Главные вкладки

    Бальная система оценки развития ребенка с общим недоразвитием речи в процессе коррекционного обучения.
    методическая разработка (логопедия) по теме

    Учителя-логопеды всегда заслуженно много внимания уделяют диагностике речевых нарушений. Изучение педагогом индивидуальных особенностей и нарушений должно проводиться в форме пролонгированного наблюдения за ребенком, на всем протяжении их совместной работы. Это играет важную роль в построении, а в дальнейшем, возможно, и в коррекции планирования работы с ребенком,  позволяет более тщательно применить индивидуальный подход, что, в свою очередь, создаст условия для наиболее эффективного использования  возможностей ребенка.  Бальная система оценки развития ребенка с речевой патологией  помогает дать полное представление о картине нарушения, позволяет выработать стратегию направленной коррекционной работы. К тому же, сопоставив данные констатирующего, промежуточного и контрольного обследований, можно проследить динамику (или ее отсутствие) в развитии ребенка. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей в условиях специального детского сада требует всестороннего обследования их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей и социального окружения. При изучении детей дошкольного возраста должны быть учтены следующие принципы: онтогенетический, этиопатогенетический (учет симптоматики речевой аномалии), деятельностный (учет ведущей возрастной деятельности), взаимосвязь речевого и общего психического развития.

    В процессе изучения логопед должен выявить объем речевых навыков у ребенка с речевой аномалией, сопоставить его с возрастными нормативами, а также с уровнем психического развития, определить соотношение дефекта и компенсаторного фона, речевой и коммуникативной активности и других видов психической деятельности.

    При выявлении речевых дефектов необходимо проанализировать  взаимодействие между процессом овладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя. Не менее важно также определить соотношения развития экспрессивной и импрессивной речи ребенка, выявить компенсаторную роль сохранных звеньев речевой функции, сопоставить уровень развития языковых средств с их активным использованием в речевом общении. В связи с этим выделяются несколько этапов обследования ребенка.  

    1. Ориентировочный этап. На этом этапе проводится целенаправленный опрос родителей, беседы с ребенком, изучение специальной документации.
    2. Дифференцировочный этап. Он включает в себя обследование интеллекта и слуха с целью отграничения детей с первичной речевой патологией от сходных состояний, где ведущим является нарушение слуха и интеллекта.
    3. Этап обследования неречевых процессов, тесно связанных с  речевым развитием.
    4. Подробное обследование ведущих компонентов языковой системы, итог которого  обосновывает логопедическое заключение.
    5. Заключительный, уточняющий этап включает в себя  динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального  обучения.

    Данные, полученные в ходе обследования, фиксируются, всесторонне анализируются и оцениваются. Это даст возможность отобрать наиболее эффективные пути и методы коррекционной работы.

    Примерная схема обследования ребенка

    Анкетные данные:

    Фамилия, имя ребенка_______________________________________________

    Дата рождения, возраст на момент обследования_________________________

    Домашний адрес____________________________________________________

    Откуда поступил(а) _________________________________________________

    Дата поступления в речевую группу___________________________________

    Протокол №_____ Зачислен в логопедическую группу на срок_____________

    Заключение ПМПК _________________________________________________

    Дата заполнения речевой карты_______________________________________

    Данные о родителях:

    1. Данные о родителях:

    Мать (ФИО, возраст при рождении ребенка, место работы):_______________

    Отец (ФИО, возраст при рождении ребенка, место работы):_______________

    1. Наличие речевых, нервно-психических, хронических заболеваний у родителей и родственников до рождения ребенка________________________

    Анамнестические данные:

    1. Протекание беременности:

    От какой по счету беременности ребенок _______________________________

    Характер протекания беременности (токсикоз – 1-я, 2-я половина беременности падения, травмы, хронические соматические заболевания, психозы, инфекции) ________________________________________________

    1. Протекание родов:

    Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные)_______

    Стимуляция (механическая, медикаментозная, другое) ___________________

    1. Когда закричал ребенок ________________________________________
    2. Наблюдалась ли асфиксия ______________________________________
    3. Резус-фактор _________________________________________________
    4. Вес и рост при рождении________________________________________
    5. Раннее постнатальное  развитие ребенка:

    Вскармливание (когда принесли кормить, как взял грудь, как сосал, наблюдались ли срыгивания, поперхивания, грудное или искусственное) __________________________________________________________________

    Когда выписались из роддома (если задержались, то почему)______________

    Характер «жизненного ритма» ребенка ________________________________

    1. Раннее психомоторное развитие:

    Когда начал держать голову __________________________________________

    Когда начал переворачиваться.________________________________________

    Когда начал сидеть  _________________________________________________

    Когда начал стоять _________________________________________________

    Когда начал ходить _________________________________________________

    Когда появились первые зубы ________________________________________

    Раннее эмоциональное развитие:

    Когда появился комплекс оживления __________________________________

    Стал узнавать близких ______________________________________________

    Появилась реакция на посторонних ___________________________________

    1. Перенесенные заболевания (тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре):

    До года: ___________________________________________________________

    С 1года до 3 лет: ___________________________________________________

    После 3 лет: _______________________________________________________

    1. Речевое развитие ребенка:

    Время появления и особенностей голосовых и речевых реакций:

    Крика _____________________________________________________________

    Гуления ___________________________________________________________

    Лепета ____________________________________________________________

    Первых слов _______________________________________________________

    Первых фраз _______________________________________________________

    Темп речевого развития (замедленный, нормальный, бурный) _____________

    Имела ли место стимуляция речевого развития (чтение детской литературы, подбор и объем в соответствии с возрастом, с какого возраста заучивались стихи, песни, как запоминает)

    Отмечались ли:

    Грубые искажения звуко-слоговой структуры слова после 3 лет ___________

    Грубые аграмматизмы после 3 лет ____________________________________

    Какие звуки долго произносились неправильно _________________________

    Использование жестов ______________________________________________

    Характерные особенности понимания речи окружающих _________________

    Занимались ли с логопедом, с какого возраста __________________________

    1. Условия воспитания ребенка:

    Социальная среда (контакты с  лицами, страдающими речевой патологией, наличие в семье билингвизма – если присутствует, то какой язык преобладает в общении, диалект) _____________________________________

    Культурно-бытовые  условия в семье (контакты с лицами, страдающими нарушением слуха или зрения, расстройствами психики, социально неблагополучные семьи) _____________________________________________

    1. Особенности внешнего облика __________________________________
    2. Наличие вредных привычек и их характер ________________________
    3. Отношение членов семьи к речевому дефекту ребенка (безразличное, переживают, постоянно фиксируют  внимание ребенка на нарушенной речи, поправляют, предъявляют непомерные требования или оставляют дефект незамеченным) _______________________________

    Объективные данные:

    1. Заключения специалистов:

    Неврологический статус (невролог) _____________________________

    Состояние интеллекта (психоневролог) __________________________

    Состояние слуха (оториноларинголог) ___________________________

    Состояние зрения (офтальмолог) ________________________________

    1. Общее развитие ребенка, особенности деятельности:

    Контакт (речевой, жестовый, мимический,  в контакт не вступает, проявляет речевой негативизм; контакт формальный, в контакт вступает, но не сразу, с большим трудом, не проявляет заинтересованности в контакте; контакт избирательный,  легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность)  __________________________________________________________________

    Отзывается на имя __________________________________________________

    Называет свое имя и фамилию, имена родителей ________________________

    Понимание родственных связей  (мама, папа, бабушка) ___________________

    Круг представлений об окружающем __________________________________

    Состояние психофизических процессов

    1. Внимание (низкая концентрация и неустойчивость внимания; внимание недостаточно устойчивое, поверхностное; быстро истощается, требует переключения на другой вид; плохое переключение внимания; внимание достаточно устойчивое, длительность сосредоточения внимания удовлетворительная).
    2. Зрительное восприятие:

    Узнавание предметов в условиях наложения ____________________________

    Узнавание предметов  в неполном изображении ________________________

    Условия реального изображения _____________________________________

    Условия силуэтного изображения ____________________________________

    Условия контурного изображения ____________________________________

    Условия точечного изображения _____________________________________

    Исследование восприятия по Гольдшальду _____________________________

    Исследование элементов изображения с целым (Матрица Равена)  _________

    1. Восприятие цвета:

    Представление о цвете (есть/отсутствует)______________________________

    Сличает цвета _____________________________________________________

    Различает цвета (выделяет по слову) __________________________________

    Знает и называет основные цвета______________________________________

    1. Восприятие величины

    Представления о величине (есть/отсутствуют) __________________________

    Соотносит предметы по величине _____________________________________

    Дифференцирует предметы по величине _______________________________

    Называет величину (выделяет по слову) _______________________________

    1. Восприятие формы

    Представления о форме  (есть/отсутствуют) ____________________________

    Соотносит предметы по форме________________________________________

    Дифференцирует геометрические формы ______________________________

    Называет геометрические формы (выделяет по слову)                                                          

    - плоские _________________

    - объемные _______________

    1. Восприятие пространственных представлений

    Знание:

    - частей тела________________________

    - лица _____________________________

    Ориентировка в сторонах собственного тела ___________________________

    Дифференцирование пространственных понятий:

    - выше – ниже __________________________________________

    - справа – слева _________________________________________

    - в центре ______________________________________________

    - дальше - ближе ________________________________________

    - впереди – сзади ________________________________________

    Складывание разрезных картинок:

    - из 2-х частей;

    - из 3-х частей;

    - из 4-х частей.

    1. Временные представления:

    Части суток __________________________________________________

    Времена года_________________________________________________

    Состояние моторной сферы

    1. Выявление латеральных предпочтений:

    Определение ведущей руки (сложить пальцы рук в «замок» - определяется верхний большой палец) _____________________________________________

    Определение ведущей ноги (ударить ногой по воображаемому или реальному мячу) _____________________________________________________________

    Определение ведущего глаза (посмотреть в воображаемую подзорную трубу, сложенную из пальцев руки) _________________________________________

    1. Особенности общей моторики

    Пройтись по комнате ________________________________________________

    Пройти по ровной линии ____________________________________________

    Пробежаться _______________________________________________________

    Постоять, попрыгать на левой ноге __________, на правой ноге ____________

    Попрыгать на двух ногах:

    на месте __________________, с продвижением вперед ___________________

    Маршировать под счет ______________________________________________

    Подбросить и поймать мяч обеими руками _____________________________

    Бросить мяч: левой рукой ______________, правой рукой _________________

    Направленно бросить мяч ____________________________________________

    Перекатить мяч из руки в руку ________________________________________

    Переключение с одного  движения на другое  (правая рука на поясе – левая рука на голове и наоборот) ___________________________________________

    Выполнение серии двигательных упражнений (точность воспроизведения, удержание в памяти элементов действий, самоконтроль):

    По показу

    По инструкции

    Руки вперед

    Присесть, руки в стороны

    Руки вперед, в стороны, вверх

    1. Особенности тонкой моторики

    Изучение состояния тонкой моторики, пальцевого гнозиса:

    Оценка уровня развития функции кистей и пальцев рук (cохранность функции, недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность)_________

    Выявляются ли гиперкинезы пальцев, нарушения координации движений, тремор ____________________________________________________________

    Исследуемые компоненты

    тонких движений пальцев рук

    Приемы обследования

     ручной моторики

    Оценка

    выполнения

    Кинестетическая основа организации движений (статическая координация)

    Кинестетическая основа организации движений (праксис позы руки)

    1. Одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой (левой) руки, обеих рук.
    2. Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы  правой (левой) руки, обеих рук.
    3. Положить кисть правой (левой) руки с вытянутыми пальцами перед собой, поместить указательный палец на средний и наоборот.
    4. Соединить в кольцо большой палец правой (левой) руки, обеих рук с указательным (средним, безымянным, мизинцем).

    Кинетическая основа организации движений (динамическая координация)

    Кинетическая основа организации движений (динамический праксис)

    1. Серия движений «кулак – ребро - ладонь», «ладонь – ребро – кулак, ребро – ладонь - кулак» (исследуется двигательная память).
    2. Последовательное касание стола 1-м, а затем 2-м пальцем, 2-м, а затем 5-м пальцем и так несколько раз (исследуется оптико-пространственная координация).
    3. Графическая проба «Заборчик»: продолжить рисовать «забор» по образцу, н6е отрывая руки.

    для 5-6 лет повторение односложного элемента /\/\/\/\/\/\/\/\

    для 6-7 лет повторение двухсложных элементов/\_/\_/\_/\_/\_

    Реципроктная координация

    1. Кисти рук лежат ладонями вниз. Смена рук с одновременным сжиманием одной кисти в кулак и разжиманием кулака другой кисти («кулак - ладонь») (исследуется способность к  к одновременности и переключаемости движений).
    2. -Для детей 5-6 лет. Укладывание спичек в коробку по 10 штук, расположенных справа и слева от коробки.

    - Для детей 6-7 лет. Укладывание  в коробку одной рукой спичек, расположенных справа от коробки, другой – пуговиц, расположенных слева от коробки.

    При выполнении пробы учитывается  скорость движения рук и оценивается способность действовать одновременно обеими руками. (Возможна работа с секундомером).

    Оптико-пространственная координация

    1. Последовательное касание стола 1-м, а затем 2-м пальцем, 2-м, а затем 5-м пальцем и так несколько раз (исследуется оптико-пространственная координация).
    2. Пробы Хэда (инструкция: «Делай руками так, как делаю я. Я подниму правую руку, и ты поднимай правую» и т.д.)

    - Одноручные пробы:

    Кисть руки поднять к подбородку (ладонью к лицу), пальцы касаются подбородка;

    Кисть руки поднять к подбородку (тыльной стороной к лицу), пальцы касаются подбородка;

    - Двуручные пробы:

    Кисть одной руки накладывается на тыльную поверхность другой руки, затем производится смена рук;

     К вертикально стоящей ладони одной руки приставить перпендикулярно ладонь другой руки, затем произвести смену рук.

    Конструктивный праксис.

    1. Копирование фигур, сделанных из палочек педагогом, в том же пространственном положении.

    2. Копирование пространственно ориентированных геометрических рисунков.

    Ритмичность движений.

    Ритмическая организация ручной деятельности.

    1. Ребенку предлагается выполнить несколько ритмических комбинаций с постоянным усложнением. Ребенок отхлопывает или отстукивает ритм, предложенный педагогом по образцу.
    2. Ребенок производит ритм по написанной схеме / - ///,  // - / и т.д.

    Конфликтная двигательная деятельность.

    1. Поднимание (неподнимание) руки  в ответ на стук. Инструкция: «На один стук – подними руку и сразу опусти, на два стука – не поднимай руку».
    2. «Кулак - палец». Инструкция: «Когда я подниму кулак, ты покажи мне палец, а когда я покажу палец, подними кулак»

    Двигательная память.

    1. Серия движений «кулак – ребро - ладонь», «ладонь – ребро – кулак, ребро – ладонь - кулак».
    2. Поднимание (неподнимание) руки  в ответ на стук. Инструкция: «На один стук – подними руку и сразу опусти, на два стука – не поднимай руку».

    Скорость движений рук

    1. Для детей 5-6 лет. Укладывание пуговиц в коробку, рассыпанных на столе (20 штук одной величины). Пуговицы следует аккуратно класть в коробку, а не бросать. Задание выполняется сначала правой рукой, а затем левой.
    2. Для детей 6-7 лет. Укладывание спичек в коробку (12 красных и 12 белых спичек). По команде  ребенок высыпает спички на стол, затем  собирает в коробку только красные спички сначала правой, потом левой рукой.

    Синкинезии

    1. Соединить в кольцо большой палец правой (левой) руки, обеих рук с указательным (средним, безымянным, мизинцем).
    2.  Серия движений «кулак – ребро - ладонь», «ладонь – ребро – кулак, ребро – ладонь - кулак» (исследуется двигательная память).
    3. Последовательное касание стола 1-м, а затем 2-м пальцем, 2-м, а затем 5-м пальцем и так несколько раз.

    Переключаемость движений

    Учитываются все пробы.

    Дифференциация движений

    Учитываются все пробы.

    Двигательная ловкость

    1. - Для детей 5-6 лет. Укладывание пуговиц в коробку, рассыпанных на столе (20 штук одной величины). Пуговицы следует аккуратно класть в коробку, а не бросать. Задание выполняется сначала правой рукой, а затем левой.

    -  Для детей 6-7 лет. Укладывание спичек в коробку (12 красных и 12 белых спичек). По команде  ребенок высыпает спички на стол, затем  собирает в коробку только красные спички сначала правой, потом левой рукой.

    2. -Для детей 5-6 лет. Укладывание спичек в коробку по 10 штук, расположенных справа и слева от коробки.

    - Для детей 6-7 лет. Укладывание  в коробку одной рукой спичек, расположенных справа от коробки, другой – пуговиц, расположенных слева от коробки.

    Учитываются все пробы.

    Точность движений

    1. - Для детей 5-6 лет. Укладывание пуговиц в коробку, рассыпанных на столе (20 штук одной величины). Пуговицы следует аккуратно класть в коробку, а не бросать. Задание выполняется сначала правой рукой, а затем левой.

    -  Для детей 6-7 лет. Укладывание спичек в коробку (12 красных и 12 белых спичек). По команде  ребенок высыпает спички на стол, затем  собирает в коробку только красные спички сначала правой, потом левой рукой.

    2. -Для детей 5-6 лет. Укладывание спичек в коробку по 10 штук, расположенных справа и слева от коробки.

    - Для детей 6-7 лет. Укладывание  в коробку одной рукой спичек, расположенных справа от коробки, другой – пуговиц, расположенных слева от коробки.

    Учитываются все пробы.

    1. Особенности мимической моторики: в течение всего обследования отмечаются особенности естественной мимики: мимика живая, выразительная, отражающая эмоциональное состояние ребенка; мимика невыразительная; лицо гипомимичное, «маскообразное», отмечается неврологическая симптоматика в лицевой мускулатуре.

    Оценка уровня развития функции мышц лица, и выявление неврологического синдрома в мимической моторике:

    Состояние тонуса лицевой мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма)____________________________________________________________

    Гипомимия ________________________________________________________

    Сглаженность носогубных складок ____________________________________

    Оральные синкинезии _______________________________________________

    Асимметрия лица ___________________________________________________

    Гиперкинезы лица __________________________________________________

    Исследуемые компоненты

    произвольных

    мимических движений

    Приемы обследования произвольной

    мимической мускулатуры

    Оценка

    выполнения

    1. Способность к удержанию мимической позы;
    2. Способность к переключению;
    3. Равномерность работы мышц;
    4. Объем движений;
    5. Тонус мышц (во время движения и при удержании);
    6. Темп движения;
    7. Точность движения;
    8. Дифференциация движения;
    9. Двигательные замены;
    10. Синкинезии.
    1. Сморщить лицо;
    2. Вытянуть лицо (в длину) – «высшая степень удивления»;
    3. Поднять брови – удивиться. Глаза при этом широко раскрываются, на лбу появляются горизонтальные морщины;
    4. Опустить брови и  свести их к переносице (нахмуриться). Глаза почти закрываются, и над переносицей образуются вертикальные и горизонтальные морщины.
    5. Слегка сомкнуть веки;
    6. Прищурить глаза – взгляд на яркое солнце;
    7. Полное смыкание век - одновременно закрыть оба глаза, затем открыть.
    8. Попеременно закрывать правый и левый глаз.
    9. Зажмуриться.
    10. Попеременно зажмуривать то правый, то левый глаз.
    11. Сморщить нос.
    12. Надуть щеки - «толстячок».
    13. Попеременно, с паузами, надувать то правую, то левую щеку.
    14. Попеременно быстро надувать щеки – имитировать полоскание зубов.
    15. Втягивать щеки – «худышка».
    16. Попеременно, с паузами, втягивать то правую, то левую щеку.

    1. Особенности артикуляционной моторики: в течение всего обследования в процессе речи отмечаются особенности артикулирования_____________________________________________________

     -артикуляция четкая, движения активные, точные, дифференцированные, воспроизводятся в полном объеме

    - артикуляция смазанная, сжатая, нечеткая, страдает дифференциация и точность движений, которые воспроизводятся не в полном объеме, отмечается снижение амплитуды движений  артикуляционных органов, а также слабовыраженная неврологическая симптоматика;

    - артикуляция грубо нарушена, объем и амплитуда движений артикуляционных органов строго ограничены, отмечается достаточно выраженная неврологическая симптоматика в артикуляционных органах.

    Оценка уровня развития функции мышц артикуляционных органов и выявление неврологического синдрома в артикуляционной моторике:

    Состояние тонуса мышц органов артикуляции (норма, дистония, гипотония, спастичность) ______________________________________________________

    Подвижность органов артикуляции (норма, недостаточна, строго ограничена) __________________________________________________________________

    Неврологический синдром в артикуляционной моторике (отсутствует, спастический парез, тонические нарушения управления речевой деятельностью типа ригидности, гиперкинезы, атаксия, апраксия) __________________________________________________________________

    Состояние глоточного и небного рефлексов (норма, повышен, понижен)__________________________________________________________

    Наличие (отсутствие) патологических рефлексов орального автоматизма (гиперсаливация: норма, усиливается при определенных условиях, постоянная) __________________________________________________________________

    Исследуемые компоненты

    артикуляционных движений

    Приемы обследования

     произвольной артикуляционной моторики.

    Оценка

    Выполнения

    1.Способность к удержанию артикуляционной позы;

    2. Способность к переключению;

    3. Равномерность работы мышц;

    4. Объем движений;

    5. Тонус мышц (во время движения и  при удержании позы);

    6. Темп движения;

    7. Точность движения;

    8. Дифференциация движения;

    9. Двигательные замены;

    10. Синкинезии.

    Движения губ:

    1. Крепко сжать губы – «упрямец».
    2. Сложить губы для свиста;
    3. Широко улыбнуться (губы сомкнуты);
    4. Попеременно поднимать углы рта;
    5. Поднять верхнюю губу (обнажить верхний ряд зубов);
    6. Опустить нижнюю губу (обнажить нижний ряд зубов);
    7. «Улыбка» (растянуть губы в улыбке, обнажив передние зубы верхнего и нижнего ряда);
    8. Вытянуть губы «трубочкой»;
    9. Чередовать «улыбку» «трубочку»;
    10. С утрированной артикуляцией произносить (без голоса) цепочку гласных звуков: А – У – И – Ы.

    Движения нижней челюсти:

    1. Широко открыть рот (движения нижней челюсти вниз);
    2. Плавно закрыть рот (движения нижней челюсти вверх);
    3. Имитация жевания;
    4. Плавные движения нижней челюсти вправо-влево с удержанием челюсти в смещенном положении;
    5. Выдыижение н6ижней челюсти вперед;
    6. Максимальное оттягивание нижней челюсти назад.

    Движения языка:

    1. Удерживать язык «лопаткой» 5-7 с.
    2. Удерживать язык «иголочкой», затем потянуть его к подбородку;
    3. Чередовать «лопатку» и «иголочку»;
    4. Высунуть язык и поднять кончик к носу;
    5. Выполнять упражнение «Качели»;
    6. Выполнять упражнение «маятник»;
    7. Движения языка от правого к левому углу рта и обратно по нижней губе;
    8. Движения языка от правого к левому углу рта и обратно по верхней губе;
    9. Выполнять упражнение «Трубочка»;
    10.  Выполнять упражнение «Чашечка»;
    11.  Выполнять упражнение «Лошадка»;
    12.  Выполнять упражнение «Грибок»;

    Движения мягкого неба:

    1. Отрывисто на твердой атаке голоса при широко открытом рте произнести звук А;
    2. Широко открыть рот и зевнуть.

    На основе полученных результатов дается общая характеристика:

     тонуса губной мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма) __________________________________________________________________

    подвижности губ (подвижны, малоподвижны, недостаточно подвижны) __________________________________________________________________

    наличие (отсутствие) асимметрии в губной мускулатуре __________________

    подвижности нижней челюсти (строго ограничена, недостаточна, норма) __________________________________________________________________тонуса язычной мышцы (спастичность, гипотония, дистония, норма) __________________________________________________________________подвижности (строго ограничена, недостаточна, норма) __________________

    наличие (отсутствие) гиперкинезов, тремора, девиации языка _____________

    тонуса мягкого неба (спастичность, гипотония, дистония, норма) __________

    наличие (отсутствие) отклонения всего мягкого неба или его язычка в сторону ________________________________________________________________

    отсутствие или недостаточное смыкание мягкого неба с задней стенкой глотки ________________________________________________________________

    Состояние  артикуляционного аппарата:

    Губы (толстые, мясистые, узкие, короткие):_____________________________

    Зубы (редкие, кривые, вне челюстной дуги, крупные, с большими промежутками, некоторые отсутствуют):_______________________________________

    Прикус (открытый передний/боковой, двусторонний/односторонний, глубокий, мелкий): ______________________________________________________

    Челюсти (прогения, прогнатия, норма) _________________________________

    Небо (узкое, высокое, плоское, низкое, куполообразное, субмукозная расщелина) ____________________________________________________________

    Язык:

    - форма и размер (обычный, массивный, маленький, длинный, короткий, узкий, гипертрофия корня языка) _______________________________________  

    - кончик  языка (истонченный, широкий, раздвоенный) ___________________

    - подъязычная связка (норма, короткая, укороченная, спайка с тканями  подъязычной области)

    Состояние дыхательной функции

    Тип физиологического дыхания (носовое – норма, ротовое, смешанное)________________________________________________________

    Вид физиологического дыхания (ключичное/верхнегрудное; диафрагмальное; брюшное/нижнереберное; смешанное) __________________________________________________________________

    Нарушения дыхания (отсутствуют – свободное дыхание; затрудненное, поверхностное;  неровное, неритмичное) __________________________________________________________________

    Дифференциация ротового и носового выдоха (сохранна; нарушена; ротовой выдох укорочен, вдох неглубокий)_____________________________________

    Речевое дыхание:

    - объем речевого выдоха (нормальный, недостаточный) __________________

    -длительность и интенсивность (нормальная, недостаточная) ______________

    Ритмичность (сохранна, нарушена) ____________________________________

    Синхронность (сохранна, нарушена) ___________________________________

    Плавность (сохранна, нарушена) ______________________________________

    Состояние голосовой функции

    Основные голосовые характеристики:

    Способность модулировать голос по высоте и силе (сохранна/нарушена)________________________________________________

    Нарушения силы голоса (чрезмерно громкий, тихий, слабый, истощающийся) __________________________________________________________________

    Нарушения тембра голоса (глухой, сдавленный, хриплый, резкий, фальцет на фоне грудного регистра, назализованный, напряженный, дрожащий)________

    Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции (сохранна, нарушена)_________________________________________________________

    Просодическая организация речевого потока

    Мелодико-интонационная сторона речи: (норма, голос монотонный, маломодулированный; отсутствие голосовых модуляций, нарушение интонационного оформления речи) __________________________________________________________________

    Темп речи (норма; тахилалия, брадилалия; запинки; заикание) _____________

    Ритм речи (норма; дисритмия: растянутый, скандированный) __________________________________________________________________

    Паузация (сохранна, нарушена) _______________________________________

    Выразительность (тембр, интонирование, употребление словесного, логического ударения) ______________________________________________

    Понимание обращенной речи

    Понимание речи в полном объеме (понимание/непонимание переносного значения  метафорических выражений, фразеологизмов); понимание обращенной речи на бытовом уровне, выполнение/невыполнение сложных речевых инструкций; понимание обращенной речи ограничено (ситуативно); выполнение/невыполнение  простых речевых инструкций; непонимание обращенной речи___________________________________________________

    Воспроизведение звуко-слоговой структуры слов

    Не нарушена; нарушения слоговой структуры слов: парафазии (замены звуков, слогов), элизии (пропуски звуков, слогов), итерации (повторения звуков, слогов), контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого), персеверации (отсроченное повторение), перестановки звуков, слогов, антиципации (замены предшествующих звуков последующими)____________________________________________________

    Состояние фонетического строя речи

    Общая характеристика состояния звукопроизношения____________________

    фонетический строй сформирован;

    присутствие/отсутствие фонетических дефектов звукопроизношения – искажений:

    -редуцированность гласных;

    - недостаток произношения свистящих_________________________________

    - недостаток произношения шипящих _________________________________

    - недостаток произношения сонорных _________________________________

    - недостаток произношения губно-губных ______________________________

    - недостаток произношения губно-зубных ______________________________

    - недостаток произношения переднеязычных взрывных __________________

    - недостаток произношения средненебных ______________________________

    - недостаток произношения заднеязычных ______________________________

    - недостаток произношения носовых __________________________________

    - недостаток произношения твердых согласных _________________________

    - недостаток произношения мягких согласных __________________________

    Присутствие/отсутствие фонологических дефектов (замены, смешения) __________________________________________________________________

    Состояние фонематических процессов

    1. Фонематическое восприятие (сохранно, нарушено):_________________

    Способен /не способен различать и опознавать фонемы на слух __________________________________________________________________

    Способен /не способен дифференцировать звуки в речи:

     - несмешиваемых в произношении ____________________________________

    - смешиваемых в произношении______________________________________

     Способен /не способен дифференцировать правильно и искаженно произнесенные звуки________________________________________________

    1. Фонематический анализ (сформирован, недостаточен, не сформирован):_________________________________________________

    Определение места ударного гласного в слове (нач.-сер.-кон.)_____________

    Выделение ударного гласного в начале слова ___________________________

    Определение места заданного согласного звука в слове (нач.-сер.-кон.)_____

    Определение согласного звука по месту в слове _________________________

    Определение места звука в слове по отношению к другим звукам__________

    1. Фонематический синтез (сформирован, недостаточен, не сформирован):_________________________________________________

    Составление слов из последовательно предъявляемых звуков _____________

    1. Фонематические представления (сформированы, недостаточны, не сформированы):_______________________________________________

    Нахождение картинки или предмета, в названии которых есть заданный звук __________________________________________________________________

    Подбор слов с заданным звуком ______________________________________

    Составление предложения, все слова которого начинаются на заданный звук __________________________________________________________________

    Определение звука, преобладающего в словах предъявляемой фразы (предложения текста) __________________________________________________________________

    Состояние лексико-грамматического строя экспрессивной речи

    1. Активный словарь (достаточный, соответствует возрастной норме, обиходный, беден, резко ограничен)______________________________

    Называние картинок по темам: «Игрушки», «Одежда», «Овощи» и т.д. _____

    Обобщающие понятия: называние одним словом группы предметов __________________________________________________________________

    Называние существительных, обозначающих части тела_________________

    Называние существительных, обозначающих части предметов ____________

    Употребление глаголов при ответах на вопросы ________________________

    Называние прилагательных:

    - по цвету (синий, красный) __________________________________________

    - по форме (квадратный, овальный) ____________________________________

    Подбор антонимов (существительных, прилагательных, глаголов) _________

    1. Состояние словоизменения:

    Употребление существительных в Им.п. ед. и мн. числа__________________

    Употребление существительных в косвенных падежах без предлога ________

    Употребление формы Род. п мн. Числа сущ-х __________________________

    Употребление предложно-падежных конструкций _______________________

    Согласование прилагательных с существительными в ед. числе ___________

    Согласование числительных с существительными _______________________

    1. Состояние словообразования:

    Образование сущ-х с уменьшительно-ласкательными суффиксами _________

    Образование названий детенышей животных ___________________________

    Образование  прилагательных от сущ-х:

    - притяжательных ______________________________________________

          - относительных _______________________________________________

    Образование приставочных глаголов __________________________________

    Образование глаголов совершенного вида ______________________________

    Состояние связной речи  (работает самостоятельно; нуждается  в незначительной помощи со стороны педагога, требует серьезной помощи: использование подсказок, наводящих вопросов, акцентирование внимания на элементах сюжета и т.п.;  составить связный рассказ не может даже вместе с педагогом)

    Составление рассказа по сюжетной картине ____________________________

    Составление рассказа по серии сюжетных картин _______________________

    Составление рассказа-описания ______________________________________

    Заключение: (уровень сформированности речи ребенка определяется в соответствии с психолого-педагогической классификацией)_______________

    __________________________________________________________________

    На основе полученных результатов дается общая оценка сформированности навыков, состояния  процессов психических функций, формирования отдельных компонентов речи и т.д.

    Шкала оценки:

     0 баллов - отсутствие нарушений (сохранность функций и систем);

     1 балл -  удовлетворительное состояние, нарушения носят  не ярко выраженный характер;

     2 балла – имеются нарушения средней степени тяжести;

     3 балла – наблюдаются  грубые нарушения,

    4 балла – ярко выраженные нарушения,  вплоть до полной  несформированности навыков, процессов, систем.

    Первичная диагностика нарушений - констатирующее обследование- провидится перед началом специального  обучения. Контрольное, соответственно, после его завершения. Но не исключается возможность проведения промежуточных обследований, с целью выявления эффективности проводимых мероприятий по преодолению речевой недостаточности.  Сопоставив данные  можно проследить динамику (или ее отсутствие) в развитии  ребенка. Например,

    п/п

    Параметры обследования

    Констатирующее

    обследование

    Контрольное

     Обследование

    1.

     Психофизические процессы

    1

    0

    2.

    Моторная сфера

    2

    1

    3.

    Артикуляционный аппарат

    2

    0

    4.

    Дыхательная функция

    2

    0

    5.

    Голосовая функция

    2

    0

    6.

    Просодическая организация речевого потока

    2

    1

    7.

    Понимание обращенной речи

    1

    0

    8.

    Воспроизведение звуко-слоговой структуры слов

    3

    1

    9.

    Фонетический строй речи

    3

    0

    10.

    Фонематические процессы

    3

    1

    11.

    Лексико-грамматический строй речи

    3

    1

    12.

    Связная речь

    3

    1

    Общий балл:

    33

    6

    Диаграмма развития ребенка

    в процессе коррекционно-обучаюшего  процесса


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Динамические паузы в профилактике дисграфии у детей с общим недоразвитием речи в процессе коррекционной работы»

    Предлагаемые  динамические паузы  способствуют профилактике диграфии, решению максимального количества образовательных, воспитательных и коррекционных задач, развитию всех высших психических...

    Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет Тема: «Развитие устной речи дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе экологического воспитания»

    Задача и цели профессионального развития  Основной целью моей работы является воспитание основ: научить любить, беречь, понимать природу родного края и привить трудовые навыки к родной ...

    План по самообразованию учителя-логопеда "Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе обучения пересказу"

    Тема самообразования посвящена решению одной из проблем в развитии речи детей - формированию связной монологической речи в процессе обучения их пересказу....

    Индивидуально-коррекционный план ребенка с общим недоразвитием речи

    Индивидуально-коррекционный план логопеда на год  на ребенка собщим недоразвитием речи....