Простейшее обследование речи ребенка дома.
консультация по развитию речи (младшая, средняя группа) на тему

Людмила Викторовна Мочалова

Данное обследование имеет смысл проводить, если малышу исполнилось уже  2 года. До этого времени он еще имеет полное право не говорить предложениями, переставлять слоги в словах так, что его никто не понимает, в том числе и мама. А вот в 2 годика многое меняется в организме малыша, активно созревают нервные клетки мозга, отвечающие за формирование речи, кроха становиться взрослее, «осознаннее». Давайте узнаем, стоит ли уж так спешить с определением его в логопедический садик

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obsledovanie_doma.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Его имеет смысл проводить, если малышу исполнилось уже  2 года. До этого времени он еще имеет полное право не говорить предложениями, переставлять слоги в словах так, что его никто не понимает, в том числе и мама. А вот в 2 годика многое меняется в организме малыша, активно созревают нервные клетки мозга, отвечающие за формирование речи, кроха становиться взрослее, «осознаннее». Давайте узнаем, стоит ли уж так спешить с определением его в логопедический садик.

А МОЖЕТ, ВСЕ НЕ ТАК ПЛОХО?

Обследование пассивного словаря.

Нет ничего проще! Дайте малышу несколько заданий и посмотрите, точно ли понял он ваши слова, все ли выполнил в точности. Проверьте, может ли ваш ребенок показать и принести разные бытовые предметы: чашку, ложку, тарелку, колготки, платочек и т.п. ; понимает ли он слова-действия: прыгни, сядь, подойди, дунь, выброси и прочее.

Если ребенку уже 3 – 4 года, пассивный словарь проверяется несколько иначе. Попросите его спрятать мячик ПОД платок, а потом платок под мячик, карандаш за чашку и т.д. Попросите обязательно показать тот или иной цвет: «Где красный кубик? Дай желтый!» если трудно – это тревожный знак.

Прислушайтесь к активной речи вашего малыша.

Фразовая речь должна быть сформирована в 2 – 2,5 года. Что такое фразовая речь? Это речь предложениями, пусть короткими, пусть с «аморфными» словами, пусть непонятными для окружающих словами «мама, дя пи». Если малыш пыхтит, но пробует говорить в 2 года предложения из 2 – 3 слов – повода для паники нет. Однако, если так говорит 3 – 4 летний ребенок – то надо начинать занятия срочно, не откладывая.

Обратите внимание на слоговую структуру слова.

То есть на то, как говорит малыш слова: целиком или нет, переставляет слоги или «выбрасывает» их из слов,  а может, наоборот, наращивает: «малинана» малина, «авик» снеговик, птипцы птицы. Если в 2 – 3 года это допустимо, то в 3,5 – 4 года – обращаем на это внимание, записываемся к логопеду.

Как слышит звуки речи ваш ребенок?

Проверить это очень просто. Играем с 3-х летними детьми: «Хлопни в ладошки, когда я скажу мяу». Вы говорите разные звукоподражания: гав, пи, мяу, му и т.д., ваше чадо хлопает только на «мяу». Когда он уловил принцип игры, усложните задачу: «Хлопни в ладошки, когда я скажу У», услышать звук в ряду других гораздо сложнее. Ну а если ребенок справляется и с этим заданием, тогда попросите его хлопнуть на звук Ш, при этом прикройте рот листком бумаги, чтобы не было опоры на артикуляцию. Если с заданиями малыш справляется, значит, фонематический слух развивается нормально.

И только в последнюю очередь обратите внимание на звукопроизношение.

  • У 2 – летнего ребенка «каша во рту», рот полуоткрыт при «здоровом носе», часто текут слюнки, высовывается язычок.
  • Если у малыша «носовой» оттенок голоса, а язычок или высовывается, или лежит во рту комом.
  • Если малыш заикается или резко перестал говорить после стрессовой ситуации.
  • Если в 3 года не произносит или заменяет звуки К, Г, Т, Д, Х, ТЬ.
  • Также спешим к логопеду, если в 4 года малыш искажает или просто не говорит звуки С, З, Ш, Ж, Щ, Ц, Ч, Р, Л, В, а часто и мягкие их варианты. При хорошем речевом развитии к 5 годам все звуки речи должны быть сформированы, трудности допускаются только при звуке Рь, а также допустимы смешения некоторых звуков в предложениях С-Ш (Сла Шаша по шоссе), Р-Л (Клара иглара на кларнете). Конечно, не стоит волноваться, если дети после 4 лет имеют свои «любимые» слова: барелина, коклеты, ферваль и другие.
  • В 3 года уже доступны понятия «один – много», он уже может пересчитать предметы от1 до 3.  Также дети узнают некоторые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.. Необходимо научить детей собирать пирамидку. Посмотрите, получилось ли самостоятельно собрать. Трудно? Попросите тогда дать самое большое колечко. Надеть и снова найти самое большое. Очень важно понять, как умеет малыш обучаться, как может работать самостоятельно.

Если все задания ваш кроха-ученик выполнил хорошо, то вам не требуется помощь логопеда. Ищите другие способы развивать своего ребенка. Однако, если хотя бы один пункт обследования вас не удовлетворил, а малыш вел себя беспокойно – шалил, не мог сосредоточиться на задании, все хватал без цели – обратитесь к специалистам.

  • Для хороших специалистов не бывает трудных детей.

Все ребята индивидуальны, у всех есть сильные и слабые стороны. Увидеть эти стороны – залог успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Тема: «Обследование речи ребенка»

Логопед объясняет родителям цель обследования ребенка и кратко знакомит с вариантами заданий, которые он предлагает выполнить ребенку во время обследования....

Заключение по результатам обследования речи ребенка.

Заключениепо результатам обследования речи ребенка. На основании обследования речевого развития ребенка состояние губ, зубов, прикуса  в норме.  Подъязычная связка укорочена, в св...

Карта обследования речи ребенка дошкольного возраста.

Авторы- составители: Зубарева Екатерина Евгеньевна, Лаура Светлана Константиновна...

Методика логопедического обследования речи ребенка дошкольного возраста.

Методическое пособие состоит из двух частей: методики логопедического обследования и карты речевого развития ребенка дошкольного возраста. Данное пособие позволит оценить индивидуальное речевое развит...

Схема обследования речи ребенка с общим недоразвитием речи

Полная схема обследования речи ребенка с ОНР 2-3 уровня речевого развития....

Протокол обследования речи ребенка 5-6 лет

Обследование ребенка 5-6 лет...

Обследование речи ребенка 5-7 лет в дистанционном формате

Можно обследовать речь ребенка не только в очной форме, но и в дистанционном формате. Для этого понадобится данная презентация....