Отчет о применении здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе
статья

арманова оксана борисовна

Использование в работе со школьниками здоровьесберегающих технологий по технологиям: 1) технология сохранения и стимулирования здоровья; 2) технология обучения здоровому образу жизни;3) коррекционные технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение здоровьесберегающих

технологий в воспитательно-образовательном процессе.

Очет Армановой О.Б. об использовании современных

здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. Традиции системы дошкольного образования и их развитие обеспечивают положительные тенденции охраны и укрепления здоровья воспитанников. Однако, по данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается. И поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях.

 Основной целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни. Задача воспитателя ДОУ - содействие становлению культуры здоровья дошкольников и валеологическому просвещению родителей.

 В моей группе здоровьесберегающее обучение включает в себя: проведение тематических физкультминуток, динамических пауз, проведение консультаций для родителей по данной теме, организация подвижных игр на прогулке, гимнастику после сна. Разработан перспективный план бесед по здоровому образу жизни (ЗОЖ), с которым можно ознакомиться в приложении. 

        Вместе с тем снижение заболеваемости не может меня удовлетворить. Тревожит факт медленного снижения числа часто болеющих детей. Я считаю, что причиной этому является недостаточная осведомленность родителей о пользе физического воспитания. Например: нарушается режим дня в выходные и праздничные дни.  Большинство детей лишены дневного сна, сокращается время ночного сна в связи с  просмотром телепередач, родителями не контролируется время нахождения детей за компьютером. Все это создает предпосылки к перенапряжению нервной системы ребенка. Во многих семьях детская потребность в движении удовлетворяется далеко не в полном объеме, однако  при  знакомстве с  бытом семьи встречается и другая крайность  - дети много и бесконтрольно находятся на улице. Все эти неблагоприятные факторы во многом являются причиной высокой заболеваемости. Замечено, что большая часть заболеваний в детском саду приходятся  на начало рабочей недели после выходных дней.  Поэтому работу с родителями считаю особенно важной.

В работе с родителями основным направлением является консультативно-информационная работа: по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для детей; открытые просмотры и показы с использованием оздаравливающих технологий; активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ; оформление папок-передвижек, консультаций, информационных стендов.

 В своей работе с дошкольниками я использую здоровьесберегающие технологии по следующим направлениям: 1)технологии сохранения и стимулирования здоровья; 2)технологии обучения здоровому образу жизни; 3)коррекционные технологии.

 

Педагогические

здоровьесберегающие

технологии

1) Технологии сохранения и стимулирования здоровья

2) Технологии обучения здоровому образу жизни

3) Коррекционные технологии

- Динамические паузы

- Подвижные и спортивные игры

- Релаксация

- Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др.)

-Кинезиологические упражнения

-Гимнастика динамическая, корригирующая, ортопедическая

-Проблемно-игровые: игротренинги, игро- терапия

- Коммуникативные игры

- Самомассаж

- Точечный самомассаж

-Песочное рисование на световых столах

-Технологии музыкального воздействия

- Сказкотерапия

-Технологии воздействия цветом

- Психогимнастика

 

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

 Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).  

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

 

  1. Технологии обучения здоровому образу жизни

Проблемно-игровые игротреннинги, игротерапия – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, которые ставлю перед собой. Занятие может быть организовано незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Самомассаж. В зависимости от поставленных мною целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.

Точечный массаж. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания.

 

  1. Коррекционные технологии

Песочное рисование на световых столах (арт-терапия). Сеансами для детей 5-7 лет старшей и подготовительной группы. Занятия проводятся по программе, с помощью которой развивается тактильно-кинетическая чувствительность, общая и мелкая моторика, стабилизируется эмоциональное состояние, развивается активность и творческие способности.

Технологии музыкального воздействия – в различных формах. Рисование на песочных столах проходит под музыкальное сопровождение, является дополнительной сенсорной стимуляцией. Использую в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия – используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку рассказываю либо сама, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Технологии воздействия цветом – при проведении занятий по песочному рисованию используется цветная подсветка, что очень важно для передачи настроения рисунка, для обогащения восприятия в целом и развития творческих способностей детей. Правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Психогимнастика – направлена на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Моим детям очень нравятся такие игры, упражнения и этюды.

Таким образом, используемые мною в комплексе здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи ФГОС ДО - задачи сохранения, поддержания здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и педагогов. Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательном – образовательном процессе.

Забота о здоровье - это важный труд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. В.А. Сухомлин...

Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе

Здоровьесбережение - важный аспект в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста. Очень важно помгать детям снимать психофизическую нагрузку после занятий; научить практическим ...

Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательной деятельности.

Здоровый, нормально физически развивающийся малыш обычно бывает подвижным, жизнерадостным, любознательным. Создание здорового образа жизни для него в детском саду является первоосновой его полноценног...

Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательном процессе с детьми старшего ясельного возраста.

Цель здоровьесберегающих технологий- обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения; сформировать у него необходимые знания и умения по здоровому...

МАСТЕР КЛАСС «Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе»

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное в...

«Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе в соответствии с ФГОС»

Семинар практикум по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе в соответствии с ФГОС,...

Мастер-класс "Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе для развития речевых функций дошкольника"

Применение здоровьесберегающих технологий в  воспитательно-образовательном процессе для развития речевых функций дошкольника ...