Схема обследования речи ребенка с общим недоразвитием речи
статья по логопедии (старшая группа)

Сухина Елена Геннадьевна

Полная схема обследования речи ребенка с ОНР 2-3 уровня речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shema_obsledovaniya_rechi_rebenka.docx45.46 КБ

Предварительный просмотр:

Подробная схема обследования речи ребенка.

  1. Обследование состояния общей моторики

Направление  исследования

Содержание задания

Диагностические показатели

Исследование двигательной памяти, переключаемости самоконтроля при выполнении двигательных проб.

1.Логопед показывает 4 движения для рук ипредлагает их повторить: руки вперёд, вверх, в стороны, на пояс.

2.Повторить за педагогом движения за исключением одного «запретного» движения.

Высокий уровень: быстрое, точное и правильное воспроизведение предлагаемых проб, плавное переключение с одного движения на другое.

Среднийуровень: замедленное и напряжённое выполнение предлагаемых проб, снижен объём двигательной активной памяти, нарушено переключение с одного движения на другое.

Низкий уровень: неправильное  выполнение предложенных проб, ошибки в последовательности выполнения заданий, отказ от выполнения заданий.

Исследование произвольного торможения движений

Маршировать, и остановится по сигналу

Высокий уровень: плавное  и точное выполнение движений, остановка по сигналу.

Средний уровень: некоторая «угловатость» маршировки, но остановка по сигналу.

Низкий уровень: «угловатость» маршировки, дополнительные движения после сигнала.

Исследование статической координации движений

1.Стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперёд. Время выполнения по 5 секунд

по 2 раза для каждой ноги.

2. Стоять с закрытыми глазами, пятки вместе, носки врозь, руки вытянуты вперёд, рот открыт, широкий язык на нижней губе. Время выполнения 5 секунд.

Высокий уровень: свободно удерживает позы.

Средний уровень: удерживает позы с напряжением, раскачивается в стороны, балансирует туловищем, руками, головой.

Низкий уровень: позы не удерживает, сходит с места, падает, открывает глаза,

отказывается выполнять пробы.

Исследование динамической координации движений

1.Маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить между шагами.

2. Выполнить подряд 3-5 приседаний на носках.

Высокий уровень: задания выполняет правильно.

Средний уровень: первое задание выполняет правильно со 2-3 раза. Второе задание выполняет с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем, руками. 

Низкий уровень: чередование шага и хлопка не удаётся, приседает на всю ступню.

Исследование пространственной организации движений

1. Правой рукой коснуться левого уха, правой рукой — левой ноги..

2. Повернуться кругом. Сделать шаг в сторону левой ногой, приставить правую; сделать правой ногой шаг назад, приставить левую ногу.

Высокий уровень: задания выполняет без ошибок.

Средний уровень: ошибки в пространственной координации, неуверенность выполнения.

Низкий уровень: Не знает сторон тела, нарушена пространственная координация.

Исследование темпа

В течение определённого времени удерживать заданный темп движения рук, показываемый логопедом. По сигналу логопеда предлагается выполнять движения мысленно, а по сигналу (хлопок) показать на каком движении остановился. Движения рук: вперёд, вверх, в стороны, опустить.

Высокий уровень: темп нормальный.

Средний уровень: замедленный или ускоренный темп.

Низкий уровень: отказывается от выполнения задания.

Исследование ритмического чувства

Повторить за педагогом ритмический рисунок:

!-!!

!!-!!!

!-!!-!!

!!-!!!-!!

!-!!-!!!-!

!!!-!-!!!-!!

Высокий уровень: не допускает ошибок.

Средний уровень:  выполняет в замедленном или ускоренном темпе.

Низкий уровень: Нарушает количество элементов в данном ритмическом рисунке. Отказывается от выполнения задания.

2.Обследование произвольной моторики пальцев рук

Исследование статической координации движений

1. Распрямить ладонь, развести все пальцы в стороны и удерживать в этом положении под счёт (1-5), на правой руке, на левой, на обеих попеременно.

Высокий уровень: плавное, точное выполнение проб, полный объём движений.

Средний уровень: напряжённость при выполнении проб, скованность движений, неполный объём движений.

Низкийуровень: наличие синкинезий, гиперкинезов, невозможность удержания заданной позы, невыполнение движений.

Исследование динамической координации движений.

1. Менять положение обеих рук одновременно:  одна ладонь раскрыта, другая сжата в кулак(5-8 раз).

2. сложить пальцы с кольцо — раскрыть ладонь.

3. Попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем сначала правой, затем левой, затем обеих рук.

Высокий уровень: плавное, точное и синхронное выполнение проб, выполнение движений в заданном темпе.

Средний уровень: выполнение движений сбивчивое с нарушением переключения от одного движения к другому, темп и нарушен (не под счёт логопеда).

Низкий уровень: движения нескоординированы, наличие синкенезий, гиперкинезов, невыполнение движений.

3. Состояние артикуляционной моторики

Исследование двигательной функции

1. Округлить губы, как

при произнесении звука

/О/ — удержать позу.

2.Сделать «хоботок» (вытянуть губы и сомкнуть их).

3.Растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно) и удержать позу.

4.Одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю.

Высокий уровень: объём движений полный, выполняются точно, мышечный тонус нормальный.

Средний уровень: объём движений неполный, быстрый или медленный темп выполнения движений, движения выполняются неточно, отмечается напряжённость мышц, истощаемость движений.

Низкий уровень: диапазон движений невелик, наличие синкинезий, гиперкинезов, тремора, саливации сглаженность носогубных складок, отклонение языка в сторону, малая подвижность нёбной занавески; движения не удаются.

Исследование двигательной функции челюсти

1. Широко раскрыть рот  как при произнесении / Ю / и закрыть.

2. Сделать движение нижней челюстью вправо, влево.

Исследование двигательной функции языка

1. Положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счёт от 1 до 5.

2.Выполнить упражнение «часики».

3. Высунуть язык «лопаткой», «иголочкой».

4.Поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счёт от 1 до 5 и опустить к нижним зубам.

5.Движения языка вперёд-назад.

Исследование двигательной функции нёба

Широко открыть рот и чётко произнести звук / А / (в этот момент в норме мягкое нёбо поднимается).

Исследование продолжительности силы выдоха

Поддувать пушинки, листок бумаги и т.п.

Высокий уровень: сильный и продолжительный выдох, нормальное речевое дыхание

Средний уровень: укороченный выдох.

Низкий уровень: слабый, укороченный выдох, дыхание прерывистое.

4.Состояние динамической организации движений

артикуляционного аппарата

Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата

1. Широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижних зубов(резцов), затем поднять кончик языка к верхним зубам(резцам) и положить на нижнюю губу.

2. Положить широкий язык на губу, загнуть кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести «чашечку в рот.

3.Повторить звуковой или слоговой ряд несколько раз: «А-И-У», «У-И-А»

«ка-па-та», «пла-плу- плы», «как-пак-так».

Высокий уровень: правильное и точное выполнение движений, объём движений полный.

 Средний уровень: появляется замена одного движения другим, поиск артикуляции, объём движений неполный.

Напряжённость, переключение с одной артикуляционной позы на другую затруднено.

Низкий уровень: движения вялые, недифференцированные, наблюдаются гиперкинезы, синкинезии, саливация, тремор, не удаётся переключение с одной артикуляционной позы на другую, с одной фонемы на другую и т.д.

  1. Состояние мимической мускулатуры

Исследование объёма и качеств движений мышц лба

  1. нахмурить брови,
  2. Поднять брови.
  3. Наморщить лоб.

Высокий уровень: выполнение правильное.Средний уровень:  движения удаются не в полном объёме, наблюдается напряжённость, недостаточная мимическая способность.

Низкий уровень: движения не удаются, возникают содружественные движения, выявляются нарушения символического праксиса, мимическая картина нечёткая.

Исследование объёма и качества движений мышц глаз

1.Легко сомкнуть веки.

2.Плотно сомкнуть веки.

3. Закрыть правый глаз, затем левый.

4.Подмигнуть.

Исследование объёма и качества движений мышц щёк

1.Надуть левую шеку.

2. Надуть правую щеку.

3.Надуть обе щеки одновременно.

Исследование возможности произвольного формирования определённых мимических поз

Выразить мимикой лица:

- удивление;

-радость;

- испуг;

- грусть;

- сердитое лицо

Исследование символического праксиса

Изобразить:

- поцелуй,

- оскал,

-  цоканье.

  1. Обследование звукопроизношения

Направление исследования

Содержание  заданий

Диагностические показатели

Проверка следующих групп звуков: свистящие, шипящие, аффрикаты, соноры.

Детям предлагаются наборы предметных и сюжетных картинок. Подбираются слова различной слоговой структуры, в которых исследуемый звук слышится в начале, в середине и в конце слова.

Звук проверяется в различных фонетических условиях: изолированно, в слогах, в словах. Во фразовой речи.

Высокий уровень: правильное и чёткое произнесение звука в любых речевых ситуациях.

Средний уровень: неустойчивость и недостаточная чёткость произнесения звука или недостаточная автоматизация.

Низкий уровень: дефектное произношение звука (фонологическое, антропофоническое нарушение).

7. Обследование фонематических процессов

Узнавание и различение простых фраз по картинкам

Детям предъявляются парные простые сюжетные картинки и предлагается найти и показать картинку, соответствующую  произнесённой фразе логопеда.

На лугу пасутся козы. — У Сони длинные

косы. Мама ставит на стол миску. —

Таня сажает на диван мишку.

Высокий уровень:

фонематический слух в норме, не испытывает затруднений в слуховой

дифференциации звуков, способен к осуществлению простых форм фонематического анализа и синтеза.

Уровень развития фонематических представлений высокий.

Средний уровень:

фонематический слух развит недостаточно, не дифференцирует звуки близкие по акустическим признакам, которые в речи произносятся искажённо; испытывает затруднения при осуществлении простых форм фонематического анализа и синтеза.

Уровень развития фонематических представлений средний (сомневается при выполнении заданий, выполняет с помощью).

Низкий уровень:  фонематический слух не развит, не дифференцирует звуки близкие по акустическим и артикуляционным признакам, как правильно произносимые, так и искажённые;

не способен к осуществлению простых форм фонематического анализа и синтеза, фонематические представления не сформированы.

Узнавание

и различение слов близких по звуковому составу

1. Логопед произносит пары слов и предлагает ребёнку внимательно послушать и поднять руку (флажок), хлопнуть в ладоши и т.д., если услышит одинаковые слова:

день-тень                    палка- палка

балка- палка                балка- балка

2. Перед ребёнком раскладываются предметные картинки, и предлагается показать, где усы, где уши, где ужи; где бочки, где почки, где дочки и т. д.

 Различение слогов со сходными звуками

Логопед  произносит пары слогов и просит ребёнка определённым сигналом (хлопками, флажком, колокольчиком…) прореагировать, когда услышит разные слоги:

па-ба            ты-ти               су-шу

па-па            ти-ти               су-су

ба-па            ти-ты               шу-шу

ба-ба             ты-ты              шу-су

Различение изолированных звуков

Логопед проговаривает звуки парами, предлагая условленным сигналом реагировать на одинаковые или разные звуки:

Ы-И             Ц-Ч         Ж-Ж

И-И              Ц-Ц         Ж-З

И-Ы             Ч-Ч           З-З

Ы-Ы             Ч-Ц          З-Ж

Различение правильно и неправильно произносимых логопедом непарных слов

ННа дефектное произнесение логопедом слов ребёнок подаёт условленный сигнал.

Санки, шанки, лыба, ротка,

шумка, сумка, рыба, лопата,

собака, коска, ропата, луна.

8. Состояние фонематического слуха

Воспроизведение звуковых рядов

Послушать и повторить слоги за логопедом. Оценивается воспроизведение пробы в целом.

1. БА-ПА               ПА-БА

2. СА-ША              ША-СА

3.ША-ЖА-ША     ЖА-ША-ЖА

4.ЦА-СА-ЦА        СА-ЦА-СА

5.РА-ЛА-РА         ЛА-РА-ЛА

Диагностические показатели как в пункте 7.

Дифференциация слов-квазиомонимов

П Показать картинки и придумать

 предложения со словами- квазиомонимами:

/п-б/ почка-кочка        /т-д/ трава-дрова

/г-к/ кора-гора             /в-ф/ сова-софа

/л-  /галка-гайка          /р-л/ рожки-ложки

/р-л/ Марина- малина  /р-л/ шар-шаль

/р- /баран-баян            /с-з/ коса-коза

/ш-ж/ шар-жар            /ч-ш/ кочка- кошка

/с-ш/ крыша- крыса    /с-ж/сук-жук

/с-щ/ лес- лещ             /с-ч/ нос- ночь

/з-ж/ флажок-глазок    /л-л*/ лук-люк

9. Состояние фонематического восприятия (анализ)

Выделение гласного звука в начале слова под ударением

н Назвать гласный звук в начале слова:

     облако, удочка, аист, овощи, ива

Диагностические показатели как в пункте 7.

Выделение гласного звука в конце слова под ударением

    Назвать гласный звук в конце слова:

пила, кольцо, грибы, кенгуру, очки.

Выделение согласного звука в начале слова

       Назвать согласный звук в начале слова:

       танк, мышь, ракета, коза, санки, ландыш.

Выделение согласного звука в конце слова

       Назвать согласный звук в конце слова:

       кот жук, автобус, дом, шар, стул.

10.  Состояние фонематического синтеза

Составление слов из  заданного количества звуков

      Произнести слитно слово, которое  

      логопед произносит с паузами после

      каждого звука:

     к,о,т;   р,у,к,а;     ш,а,п,к,а;    к,р.а,н.

Диагностические показатели как в пункте 7.

11.Состояние  фонематических представлений

Подбор слов на заданный звук

      Подобрать слова на заданный звук:

       в…, к…., м…,  п…, а…, у…,

Диагностические показатели как в пункте 7.

Подбор слов на заданное количество звуков

1.Назвать слова, в которых 3 звука, 4 звук, 5 звуков

2. Отобрать картинки, в названии которых 3, 4, 5 звуков.

Определение количества, последовательности и места слов в предложении

Определить количество,  и   последовательность и место слов    в  предложении:

     Стоят тёплые деньки.

     Осенью часто льют дожди.

     По небу плывут белые облака.          

12. Состояние звуко-слоговой структуры слова

Повторение слов сложной слоговой структуры

Повторить слова:

танкист,      космонавт,   сковорода,

светофор,    телевизор,    велосипед,

аквалангист, термометр,  пуговица  

Высокий уровень:

правильное, чёткое воспроизведение в темпе предъявления.

Средний уровень:

Замедл. послоговое воспроизведение.

Низкий уровень:

искажение слоговой структуры слова (персеверации, контаминации, итерации), невоспроизведение.

Повторение предложений со словами сложной слоговой структуры

Повторить предложения:

Дети слепили снеговика.

Водопроводчик чинит водопровод.

птичка свила гнёздышко в кустах.      

13. Состояние словарного запаса

Называние предметов, изображённых на предъявляемых картинках

Назвать предметы, которые изображены на картинках (в соответствии с программными требованиями)

Высокий уровень:

ребёнок называет редко употребляемую лексику с конкретным значением.

Средний уровень:

ребёнок называет конкретную повседневную лексику.

Низкий уровень:

ребёнок затрудняется при назывании конкретной повседневной лексики.

 Называние обобщающих понятий по группе однородных предметов

1. Назвать одним словом предметы, изображённые на предъявляемых картинках.

2. Продолжить ряд предметов, назвать их одним словом.

(Использование диагностических альбомов Иншаковой, Володиной В.С., Грибовой О.Е., Бессоновой Т. П.)

Высокий уровень:

ребёнок свободно пользуется обобщающими понятиями.

Средний уровень:

ребёнок называет не все обобщающие понятия, не всегда может продолжить ряд предметов.

Низкий уровень:

ребёнок не называет обобщающие понятия, неправильно называет картинки, относящиеся к данному видовому понятию.

Подбор определений к предмету

Придумать к данному слову как можно больше признаков:

Мяч  какой?...

(Яблоко, дерево, собака, человек, лимон, лиса, кресло, шуба, белка).

Высокий уровень:  

ребёнок подбирает более 4-х определений к каждому слову.

Средний уровень: ребёнок подбирает 2-4 определения к каждому слову.

Низкий уровень:

ребёнок подбирает не более 1-2-х определений к каждому слову.

Подбор слов-антонимов

Подобрать слова с противоположным значением  (Игра: «Скажи наоборот»)

Высокий уровень:

ребёнок правильно подобрал 7-10 слов.

Средний уровень: 

ребёнок правильно подобрал 4-7 слов.

Низкий уровень: Ребёнок правильно подобрал 1-4 слова.

большой —…

широкий —…

длинный —…

грязный —…

молодой —…

открывать —…

опускать —…

добро —…

далеко —…

радость —…

Подбор слов-синонимов

Подобрать к названному слову слово, близкое по значению (Игра «Скажи по-другому»).

хмурый…, весёлый…, большой…, идти…, смеяться…, плакать…, старый…,трусливый…, бежать…, разговаривать…

Высокий уровень:

ребенок правильно подобрал 7-10 слов

Средний уровень: ребёнок правильно подобрал 4-7 слов

Низкий уровень: ребёнок правильно подобрал 1-4 слова.

Подбор слов-действий

Назвать действия  (по картинкам):

птица – летает; змея – ползает;

лодка – плывёт, заяц – прыгает;

рыба – плавает; собака – спит…

Назвать действия человека данной профессии: учитель – учит; врач – лечит; повар- варит; строитель – строит;…

Высокий уровень: ребёнок правильно называет изображённые на картинках действия.

Средний уровень: ребёнок допускает ошибки при назывании действий.

не может сам справиться с заданием.

Ориентировка во временных понятиях

Назвать времена года(5 лет с использованием наглядности).

Назвать месяцы по порядку (с 6 лет). Назвать дни недели по порядку. Составить предложения со словами: утром, днём , вечером, ночью.

Высокий уровень: ребёнок правильно называет временные понятия.

Средний уровень: ребёнок испытывает затруднения при назывании временных понятий.

Низкий уровень: ребёнок не знает большинства временных понятий.

      14.  Состояние грамматического строя речи

Образование множественного числа имён существительных

Назвать много предметов. Игра «Один – много».

Стол – столы; жук – жуки; пень – пни;

рука- руки; кукла – куклы; дерево – деревья, ухо –уши; утёнок – утята…

Высокий уровень: ребёнок правильно образует множественное число существительных.

Средний уровень: ребёнок допускает ошибки при образовании множественного числа существительных.

Низкий уровень: ребёнок допускает многочисленные ошибки при образовании множественного числа существительных; не образует мн. число сущ.

Образование уменьшительно-ласкательных форм  имён существительных

Назвать ласково предметы:

чашка- чашечка, цветок – цветочек, стул – стульчик, жук – жучок, кукла- куколка, дом – домик, шар- шарик,

Оля – Оленька, бра – братик,

гриб – грибок, мяч – мячик…

Высокий уровень: ребёнок  самостоятельно, без ошибок образует уменьшительно- ласкательную форму существительных.

 Средний уровень: ребёнок  допускает ошибки при образовании уменьшительно – ласкательной формы.

Низкий уровень: ребёнок испытывает затруднения при образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Согласование имён существительных с прилагательными (изменение прилагательных по родам)

Назвать, какой по цвету этот  предмет:

блузка (синяя), мяч (синий), полотенце (синее);

роза (красная), флаг (красный),

яблоко (красное).

Высокий уровень: ребёнок правильно согласует прилагательные с существительными, изменяя

по родам.

Средний уровень: ребёнок допускает ошибки при согласовании прилагательных с существительными.

Низкий уровень: ребёнок испытывает затруднения при согласовании прилагательных с существительными.

Изменение имён существительных по числам

Назвать картинки.

«Кто? Что?»

Это кошка. Это кошки.

Это гриб. Это грибы.

Это окно. Это окна.

Высокий уровень: ребёнок самостоятельно, правильно изменяет имена существительные по числам.

Средний уровень: ребёнок допускает ошибки при изменении имён существительных по числам.

Низкий уровень: ребёнок испытывает затруднения при изменении имен существительных по числам.

Образование относительных прилагательных

Если стакан сделан из стекла,

какой он? — стеклянный; мяч из резины…

варенье из яблок…

коробка из картона …

сумка из кожи …

одеяло из шерсти …

Высокий уровень: ребёнок правильно и самостоятельно образует относительные прилагательные.

Средний уровень: ребёнок допускает ошибки при образовании относительных прилагательных или даёт правильный ответ после помощи.

Низкий уровень: ребёнок испытывает затруднения при образовании относительных прилагательных; неверно образует; отказывается от выполнения заданий.

Образование притяжательных прилагательных

У собаки лапа собачья, а у...

кошки…

волка…

льва…

медведя…

лисы…

Высокий уровень: ребёнок правильно,  самостоятельно выполняет задание.

Средний уровень: ребёнок допускает ошибки или даёт правильные  ответы с помощью логопеда.

Низкий уровень: ребёнок испытывает затруднения при образовании притяжательных прилагательных.(неверно, невыполнение).

Согласование имён существительных с числительными

Пересчитать, сколько предметов нарисовано на каждом рисунке:

1 гриб, 2 гриба, 5 грибов;

1ягода, 2 ягоды, 5 ягод;

1 окно, 2 окна, 5 окон…

Высокий уровень: ребёнок правильно согласует числительные с существительными.

Средний уровень; ребёнок допускает ошибки при согласовании числительных с существительными.

Низкий уровень: ребёнок испытывает затруднения при согласовании числительных с существительными; неверно образует; не выполняет задание.

Употребление предлогов

(с  использованием картинок или  демонстрации действий — старшая группа)

Вставить пропущенное маленькое слово:

Лена наливает чай...чашки.

Почки распустились… деревьях.

Птенец выпал…гнезда.

Пёс сиди …конуры.

Щенок спрятался…

крыльцом.

Высокий уровень: ребёнок правильно подбирает предлоги.

 Средний уровень; ребёнок допускает ошибки при подборе предлогов.

Низкий уровень: ребёнок неверно подбирает предлоги.

Образование родительного падежа существительных

Ответить на вопросы:

У кого котёнок? (У кошки). Кого много на дереве?

(Ворон). Чего много в саду? (Деревьев). Кого много в аквариуме? (Рыб).

Высокий уровень: ребёнок правильно образует родительный падеж.

Средний уровень; ребёнок допускает ошибки. Низкий уровень: ребёнок неправильно образует родительный падеж, отказывается от выполнения.

15. Состояние связной речи

Составление простого предложения по картинке

Составить предложение по картинке

Высокий уровень: ребёнок самостоятельно составляет, грамматически правильно оформляет простые распространённые, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

Средний уровень: ребёнок составляет распространённые предложения с помощью, самостоятельно составляет нераспространённые предложения, наблюдаются единичные случаи поиска слов, неточное словоупотребление.

Низкий уровень: составляет предложения по наводящим вопросам, наблюдаются аграмматизмы; перечисляет предметы или действия; отказывается от задания.

Составление рассказа по  сюжетной картинке

Составить рассказ

Высокий уровень: ребёнок самостоятельно составляет рассказы, раскладывает картинки в нужной последовательности, устанавливает логические связи, грамматически правильно излагает.

Средний уровень: картинки раскладывает с помощью, рассказы составляет самостоятельно, не  содержит аграмматизмов, но оформление фразы стереотипны, неточное употребление слов, незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей.

Низкий уровень: раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления фразы, бедность лексики; выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ незавершён. Выполнение задания без помощи невозможно.

Составить рассказ по серии сюжетных картинок

Разложить картинки по смыслу, составить рассказ.

Пересказ  текста

Послушать внимательно, запомнить и пересказать небольшой рассказ.

Старшая группа.

«Случай с котом»

Подготовительная группа.

«Друзья»

Высокий уровень: самостоятельный пересказ после первого прочтения текста, без нарушения лексических и грамматических норм, воспроизведены основные смысловые звенья.

Средний уровень: пересказ после минимальной помощи или повторного прочтения, не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказывания, единичны случаи поиска слов, отдельные словесные замены; смысловые звенья воспроизведены со значительными сокращениями, нет связующих звеньев.

Низкий уровень: пересказ неполный, имеются значительные сокращения или искажение смысла, включение посторонней информации; отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное употребление слов; пересказ по вопросам либо недоступен.

«Случай с котом» Стоял в лесу дом. Ночью кот влез в дом через окно. Он прыгнул на стол и съел пирог с рыбой. Но разбил тарелку. Послышался звон. Кот почувствовал, что осколок тарелки впился ему в лапу, как игла. Он громко замяукал.

«Друзья» Летом подружились белочка и зайчик. Белочка была рыженькая, а зайчик был серенький. Они встречались на полянке, играли, угощали друг друга. Белочка приносила шишке, орехи, а зайчик — морковку, капусту. Так пошло лето. Наступила зима. Белочка спряталась в дупло, а зайчик под кустик. Однажды они встретились, но не узнали друг друга. Белочка была серенькой, а зайчик — беленький. Но летом они снова узнали друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бальная система оценки развития ребенка с общим недоразвитием речи в процессе коррекционного обучения.

Учителя-логопеды всегда заслуженно много внимания уделяют диагностике речевых нарушений. Изучение педагогом индивидуальных особенностей и нарушений должно проводиться в форме пролонгированного наблюде...

Непосредственная образовательная деятельность Индивидуальная работа с ребенком c общим недоразвитием речи( I -II уровень), моторная алалия

Тема: Развитие артикуляционной и мелкой моторики, закрепление звукоподражаний.  Цель: формировать мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности, развитие когнитивных ...

Критерии оценки общего и речевого развития речи детей с общим недоразвитием речи

Предложенный материал поможет учителям- логопедам выявить индивидуально для каждого ребенка уровень общего и речевого развития....

Диагностические задания для обследования речи детей с общим недоразвитием речи III уровня

Предлагаемые ниже задания предназначены для обсле­дования речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в соответствии кри­териями. В отличие от общепринятых приемов обследо­вания, направлен...

Методическая разработка "Речевая карта для обследования ребенка с общим недоразвитием речи"

Предлагаемая "Речевая карта" предназначена для проведения учителем-логопедом ДОУ психолого-логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста с ОНР.Методическая разработка &quo...

Методика проведения обследования ребенка с общим недоразвитием речи

Методика проведения обследования ребенка с общим недоразвитием речи ( Н.В. Нищева)  Проведение обследования.Исследуя поведение и эмоциональную сферу ребенка, обязательно следует отметить осо...

Индивидуальный маршрут развития и коррекции речи ребенка с Общим недоразвитием речи 3 уровня

Методическая разработка индивидуального маршрута коррекции речи ребенка с ОНР 3 уровня....