пальчиковые игры
картотека по логопедии
Предварительный просмотр:
Картотека пальчиковых игр
«Рука – это своего рода внешний мозг»
И. Кант
«Пальчики здороваются» Цель: развивать движения кистей и пальцев рук. Ход игры: Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой. Я здороваюсь везде – Дома и на улице. Даже «здравствуй!» говорю Я соседней курице. Повстречал ежонка ёж: «Здравствуй, братец! Как живешь?» «Сорока – сорока» Цель: активизировать движения пальцев рук. Ход игры: (указательным пальцем правой руки выполняются движения по ладони левой, руки. Действия сопровождаются словами, загибаем пальчики мизинец, безымянный, средний, указательный, большой. Сорока – сорока Кашу варила Деток кормила Этому дала, Этому дала, Этому дала Этому дала, Этому дала «Этот пальчик – бабушка» Цель: активизировать движения пальцев рук. Ход игры: загибаем и разгибаем пальчики попеременно на правой и левой руке сопровождая движения словами Этот пальчик – бабушка Этот пальчик – дедушка Этот пальчик – папочка Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья! «Обезьянки» Цель: Развивать мелкую моторику рук. Ход игры: Выполняют движения«Фонарики». Сжимают и разжимают кулачки. Ладони прижимают друг к другу, кладут под щёчку (спят). Выполняют встряхивающие движения кистями рук как будто стряхиваем водичку.
Обезьянки вышли погулять, Обезьянки стали танцевать, И одна из них пошла домой поспать, Потому что надоело танцевать. «Бумажный мячик» Цель: Развивать моторику обеих рук. Ход игры: ребёнку предложить скомкать лист бумаги, сделав из него бумажный мячик (нагрузка даётся попеременно на каждую руку). Кистью руки отталкивать мячик Перекатывать мячик по столу. «Водичка, водичка…» Цель: развивать моторику обеих рук. Ход занятия: Движения выполняются в соответствии с текстом. Подставить ладони под воображаемую струю воды; ладонями «умываем» лицо; поморгать глазками; потрите ладонями щеки; пощёлкать зубами; широко улыбнуться. Водичка, водичка… Умой моё личико. Чтобы глазки смотрели, Чтобы щечки краснели. И кусался зубок. Чтоб смеялся роток «Пальчики» Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. Ход игры: Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке. Раз – два – три – четыре – пять – Вышли пальчики гулять. Раз – два – три – четыре – пять – В домик спрятались опять. «Здравствуй, солнце золотое!» Цель: развивать движения пальцев рук Ход игры: пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая по кончикам. Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, маленький дубок! Мы живём в одном краю – Всех я вас приветствую! | «Ладушки – ладушки» Цель: развивать ощущение собственных движений. Ход игры: хлопаем в ладоши, сопровождая действия стихотворным текстом Ладушки – ладушки! Пекла бабка оладушки. Маслом поливала, Детушкам давала Хороши оладушки У нашей милой бабушки! «Как у нашего кота…» Цель: развивать мелкую моторику рук. Ход игры: дети выполняют движения, сопровождая их стихотворным текстом Как у нашего кота Шубка очень хороша, Как у котика усы Удивительной красы. Глаза смелые, Зубки беленькие. «Ладошки» Цель: развивать моторику рук. Ход игры: дети выполняют движения сопровождая их стихотворным текстом Ладошки вверх Ладошки вниз, Ладошки на бочок – И сжали в кулачок. «Мальчик – пальчик» Цель: активизировать движения пальцев рук. Ход игры: дети по очереди поглаживают пальцы, сперва на одной, а потом на другой руке. Поглаживают большой палец, моют ручки, поглаживают указательный палец, средний палец, безымянный палец, мизинец. Пальчик – мальчик, где ты был? Я на речке братьев мыл. С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел. «Пальчик о пальчик» Цель: развивать движения кистей и пальцев рук. Ход занятия: стучат пальчиком о пальчик ,хлопают в ладоши, топают ножками,закрыть лицо руками. Повторить 2 раза Пальчик о пальчик тук да тук Хлопай, хлопай, хлопай Ножками топай, топай Спрятались, спрятались Пальчик о пальчик тук да тук
«1,2,3,4,5 вышли в садик погулять» Цель: развивать движения кистей и пальцев рук Ход игры: пальцем одной руки считаем пальцы на другой, слегка нажимая на подушечки; указательным пальцем одной руки выполняем круговые поглаживания ладони другой; считаем пальцы в обратном порядке, поглаживая их. Затем читаем стихотворение, снова и повторяем все движения на другой руке. Раз, два, три, четыре, пять – Вышли в садик погулять. Ходим – ходим мы по лугу. Там цветы растут по кругу. Лепесточков ровно пять, Можно взять и посчитать. Сидит белка на тележке» Цель: развивать моторику обеих рук. Ход игры: дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца: большой палец, указательный палец, средний палец, безымянный, мизинец. Сидит белка на тележке, Продаёт она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, Синичке, Мишке толстопятому. Заиньке усатому.
«Капуста» Цель: развивать моторику обеих кистей и пальцев рук. Ход игры: движения прямыми ладонями вверх, вниз; поочерёдное поглаживание подушечек пальцев; потирать кулачок о кулачок; сжимать и разжимать кулачки. Мы капусту рубим, рубим, Мы капусту солим, солим, Мы капусту трём, трём, Мы капусту жмем, жмём. |
Средняя группа
«Пять маленьких братцев» (Поочерёдно разгибать сжатые в кулак пальцы в соответствии с текстом. Повторить на другой руке) Пять пальцев на руке своей Назвать по имени сумей. Первый палец – боковой – Называется большой. Палец второй – указчик старательный, Не зря называют его указательным. Третий ваш палец как раз посредине, Поэтому средний дано ему имя. Палец четвёртый зовут безымянный, Неповоротливый он и упрямый. Совсем как в семье, братец младший – любимец. По счёту он пятый – зовётся мизинец. «Огород» Массаж фаланг пальцев (на каждую строчку – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца) Вырос у нас чеснок, (указательный) Перец, томат, кабачок, (средний) Тыква, капуста, картошка (безымянный) Лук и немножко горошка. (мизинец) Овощи мы собирали, (мизинец) Ими друзей угощали, (безымянный) Квасили, ели, солили, (средний) С дачи домой увозили. (указательный) Прощай же на год, (большой палец левой руки) Наш друг – огород! (большой палец правой руки) ЗИМА Ой, сердит мороз! (Качают головой, взявшись за нее руками) Ветки снегом занес. (Взмахивают кистями рук) Хватает за нос. (Хватают себя за нос) Щиплет до слез. (Щиплют себя за щеки) Ребятишки не испугаются (Грозят пальчиком) И на лыжах, («Едут на лыжах») И на саночках катаются, («Едут на санках») Над морозом сердитым Потешаются. (Прыгают, одновременно хлопая в ладоши) «Цвет весны» На дворе стоит весна! (хлопаем в ладоши в такт) После зимней лютой стужи («ёжимся» - холодно – гладим себя от локтя к плечу) Просыпается от сна (ручки под щёчку) Вся природа. (руки в стороны и смотрим влево и вправо) Даже лужи (грозим пальчиком) Не покроет лед за ночь, (и головой показываем - "нет-нет") Гонит солнце зиму прочь! (показываем «солнышки» - руки вверх пальчики широко расставлены) Набухают соком почки, (ладони и запястья рук вместе, медленно округляем пальчики – показываем как набухают почки) И зеленые листочки (запястья рук вместе, пальцы в стороны, двигаем пальчиками) Скоро в струях ветерка Заиграют! А пока… (руки на уровне груди - показываем солнышки – цветочки) Цвета солнца у реки Появились огоньки! Всё! Закончились морозы! (хлопаем в ладоши) Распускаются мимозы! (поднимаем руки вверх и в стороны, смотрим на «веточки мимозы») | «Мои пальчики» Мои пальчики расскажут, (Поворачиваем ручки попеременно) Все умеют, все покажут. (ладошками вверх и вниз) Пять их на моей руке. (Сжимаем и разжимаем кулачки) Все делать могут, Всегда помогут. (Попеременно ударяем кулак о кулак) Они на дудочке играют, (и ладонь о ладонь.) Мячик бросают, (Имитируем описываемые движения) Белье стирают, пол подметают, Они считают, щиплют, Ласкают. Всё успевают. (Открываем ручки ладошками вверх) «Осень» Осень, осень, ( трем ладошки друг о друга) «Семья» (сгибаем пальчики поочерёдно на правой и левой руке) Раз, два, три, четыре. «Транспорт» По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.) По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.) По дороге не беги, (Погрозили пальцем.) Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».) «Помогаю маме»
|
Старшая группа
«МОИ ИГРУШКИ» (пальчиковая гимнастика ) Покажу я вам игрушки: Это курочки пеструшки, Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок). Это зайка, Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони. Это пёс. Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко). Вот машинка без колёс. Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки. Это книжки-раскладушки. Вот и все мои игрушки. Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть. Пальчиковая игра с массажерами Су-Джок «Сорока-белобока» Сорока, сорока, Кашу варила, Деток кормила. (дети катают Су-Джок шарик между ладоней) Этому дала, (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец) Этому дала, (надеваем кольцо на указательный палец) Этому дала, (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец) Этому дала, (надеваем кольцо на безымянный палец) А этому не дала: «Ты дрова не рубил, ты воды не носил, Печь не топил, тебе и нет ничего» (надеваем кольцо Су-Джок на мизинец катают по каждому пальчику сначала правой руки, потом левой. | Пальчиковая игра с шариками Су-Джок «Черепаха» Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой. Шла по лесу черепаха И дрожала вся от страха, (дети катают Су-Джок шарик между ладоней) «Кусь, кусь, кусь, кусь, (Су-Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на шарик, перекладывая из руки в руку) Никого я не боюсь». (дети катают Су-Джок между ладоней). Использование Су-Джок шаров при автоматизации звуков Описание: ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука [Ж]. Ходит ежик без дорожек, Не бежит ни от кого. С головы до ножек Весь в иголках ежик. Как же взять его? Пальчиковая игра с массажерами Су-Джок «Ёжик колет нам ладошки» В руках у детей шарики Су-Джок. Ёжик колет нам ладошки, Поиграем с ним немножко. (дети катают Су-Джок между ладонями) Если будем с ним играть – (массажные движения большого пальца) Ручки будем развивать. (массажные движения указательного пальца) Ловкими станут пальчики, (массажные движения среднего пальца) Умными – девочки, мальчики. (массажные движения безымянного пальца). Ёжик нам ладошки колет, (массажные движения мизинца). Ручки к школе нам готовит. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?
Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....

Пальчиковые игры и мелкая моторика. Развитие речи через пальчиковые игры
Пальчиковые игры и мелкая моторика....

Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.
Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....

Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"
Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе
Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...

