"Речь ребенка дома: простые секреты эффективного общения"
консультация по логопедии (старшая группа)
Мы знаем, как сильно вы любите своих детей и как хотите помочь им преодолеть речевые трудности. Ваша роль в развитии речи ребенка бесценна! Время, проведенное в домашней обстановке, является фундаментом для закрепления успехов, достигнутых в логопедической группе. Дома вы можете создать уникальную речевую среду, которая будет стимулировать ребенка говорить правильно, уверенно и с удовольствием.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.84 КБ |
Предварительный просмотр:
"Речь ребенка дома: простые секреты эффективного общения"
Мы знаем, как сильно вы любите своих детей и как хотите помочь им преодолеть речевые трудности. Ваша роль в развитии речи ребенка бесценна! Время, проведенное в домашней обстановке, является фундаментом для закрепления успехов, достигнутых в логопедической группе. Дома вы можете создать уникальную речевую среду, которая будет стимулировать ребенка говорить правильно, уверенно и с удовольствием.
Поговорим о том, как строить общение с ребенком дома, чтобы его речь активно и гармонично развивалась.
Главные принципы эффективного речевого общения дома:
1. Говорите правильно, четко и неторопливо – будьте образцом!
• Используйте полный спектр слов и грамматических форм. Не упрощайте свою речь, но и не усложняйте ее чрезмерно. Говорите так, как говорите со взрослыми, но медленнее и отчетливее.
• Откажитесь от "сюсюканья" и "детских" слов. Ребенок должен слышать правильное произношение и грамматику. Если вы говорите "ням-ням" вместо "кушать" или "би-бика" вместо "машина", ребенок будет подражать вам.
• Проговаривайте окончания слов, предлоги, союзы. Это помогает ребенку усвоить структуру языка.
2. Слушайте ребенка активно и с интересом.
• Дайте ребенку время высказаться. Не перебивайте его, не договаривайте за него слова, даже если он говорит медленно или с запинками. Ваше терпение – лучшая поддержка.
• Покажите, что вы внимательны. Смотрите на ребенка, кивайте, задавайте уточняющие вопросы ("Правда?", "И что потом?"). Это мотивирует его говорить.
• Поощряйте любую попытку общения. Даже если ребенок говорит не совсем правильно, главное – его желание общаться.
3. Обогащайте словарный запас – называйте и описывайте мир вокруг!
• Комментируйте свои действия и действия ребенка. "Я режу хлеб. Хлеб мягкий, белый. А ты что делаешь? Ты рисуешь красным карандашом."
• Называйте предметы, их признаки, действия. Идите на прогулку – называйте деревья, цветы, птиц. Готовьте еду – говорите о продуктах, их цвете, запахе, форме.
• Читайте книги каждый день. Выбирайте книги по возрасту, рассматривайте картинки, обсуждайте их. Задавайте вопросы: "Кто это?", "Что он делает?", "Какого цвета?", "А почему он грустный?".
4. Развивайте диалогическую речь – задавайте "открытые" вопросы.
• Вместо вопросов "да/нет", спрашивайте: "Что ты видел на прогулке?", "Как ты думаешь, почему кошка забралась на дерево?", "Что тебе больше всего понравилось сегодня?".
• Поощряйте ребенка рассказывать о своих впечатлениях, событиях дня. Пусть это будет короткий рассказ, но связный и по возможности полный.
• Поиграйте в "продолжи историю" или "что было дальше?".
5. Исправляйте ошибки бережно и ненавязчиво.
• Не ругайте ребенка за речевые ошибки. Никогда не говорите: "Ты говоришь неправильно!", "Повтори правильно!". Это может вызвать страх говорить.
• Повторите слово или фразу правильно, как бы между прочим. Например:
• Ребенок: "Я хочу мазина."
• Вы: "Ты хочешь машину? Да, конечно, сейчас дам тебе машину." (Вы выделили голосом правильное слово).
• Ребенок: "Я упал на землю."
• Вы: "Да, ты упал на землю, больно было?"
• Фокусируйтесь на смысле сказанного, а не только на форме. Главное – чтобы ребенок понял, что его поняли.
6. Играйте со словом и звуком.
• Пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика (упражнения для языка и губ, которые вам показал логопед).
• Игры на развитие слухового внимания: "Что шумит?", "Кто спрятался?", "Найди одинаковые звуки".
• Игры со словами: "Назови много", "Подбери признак" (например, мяч какой? – круглый, красный, большой), "Что бывает?" (красным – помидор, флаг, цветок).
• Рифмовки, скороговорки, чистоговорки.
7. Создайте благоприятную речевую среду.
• Уменьшите фоновый шум. Выключите телевизор или радио, когда общаетесь с ребенком. Ему важно слышать вашу речь четко.
• Включайте речь в повседневные дела. Разговаривайте во время еды, одевания, купания, уборки. Используйте эти моменты для называния предметов, действий, признаков.
• Пойте вместе песни. Это развивает чувство ритма, слух и артикуляцию.
8. Будьте терпеливы и поддерживайте ребенка.
• Развитие речи – это длительный процесс. Каждый ребенок индивидуален.
• Хвалите ребенка за старания, за любое улучшение. Позитивный настрой и вера в ребенка творят чудеса!
• Помните, что лучший стимул для ребенка – это ваша любовь, внимание и искреннее желание общаться с ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"СЕКРЕТЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»
Памятка для педагогов....

Программа "Развитие речи ребенка раннего возраста в повседневном общении и в специально организованных играх"
Ранее и своевременное развитие кисти и пальцев руки уже на первом – втором году жизни существенным образом влияет на развитие речи, мышления ребёнка, а значит, и коммуникативности,...

Простейшее обследование речи ребенка дома.
Данное обследование имеет смысл проводить, если малышу исполнилось уже 2 года. До этого времени он еще имеет полное право не говорить предложениями, переставлять слоги в словах так, что его никт...

Речь ребенка. 10 простых советов родителям.
Материал будет полезен для родителей, специалистов ДОУ....

Развитие речи ребенка старшего дошкольного возраста через общение с родителями
В настоящее время педагогами придумано огромное количество обучающих игр и методик, но одним из самых действенных и простых способов развития грамотной речи у детей остается речевое общение с род...
Консультация для родителей «Что можно сделать из ненужных вещей с ребенком дома и как эффективно это использовать»
Консультация для родителей «Что можно сделать из ненужных вещей с ребенком дома и как эффективно это использовать»...

«Секреты эффективного общения педагога с родителями»
laquo;Секреты эффективногообщения педагога сродителями»...
