"Речь ребенка дома: простые секреты эффективного общения"
консультация по логопедии (старшая группа)

Тарасова Елена Николаевна

Мы знаем, как сильно вы любите своих детей и как хотите помочь им преодолеть речевые трудности. Ваша роль в развитии речи ребенка бесценна! Время, проведенное в домашней обстановке, является фундаментом для закрепления успехов, достигнутых в логопедической группе. Дома вы можете создать уникальную речевую среду, которая будет стимулировать ребенка говорить правильно, уверенно и с удовольствием.

              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_rebenka_doma.docx15.84 КБ

Предварительный просмотр:

"Речь ребенка дома: простые секреты эффективного общения"

Мы знаем, как сильно вы любите своих детей и как хотите помочь им преодолеть речевые трудности. Ваша роль в развитии речи ребенка бесценна! Время, проведенное в домашней обстановке, является фундаментом для закрепления успехов, достигнутых в логопедической группе. Дома вы можете создать уникальную речевую среду, которая будет стимулировать ребенка говорить правильно, уверенно и с удовольствием.

         Поговорим о том, как строить общение с ребенком дома, чтобы его речь активно и гармонично развивалась.

Главные принципы эффективного речевого общения дома:

1. Говорите правильно, четко и неторопливо – будьте образцом!

•  Используйте полный спектр слов и грамматических форм. Не упрощайте свою речь, но и не усложняйте ее чрезмерно. Говорите так, как говорите со взрослыми, но медленнее и отчетливее.

•  Откажитесь от "сюсюканья" и "детских" слов. Ребенок должен слышать правильное произношение и грамматику. Если вы говорите "ням-ням" вместо "кушать" или "би-бика" вместо "машина", ребенок будет подражать вам.

•  Проговаривайте окончания слов, предлоги, союзы. Это помогает ребенку усвоить структуру языка.

2. Слушайте ребенка активно и с интересом.

•  Дайте ребенку время высказаться. Не перебивайте его, не договаривайте за него слова, даже если он говорит медленно или с запинками. Ваше терпение – лучшая поддержка.

•  Покажите, что вы внимательны. Смотрите на ребенка, кивайте, задавайте уточняющие вопросы ("Правда?", "И что потом?"). Это мотивирует его говорить.

•  Поощряйте любую попытку общения. Даже если ребенок говорит не совсем правильно, главное – его желание общаться.

3. Обогащайте словарный запас – называйте и описывайте мир вокруг!

•  Комментируйте свои действия и действия ребенка. "Я режу хлеб. Хлеб мягкий, белый. А ты что делаешь? Ты рисуешь красным карандашом."

•  Называйте предметы, их признаки, действия. Идите на прогулку – называйте деревья, цветы, птиц. Готовьте еду – говорите о продуктах, их цвете, запахе, форме.

•  Читайте книги каждый день. Выбирайте книги по возрасту, рассматривайте картинки, обсуждайте их. Задавайте вопросы: "Кто это?", "Что он делает?", "Какого цвета?", "А почему он грустный?".

4. Развивайте диалогическую речь – задавайте "открытые" вопросы.

•  Вместо вопросов "да/нет", спрашивайте: "Что ты видел на прогулке?", "Как ты думаешь, почему кошка забралась на дерево?", "Что тебе больше всего понравилось сегодня?".

•  Поощряйте ребенка рассказывать о своих впечатлениях, событиях дня. Пусть это будет короткий рассказ, но связный и по возможности полный.

•  Поиграйте в "продолжи историю" или "что было дальше?".

5. Исправляйте ошибки бережно и ненавязчиво.

•  Не ругайте ребенка за речевые ошибки. Никогда не говорите: "Ты говоришь неправильно!", "Повтори правильно!". Это может вызвать страх говорить.

•  Повторите слово или фразу правильно, как бы между прочим. Например:

  •  Ребенок: "Я хочу мазина."

  •  Вы: "Ты хочешь машину? Да, конечно, сейчас дам тебе машину." (Вы выделили голосом правильное слово).

  •  Ребенок: "Я упал на землю."

  •  Вы: "Да, ты упал на землю, больно было?"

•  Фокусируйтесь на смысле сказанного, а не только на форме. Главное – чтобы ребенок понял, что его поняли.

6. Играйте со словом и звуком.

•  Пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика (упражнения для языка и губ, которые вам показал логопед).

•  Игры на развитие слухового внимания: "Что шумит?", "Кто спрятался?", "Найди одинаковые звуки".

•  Игры со словами: "Назови много", "Подбери признак" (например, мяч какой? – круглый, красный, большой), "Что бывает?" (красным – помидор, флаг, цветок).

•  Рифмовки, скороговорки, чистоговорки.

7. Создайте благоприятную речевую среду.

•  Уменьшите фоновый шум. Выключите телевизор или радио, когда общаетесь с ребенком. Ему важно слышать вашу речь четко.

•  Включайте речь в повседневные дела. Разговаривайте во время еды, одевания, купания, уборки. Используйте эти моменты для называния предметов, действий, признаков.

•  Пойте вместе песни. Это развивает чувство ритма, слух и артикуляцию.

8. Будьте терпеливы и поддерживайте ребенка.

•  Развитие речи – это длительный процесс. Каждый ребенок индивидуален.

•  Хвалите ребенка за старания, за любое улучшение. Позитивный настрой и вера в ребенка творят чудеса!

•  Помните, что лучший стимул для ребенка – это ваша любовь, внимание и искреннее желание общаться с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Развитие речи ребенка раннего возраста в повседневном общении и в специально организованных играх"

   Ранее и своевременное развитие кисти и пальцев руки уже на первом – втором году жизни существенным образом влияет на развитие речи, мышления ребёнка, а значит, и коммуникативности,...

Простейшее обследование речи ребенка дома.

Данное обследование имеет смысл проводить, если малышу исполнилось уже  2 года. До этого времени он еще имеет полное право не говорить предложениями, переставлять слоги в словах так, что его никт...

Речь ребенка. 10 простых советов родителям.

Материал будет полезен для родителей, специалистов ДОУ....

Развитие речи ребенка старшего дошкольного возраста через общение с родителями

В настоящее время педагогами придумано огромное количество обучающих игр и методик, но одним из самых действенных и простых способов развития грамотной речи у детей остается речевое общение с род...

Консультация для родителей «Что можно сделать из ненужных вещей с ребенком дома и как эффективно это использовать»

Консультация для родителей «Что можно сделать из ненужных вещей с ребенком  дома и как эффективно это использовать»...

«Секреты эффективного общения педагога с родителями»

laquo;Секреты эффективногообщения педагога сродителями»...