«Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе в соответствии с ФГОС»
методическая разработка (младшая группа)

Иванова Елена Геннадьевна

Семинар практикум по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе в соответствии с ФГОС,

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе в соответствии  с ФГОС»

Сегодня я хочу поделится своим опытом работы, тема которого «Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе в соответствии с ФГОС».

Почему я выбрала именно это направление?

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Эта проблема волновала выдающиеся умы не одно столетие. Еще в 18 веке  французский писатель Ж. Руссо, говорил: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким  и здоровым: пусть работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном  движении…

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка.

        Однако, по данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается. И поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Технологии, как эффективная система мер профилактической работы с детьми, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, получили название «здоровьесберегающие технологии».

На фоне комплексной помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Цель моей работы: заложить основы здорового образа жизни используя различные формы работы.

Поставив цель, я определила следующие задачи:

  • Подобрать и систематизировать материал по физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста;
  • Организовать предметно - развивающую среду для проведения образовательной деятельности  с детьми;
  • Создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения у малышей;
  • Сформировать необходимые знания для здорового образа жизни;
  •  Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
  • Разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок материалы для родителей.

 Свою работу строю в тесном взаимодействии с родителями воспитанников.

 Я уделяю особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике  различные методы, приемы и  технологии.

Рассмотрим подробнее, что это за технологии и как я их применяю.

технологии сохранения и стимулирования здоровья :

  • Закаливающие мероприятия – например «Кран откройся, нос умойся», «Водичка, водичка…»,  организую ходьбу босиком по ребристой доске после дневного сна, обязательное проветривание групповой комнаты и спальни.
  • Динамические паузы – применяю комплексы мини упражнений «Зоркие глазки», «Где же наши ручки», «Рыбки плавают в пруду», «Пальчики гуляют» и др.
  • Подвижные и спортивные игры - подбираю в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения, например на прогулке «Листики полетели», «Кто быстрее», в группе «Мишка косолапый», «Вышла курочка гулять» и т.д.
  • Пальчиковая гимнастика -  темы упражнений самые разнообразные: «Семья», «Этот пальчик», «Сорока», и др.
  • Гимнастика для глаз – стараюсь проводить в стихах, например:

Терем- терем- теремок!
Он не низок, не высок,
Наверху петух сидит,
Кукареку он кричит.

  •  Дыхательная гимнастика – очень детям нравится упражнения с мыльными пузырями, «Насос», «Подуй на снежинку», «Забей снежок», «Чей шарик быстрее» и тд. Для упражния на развитие дыхания мною изготовлены из бросового материала мальчики с модными причёсками, предлагаю вам поправить у них причёски, как вы заметили причёска одного мальчика малоподвижна, давайте пофантазируем, что можно с ней сделать.
  • Гимнастика пробуждения – включаю спокойную музыку и сначала делаю упражнения на кроватках «Мы проснулись», «Котята»,  «Веселая зарядка».

Для профилактических целей каждым родителем был изготовлен коврик - дорожка с пуговицами. Дети с удовольствием ходят по нему после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.

Детям моей группы очень нравятся массажи с использованием нетрадиционного материала:  шарики су-джок, кисточки, пёрышки,  шишки, поролоновые палочки. Также игровой массаж способствует установлению эмоционального контакта, сплочению детского коллектива, если проводить его в парах или по кругу.

- Арт-терапия -  С помощью художественного творчества помогаю ребенку погасить отрицательные эмоции, отвлечь и успокоить ребенка. В течение дня включаю в работу «Рисование пальчиками», «Рисование ладошками», «Рисование на большом листе бумаги».

Для эмоционального развития детей использую

-  Технологию воздействия цветом. Цвет для ребенка – особая «палочка-выручалочка» в любых критических ситуациях. Сколько удивления и восторга вызывают у ребят эксперименты с красками, нетрадиционные способы рисования по мятой бумаге. В своей работе использую такие игры с цветом, как, «Цветная водичка», игры с атласными лентами, игры с султанчиками, игра «Карусель».

К технологии обучения здоровому образу жизни относятся:

  • Утренняя гимнастика - я разработала на каждую неделю комплекс упражнений и подобрала к ним музыкальное сопровождение: «Курочка Ряба», «Погремушки», «Веселые Петрушки», «Самолетики» и др.
  • Физкультурные занятия -   провожу интегрированные занятия с элементами изобразительной деятельности, конструирования, с музыкальным сопровождением, использую нетрадиционное оборудование.

 К коррекционным технологиям относятся:

  • Артикуляционная гимнастика – изготовила разрезную картотеку  упражнений для губ, щек, языка.
  • Музыкотерапия — помогает снять напряжение, повысить эмоциональный  настрой ребенка.  И я широко использую ее  в течении дня , в зависимости от вида деятельности.
  • Сказкотерапию  - Ни для кого не секрет, что поступление ребенка в детский сад, нередко бывает сопряжено с тяжелыми эмоциональными переживаниями. И именно сказка облегчает ребенку вхождение в детский сад, а также положительно влияет на его здоровье. Каждый день я сталкиваюсь  с большими и маленькими проблемами. Надо умываться, а дети не любят, надо кушать, а они не хотят, надо одеваться, убирать игрушки, а они не желают. Как же с ними справиться? И вот тут на помощь приходят стихи, сказки, песенки, потешки, одним словом – элементы сказкотерапии.

Здоровьесберегающая деятельность охватывает все сферы деятельности, в том числе и взаимодействие с родителями.

 Для родителей провожу консультации и беседы: «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Значение режима дня в жизни дошкольника» и др. В работе с родителями используются разнообразные формы, обобщенные темой охраны и укрепления здоровья детей, так как это является одной из задач Федерального Государственного  Образовательного Стандарта дошкольного образования.

Использую папки – передвижки («Растим здорового малыша», «Подвижные игры для детей раннего возраста», «Как одевать ребенка в зимнее время», «Как обучать малыша культурно – гигиеническим навыкам» и т. д.).

 Рекомендую родителям занимательно-игровые формы работы с интересными сказочными сюжетами, привлекающими внимание детей.

Организовываю различные формы работы с родителями: семинары-практикумы, конкурсы, мастер-классы, круглые столы и т.д., с целью обеспечения педагогической поддержки семьи и повышения компетентности в вопросах развития, образования.

        Свой опыт транслирую на РМО для учителей-логопедов и воспитателей, на сайте nsportal.ru размещены мой материалы перед вами Ссылка на мой мини-сайт: https://nsportal.ru/ivanova-elena-gennadevna8, также публикую свои материала на портале МААМ.

Результаты моей работы:

Мои воспитанники гармонично физически развиваются, с желанием двигаются, им интересно выполнять разнообразные физические упражнения, они научились действиям с физкультурными пособиями. В соответствии с возрастными возможностями у них развивается координация движений, способны быстро реагировать на сигналы, переключаться с одного движения на другое. Научились выполнять задания, действовать, в общем, для всех темпе. С большим желанием вступают в игровые действия с другими детьми.

Закончить свое выступление хочу словами Сухомлинского В.А.: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и педагогов. Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательном – образовательном процессе.

Забота о здоровье - это важный труд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. В.А. Сухомлин...

Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе

Здоровьесбережение - важный аспект в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста. Очень важно помгать детям снимать психофизическую нагрузку после занятий; научить практическим ...

Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательной деятельности.

Здоровый, нормально физически развивающийся малыш обычно бывает подвижным, жизнерадостным, любознательным. Создание здорового образа жизни для него в детском саду является первоосновой его полноценног...

Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательном процессе с детьми старшего ясельного возраста.

Цель здоровьесберегающих технологий- обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения; сформировать у него необходимые знания и умения по здоровому...

Отчет о применении здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе

Использование в работе со школьниками здоровьесберегающих технологий по технологиям: 1) технология сохранения и стимулирования здоровья; 2) технология обучения здоровому образу жизни;3) коррекционные ...

МАСТЕР КЛАСС «Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе»

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное в...

Мастер-класс "Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе для развития речевых функций дошкольника"

Применение здоровьесберегающих технологий в  воспитательно-образовательном процессе для развития речевых функций дошкольника ...