Сенсорное развитие ребенка с общим недоразвитием речи.
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме

маслова оксана васильевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 299.87 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие ребенка с ОНР в детском саду.

Проблема преобразования образовательного пространства, в котором происходит воспитание, обучение и развитие ребёнка, занимает особое место в педагогических исследованиях последних лет. При этом коррекционно-развивающей среде, как части целостной формы педагогической деятельности, отводится большая роль в речевом и психическом развитии детей, имеющих речевое недоразвитие. Важнейшими принципами функционирования такой среды являются принцип научности, природосообразности, перспективной направленности, комплексного использования предметов среды, принцип оптимального насыщения. "Правильно организованная предметно-пространственная среда в логопедической группе создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности" (Н.В.Нищева).

Огромную  роль в коррекционной работе с детьми с онр играет сенсорное развитие.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование

представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

 Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

 Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

 В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

 Главное  значение   сенсорного воспитания  по М.Монтессори состоит  в создании основы  для  развития  мышления  через расширение  поля  восприятия. Дети, обладающие сенсорной культурой,   различают широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений; мир постепенно  предстает перед ними  во  всем  богатстве  и многообразии. Впечатления, полученные при  активном  взаимодействии  с внешним миром, дают пищу разуму для выработки  абстрактных понятий. Сенсорные  упражнения дают возможность  различать и классифицировать предметы по форме, размеру и окраске, шуму и звучанию.

Для развития зрительного восприятия в развивающей предметной среде необходимы пособия для развития восприятия цвета, формы и размера, наблюдательности, зрительной памяти, внимания, концентрации взгляда, зрительно-моторной координации; игры-экспериментирования со светом, водой, стеклом; создаются коллекции типа «Гора самоцветов»; н/п игры типа «Наведи порядок», «Что спрятал художник», «Запомни и повтори» и т.п., блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и др.

Для развития слухового восприятия  - пособия для развития слухового анализатора, слуховых ощущений, слухового внимания, пространственного слуха: музыкальные инструменты, звучащие игрушки, аудиозаписи с детскими,  женскими, мужскими голосами, «звучащие коробочки» с разными наполнителями, предметы из материалов, издающиx различные шумы.

Для развития вкусового анализатора – пособия для развития вкусового анализатора, дифференциации, сравнения и запоминания вкуса продуктов; игры «Сладкое- соленое» (с использованием «вкусовых баночек»), «Какой на вкус?», «Хлебные загадки».

Для развития обонятельного восприятия – пособия для развития обонятельной чувствительности, дифференциации запахов: «Коллекция природных запахов», «Коллекция кулинарных запахов», «Сухие духи»

(высушенные лепестки любимых цветов, листьев, семян в маленьких мешочках), игра «Что за фрукт?».

Для развития осязательного восприятия- пособия для развития тактильных анализаторов, тактильных ощущений, наблюдательности, осязательной памяти, внимания, мелкой моторики: массажные мячики, бусинки, конструкторы и мозаики различных видов и  размеров, пазлы , игры типа «Танграм», различные игрушки со шнуровками и застежками, волчки,  игрушки -трансформеры, матрешки, мешочки с различными наполнителями для перебирания, сухие бассейны с крупами, разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности, «тепловые таблички»; тактильные коврики с различными поверхностями, тактильные панели с различными поверхностями, коллекции «Мир бумаги», «Мир ткани» и т.п.

Для развития сенсорных способностей в развивающей среде необходимы различные игры.

Игры для развития осязания (тактильного восприятия).

К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

"Что внутри?".

 Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

 Дополнительно можно небольшое количесвто каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков.

«Что это?».

 Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

"Собери матрешку".

 Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку - кто быстрее.

"Золушка".

 Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

"Угадай, что внутри".

 Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

Дети очень любят играть в изготовленные «Тепловые  таблички». Это деревянный ящик c четырьмя парами табличек из следующих материалов: дерево, металл, войлок и пластик. Чередуя таблички, раскладывала их на столе, предлагала найти одинаковые по тепловым ощущениям. Контроль осуществлялся визуально: таблички имеют разный вид, и также ощущением тепла. В результате этого упражнения у детей развивается тепловое восприятие, они учатся составлять пары табличек, одинаковых по тепловым ощущениям.

"Найди пару".

 Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.

 Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

Игры на развитие зрительного восприятия (восприятие  формы, цвета, величины, пространства).

«Геометрический планшет» .

Это пособие было изобретено М.Монтессори. Оно прекрасно развивает мелкую моторику, абстрактное мышление, знакомит с геометрическими понятиями.  

С помощью цветных резиночек ребенок  "рисует" на планшете разнообразные фигуры, геометрические формы, цифры, животных, птиц и т.п. Нужно только зацепить один конец резиночки за один гвоздик, натянуть и закрепить ее другой конец на другом гвоздике. Из нескольких натянутых резиночек складывается рисунок.

«Помоги другу», «Нарисуй глазами».

Для проведения глазодвигательной гимнастики в группе могут использоваться схемы зрительно-двигательных траекторий. По "дорожкам" бегут различные зверюшки, дети должны проследить глазами, "помочь" сказочному персонажу добежать до конца дорожки. Когда дети осваивают плавное движение глазами с опорой на линию схемы, им предлагается "рисовать" глазами воображаемые фигуры без зрительной опоры. Такие упражнения тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, снимают умственное утомление, способствуют развитию зрительного восприятия, улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости, тренируют способность глаза фокусировать.

«Собери бусы».

Для игры используют крышки от пластиковых бутылок с отверстием в центре и шнурок.

Ребенок должен  собрать бусы по образцу, различая  цвета. Так же ребенок может упражняться в счете, если сделать карточку с цифрами (если цифра красного цвета- одеть на шнурок крышки соответствующего цвета и т.д.)

2 ой вариант игры:  использовать как мозаику, раскладывая крышки без шнурка (задание для ребенка- "укрась коврик, полянку цветами" и т.д.) «Волчок Кюкельхауза».

При вращении волчка ребенок видит нечто необычное - не то, что ожидал увидеть. Неподвижное начинает двигаться. Движущееся становится неподвижным. Возникают интересные узоры и неожиданные цвета.

 Для развития слуха у детей применяют «Звучащие коробочки». В двух ящиках красного и синего цвета  - шесть коробочек с красной крышкой, и шесть коробочек с синей крышкой.  Для каждой коробочки из одного ящика имеются парные в другом ящичке, издающие  при встряхивании такой же шум. Для контроля на дне каждой коробочки наклеены метки – кружочки разного цвета. Метки всех пар отличаются друг от друга по цвету. Дети на слух определяют коробочки с одинаковым шумом, составляют пары одинаковых шумов.  После завершения  работы  осуществляют самоконтроль ошибок.

В результате этого упражнения у детей развивается слуховое восприятие, пробуждается акустическое внимание, идет подготовка к развитию музыкального слуха.  

Для развития вкусового восприятия у детей используют дидактический материал «Вкусовые банки». Это – 8 баночек, 8 пипеток, маленькие ложки. Для приготовления растворов используют раствор сахара, соли, лимона и горький раствор. Одинаковым раствором заполняют каждые 2 банки. Дети берут  баночки и при помощи пипетки капают  по несколько капель в ложку, пробуют  на  вкус, узнают жидкости разного вкуса. Банки, содержимое которых одинаково по вкусу, ставят рядом друг с другом. Контроль над ошибками проходит  путем повторного сравнения. В результате таких упражнений у детей развивается вкус, они учатся находить пары одинаковых на вкус жидкостей, осторожно обращаться с солью, сахаром, специями для приготовления еды.

Для развития обоняния у детей используют « Коллекцию кулинарных запахов ».   В двух ящичках находятся коробочки , наполненные различными пряностями: гвоздика, ваниль, перец, чеснок и т.д. Для каждой коробочки одного ящичка имеется парная коробочка в другом. На дне коробочек имеются контрольные метки. Дети, стараясь найти коробочки с одинаковым запахом, сравнивают их. Если запахи одинаковые, ставят рядом, составляя пару. После завершения работы,  они проверяют себя по контрольным меткам.

  Набор «Свет и цвет» адресован всем, кто любит яркие краски, разнообразие цвета и кому интересно, как и почему человек видит. Набор дает возможность провести более ста ярких и необычных опытов, понять свойства света, узнать, как свет используется в самых разных областях нашей жизни, и самим придумать новые световые эффекты, которые могут украсить любой праздник. В удивительных экспериментах с разноцветными источниками света при помощи линз, светофильтров и дифракционных элементов можно наблюдать захватывающие оптические явления, которые никого не оставят равнодушным .  

«Веселый мяч».  

 Игры с мячом на резинке предоставляют большие возможности развития координации движений и моторной ловкости, а также психокоррекции.

 Большой мяч на резинке привязывают к телу, после чего по нему можно ударять ногой или рукой. Игровые упражнения с мячом на резинке позволяют корректировать эмоционально-волевую сферу ребенка и общую моторику, помогают снять агрессивность и мышечное напряжение, развивают концентрацию внимания.

Мяч на резинке безопасен в использовании при правильной фиксации на теле ребёнка (необходимо следить за тем, чтобы ребёнок не надел резинку себе на шею).

Наборы полупрозрачных цветных строительных кубиков.

Цветные полупрозрачные элементы открывают новые грани в играх архитектурно-строительной тематики. Из этих элементов дети могут создавать сказочные замки и пейзажи, а используя различные источники освещения - наблюдать волшебные переливы света.

Волчок Кюкельхауза (настольный).

                                                                                                                                                                                                                             Шесть квадратных пластин-волчков с рисунком на лицевой (верхней) стороне. При вращении волчка ребенок видит нечто необычное - не то, что ожидал увидеть. Неподвижное начинает двигаться. Движущееся становится неподвижным. Возникают интересные узоры и неожиданные цвета.

Получение иллюзий требует определенных физических действий. На нижней стороне каждой пластины, строго в центре, находится «пятка» - пластмассовая сплюснутая полусфера, служащая опорой. Если поставить волчок пяткой на стол или на пол и крутануть руками за края, он будет свободно вращаться - иногда очень быстро, иногда совсем медленно.  

Игра способствует развитию зрительного и тактильного анализаторов, умения описывать результаты опыта, формирует наблюдательность, побуждает детей к исследованиям и рукоделию, создает мотивацию к продуктивному общению.

 

Игра "Смешай цвета".          

Набор из 30 пластиковых прозрачных карточек размером 18х6 см. Карточки можно накладывать друг на друга: красный и синий создают пурпурный, синий и желтый - зеленый и т.д.

        

Карточки Кайе. Каналетто.

100 квадратных карточек (5х5 см) зеленого цвета. На карточки нанесены 11 вариантов рисунка из элементов синего цвета с желтой окантовкой. Карточки надо складывать так, чтобы они прилегали друг к другу, а синие линии плавно переходили с карточки на карточку.

Сейчас широко распространены "пазлы" (картонные картинки, которые нужно собирать из кусочков, имеющих неровный край), представляющие собой систему закрытого типа с одним единственным решением. В отличие от них, карточки Кайе – это вариативная многофункциональная дидактическая и игровая система открытого типа с множеством допустимых решений.

Карточки Кайе. Виколетто.

100 квадратных карточек (5х5 см) белого цвета. На карточки нанесены 23 варианта рисунка из элементов черного цвета с красной окантовкой. Карточки надо складывать так, чтобы они прилегали друг к другу, причем цвета прилегающих элементов на карточках должны быть одинаковыми, а линии окантовки – плавно переходить с карточки на карточку.

 Пособие можно использовать для раскладывания пасьянса, в качестве графического конструктора, графического трансформера, для игры в домино.

Формидо.        

В комплект входят 54 пластиковые геометрические фигуры, из которых можно собирать небольшие узоры и целые композиции по образцу из альбома заданий или используя свое воображение.

 Футляр и крышка набора служат игровыми полями; на этих полях игрокам нужно собирать узоры. Геометрические фигуры разного размера, цвета и формы (равнобедренный прямоугольный треугольник, четверть круга и квадрат) из тонкого пластика практичны в применении и приятны на ощупь. Возможно использование набора как геометрического материала на уроках.

 Игра развивает чувство симметрии, зрительную память, навык следования инструкции, творческое и воссоздающее воображение. Работа с деталями набора позволяет развивать пространственную ориентацию, восприятие и различение цвета, формы, размера деталей, формирует навык разделения предметов на составные части и соединения деталей в целое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бальная система оценки развития ребенка с общим недоразвитием речи в процессе коррекционного обучения.

Учителя-логопеды всегда заслуженно много внимания уделяют диагностике речевых нарушений. Изучение педагогом индивидуальных особенностей и нарушений должно проводиться в форме пролонгированного наблюде...

Структура неосознаваемых взаимоотношений ребенка в семье, их роль в создании единого пространства развития детей с общим недоразвитием речи

Использование потенциала семьи при реализации коррекционных задач.Открытые занятия совместно с родителями.Методы формирования мотивации для успешной деятельности....

Проект «Развитие эмоциональной сферы ребенка с общим недоразвитием речи через музыкально-художественную деятельность»

Создание проекта по развитию эмоциональной сферы детей с ОНР через музыкально-художественную деятельность позволит достичь конкретных результатов за короткий период. Реализация проекта обеспечит актив...

Индивидуальная программа по коррекции речевого развития у ребенка с общим недоразвитием речи при ринолалии

В индивидуальной программе определены коррекционные задачи, основные направления и содержание работы, условия и средства формирования правильного звукопроизношения у ребенка с  ринолалией в групп...

Схема обследования речи ребенка с общим недоразвитием речи

Полная схема обследования речи ребенка с ОНР 2-3 уровня речевого развития....

Индивидуальный маршрут развития и коррекции речи ребенка с Общим недоразвитием речи 3 уровня

Методическая разработка индивидуального маршрута коррекции речи ребенка с ОНР 3 уровня....

«Логопедическое обследование детей группы с ФФНР» (по методикам Н. В. Нищевой «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4-7 лет)» и Г.А. Волковой «Методика обследования нарушений речи у детей»).

  Всем известно, что эффективность коррекционной работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена логопедическая диагностика. Своевременное выявление нарушен...