Здоровьесберегающие технологии в воспитательном образовательном процессе (из опыта работы)
статья на тему

Здоровьесберегающие технологии в воспитательном образовательном процессе (из опыта работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в воспитательном образовательном процессе (из опыта работы).

Я работаю в детском саду комбинированного вида, в группе для детей с аллергическими заболеваниями. «Физическое развитие» является  одним из приоритетных  направлений  нашего  дошкольного учреждения.

Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих формах:

1.Медико-профилактическая технология  эта  деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ

2. Физкультурно-оздоровительная технология  - Эта деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников.

3.Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.

4.Здоровьесберегающие образовательные технологии  направлены на воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его.

5. Технологии валеологического  просвещения родителей

Задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.

  1. Технологии здоровьесбережения и здоровье обогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие технологии я ежедневно активно включаю в различные виды деятельности.  Жизнь каждого ребенка в дошкольном учреждении  строится на основе продуманного чередования физических и интеллектуальных нагрузок, разных видов и форм его деятельности. Время, отведенное для организованной деятельности ребенка, разумно сочетается с достаточным временем для отдыха, расслабления, релаксации, удовлетворения его планов и интересов. При этом учитывается не только возраст детей, но и их индивидуальные особенности, физический и  психоэмоциональный статус.

Здоровьесберегающие  педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

- технологии сохранения и стимулирования здоровья детей;

- технологии обучения ЗОЖ;

- коррекционные технологии.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Физкультурно-оздоровительная  работа в нашем дошкольном учреждении  осуществляется с учетом  климато-географических  условий с обязательной коррекцией  физических нагрузок, исходя из состояния здоровья  (учитывается  группа  здоровья ребенка, индивидуальная нагрузка корректируется после перенесенного заболевания) и приоритетов развития того или иного качества ребенка.

  • Соблюдается двигательный режим.
  • Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Включают  в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
  • Закаливание.  Проводится  воздушное закаливание, хождение босиком по “дорожкам здоровья”,  максимальное пребывание детей на свежем воздухе - прогулка, бодрящая гимнастика; закаливание водой: полоскание горла и рта минеральной водой, обширное умывание, мытье ног.
  • Проводятся различные виды гимнастики:
  • Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с группой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время.
  • Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
  • Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Использую  систему Стрельниковой,  Нестерюка.
  • Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей (профилактика плоскостопия, скалиоза).
  • Подвижные и спортивные игры  –  могут быть  как часть физкультурного занятия, ежедневно проводятся  на прогулке, в групповой комнате -  бывают малой, средней и высокой степени подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом детей, местом и временем ее проведения.
  • Стретчинг – использую  элементы. Это упражнения на растяжку мышц  со среднего возраста, рекомендуется детям с вялой осанкой.
  • Ритмопластика. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показаниям ребенка
  • Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватях, общеразвивающие упражнения, хождение по дорожкам «здоровья», упражнения на коррекцию осанки, дыхательная гимнастика, обширное умывание. Провожу «Гимнастику маленьких волшебников» по методики Нестерюка.

Релаксация снятие мышечного напряжения и возбуждения  в любое время, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Рекомендуется для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Оздоровительный бег (дозированный) –  со старшего возраста  даёт детям эмоциональный заряд бодрости и духовного равновесия; тренирует дыхание, укрепляет мышцы, кости, суставы. При проведении оздоровительного бега осуществляю  индивидуально-дифференцированный подход. Так детям с высоким и средним уровнями двигательной активности предлагаю пробежать 2 круга, малоподвижным – 1 круг. Оздоровительный бег заканчиваю постепенным замедлением темпа и переходом на обычную ходьбу с выполнением дыхательных упражнений, затем упражнения  на расслабление мышц (2 -3 минуты). Летом во время утренней прогулки, а также в холодное время года в конце дневной прогулки.

  • Дни здоровья проводятся 1 раз в месяц
  • Спортивные развлечения, праздники 1 раз в месяц

Технологии обучения здоровому образу жизни

Большое внимание уделяю обучению здоровому образу жизни.  В содержание образовательной деятельности и другим видам организованной деятельности с детьми по различным образовательным областям ежемесячно включаю темы знакомящие детей со строением тела человека, безопасным поведением в быту и на природе, здоровым образом жизни. Особое внимание уделяю  усвоению знаний о правильном питании и объяснению роли лечебного питания для людей с аллергическими заболеваниями. Дети овладевают практическими умениями ухода и заботы за своим организмом.

Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю (2 раза в зале, 1 раз на свежем воздухе. Детям в увлекательной игровой форме наряду с традиционными видами физкультурной деятельности предлагаются оздоровительные двигательные разминки (бег в медленном темпе, дозированную ходьбу в чередовании с бегом умеренной интенсивности и смешанное передвижение (бег- ходьба), задания по усвоению реабилитационных общеразвивающих упражнений, основных движений (различные циклические упражнения на выносливость, лечебная физкультура), оздоровительные подвижные игры с элементами бега, ходьбы, прыжками, релаксационными упражнениями. Коррекционная часть с применением методики лечебной физкультуры, применяемые в целях реабилитации аллергических заболеваний занимает 30% образовательной деятельности физической культурой (она включается во вводную часть, в основную и в заключительную часть) Чрезвычайно важна организация данного вида деятельности на воздухе в любое время года во всех возрастных группах .Занятия  направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.

Серия занятий «Азбука здоровья»  проводятся  занятия по познавательному развитию, социально-коммуникативному развитию  и  ведется индивидуальная  работа по следующим темам: «Я и мое тело», «Мой организм», «Глаза - орган зрения», и т.д.

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) – проводится  в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

«Разговор о правильном питании» проводится ежедневно перед обедом.  Это может быть дидактическая игра, чтение художественной литературы по теме, беседы, пословицы, поговорки и т.д.

Коррекционные технологии  направлены на формирование навыков саморегуляции и индивидуальное развитие детей с аллергическими заболеваниями. Использование целебных возможностей театральной деятельности и музыки активно применяю для реабилитации аллергических заболеваний. Знакомство с русским фольклором, народными промыслами  Липецкого региона является неотемленной частью оздоровительной работы с детьми.

Технологии музыкального воздействия – проводятся  в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Технологии воздействия цветом – Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Арттерапия

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.   Благодаря применению здоровьесберегающих и оздоровительных технологий, постоянному контролю за состоянием здоровья каждого ребёнка, анализу результатов за определенный период времени, здоровье наших воспитанников за прошедший год улучшилось на 30%.

Семья и детский сад  связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьей. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи,  использую разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы  на  родительских  собраниях; консультации;  Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, анкетирование. Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы,  с возрастными физиологическими особенностями детей, широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Развитие ребёнка и его здоровье», «Игры с движениями», «Движение - основа здоровья», «Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений», «Зимние игры с ребенком» и т.д.).

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, для организации единого образовательного пространства»

Проект    «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, для организации единого образовательного пространства» Цель: Создание...

Консультация для воспитателей Здоровьесберегающие технологии в воспитательно - образовательном процессе ДОУ и семьи.

Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. В любые времена пе...

Сообщение к семинару Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно–образовательном процессе МБДОУ

Закаливание — это система процедур, направленных на тренировку защитных физиологических механизмов терморегуляции  организма и под влиянием которых повышается сопротивляемость организма неблагопр...

Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и семьи

Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. В любые времена пе...

Модель работы по физической культуре «Внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»

Представленная модель применения нетрадиционных подходов к использованию разнообразных форм работы с детьми позволит повысить интерес ребёнка к сохранению своего здоровья, вовлечь его в игры, подскаже...

Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе в работе с детьми с ОВЗ

Здоровьесберегающие технологии : Артикуляционная гимнастикаПальчиковая гимнастикаДыхательная гимнастикаГимнастика для глазТочечный массажКинезиологияБиоэнергопластикаСу-джок терапия...