Бальная система оценки развития ребенка с общим недоразвитием речи в процессе коррекционного обучения.
методическая разработка (логопедия) по теме

Учителя-логопеды всегда заслуженно много внимания уделяют диагностике речевых нарушений. Изучение педагогом индивидуальных особенностей и нарушений должно проводиться в форме пролонгированного наблюдения за ребенком, на всем протяжении их совместной работы. Это играет важную роль в построении, а в дальнейшем, возможно, и в коррекции планирования работы с ребенком,  позволяет более тщательно применить индивидуальный подход, что, в свою очередь, создаст условия для наиболее эффективного использования  возможностей ребенка.  Бальная система оценки развития ребенка с речевой патологией  помогает дать полное представление о картине нарушения, позволяет выработать стратегию направленной коррекционной работы. К тому же, сопоставив данные констатирующего, промежуточного и контрольного обследований, можно проследить динамику (или ее отсутствие) в развитии ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей в условиях специального детского сада требует всестороннего обследования их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей и социального окружения. При изучении детей дошкольного возраста должны быть учтены следующие принципы: онтогенетический, этиопатогенетический (учет симптоматики речевой аномалии), деятельностный (учет ведущей возрастной деятельности), взаимосвязь речевого и общего психического развития.

В процессе изучения логопед должен выявить объем речевых навыков у ребенка с речевой аномалией, сопоставить его с возрастными нормативами, а также с уровнем психического развития, определить соотношение дефекта и компенсаторного фона, речевой и коммуникативной активности и других видов психической деятельности.

При выявлении речевых дефектов необходимо проанализировать  взаимодействие между процессом овладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя. Не менее важно также определить соотношения развития экспрессивной и импрессивной речи ребенка, выявить компенсаторную роль сохранных звеньев речевой функции, сопоставить уровень развития языковых средств с их активным использованием в речевом общении. В связи с этим выделяются несколько этапов обследования ребенка.  

  1. Ориентировочный этап. На этом этапе проводится целенаправленный опрос родителей, беседы с ребенком, изучение специальной документации.
  2. Дифференцировочный этап. Он включает в себя обследование интеллекта и слуха с целью отграничения детей с первичной речевой патологией от сходных состояний, где ведущим является нарушение слуха и интеллекта.
  3. Этап обследования неречевых процессов, тесно связанных с  речевым развитием.
  4. Подробное обследование ведущих компонентов языковой системы, итог которого  обосновывает логопедическое заключение.
  5. Заключительный, уточняющий этап включает в себя  динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального  обучения.

Данные, полученные в ходе обследования, фиксируются, всесторонне анализируются и оцениваются. Это даст возможность отобрать наиболее эффективные пути и методы коррекционной работы.

Примерная схема обследования ребенка

Анкетные данные:

Фамилия, имя ребенка_______________________________________________

Дата рождения, возраст на момент обследования_________________________

Домашний адрес____________________________________________________

Откуда поступил(а) _________________________________________________

Дата поступления в речевую группу___________________________________

Протокол №_____ Зачислен в логопедическую группу на срок_____________

Заключение ПМПК _________________________________________________

Дата заполнения речевой карты_______________________________________

Данные о родителях:

  1. Данные о родителях:

Мать (ФИО, возраст при рождении ребенка, место работы):_______________

Отец (ФИО, возраст при рождении ребенка, место работы):_______________

  1. Наличие речевых, нервно-психических, хронических заболеваний у родителей и родственников до рождения ребенка________________________

Анамнестические данные:

  1. Протекание беременности:

От какой по счету беременности ребенок _______________________________

Характер протекания беременности (токсикоз – 1-я, 2-я половина беременности падения, травмы, хронические соматические заболевания, психозы, инфекции) ________________________________________________

  1. Протекание родов:

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные)_______

Стимуляция (механическая, медикаментозная, другое) ___________________

  1. Когда закричал ребенок ________________________________________
  2. Наблюдалась ли асфиксия ______________________________________
  3. Резус-фактор _________________________________________________
  4. Вес и рост при рождении________________________________________
  5. Раннее постнатальное  развитие ребенка:

Вскармливание (когда принесли кормить, как взял грудь, как сосал, наблюдались ли срыгивания, поперхивания, грудное или искусственное) __________________________________________________________________

Когда выписались из роддома (если задержались, то почему)______________

Характер «жизненного ритма» ребенка ________________________________

  1. Раннее психомоторное развитие:

Когда начал держать голову __________________________________________

Когда начал переворачиваться.________________________________________

Когда начал сидеть  _________________________________________________

Когда начал стоять _________________________________________________

Когда начал ходить _________________________________________________

Когда появились первые зубы ________________________________________

Раннее эмоциональное развитие:

Когда появился комплекс оживления __________________________________

Стал узнавать близких ______________________________________________

Появилась реакция на посторонних ___________________________________

  1. Перенесенные заболевания (тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре):

До года: ___________________________________________________________

С 1года до 3 лет: ___________________________________________________

После 3 лет: _______________________________________________________

  1. Речевое развитие ребенка:

Время появления и особенностей голосовых и речевых реакций:

Крика _____________________________________________________________

Гуления ___________________________________________________________

Лепета ____________________________________________________________

Первых слов _______________________________________________________

Первых фраз _______________________________________________________

Темп речевого развития (замедленный, нормальный, бурный) _____________

Имела ли место стимуляция речевого развития (чтение детской литературы, подбор и объем в соответствии с возрастом, с какого возраста заучивались стихи, песни, как запоминает)

Отмечались ли:

Грубые искажения звуко-слоговой структуры слова после 3 лет ___________

Грубые аграмматизмы после 3 лет ____________________________________

Какие звуки долго произносились неправильно _________________________

Использование жестов ______________________________________________

Характерные особенности понимания речи окружающих _________________

Занимались ли с логопедом, с какого возраста __________________________

  1. Условия воспитания ребенка:

Социальная среда (контакты с  лицами, страдающими речевой патологией, наличие в семье билингвизма – если присутствует, то какой язык преобладает в общении, диалект) _____________________________________

Культурно-бытовые  условия в семье (контакты с лицами, страдающими нарушением слуха или зрения, расстройствами психики, социально неблагополучные семьи) _____________________________________________

  1. Особенности внешнего облика __________________________________
  2. Наличие вредных привычек и их характер ________________________
  3. Отношение членов семьи к речевому дефекту ребенка (безразличное, переживают, постоянно фиксируют  внимание ребенка на нарушенной речи, поправляют, предъявляют непомерные требования или оставляют дефект незамеченным) _______________________________

Объективные данные:

  1. Заключения специалистов:

Неврологический статус (невролог) _____________________________

Состояние интеллекта (психоневролог) __________________________

Состояние слуха (оториноларинголог) ___________________________

Состояние зрения (офтальмолог) ________________________________

  1. Общее развитие ребенка, особенности деятельности:

Контакт (речевой, жестовый, мимический,  в контакт не вступает, проявляет речевой негативизм; контакт формальный, в контакт вступает, но не сразу, с большим трудом, не проявляет заинтересованности в контакте; контакт избирательный,  легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность)  __________________________________________________________________

Отзывается на имя __________________________________________________

Называет свое имя и фамилию, имена родителей ________________________

Понимание родственных связей  (мама, папа, бабушка) ___________________

Круг представлений об окружающем __________________________________

Состояние психофизических процессов

  1. Внимание (низкая концентрация и неустойчивость внимания; внимание недостаточно устойчивое, поверхностное; быстро истощается, требует переключения на другой вид; плохое переключение внимания; внимание достаточно устойчивое, длительность сосредоточения внимания удовлетворительная).
  2. Зрительное восприятие:

Узнавание предметов в условиях наложения ____________________________

Узнавание предметов  в неполном изображении ________________________

Условия реального изображения _____________________________________

Условия силуэтного изображения ____________________________________

Условия контурного изображения ____________________________________

Условия точечного изображения _____________________________________

Исследование восприятия по Гольдшальду _____________________________

Исследование элементов изображения с целым (Матрица Равена)  _________

  1. Восприятие цвета:

Представление о цвете (есть/отсутствует)______________________________

Сличает цвета _____________________________________________________

Различает цвета (выделяет по слову) __________________________________

Знает и называет основные цвета______________________________________

  1. Восприятие величины

Представления о величине (есть/отсутствуют) __________________________

Соотносит предметы по величине _____________________________________

Дифференцирует предметы по величине _______________________________

Называет величину (выделяет по слову) _______________________________

  1. Восприятие формы

Представления о форме  (есть/отсутствуют) ____________________________

Соотносит предметы по форме________________________________________

Дифференцирует геометрические формы ______________________________

Называет геометрические формы (выделяет по слову)                                                          

- плоские _________________

- объемные _______________

  1. Восприятие пространственных представлений

Знание:

- частей тела________________________

- лица _____________________________

Ориентировка в сторонах собственного тела ___________________________

Дифференцирование пространственных понятий:

- выше – ниже __________________________________________

- справа – слева _________________________________________

- в центре ______________________________________________

- дальше - ближе ________________________________________

- впереди – сзади ________________________________________

Складывание разрезных картинок:

- из 2-х частей;

- из 3-х частей;

- из 4-х частей.

  1. Временные представления:

Части суток __________________________________________________

Времена года_________________________________________________

Состояние моторной сферы

  1. Выявление латеральных предпочтений:

Определение ведущей руки (сложить пальцы рук в «замок» - определяется верхний большой палец) _____________________________________________

Определение ведущей ноги (ударить ногой по воображаемому или реальному мячу) _____________________________________________________________

Определение ведущего глаза (посмотреть в воображаемую подзорную трубу, сложенную из пальцев руки) _________________________________________

  1. Особенности общей моторики

Пройтись по комнате ________________________________________________

Пройти по ровной линии ____________________________________________

Пробежаться _______________________________________________________

Постоять, попрыгать на левой ноге __________, на правой ноге ____________

Попрыгать на двух ногах:

на месте __________________, с продвижением вперед ___________________

Маршировать под счет ______________________________________________

Подбросить и поймать мяч обеими руками _____________________________

Бросить мяч: левой рукой ______________, правой рукой _________________

Направленно бросить мяч ____________________________________________

Перекатить мяч из руки в руку ________________________________________

Переключение с одного  движения на другое  (правая рука на поясе – левая рука на голове и наоборот) ___________________________________________

Выполнение серии двигательных упражнений (точность воспроизведения, удержание в памяти элементов действий, самоконтроль):

По показу

По инструкции

Руки вперед

Присесть, руки в стороны

Руки вперед, в стороны, вверх

  1. Особенности тонкой моторики

Изучение состояния тонкой моторики, пальцевого гнозиса:

Оценка уровня развития функции кистей и пальцев рук (cохранность функции, недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность)_________

Выявляются ли гиперкинезы пальцев, нарушения координации движений, тремор ____________________________________________________________

Исследуемые компоненты

тонких движений пальцев рук

Приемы обследования

 ручной моторики

Оценка

выполнения

Кинестетическая основа организации движений (статическая координация)

Кинестетическая основа организации движений (праксис позы руки)

  1. Одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой (левой) руки, обеих рук.
  2. Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы  правой (левой) руки, обеих рук.
  3. Положить кисть правой (левой) руки с вытянутыми пальцами перед собой, поместить указательный палец на средний и наоборот.
  4. Соединить в кольцо большой палец правой (левой) руки, обеих рук с указательным (средним, безымянным, мизинцем).

Кинетическая основа организации движений (динамическая координация)

Кинетическая основа организации движений (динамический праксис)

  1. Серия движений «кулак – ребро - ладонь», «ладонь – ребро – кулак, ребро – ладонь - кулак» (исследуется двигательная память).
  2. Последовательное касание стола 1-м, а затем 2-м пальцем, 2-м, а затем 5-м пальцем и так несколько раз (исследуется оптико-пространственная координация).
  3. Графическая проба «Заборчик»: продолжить рисовать «забор» по образцу, н6е отрывая руки.

для 5-6 лет повторение односложного элемента /\/\/\/\/\/\/\/\

для 6-7 лет повторение двухсложных элементов/\_/\_/\_/\_/\_

Реципроктная координация

  1. Кисти рук лежат ладонями вниз. Смена рук с одновременным сжиманием одной кисти в кулак и разжиманием кулака другой кисти («кулак - ладонь») (исследуется способность к  к одновременности и переключаемости движений).
  2. -Для детей 5-6 лет. Укладывание спичек в коробку по 10 штук, расположенных справа и слева от коробки.

- Для детей 6-7 лет. Укладывание  в коробку одной рукой спичек, расположенных справа от коробки, другой – пуговиц, расположенных слева от коробки.

При выполнении пробы учитывается  скорость движения рук и оценивается способность действовать одновременно обеими руками. (Возможна работа с секундомером).

Оптико-пространственная координация

  1. Последовательное касание стола 1-м, а затем 2-м пальцем, 2-м, а затем 5-м пальцем и так несколько раз (исследуется оптико-пространственная координация).
  2. Пробы Хэда (инструкция: «Делай руками так, как делаю я. Я подниму правую руку, и ты поднимай правую» и т.д.)

- Одноручные пробы:

Кисть руки поднять к подбородку (ладонью к лицу), пальцы касаются подбородка;

Кисть руки поднять к подбородку (тыльной стороной к лицу), пальцы касаются подбородка;

- Двуручные пробы:

Кисть одной руки накладывается на тыльную поверхность другой руки, затем производится смена рук;

 К вертикально стоящей ладони одной руки приставить перпендикулярно ладонь другой руки, затем произвести смену рук.

Конструктивный праксис.

1. Копирование фигур, сделанных из палочек педагогом, в том же пространственном положении.

2. Копирование пространственно ориентированных геометрических рисунков.

Ритмичность движений.

Ритмическая организация ручной деятельности.

  1. Ребенку предлагается выполнить несколько ритмических комбинаций с постоянным усложнением. Ребенок отхлопывает или отстукивает ритм, предложенный педагогом по образцу.
  2. Ребенок производит ритм по написанной схеме / - ///,  // - / и т.д.

Конфликтная двигательная деятельность.

  1. Поднимание (неподнимание) руки  в ответ на стук. Инструкция: «На один стук – подними руку и сразу опусти, на два стука – не поднимай руку».
  2. «Кулак - палец». Инструкция: «Когда я подниму кулак, ты покажи мне палец, а когда я покажу палец, подними кулак»

Двигательная память.

  1. Серия движений «кулак – ребро - ладонь», «ладонь – ребро – кулак, ребро – ладонь - кулак».
  2. Поднимание (неподнимание) руки  в ответ на стук. Инструкция: «На один стук – подними руку и сразу опусти, на два стука – не поднимай руку».

Скорость движений рук

  1. Для детей 5-6 лет. Укладывание пуговиц в коробку, рассыпанных на столе (20 штук одной величины). Пуговицы следует аккуратно класть в коробку, а не бросать. Задание выполняется сначала правой рукой, а затем левой.
  2. Для детей 6-7 лет. Укладывание спичек в коробку (12 красных и 12 белых спичек). По команде  ребенок высыпает спички на стол, затем  собирает в коробку только красные спички сначала правой, потом левой рукой.

Синкинезии

  1. Соединить в кольцо большой палец правой (левой) руки, обеих рук с указательным (средним, безымянным, мизинцем).
  2.  Серия движений «кулак – ребро - ладонь», «ладонь – ребро – кулак, ребро – ладонь - кулак» (исследуется двигательная память).
  3. Последовательное касание стола 1-м, а затем 2-м пальцем, 2-м, а затем 5-м пальцем и так несколько раз.

Переключаемость движений

Учитываются все пробы.

Дифференциация движений

Учитываются все пробы.

Двигательная ловкость

  1. - Для детей 5-6 лет. Укладывание пуговиц в коробку, рассыпанных на столе (20 штук одной величины). Пуговицы следует аккуратно класть в коробку, а не бросать. Задание выполняется сначала правой рукой, а затем левой.

-  Для детей 6-7 лет. Укладывание спичек в коробку (12 красных и 12 белых спичек). По команде  ребенок высыпает спички на стол, затем  собирает в коробку только красные спички сначала правой, потом левой рукой.

2. -Для детей 5-6 лет. Укладывание спичек в коробку по 10 штук, расположенных справа и слева от коробки.

- Для детей 6-7 лет. Укладывание  в коробку одной рукой спичек, расположенных справа от коробки, другой – пуговиц, расположенных слева от коробки.

Учитываются все пробы.

Точность движений

  1. - Для детей 5-6 лет. Укладывание пуговиц в коробку, рассыпанных на столе (20 штук одной величины). Пуговицы следует аккуратно класть в коробку, а не бросать. Задание выполняется сначала правой рукой, а затем левой.

-  Для детей 6-7 лет. Укладывание спичек в коробку (12 красных и 12 белых спичек). По команде  ребенок высыпает спички на стол, затем  собирает в коробку только красные спички сначала правой, потом левой рукой.

2. -Для детей 5-6 лет. Укладывание спичек в коробку по 10 штук, расположенных справа и слева от коробки.

- Для детей 6-7 лет. Укладывание  в коробку одной рукой спичек, расположенных справа от коробки, другой – пуговиц, расположенных слева от коробки.

Учитываются все пробы.

  1. Особенности мимической моторики: в течение всего обследования отмечаются особенности естественной мимики: мимика живая, выразительная, отражающая эмоциональное состояние ребенка; мимика невыразительная; лицо гипомимичное, «маскообразное», отмечается неврологическая симптоматика в лицевой мускулатуре.

Оценка уровня развития функции мышц лица, и выявление неврологического синдрома в мимической моторике:

Состояние тонуса лицевой мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма)____________________________________________________________

Гипомимия ________________________________________________________

Сглаженность носогубных складок ____________________________________

Оральные синкинезии _______________________________________________

Асимметрия лица ___________________________________________________

Гиперкинезы лица __________________________________________________

Исследуемые компоненты

произвольных

мимических движений

Приемы обследования произвольной

мимической мускулатуры

Оценка

выполнения

  1. Способность к удержанию мимической позы;
  2. Способность к переключению;
  3. Равномерность работы мышц;
  4. Объем движений;
  5. Тонус мышц (во время движения и при удержании);
  6. Темп движения;
  7. Точность движения;
  8. Дифференциация движения;
  9. Двигательные замены;
  10. Синкинезии.
  1. Сморщить лицо;
  2. Вытянуть лицо (в длину) – «высшая степень удивления»;
  3. Поднять брови – удивиться. Глаза при этом широко раскрываются, на лбу появляются горизонтальные морщины;
  4. Опустить брови и  свести их к переносице (нахмуриться). Глаза почти закрываются, и над переносицей образуются вертикальные и горизонтальные морщины.
  5. Слегка сомкнуть веки;
  6. Прищурить глаза – взгляд на яркое солнце;
  7. Полное смыкание век - одновременно закрыть оба глаза, затем открыть.
  8. Попеременно закрывать правый и левый глаз.
  9. Зажмуриться.
  10. Попеременно зажмуривать то правый, то левый глаз.
  11. Сморщить нос.
  12. Надуть щеки - «толстячок».
  13. Попеременно, с паузами, надувать то правую, то левую щеку.
  14. Попеременно быстро надувать щеки – имитировать полоскание зубов.
  15. Втягивать щеки – «худышка».
  16. Попеременно, с паузами, втягивать то правую, то левую щеку.

  1. Особенности артикуляционной моторики: в течение всего обследования в процессе речи отмечаются особенности артикулирования_____________________________________________________

 -артикуляция четкая, движения активные, точные, дифференцированные, воспроизводятся в полном объеме

- артикуляция смазанная, сжатая, нечеткая, страдает дифференциация и точность движений, которые воспроизводятся не в полном объеме, отмечается снижение амплитуды движений  артикуляционных органов, а также слабовыраженная неврологическая симптоматика;

- артикуляция грубо нарушена, объем и амплитуда движений артикуляционных органов строго ограничены, отмечается достаточно выраженная неврологическая симптоматика в артикуляционных органах.

Оценка уровня развития функции мышц артикуляционных органов и выявление неврологического синдрома в артикуляционной моторике:

Состояние тонуса мышц органов артикуляции (норма, дистония, гипотония, спастичность) ______________________________________________________

Подвижность органов артикуляции (норма, недостаточна, строго ограничена) __________________________________________________________________

Неврологический синдром в артикуляционной моторике (отсутствует, спастический парез, тонические нарушения управления речевой деятельностью типа ригидности, гиперкинезы, атаксия, апраксия) __________________________________________________________________

Состояние глоточного и небного рефлексов (норма, повышен, понижен)__________________________________________________________

Наличие (отсутствие) патологических рефлексов орального автоматизма (гиперсаливация: норма, усиливается при определенных условиях, постоянная) __________________________________________________________________

Исследуемые компоненты

артикуляционных движений

Приемы обследования

 произвольной артикуляционной моторики.

Оценка

Выполнения

1.Способность к удержанию артикуляционной позы;

2. Способность к переключению;

3. Равномерность работы мышц;

4. Объем движений;

5. Тонус мышц (во время движения и  при удержании позы);

6. Темп движения;

7. Точность движения;

8. Дифференциация движения;

9. Двигательные замены;

10. Синкинезии.

Движения губ:

  1. Крепко сжать губы – «упрямец».
  2. Сложить губы для свиста;
  3. Широко улыбнуться (губы сомкнуты);
  4. Попеременно поднимать углы рта;
  5. Поднять верхнюю губу (обнажить верхний ряд зубов);
  6. Опустить нижнюю губу (обнажить нижний ряд зубов);
  7. «Улыбка» (растянуть губы в улыбке, обнажив передние зубы верхнего и нижнего ряда);
  8. Вытянуть губы «трубочкой»;
  9. Чередовать «улыбку» «трубочку»;
  10. С утрированной артикуляцией произносить (без голоса) цепочку гласных звуков: А – У – И – Ы.

Движения нижней челюсти:

  1. Широко открыть рот (движения нижней челюсти вниз);
  2. Плавно закрыть рот (движения нижней челюсти вверх);
  3. Имитация жевания;
  4. Плавные движения нижней челюсти вправо-влево с удержанием челюсти в смещенном положении;
  5. Выдыижение н6ижней челюсти вперед;
  6. Максимальное оттягивание нижней челюсти назад.

Движения языка:

  1. Удерживать язык «лопаткой» 5-7 с.
  2. Удерживать язык «иголочкой», затем потянуть его к подбородку;
  3. Чередовать «лопатку» и «иголочку»;
  4. Высунуть язык и поднять кончик к носу;
  5. Выполнять упражнение «Качели»;
  6. Выполнять упражнение «маятник»;
  7. Движения языка от правого к левому углу рта и обратно по нижней губе;
  8. Движения языка от правого к левому углу рта и обратно по верхней губе;
  9. Выполнять упражнение «Трубочка»;
  10.  Выполнять упражнение «Чашечка»;
  11.  Выполнять упражнение «Лошадка»;
  12.  Выполнять упражнение «Грибок»;

Движения мягкого неба:

  1. Отрывисто на твердой атаке голоса при широко открытом рте произнести звук А;
  2. Широко открыть рот и зевнуть.

На основе полученных результатов дается общая характеристика:

 тонуса губной мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма) __________________________________________________________________

подвижности губ (подвижны, малоподвижны, недостаточно подвижны) __________________________________________________________________

наличие (отсутствие) асимметрии в губной мускулатуре __________________

подвижности нижней челюсти (строго ограничена, недостаточна, норма) __________________________________________________________________тонуса язычной мышцы (спастичность, гипотония, дистония, норма) __________________________________________________________________подвижности (строго ограничена, недостаточна, норма) __________________

наличие (отсутствие) гиперкинезов, тремора, девиации языка _____________

тонуса мягкого неба (спастичность, гипотония, дистония, норма) __________

наличие (отсутствие) отклонения всего мягкого неба или его язычка в сторону ________________________________________________________________

отсутствие или недостаточное смыкание мягкого неба с задней стенкой глотки ________________________________________________________________

Состояние  артикуляционного аппарата:

Губы (толстые, мясистые, узкие, короткие):_____________________________

Зубы (редкие, кривые, вне челюстной дуги, крупные, с большими промежутками, некоторые отсутствуют):_______________________________________

Прикус (открытый передний/боковой, двусторонний/односторонний, глубокий, мелкий): ______________________________________________________

Челюсти (прогения, прогнатия, норма) _________________________________

Небо (узкое, высокое, плоское, низкое, куполообразное, субмукозная расщелина) ____________________________________________________________

Язык:

- форма и размер (обычный, массивный, маленький, длинный, короткий, узкий, гипертрофия корня языка) _______________________________________  

- кончик  языка (истонченный, широкий, раздвоенный) ___________________

- подъязычная связка (норма, короткая, укороченная, спайка с тканями  подъязычной области)

Состояние дыхательной функции

Тип физиологического дыхания (носовое – норма, ротовое, смешанное)________________________________________________________

Вид физиологического дыхания (ключичное/верхнегрудное; диафрагмальное; брюшное/нижнереберное; смешанное) __________________________________________________________________

Нарушения дыхания (отсутствуют – свободное дыхание; затрудненное, поверхностное;  неровное, неритмичное) __________________________________________________________________

Дифференциация ротового и носового выдоха (сохранна; нарушена; ротовой выдох укорочен, вдох неглубокий)_____________________________________

Речевое дыхание:

- объем речевого выдоха (нормальный, недостаточный) __________________

-длительность и интенсивность (нормальная, недостаточная) ______________

Ритмичность (сохранна, нарушена) ____________________________________

Синхронность (сохранна, нарушена) ___________________________________

Плавность (сохранна, нарушена) ______________________________________

Состояние голосовой функции

Основные голосовые характеристики:

Способность модулировать голос по высоте и силе (сохранна/нарушена)________________________________________________

Нарушения силы голоса (чрезмерно громкий, тихий, слабый, истощающийся) __________________________________________________________________

Нарушения тембра голоса (глухой, сдавленный, хриплый, резкий, фальцет на фоне грудного регистра, назализованный, напряженный, дрожащий)________

Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции (сохранна, нарушена)_________________________________________________________

Просодическая организация речевого потока

Мелодико-интонационная сторона речи: (норма, голос монотонный, маломодулированный; отсутствие голосовых модуляций, нарушение интонационного оформления речи) __________________________________________________________________

Темп речи (норма; тахилалия, брадилалия; запинки; заикание) _____________

Ритм речи (норма; дисритмия: растянутый, скандированный) __________________________________________________________________

Паузация (сохранна, нарушена) _______________________________________

Выразительность (тембр, интонирование, употребление словесного, логического ударения) ______________________________________________

Понимание обращенной речи

Понимание речи в полном объеме (понимание/непонимание переносного значения  метафорических выражений, фразеологизмов); понимание обращенной речи на бытовом уровне, выполнение/невыполнение сложных речевых инструкций; понимание обращенной речи ограничено (ситуативно); выполнение/невыполнение  простых речевых инструкций; непонимание обращенной речи___________________________________________________

Воспроизведение звуко-слоговой структуры слов

Не нарушена; нарушения слоговой структуры слов: парафазии (замены звуков, слогов), элизии (пропуски звуков, слогов), итерации (повторения звуков, слогов), контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого), персеверации (отсроченное повторение), перестановки звуков, слогов, антиципации (замены предшествующих звуков последующими)____________________________________________________

Состояние фонетического строя речи

Общая характеристика состояния звукопроизношения____________________

фонетический строй сформирован;

присутствие/отсутствие фонетических дефектов звукопроизношения – искажений:

-редуцированность гласных;

- недостаток произношения свистящих_________________________________

- недостаток произношения шипящих _________________________________

- недостаток произношения сонорных _________________________________

- недостаток произношения губно-губных ______________________________

- недостаток произношения губно-зубных ______________________________

- недостаток произношения переднеязычных взрывных __________________

- недостаток произношения средненебных ______________________________

- недостаток произношения заднеязычных ______________________________

- недостаток произношения носовых __________________________________

- недостаток произношения твердых согласных _________________________

- недостаток произношения мягких согласных __________________________

Присутствие/отсутствие фонологических дефектов (замены, смешения) __________________________________________________________________

Состояние фонематических процессов

  1. Фонематическое восприятие (сохранно, нарушено):_________________

Способен /не способен различать и опознавать фонемы на слух __________________________________________________________________

Способен /не способен дифференцировать звуки в речи:

 - несмешиваемых в произношении ____________________________________

- смешиваемых в произношении______________________________________

 Способен /не способен дифференцировать правильно и искаженно произнесенные звуки________________________________________________

  1. Фонематический анализ (сформирован, недостаточен, не сформирован):_________________________________________________

Определение места ударного гласного в слове (нач.-сер.-кон.)_____________

Выделение ударного гласного в начале слова ___________________________

Определение места заданного согласного звука в слове (нач.-сер.-кон.)_____

Определение согласного звука по месту в слове _________________________

Определение места звука в слове по отношению к другим звукам__________

  1. Фонематический синтез (сформирован, недостаточен, не сформирован):_________________________________________________

Составление слов из последовательно предъявляемых звуков _____________

  1. Фонематические представления (сформированы, недостаточны, не сформированы):_______________________________________________

Нахождение картинки или предмета, в названии которых есть заданный звук __________________________________________________________________

Подбор слов с заданным звуком ______________________________________

Составление предложения, все слова которого начинаются на заданный звук __________________________________________________________________

Определение звука, преобладающего в словах предъявляемой фразы (предложения текста) __________________________________________________________________

Состояние лексико-грамматического строя экспрессивной речи

  1. Активный словарь (достаточный, соответствует возрастной норме, обиходный, беден, резко ограничен)______________________________

Называние картинок по темам: «Игрушки», «Одежда», «Овощи» и т.д. _____

Обобщающие понятия: называние одним словом группы предметов __________________________________________________________________

Называние существительных, обозначающих части тела_________________

Называние существительных, обозначающих части предметов ____________

Употребление глаголов при ответах на вопросы ________________________

Называние прилагательных:

- по цвету (синий, красный) __________________________________________

- по форме (квадратный, овальный) ____________________________________

Подбор антонимов (существительных, прилагательных, глаголов) _________

  1. Состояние словоизменения:

Употребление существительных в Им.п. ед. и мн. числа__________________

Употребление существительных в косвенных падежах без предлога ________

Употребление формы Род. п мн. Числа сущ-х __________________________

Употребление предложно-падежных конструкций _______________________

Согласование прилагательных с существительными в ед. числе ___________

Согласование числительных с существительными _______________________

  1. Состояние словообразования:

Образование сущ-х с уменьшительно-ласкательными суффиксами _________

Образование названий детенышей животных ___________________________

Образование  прилагательных от сущ-х:

- притяжательных ______________________________________________

      - относительных _______________________________________________

Образование приставочных глаголов __________________________________

Образование глаголов совершенного вида ______________________________

Состояние связной речи  (работает самостоятельно; нуждается  в незначительной помощи со стороны педагога, требует серьезной помощи: использование подсказок, наводящих вопросов, акцентирование внимания на элементах сюжета и т.п.;  составить связный рассказ не может даже вместе с педагогом)

Составление рассказа по сюжетной картине ____________________________

Составление рассказа по серии сюжетных картин _______________________

Составление рассказа-описания ______________________________________

Заключение: (уровень сформированности речи ребенка определяется в соответствии с психолого-педагогической классификацией)_______________

__________________________________________________________________

На основе полученных результатов дается общая оценка сформированности навыков, состояния  процессов психических функций, формирования отдельных компонентов речи и т.д.

Шкала оценки:

 0 баллов - отсутствие нарушений (сохранность функций и систем);

 1 балл -  удовлетворительное состояние, нарушения носят  не ярко выраженный характер;

 2 балла – имеются нарушения средней степени тяжести;

 3 балла – наблюдаются  грубые нарушения,

4 балла – ярко выраженные нарушения,  вплоть до полной  несформированности навыков, процессов, систем.

Первичная диагностика нарушений - констатирующее обследование- провидится перед началом специального  обучения. Контрольное, соответственно, после его завершения. Но не исключается возможность проведения промежуточных обследований, с целью выявления эффективности проводимых мероприятий по преодолению речевой недостаточности.  Сопоставив данные  можно проследить динамику (или ее отсутствие) в развитии  ребенка. Например,

п/п

Параметры обследования

Констатирующее

обследование

Контрольное

 Обследование

1.

 Психофизические процессы

1

0

2.

Моторная сфера

2

1

3.

Артикуляционный аппарат

2

0

4.

Дыхательная функция

2

0

5.

Голосовая функция

2

0

6.

Просодическая организация речевого потока

2

1

7.

Понимание обращенной речи

1

0

8.

Воспроизведение звуко-слоговой структуры слов

3

1

9.

Фонетический строй речи

3

0

10.

Фонематические процессы

3

1

11.

Лексико-грамматический строй речи

3

1

12.

Связная речь

3

1

Общий балл:

33

6

Диаграмма развития ребенка

в процессе коррекционно-обучаюшего  процесса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Динамические паузы в профилактике дисграфии у детей с общим недоразвитием речи в процессе коррекционной работы»

Предлагаемые  динамические паузы  способствуют профилактике диграфии, решению максимального количества образовательных, воспитательных и коррекционных задач, развитию всех высших психических...

Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет Тема: «Развитие устной речи дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе экологического воспитания»

Задача и цели профессионального развития  Основной целью моей работы является воспитание основ: научить любить, беречь, понимать природу родного края и привить трудовые навыки к родной ...

План по самообразованию учителя-логопеда "Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе обучения пересказу"

Тема самообразования посвящена решению одной из проблем в развитии речи детей - формированию связной монологической речи в процессе обучения их пересказу....

Индивидуально-коррекционный план ребенка с общим недоразвитием речи

Индивидуально-коррекционный план логопеда на год  на ребенка собщим недоразвитием речи....