициативность детей, обеспечивает свободу выбора деятельности, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно. Для развития мелкой моторики пальцев рук в группе в соответствии с современными требованиями подобраны и размещены развивающие, конструктивные и дидактические игрушки: наборы колец разной величины для нанизывания из на стержень, игрушки-шнуровки, деревянные пирамидки, кубики, конструкторы, рамки и вкладыши различного типа, матрёшки, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, фигурки на магнитах, пазлы, мозаика, многофункциональные дидактические пособия («Черепаха», «Куб») Эти игры оказывают благоприятное воздействие на развитие  движений всей кисти и пальцев руки. При активной поддержке родителей в группе постоянно пополняем и обновляем развивающую предметно-пространственную среду для игровой деятельности, оздоровления и физического развития наших воспитанников по развитию мелкой и общей моторики, учитывая интересы детей.

      По данному направлению очень много сделано дидактических игр и пособий. Большой интерес у детей вызывают игры-шнуровки, наглядные пособия, которые выполнены с заботой о здоровье детей.

      Большой популярностью у малышей пользуется дидактическое пособие «Божья коровка» Для создания пособия родители использовали бархатную ткань, а объёмными пятнышками на спинке послужили пуговицы разного размера, прикреплённые с помощью декоративных кнопок. Играя, дети выполняют более сложные виды шнуровок (крест-накрест, косичкой), учатся завязывать узлы и бантики. Действия детей сопровождаются чтением небольших стихотворений. В итоге в играх-шнуровках совершенствуется координация движений, гибкость кистей рук, пространственное ориентирование. К панно «Во саду ли, в огороде» родители сшили цветные аппликации животных, растений, прикрепили подвижные детали на шнуровке, молнии, пуговицах, кнопках, липучках. Панно «Во саду ли, в огороде развивает сенсомоторную координацию, глазомер, логическое мышление, тренирует усидчивость, мелкую моторику руки (последовательность и точность движений, координируют работу глаз и кистей рук, развивают тактильные ощущения) Обилие положительных эмоций дети получают при выполнении игровых действий

      Учитывая важность проблемы по данному вопросу, взаимодействуем с семьями наших воспитанников-одной из составляющих образовательного процесса. Осознавая свою ответственность за здоровье наших детей вовлекаем и родителей во все оздоровительные мероприятия. Обнаружив отставание у ребёнка, на практических занятиях с родителями рекомендуем заняться с ребёнком развитием мелкой моторики и подсказываем им о дополнительных занятиях дома. Для организации работы с родителями в родительском уголке поместили памятки «Наши руки не знают скуки», «Развиваем мелкую моторику» с положениями по организации совместной и самостоятельной деятельности детей. Опыт нашей работы показывает, что использование буклетов, рекомендаций по их развитию, памяток, практических советов является наиболее эффективным в работе с родителями, в которых можно найти много интересной, полезной информации. 

      Считаем, работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста несомненно является здоровьесберегающей и способствует сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ребёнок в детском саду. – 2003. - №4
  2. Ребёнок в детском саду. – 2003. - №5
  3. Ребёнок в детском саду. – 2003. - №6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в воспитательном образовательном процессе (из опыта работы)

Здоровьесберегающие технологии в воспитательном образовательном процессе (из опыта работы)...

«Здоровьесберегающие технологии в воспитательно - образовательном процессе в условиях введения ФГОС"

Дети - это наше будущее и каким оно будет зависит лишь только от его окружения. Ребенок рождается как чистый листок и все, что мы напишем, нарисуем, начертим на нем все это будет отражаться в его личн...

Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО

laquo;Здоровьесберегающие технологии» – это комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направлены на сохранение  и укрепление зд...

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» в соответствии с ФГОС

Целью мастер-класса является обмен и распространение педагогических знаний и опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Задачи: Показать и раскр...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ И ОБЩЕЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ФГОС ДО КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Данная статья посвящена вопросу использования здоровьесберегающих технологий в развитии мелкой и общей моторики детей дошкольного возраста. Обобщены действия педагогов по данной проблеме....

«Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе в соответствии с ФГОС»

Семинар практикум по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе в соответствии с ФГОС,...