Индивидуальная программа по коррекции речевого развития у ребенка с общим недоразвитием речи при ринолалии
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

В индивидуальной программе определены коррекционные задачи, основные направления и содержание работы, условия и средства формирования правильного звукопроизношения у ребенка с  ринолалией в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи) в условиях  дошкольного образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_programma._rinolaliya._-_kopiya.docx80.15 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад №   »

ПРИНЯТА:                                                                 УТВЕРЖДЕНА:

на Педагогическом совете                                         Заведующим МБДОУ

МБДОУ «Детский сад №    »                                 «Детский сад №   »

                                                                                 ______________

Протокол №___ от________20__г.                                      Приказ № ___ от_________20__г.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У РЕБЕНКА

 С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПРИ РИНОЛАЛИИ

В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Автор-составитель:

Новожилова Марина Анатольевна

учитель-логопед первой категории

Г. Троицк

2018 г.

Автор – составитель:

учитель – логопед первой категории М.А. Новожилова МБДОУ «Детский сад №  7»  г. Троицк, Челябинская область.

В индивидуальной программе определены коррекционные задачи, основные направления и содержание работы, условия и средства формирования правильного звукопроизношения у ребенка с  ринолалией в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи) в условиях  дошкольного образовательного учреждения.

ОГЛАВЛЕНИЕ

№ п/п

Содержание

Страница

I

Целевой раздел

4

1.1

Пояснительная записка к индивидуальной программе по коррекции речевого развития у ребенка с общим недоразвитием речи при ринолалии в группе компенсирующей направленности  для детей с нарушениями речи.

4

1.2

Цели и задачи реализации программы.

6

1.3

Принципы и подходы к реализации программы.

6

1.4

Психолого-педагогическая характеристика ребенка с открытой  ринолалией.

7

1.5

Планируемые результаты освоения программы. Целевые ориентиры.

10

1.5.1

Промежуточные планируемые результаты.

12

II

Содержательный раздел

13

2.1

Основные направления коррекционно-развивающей работы.

13

2.2

Cодержание коррекционно-развивающей работы.

15

2.3

Комплексное психолого-педагогическое обследование.

18

2.4

Взаимодействие в работе педагогов и специалистов МБДОУ.

20

2.6

 Взаимодействие с семьёй.

20

III

Организационный раздел

21

3.1

Организация индивидуальной деятельности.

22

3.2

Основные приемы коррекционного воздействия.

23

3.3

Материально-техническое обеспечение.

25

3.4

Предметно- развивающая среда.

24

3.5

Ведение отчетной документации.

26

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.

В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического и речевого  развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.

Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушениями речи,  в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общественных ценностей, а также способностей и компетенций.

Настоящая Программа является компонентом вариативной части «Адаптированной общей образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 7» для детей с  тяжелыми нарушениями речи, а также  основывается на «Примерной адаптированной программе коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», автор Н.В.Нищева, СПб, Детство-пресс, 2015. Образовательная область, реализуемая в программе – коммуникация.

        Главным условием в работе является активизация здоровых отделов речевого аппарата и подготовка нарушенных отделов как базовых для формирования правильного звукопроизношения.

Программа определяет содержание и структуру деятельности учителя-логопеда по направлениям: диагностическое, коррекционное, профилактическое, научно-методическое в работе с ребенком-инвалидом 5 - 7 лет, родителями (законными представителями) воспитанника и педагогами МБДОУ «Детский сад № 7» и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образовательного процесса в старшей-подготовительной логопедической группе.

Разработка Программы образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности решает актуальную на сегодняшний день проблему сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программ с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, интегрирующей их содержание и определяющей взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении общих целей и задач.

«Индивидуальная программа по коррекции нарушений речи у ребенка с ринолалией в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи МБДОУ «Детский сад № 7» рассчитана на 2017-2019 учебный год и предназначена для ребенка-инвалида 5 - 7 лет, зачисленного в группу компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи) ДОУ.

Данная  Программа является нормативно - управленческим документом дошкольного образовательного учреждения, характеризующим  систему психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида (ринолалия)  в условиях воспитательно-образовательного процесса.  

Нормативно-правовую основу для разработки Программы коррекционно-развивающей образовательной деятельности  учителя-логопеда составляют:

  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Декларация прав ребенка;
  • Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Приказ МОиН РФ  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», утверждённый МОиН РФ от 30.08.2013 г. №1014;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
  • Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 7».
  • Примерная образовательная программа дошкольного образования
  • Адаптированная основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 7»  для детей с тяжелыми нарушениями речи.
  • «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», автор Н.В.Нищева, СПб, Детство-пресс, 2015
  • Положение  о группе компенсирующей направленности ДОУ;
  • а также разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Таким образом, Программа разработана с учетом целей и задач основной  образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей  воспитанников ДОУ. В программе   определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи.

  1.  Цели и задачи программы.

Цель данной программы: Развитие приспособленческих и компенсаторных возможностей у ребенка – ринолалика для реабилитации нарушенных функций.

Задачи программы: Создать благоприятные условия для интеллектуального и речевого развития ребенка с ринолалией. Нормализовать фонетическую сторону речи: формирование артикуляции большинства звуков, устранение назализации.

Ожидаемый результат: Значительное улучшение тембра голоса и исправление нарушения звукопроизношения, обусловленного анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Создание оптимальных условий с учетом индивидуальных особенностей психического и физического развития ребенка – инвалида и дальнейшего обеспечения максимально возможной нормализации его психических процессов и речи, с целью дальнейшей социализации.

  1. Принципы и подходы к формированию рабочей программы.

Главная идея программы заключается в реализации образовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития ребенка с ринолалией, то есть одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей инвалидов. Программа имеет в своей основе следующие принципы:

  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  • принципы интеграции усилий специалистов;
  • принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
  • принцип постепенности подачи учебного материала;
  • принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

         Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, воспитателя, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.

Основные принципы коррекции речи при ринолалии:

  • учёт механизмов расстройства и особенностей симптоматики;

опора на сохранные функции и анализаторы;

  • единство речевой системы, то есть одновременная активизация небноглоточных отделов артикуляционного аппарата и дыхания;
  • учёт возрастных и компенсаторных возможностей ребёнка;
  • воспитание естественного функционирования механизмов речи: мягкая голосоподача, отбор и использование речевого материала.

Особенно важными являются комплексные мероприятия, которые помогают ослабить развитие дефекта. В основу комплексного метода положен принцип одновременного обучения речевому дыханию, голосообразованию и артикуляции, а также переводу артикуляционной базы в передние отделы речевой полости.

Основной формой работы  Программы является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.

Обеспечение взаимодействия педагогов и родителей на основе системы интегрированных связей, качественной комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных структуре дефекта, возрасту ребенка, что обеспечивает высокую результативность и стойкость результатов коррекционно-развивающей работы.

Исходя из особенностей речевого развития дошкольника, имеющего тяжелое нарушение речи – ринолалию, строится процесс логопедической работы. Он осуществляется поэтапно, исходя из особенностей речевого нарушения ребенка

1.4. Психолого-педагогическая характеристика ребенка с открытой ринолалией.

В отечественной и зарубежной литературе среди речевой патологии выделяют ринолалию, как одну из сложных клинических форм. Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. При ринолалии наблюдается назализованный тембр голоса, артикуляция и фонация существенно отличаются от нормы.

Ринолалия проявляется в трех формах - открытой, закрытой и смешанной и по этиологии может быть органической и функциональной.

Открытая ринолалия характеризуется дефектной артикуляцией и аномальным акустическим эффектом речевых звуков: во время речи воздушная струя проходит одновременно через рот и нос, вследствие чего возникает носовой резонанс при произнесении всех звуков. Аномальный акустический эффект создается и специфическим тембром голоса.

Открытая органическая ринолалия  является следствием врожденного дефекта неба - расщелины. Наличие расщелины обусловливает полное или частичное соединение двух резонаторов: полостей рта и носа. В результате этого во время речи нарушается направление воздушной струи и, следовательно, при образовании звуков речи возникает специфический назальный акустический эффект.

Ринолалия при расщелинах неба характеризуется своеобразным комплексом симптомов.

1. Изменение положения и активности языка.

Язык стабилизируется в следующем положении: все тело его оттянуто кзади (западает назад, к глотке), а корень и спинка с силой приподняты кверху (отмечается повышенный тонус). Кончик языка  развит плохо, часто паретичен. В результате оказываются доступными только самые элементарные движения, которые между собой мало дифференцированы. Изменение положения языка является своеобразным приспособлением ребенка к своему дефекту.

2. Нарушение деятельности мышц, осуществляющих движение мягкого неба.

Функция всех мускулов, поднимающих мягкое небо и образующих разделение носовой и ротовой полостей, резко ограничена не только при речи, но и при актах жевания и глотания. Мягкое небо либо пассивно, либо мало подвижно и не выполняет своей функции разделения ротовой и носовой полости. У ребенка нарушается существующее переплетение мышц неба по средней линии и необходимое их физиологическое натяжение и отмечается ассиметрия мышц мягкого неба слева и справа.  Слизистая оболочка глотки  бледная, вялая, атрофичная. Смыкание мягкого неба и задней стенки глотки не осуществляется.

3. Изменение взаимодействия мышц всего периферического конца речедвигательного анализатора.

Прежде всего, обращает на себя внимание нарушение взаимосвязи артикуляторных и мимических мышц, что выражается в излишних движениях лицевых мышц в процессе артикуляции, наличии синкинезий, а в ряде случаев тикообразных и хореических движений лицевых мышц.

Массивные рубцы, после хейлопластики, ограничивают подвижность мышц. Это является причиной вовлечения в артикуляцию звуков лицевых и мимических мышц, что вырабатывает у ребенка стойкий стереотип напряженности речи.

Нарушение взаимодействия между артикуляционными и дыхательными мышцами приводит к специфическим проявлениям особенностей речевого дыхания. При ринолалии дыхание ускоренное, поверхностное и учащенное. Страдает направленность и плавность выдоха, а также ритмичность речевого дыхания. Чаще всего дыхание при ринолалии оказывается поверхностным (грудным), наблюдается асинхронность грудного и диафрагмального дыхания, нарушается соотношение между вдохом и выдохом. Такой тип дыхания создает особые трудности для реализации речи.

4. Тотальное нарушение звукопроизношения.

Все звуки произносятся с носовым оттенком, причем наиболее дефектными в этом отношении являются гласные звуки (для них нужен самый сильный велофарингеальный (небно-глоточный) затвор. Артикуляция согласных звуков сдвигается к месту отсутствующего небно-глоточного затвора, в результате чего звуки искажаются и приближаются ~ к храпящему звучанию, иногда напоминающему отдельные звуки. Реже отмечаются звуковые замены, причем звуки-субституты являются также искаженными. Значительно нарушенными оказываются те согласные, которые требуют наиболее высокого ротового давления.

Итак, при органической открытой ринолалии расщелина является фактором, влекущим за собой ряд других патологических изменений в функции артикуляционного аппарата, усугубляющих речевой дефект. В частности, наиболее ярким патологическим изменением является дефектное положение языка в полости рта и нарушение мышечной взаимосвязи всего артикуляционного аппарата. Таким образом, органический дефект -- расщелина -- ведет к функциональному нарушению праксиса артикуляционного аппарата.

При врожденных расщелинах анатомические изменения отмечаются только в верхнем отделе периферического конца речедвигательного анализатора (наличие самой расщелины, недоразвитие мышечного комплекса неба, изменения в зубочелюстной системе). Однако эти относительно немногочисленные анатомические изменения приводят к стойким функциональным дефектам всех трех систем речепроизводства: энергетической, генераторной и резонаторной. Это сказывается на характере речевого дыхания, на особенностях голоса и на специфике его артикуляции. Таким образом, открытая ринолалия и ее характер оказываются зависимыми от компенсаторных нарушений: патологической стабилизации тела языка в полости рта, нарушения деятельности мышц мягкого неба и нарушения взаимодействия всех мышечных групп периферического конца речедвигательного анализатора.

При ринолалии речь развивается с опозданием (первые слова появляются к двум годам и значительно позже) и имеет качественные особенности.

Импрессивная речь развивается относительно нормально, а экспрессивная претерпевает некоторые качественные изменения.

В первую очередь следует отметить крайнюю невнятность речи мальчика. Слова и фразы малопонятны для окружающих, так как формирующиеся звуки своеобразны по артикуляции и звучанию. Вследствие дефектного положения языка в полости рта согласные звуки образуются главным образом за счет изменений положения кончика языка (при незначительном участии корня языка в артикуляции) и при излишней активизации лицевых мышц.

Эти изменения положения кончика языка относительно постоянны и соотносятся с артикуляцией определенных звуков. Произношение некоторых согласных звуков представляет для ребенка особую трудность. Так, он не может осуществить необходимой преграды у верхних зубов и альвеол для произнесения звуков верхней позиции: л, т, д, ч, ш, щ, ж, р; у нижних резцов для произнесения звуков с, з, ц с одновременным ротовым выдохом. Звуки к, г либо отсутствуют, либо замещаются характерным взрывом, производимым при соединении несращенных частиц увули или стенок глотки.

Гласные звуки произносятся при оттянутом кзади языке с выдохом воздуха через нос и характеризуются вялой губной артикуляцией.

Таким образом, гласные и согласные звуки формируются с сильным носовым оттенком. Артикуляция их зачастую значительно изменена, и звуки между собой нечетко дифференцированы. Для самого воспитанника такие артикулемы служат кинемой, т. е. двигательной характеристикой определенного звука, и в его речи выполняют смыслоразличительную функцию, что и позволяет использовать их для речевого общения.

Все произносимые мальчиком звуки на слух воспринимаются как дефектные. Общая их характеристика для слушающего - храпящие звуки с носовым оттенком. При этом глухие звуки воспринимаются как близкие к звуку х, звонкие - кг фрикативному; из них губные и губно-зубные - как близкие к звуку м,  а переднеязычные - к звуку н с незначительной модификацией звучания.

Иногда артикулемы в речи ринолалика очень близки к норме, а их произношение, несмотря на это, на слух воспринимался как дефектное (храпящее), так как речевое дыхание нарушено, и, кроме того, возникает излишнее напряжение лицевых мышц, что в свою очередь влияет на артикуляцию и звуковой эффект.

Таким образом, звукопроизношение при ринолалии поражено тотально.

Самостоятельное осознание дефекта речи у ребенка отсутствует,  критичность к нему снижена.

Таким образом, в структуре речевой деятельности при ринолалии дефект фонетико-фонематического строя речи является ведущим звеном нарушения, причем первичным, является нарушение фонетического оформления речи. Этот первичный дефект накладывает некоторый отпечаток на формирование лексико-грамматического строя речи, но глубокие качественные изменения его встречаются обычно лишь при сочетании ринолалии с другими речевыми нарушениями.

Неполноценность речи при ринолалии сказывается на формировании всех психических функций ребенка и в первую очередь - на становлении личности. Своеобразие ее развития обусловливается неблагоприятными для ринолалика условиями жизни в коллективе.

Нарушение речи как средства коммуникации затрудняет положение мальчика в коллективе. Часто его общение с коллективом односторонне, а результат общения травмирует. Деятельность его находится в более благоприятном состоянии. Ребенок интеллектуально полноценен.

Целенаправленная работа по преодолению дефекта речи будет способствовать становлению положительных черт характера, а также стимулировать развитие высших психических функций. У мальчика достаточные  возможности к высокой степени компенсации дефекта и реабилитации функций.

  1. Планируемые результаты освоения программы. Целевые ориентиры.

Главной задачей коррекционной работы является реализация образовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития ребенка-инвалида с ринолалией.

Целевые ориентиры базируются на ФГОС ДО и задачах данной Программы, даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

  • Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
  • Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладаетначальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
  • Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения вразличных видах деятельности.
  • Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способенвыбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.
  • Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
  • У ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.
  • Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.
  • Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.
  • Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.
  • У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Результатом успешной коррекционной работы  можно считать следующее целевые ориентиры:

  • ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить большую часть звуков  русского языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию.
  • ребенок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности, умениями работать по правилу и по образцу, слышать инструкцию и выполнять её; умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной структуры.
  • ребенок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу;
  • педагоги и родители детей с нарушениями речи включены в коррекционно-образовательный процесс, в результате этого у ребенка сформированы первичные представления о семье, себе, обществе, государстве, мире и природе; в соответствии с возрастными возможностями уточнён и обобщён словарь, сформирован грамматический строй речи, достаточно развита связная речь по лексическим темам в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

  1. Промежуточные планируемые результаты. 

                  К промежуточным целевым ориентирам в логопедической работе в соответствии с данной программой относятся следующие характеристики возможных достижений ребенка  на этапе завершения коррекционно-образовательной деятельности в старшем дошкольном возрасте ( 6 лет) :

  • Усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
  • Употребляет слова, обозначающие личностные характеристики с эмотивным значением;
  • Умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;
  • Умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок с помощью взрослого;
  • Имеет навык правильного употребления грамматической формы слов; продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели;
  • Умеет строить простые распространенные предложения; предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
  • Имеет навыки составления описательных рассказов, рассказов составленных по серии сюжетных картинок; владеет техникой пересказа;
  • Осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по дифференциальным признакам;
  • Владеет простыми формами фонематического анализа;
  • Владеет понятиями: звук, слог, слово, предложение;
  • Осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ слов;
  • Имеет навык составления графической схемы слогов, слов, предложений;
  • Правильно произносит гласную группу звуков.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Основной формой работы  Программы является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.

Обеспечение взаимодействия педагогов и родителей на основе системы интегрированных связей, качественной комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных структуре дефекта, возрасту ребенка, что обеспечивает высокую результативность и стойкость результатов коррекционно-развивающей работы.

Исходя из особенностей речевого развития дошкольника, имеющего тяжелое нарушение речи – ринолалию, строится процесс логопедической работы. Он осуществляется поэтапно, исходя из особенностей речевого нарушения ребенка.

2.1. Основные направления коррекционно-развивающей работы.

Логопедическая работа при открытой ринолалии стоится на основе сущности данного нарушения и его причин.

В основу методики положен принцип использования физиологического дыхания, которое постепенно перевоспитывается в речевое диафрагмальное с ротовым выдохом.

Развитие такого типа речевого дыхания проводится одновременно с формированием артикулем звуков речи. Такая параллельность в формировании дыхания и артикулем позволяет уже на первых занятиях получить правильные звуки речи.

При ринолалии наблюдается тотальное нарушение звукопроизношения. В связи с этим в логопедической работе необходимо формировать правильное произношение всех звуков речи заново. Некоторые звуки в речи могут показаться правильными по звучанию, но это впечатление обманчиво, так как общая напряженность мышц артикуляционного аппарата и неправильное положение языка не обеспечивают нормальной артикуляции. Поэтому эти кажущиеся правильными звуки нельзя использовать в логопедических занятиях.

Итак, начиная работу с ринолаликом, необходимо отказаться от всего, что он умеет произносить, и начать работу заново. Этот путь лучше обеспечит эффективность усилий.

Последовательность работы над звуками при ринолалии определяется подготовленностью артикуляционной базы звуков.

Звуки речи взаимозависимы и взаимосвязаны, и потому наличие полноценных звуков одной группы является производным базисом для формирования следующей группы звуков: одни звуки являются производными для других. Артикулемы имеющихся звуков будут тем необходимым основанием, на котором воспитываются новые звуки. В постановке отдельных звуков могут быть использованы разные опорные звуки.

Подготовка артикуляционной базы звука проводится при помощи специальной артикуляционной гимнастики. Эта гимнастика постоянно сочетается с развитием речевого дыхания ребенка.

В системе упражнений по развитию артикуляционного праксиса главным должно быть использование физиологического взаимодействия мышечных групп речевого аппарата, т. е. их взаимосвязанности и взаимозависимости.

Следует избегать грубых артикуляционных упражнений, не являющихся основой артикуляции каких-либо звуков (высовывание языка, отведение высунутого языка на верхнюю губу и т. п.), так как они никак не соответствуют произвольным движениям, необходимым для закрепления артикуляций отдельных звуков.

Тренируются движения, необходимые для произнесения того или иного звука, причем нужно следить, чтобы ребенок выполнял показанное движение легко, без напряжения, так как напряжение может иррадировать на другие группы мышц речевого аппарата.

Дополнительные артикуляционные упражнения можно применять только в строго дифференцированном плане и только в необходимых случаях. Все они должны быть естественными, физиологичными и выполняться ребенком без особого напряжения. Чаще всего они применяются в случаях комбинированных расстройств. Так, в случаях тяжелых дизартрии, которые могут сопутствовать ринолалии, применяется массаж и механическая помощь для развития движения необходимых групп мышц, тренируются движения для преодоления односторонней слабости языка и т. д. Упражнения строго дифференцируются с учетом необходимости и полезности каждого из них. Итак, при проведении гимнастики артикуляционного аппарата следует обращать внимание на то, что все тренируемые движения должны служить формированию определенных артикуляционных укладов речевых звуков. При вызывании звука первоначально внимание ребенка направляется на его артикулему; не следует фиксировать внимание ребенка на звуке с привлечением слухового контроля для того, чтобы его старая привычная артикуляция не мешала закреплению вновь появившегося правильного произношения. Ребенок не должен знать заранее, над произношением какого звука он работает.

Правильные речевые навыки закрепляются логопедом и лишь частично — родителями под руководством логопеда.

На первых 10—15 занятиях контроль за формированием правильных речевых навыков осуществляется только логопедом, т. е. ребенок не получает заданий на дом.

После того как артикуляции окажутся усвоенными, вводится буквенное обозначение звуков: речевой материал, проработанный на занятиях с логопедом, можно закреплять на самостоятельных занятиях под контролем родителей.

После закрепления произношения отдельных звуков проводится их автоматизация в словах и фразах, которые ребенок произносит под контролем логопеда.

Объем речи на занятиях постепенно расширяется, усложняясь до контекстной речи, и окончательные речевые навыки закрепляются в форме диалога в новых для ребенка условиях.

В соответствии с изложенными этапами нами разработана методика обучения правильной речи больных с ринолалией в дооперационный и послеоперационный периоды. Система занятий, изложенная в методике, проста и физиологична, не утомительна для ребенка, значительно облегчает труд логопеда и сокращает сроки логопедических занятий.

В основу работы положены занятия по формированию правильного речевого дыхания и одновременного построения правильных артикулем.

2.2.  Содержание коррекционно-развивающей работы

Процесс логопедического воздействия  по устранению речевых нарушений у ринолаликов осуществляется на индивидуальных  занятиях и делится на два периода: подготовительный период и основной период.

Подготовительный период.

 Основная цель занятий этого периода — формирование правильного речевого дыхания параллельно с усвоением артикулем. Период можно условно разделить на два этапа:

1.      Формирование речевого дыхания при дифференциации вдоха и выдоха через нос и рот  проводится на протяжении всей работы с ребенком. В подготовительном периоде эта работа ограничивается формированием только длительного ротового выдоха.

В основе предлагаемой системы работы — использование физиологического дыхания, образование физиологически естественных, ненапряженных дифференцировок речевых движений.

Наиболее продуктивным для формирования правильной речи является диафрагмальное (нижнереберное) дыхание

2.      Формирование длительного ротового выдоха при реализации артикулем гласных звуков (без включения голоса) и фрикативных глухих согласных звуков.  Параллельно с работой па развитию диафрагмального дыхания проводится гимнастика артикуляционного аппарата на артикулемах гласных и согласных звуков.

Последовательность работы над звуками в подготовительном периоде

Гласные звуки. Артикулемы гласных звуков формируются в такой последовательности: а, э, о, ы, у, и, я, е, ё, ю (заканчивает эту последовательность полугласный звук й).

Звуки я, е, ё, ю формируются из сочетания и и соответствующего гласного звука (а,э, о, у). Звук и позволяет проследить направление выдоха как в первой, так и во второй части дифтонга.

Согласные звуки. После знакомства с артикулемами гласных звуков начинаются упражнения по развитию ротового выдоха на артикулемах глухих согласных звуков. Работа над артикулемами гласных продолжается при шепотном их произнесении.

 В подготовительном периоде работы формируются фрикативные глухие согласные звуки в такой последовательности: ф, с, ш, щ, х.

Количество упражнений, предлагаемых ребенку на каждом занятии, может быть различным. Так, на первом занятии можно ограничиться тренировкой ротового выдоха, а возможно перейти и к формированию нескольких артикулем гласных звуков.

Программа подготовительного периода работы обеспечивает ребенку формирование правильного ротового выдоха и усвоение ряда звуков (гласных — в шепотном произнесении и фрикативных глухих согласных звуков).

Основными особенностями этого периода работы являются:

1.  параллельность в работе над дыханием и артикуляцией;

2. максимальное отвлечение ребенка от слухового, контроля во время произнесения звуков;

3. постоянное повторение усвоенного комплекса упражнений перед усвоением нового.

Основной период

Основная цель занятий этого периода та же, что и в первом периоде, т. е. формирование правильного речевого дыхания одновременно с развитием артикулем. При этом область коррекционного воздействия расширяется проводится активная автоматизация и дифференциация звуков. В процессе обучения правильной речи вводятся элементы обучения грамоте, дифференцируются понятия «звук» -  «буква».

Данный период условно можно разделить на четыре этапа:

 1. Работа по озвончению фрикативных звуков проводится до формирования глухих взрывных звуков, так как все изученные артикулемы реализуются при одинаковом длительном ротовом выдохе. Проводится обучение ребенка  по включению голоса при длительном ротовом выдохе.

2. Формирование второго вида ротового выдоха - короткого ротового выдоха при реализации взрывных согласных звуков. Внимание ребенка обращается на мгновенность и порывистость выдыхаемой струи.  Овладение этим видом выдоха проходит при формировании звуков п, б, т, д, к, г.

3.        Дифференциация короткого и длительного ротового и носового выдоха при формировании произношения группы сонорных звуков и аффрикат. Проводится работа над согласными звуками — формирование группы соноров — л, р, н, м и аффрикат — ц, ч.

4.      Формирование мягких звуков. Проводится работа по смягчению ротового выдоха с акцентированием на артикуляторные и фонематические характеристики звуков.

Особенности работы в этом периоде заключаются в следующем:

1.  параллельность в работе над дыханием и артикуляцией;

2.  осознанный слуховой контроль ребенка за своим произношением;

3. введение буквенного обозначения изучаемых звуков, что может служить для подготовки к обучению грамоте;

4.  автоматизация и дифференциация звуков в различных условиях (слог, слово, предложения, текст);

5.  предупреждение дисграфий.

Итак, в логопедической работе с ребенком для вызывания звуков можно использовать различные исходные артикуляции. В предлагаемой последовательности формирования звуков нет общепринятого в логопедии последовательного усвоения звуков по группам свистящих, щипящих, соноров и т. п. Последовательность работы над звуками определяется возможностями развития артикуляционного аппарата ребенка-ринолалика и предлагает вначале развитие правильного речевого дыхания.

Выполнение основных требований к проведению занятий с детьми и соблюдение последовательности работы по предлагаемой системе обеспечивает высокую эффективность логопедического воздействия.  

   Коррекция развития личности. Речевой дефект при ринолалии накладывает свой отпечаток на структуру личности ребенка, поэтому на протяжении всех логопедических занятий большое внимание уделяется коррекции ее развития. Логопед должен дать ребенку возможность поверить в свои силы, в полезность и эффективность проводимой работы.

В процессе занятий необходимо поощрять успехи ребенка, поддерживать его высокий эмоциональный тонус. Логопед должен стать как бы участником внутреннего мира воспитанника и помогать ему в решении определенных жизненных вопросов, в отношениях с коллективом и окружающими. Важна также разъяснительная работа логопеда в тех социальных микрогруппах, где живет и общается ребенок. Оказываемая им помощь должна быть тактичной, незаметной и вместе с тем значимой.

Перспективный план индивидуальной коррекционно-развивающей работы по устранению ринолалии  на 2018 – 2020 учебные года.

Подготовительный  период обучения

1 этап

Формирование речевого дыхания. Постановка диафрагмального дыхания. Дифференциация речевых движений. Развитие орального праксиса: развитие артикуляционной моторики, формирование ритмической стороны речи, развитие кинетической стороны речи. Логопедический массаж. Развитие неречевого слуха. Воспитание внимания, усидчивости и работоспособности.

2 этап

Формирование длительного ротового выдоха. Логопедический массаж. Постановка гласных звуков: а, э, о, ы, у, и, я, е, ё, ю и полугласного звука  й.  Артикуляционная гимнастика на основе доступных артикулем.  Развитие речевого слуха. Воспитание внимания, усидчивости и работоспособности.

Основной  период обучения

1 этап

   Формирование глухих взрывных звуков на основе длительного ротового выдоха. Логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика. Постановка звуков: ф, с, ш, щ, х. Автоматизация поставленных звуков. Устранение назализации гласных звуков. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза. Формирование дифференцированного восприятия назализованных и «чистых» звуков. Воспитание речевого  внимания и памяти.

2 этап

   Формирование короткого ротового выдоха. Логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика. Постановка звуков: п, б, т, д, к, г. Автоматизация поставленных звуков на материале слогов, слов и предложений. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза. Формирование дифференцированного восприятия назализованных и «чистых» звуков. Воспитание речевого  внимания и памяти.

3 этап

  Дифференциация короткого и длительного ротового и носового выдоха. Логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика. Постановка звуков: л, р, н, м, ц, ч. Автоматизация поставленных звуков на материале слогов, слов и предложений. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза. Формирование дифференцированного восприятия назализованных и «чистых» звуков. Воспитание речевого  внимания и памяти.

4 этап

   Формирование речевого дыхания, плавности речи. Артикуляционная гимнастика. Формирование мягких звуков. Автоматизация, дифференциация, введение поставленных звуков в самостоятельную речь. Развитие фонематических навыков: анализа и синтеза. Воспитание коммуникативных навыков.

2.3. Комплексное психолого-педагогическое обследование.

Система получения точных данных о состоянии деятельности учителя-логопеда ДОУ может быть обеспечена посредством диагностики, представляющей собой систему сбора, обработки, хранения  информации. Данная информация анализируется учителем-логопедом, и на её основе оценивается состояние качества коррекционно-образовательной деятельности, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные пути их решения.

 Диагностика  проводится в целях:

- выявления степени выраженности и структуры речевого дефекта ребенка-инвалида;

- выявления степени соответствия результатов деятельности учителя-логопеда МБДОУ  ФГОС дошкольного образования;

- определения уровня удовлетворения потребностей и ожиданий субъектов коррекционно-образовательного процесса;

- качественной оценки условий, созданных учителем-логопедом для осуществления полноценной коррекции недостатков речи у детей.

- развития логопедической помощи, своевременного предотвращения неблагоприятных и критических ситуаций.

Углубленная диагностика проводится в течение сентября. Для обследования речевого развития детей используется сокращенный вариант «Тестовой методики экспресс-диагностики устной речи» Т.А. Фотековой и «Альбом для логопеда» О.Б. Иншаковой

Задачами логопедического обследования являются выявление особенностей общего и речевого развития детей: состояния компонентов речевой системы, соотношения развития различных компонентов речи, импрессивной и экспрессивной речи, сопоставление уровня развития языковых средств с их активизацией (использованием в речевой деятельности).

Углубленное логопедическое обследование позволяет выявить не только негативную симптоматику в отношении общего и речевого развития ребенка, но и позитивные симптомы, компенсаторные возможности, зону ближайшего развития. Диагностика позволяет решать задачи развивающего обучения и адаптировать программу в соответствии с возможностями и способностями воспитанника.

После заполнения учителем-логопедом речевой карты ребенка составляется перспективный план коррекционной деятельности на текущий учебный год. Оценка индивидуального развития ребенка осуществляется в сентябре и в конце учебного года.

Параметры:

1.   Артикуляционный праксис:

•    Объем движений;

•    Качество движений;

•    Переключаемость.

2.    Звукопроизношение:

•     Изолированное произношение:

•     Произношение в слоге:                                                                                                                                

•     Произношение в слове,  предложении;

•     Произношение в связной речи.

3.   Фонематический слух:

 •     Умение слышать и различать изолированные звуки (в ряду полярных звуков, акустически близких звуков, артикуляторно близких звуков);

•     Дифференциация слоговых рядов по звонкости - глухости согласных звуков;

•    Дифференциация слоговых рядов по твердости - мягкости согласных звуков;

•    Воспроизведение слоговых рядов.

4.   Фонематическое восприятие:

•    Выделение заданного звука из ряда звуков;

  • Выделение заданного звука в слове;

•    Выделение первого гласного звука в слове;

Критерии:

Низкий уровень - не эффективен никакой вид помощи, выполнение задания недоступно.

Уровень  ниже среднего - эффективна помощь обучающего характера, характер выполнения имеет условное сходство с образцом.

Средний уровень - нуждается в направляющей помощи, ошибки стойкие, носят множественные характер.

Уровень выше среднего - эффективна помощь стимулирующего характера, возможны единичные незначительные неточности в выполнении задания.

Высокий уровень - самостоятелен, в помощи не нуждается, выполняет задание качественно и в полном объеме.

2.3. Взаимосвязь в работе педагогов и специалистов МБДОУ

Заведующий МБДОУ и/или заместитель заведующего по ВМР осуществляет методическое обеспечение программы, контроль за соблюдением САНПиН, за освоением ребенком содержания программы.

 Воспитатель руководит образовательной деятельностью, консультирует родителей, по вопросам воспитания, организует тематические беседы, наблюдения, выполняет рекомендации данные логопедом.

Музыкальный руководитель выполняет упражнения по заданию логопеда для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства», развитие слухового восприятия, двигательной памяти.

Инструктор по физической культуре развивает общую и мелкую моторику ребенка, развивает физиологическое дыхание, произвольность, пространственную ориентировку, ловкость, выносливость и др. качества.

2.4. Взаимодействие с семьёй.

Логопед привлекает родителей к коррекционно-развивающей работе через систему взаимодействия.

Рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно при необходимости в письменной форме на карточках и в логопедическом дневнике ребёнка (после прохождения первого периода работы). Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей в речевом развитии.

        Родители  включены в коррекционно-образовательный процесс, взаимодействуют с учителем – логопедом в результате этого у ребёнка  формируются     первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: в соответствии с возрастными возможностями уточняется и обобщается словарь, формируется грамматический строй речи, развивается связная речь по лексическим темам в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Данная программа рассчитана на ребенка старшего дошкольного возраста с открытой органической ринолалией. Срок действия программы 2 года.

Образовательная деятельность рассчитана на пятидневную неделю. Воспитанник в соответствии с рекомендациями включается в образовательный процесс группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи и посещает фронтальные и подгрупповые НОД в соответствии с основной адаптированной программой дошкольного образовательного учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи  МБДОУ № 7 для данной возрастной группы

Процесс логопедического воздействия  по устранению речевых нарушений у ринолаликов осуществляется на индивидуальных  занятиях.

3.1. Организация индивидуальной образовательной деятельности.

   Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями ребенка, продолжительность индивидуальных занятий 10 - 15 минут. Исходя из сложности диагноза (ОНР II уровня при ринолалии) целесообразно проведение  трех индивидуальных занятий в течение недели.

Структура индивидуального занятия:

  1. Организационный момент (создание психологического комфорта, мотивации).
  2. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук:  штриховки, выкладывание букв из палочек, соединение букв в слоги, слогов - в слова и т. д.).
  3. Работа по нормализации моторики нижней челюсти (разучивание, совершенствование движений, направленных на развитие двигательной активности нижней челюсти).
  4. Массаж твердого и мягкого неба (проведение специального комплекса тактильного логопедического воздействия на проблемные зоны артикуляционного аппарата).
  5. Гимнастика для мышц мягкого неба и задней стенки глотки (разучивание, проведение специального комплекса артикуляционных упражнений, выполняющийся без тактильного воздействия логопеда, для развития эластичности мышц  мягкого неба и задней стенки глотки).
  6. Массаж лица (комплекс тактильных мероприятий, направленный на активизацию или расслабление лицевых мышц).
  7. Массаж губы (проведение специального комплекс тактильного логопедического воздействия на проблемные зоны артикуляционного аппарата).
  8. Мимическая гимнастика (проведение комплекса упражнений, направленных на активизацию или расслабление лицевых мышц).
  9. Артикуляционная гимнастика (проведение  комплекса упражнений, направленных на активизацию или расслабление мышц  губ,  языка).
  10. Дыхательная гимнастика (формирование - диафрагмального дыхания, силы ротового выдоха, дифференциации ротового и носового дыхания).
  11. Работа над голосом (проведение комплекса упражнений, направленных на сочетание дыхания и голоса).
  12. Коррекция звукопроизношения (постановка звуков различными способами, автоматизация, дифференциация звуков, введение звуков в самостоятельную речь).
  13. Развитие фонематического восприятия (формирование звукослогового анализа и синтеза).
  14. Развитие психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления.
  15.  Итог занятия.
  16. Оценка деятельности ребенка на индивидуальном занятии.

На всех индивидуальных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний ребенка об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие его речи.

График проведения индивидуальной коррекционно -развивающей образовательной деятельности по устранению ринолалии у воспитанника МБДОУ № 7 (Ф.И. ребенка)

Ф.И.ребёнка

Дни недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

11.50 – 12.00

11.50 – 12.00

  1. – 12.00

3.2. Основные приемы коррекционного воздействия.

В работе с детьми с открытой ринолалией используются практические, наглядные и словесные приемы коррекционной работы.

К практическим приемам относят:

- упражнения – многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий;

- различные игры и игровые ситуации;

- моделирование.

К наглядным приемам относится использование разнообразных визуальных и тактильных средств: зеркала, профилей артикуляции, легких предметов из бумаги и т.д.

В качестве словесных приемов проводятся беседы, повторения, разъяснения, убеждения и т.д. Словесные приемы обучения способствуют развитию подражательной способности детей, слухового восприятия и внимания.

Средства реализации индивидуальной программы в условиях ФГОС

  • Демонстрационные и раздаточные.
  • Визуальные, аудийные, аудиовизуальные.
  • Естественные и искусственные.
  • Реальные и виртуальные.

Средства, направленные на развитие деятельности ребенка-ринолалика:

  • Игровой деятельности: игры, игрушки.
  • Коммуникативной деятельности: дидактический материал.
  • Чтения художественной литературы: книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал.
  • Познавательно-исследовательской деятельности: натуральные предметы, образно-символический материал, в том числе макеты, карты, схемы, модели, картины и др.
  • Продуктивной деятельности: оборудование и материалы для лепки, рисования, конструирования.

3.3. Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Программы:

  • Адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ « Детский сад № 7».
  • Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.
  • Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (от 3 до 7 лет) Н.В.Нищевой.

Авторские коррекционно-образовательные методики:

  • Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у  дошкольников с ОНР. СПб., «Детство –Пресс», 2009.
  •  Балакирева А.С. Логопедия. Ринолалия. — М.: В.Секачев, 2011.
  • Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. СПб., «Детство –Пресс», 2006
  • Варенцова Н.С.Развитие фонематического слуха. ТЦ Сфера, 2001.
  • Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3—7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2011.
  • Гомзяк О.С. Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников. М.: Творческий Центр «Сфера». 2007
  • Гомзяк О.С. Конспекты занятий по развитию связной речи. М.: «Гном и Д», 2009
  • Граб Л.М. Тематическое планирование коррекционной работы в   логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР. М.: Издательство «Гном и Д» 2005
  • Заводнова Н.В. Развитие логики и речи у детей. Ростов-на-Дону «Феникс», 2006
  • Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. М.:  издательский центр «Владос», 2005
  • Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. М.: «Творческий Центр», 2009
  • Медведева И.В., Моторина Т.Г. Логоигры. СПб., «КАРО»,  2003.
  • Полушкина В.В. Развиваем память и внимание. М. «Астрель», 2011.
  • Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей. Волгоград., «Учитель», 2003
  • Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. – Москва, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.
  • Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим  недоразвитием речи. М.: Мозаика – Синтез. Творческий Центр «Сфера», 2005
  • Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками. М. «Мозаика-Синтез», 2006
  • Соломатина Г.Н., Володацкий В. М. Устранение открытой ринолалии у детей. – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2005.
  • СтепановаН.В., Волчкова В.Н. Познавательное развитие. Воронеж «Учитель», 2006
  • Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Совершенствование связной речи. М., 1991
  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей  дош- кольного возраста. М.: «Айрис Пресс», 2004г.

Список используемых электронных ресурсов

doshvozrast.ru

http://www.o-detstve.ru/

festival.1september.ru

imc-eduekb.ru

twirpx.com

detsad-kitty.ru

logoburg.com

logoped.ru

logomag.ru

3.4. Организация предметно-развивающей среды

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в  кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребенку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности; стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого.

Обстановка, созданная в кабинете, должна уравновешивать эмоциональный фон ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность - одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Оснащение центров речевого и креативного развития:

  1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.
  2.  3-4 стульчика для занятий у зеркала.
  3. Комплект зондов для постановки звуков.
  4.  Шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.
  5. Индивидуальные медицинские спиртовые салфетки.
  6. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, «Мыльные пузыри», перышки, сухие листочки и лепестки цветов и т. п.).
  7. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты, словесные игры).
  8. Альбом для логопеда.
  9. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.
  10. «Алгоритмы» описания игрушки, фрукта, овоща, животного.
  11. Лото, домино и другие настольно-печатные игры по изучаемым темам.
  12. Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал.
  13. Тетради для автоматизации разных звуков.
  14. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков в словах, предложениях, текстах.
  15. Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.
  16. Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза (семафоры, светофорчики для определения места звука в слове, пластиковые круги, квадраты разных цветов).
  17. Раздаточный материал и материал для фронтальной работы для анализа и синтеза предложений.
  18. Разрезной и магнитный алфавит.
  19. Слоговые таблицы.
  20. Наборы игрушек для инсценировки сказок.
  21. Альбомы и тетради с предметными и сюжетными картинками для индивидуальной и фронтальной работы с детьми.
  22.  Тематические папки: игрушки, семья, мебель, посуда, одежда, овощи, фрукты, ягоды, грибы, растения, животные, насекомые, птицы, морские обитатели, рыбы, времена года, профессии, инструменты, электроприборы, техника, спорт, космос, школьные принадлежности.
  23.  Дидактические игры по развитию лексико-грамматических представлений, звукопроизношения, фонематического восприятия.
  24. Различные настольные игры для развития мелкой моторики пальцев рук, трафареты; твердые и мягкие конструкторы, шнуровки.

3.5.  Ведение отчетной документации.

        Необходимым условием реализации образовательной программы является наличие основной документации:

  1. Копии заключений ПМПК и (или) МСЭ.
  2. Речевая карта на ребёнка-ринолалика  зачисленного в группу компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи).
  3. Индивидуальная программа логопедической работы.
  4. Индивидуальная тетрадь  ребёнка.
  5. Отчёт учителя-логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Коррекция общения как средство повышения эффективности речевого развития у детей с общим недоразвитием речи».

Сфера общения  в  последние  два-три десятилетия привлекла пристальное внимание исследователей. Природа общения, его инди­видуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и из­...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окр...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПРИ РИНОЛАЛИИ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРИ МБДОУ «ДС «Солнышко» п. Ханымей

В индивидуальной программе определены коррекционные задачи, основные направления и содержание работы, условия и средства формирования правильного звукопроизношения у ребенка с  ринолалией в групп...

«Логоритмика как одна из форм коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвития речи»  

В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Логопедическая ритмика является доступной и универсальной формой направленной коррек...

Использование метода моделирования скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи.

Использование метода моделирования скороговорок в коррекции речевых нарущенийу детей с общим недоразвитием речи....

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Введение в действие ФГОС ДО предполагает развитие ДОО как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей, а также внедрение современных подхо...

"Развитие мелкой моторики как основы речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи через графомоторные упражнения "

quot;Развитие  мелкой моторики  как основы речевого развития  старших дошкольников с общим недоразвитием  речи через графомоторные упражнения "...