Консультация для воспитателей подготовительной к школе группе на тему: «Методические приемы в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи над образованием сложных слов».
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Консультация для воспитателей подготовительной к школе группе на тему: «Методические приемы в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи над образованием сложных слов».

  Работа над образованием сложных слов начинается в школе, но подготовку нужно проводить уже в детском саду. Начиная, со старшего и подготовительного к школе возраста, детям уже даются элементарные упражнения на образование сложных слов путем сложения нескольких основ, которые помогают детям в приобретении опыта сознательного анализа языкового материала. Такие упражнения приводят к осознанности и произвольности речи.

Что необходимо учесть в работе над сложными словами?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей подготовительной к школе группе на тему: «Методические приемы в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи над образованием сложных слов».

  Работа над образованием сложных слов начинается в школе, но подготовку нужно проводить уже в детском саду. Начиная, со старшего и подготовительного к школе возраста, детям уже даются элементарные упражнения на образование сложных слов путем сложения нескольких основ, которые помогают детям в приобретении опыта сознательного анализа языкового материала. Такие упражнения приводят к осознанности и произвольности речи.

Что необходимо учесть в работе над сложными словами?

В структуру логопедического занятия включаются различные виды упражнений и игр с учетом дидактического принципа от простого к сложному.

На одном занятии лучше брать только одну группу сложных слов, например с

одинаковой производящей основой типа: пароход, самоход, луноход, пешеход, теплоход, ледоход.

Работа над сложными словами должна занимать на занятиях только часть времени:

• при организационном моменте;

• в ходе занятия, с учетом словарной темы и т.д.

 Если видите, что дети с легкостью справляются с заданием, переходите к следующему этапу. Если же задание давалось детям с трудом, не спешите переходить к следующему этапу. С детьми, не усвоившими программную задачу, следует позаниматься индивидуально.

 Учить детей образовывать сложные слова путем сложения — обязанность логопеда, а закреплять эту тему по заданию логопеда должны воспитатели, используя при этом различные виды деятельности. Например, на занятиях по ИЗО можно работать над словами: снегопад, самолет, вертолет, пароход, пешеход. На занятиях по конструированию: паровоз, самосвал.

Для лучшего запоминания алгоритма составления сложных слов, мы используем наглядность. В результате усвоения данного способа словообразования речь воспитанников обогащается новыми словами, которые вводятся в активный словарь, а также создаются предпосылки орфографически правильного письма.

Методические приемы для образования сложных слов:

1. Узнавать слово по его лексическому значению

  • Какой предмет сам варит? (Самовар)
  • Кто ловит рыбу? (Рыболов)
  • Какой предмет пыль сосет (Пылесос)

ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ (2 КОРНЯ) В ДЕТСКОМ САДУ - 859654436764 

2.  Самостоятельное образование слов с опорой на предложенные основы

  • Сам, валит -  самосвал
  • Сам летит -  самолет
  • Листья, падают -  листопад
  • Луна, ходит -  луноход.

3. Называние сложных слов по картинкам

  • Вертолет
  • Самолет
  • Пулемет
  • Водопад
  • Носорог
  • Утконос
  • Пылесос

4. Объяснение детьми значения сложных слов

  • Водонос -  носит воду
  • Птицелов -  ловит птиц
  • Землеройка -  роет землю
  • Пешеход -  пешком ходит
  • Мясоед -  мясо ест

5. Загадки с показом действий

  • Рыбу ловит -  рыболов
  • Лес рубит -  лесоруб
  • Землю копает -  землекоп
  • Цветы разводит -  цветовод
  • Зверей ловит -  зверолов

6. Находить в текстах, стихах, загадках, скороговорках сложные слова.

Самолет летит красиво
В небе белой ленточкой,
Словно чертит мелом в синем,
Маленькая девочка. (Ю. Симбирская)

Без разгона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю.
Отправляюсь я в полёт,
Кто же это? (Вертолёт)

Рыбу ловит рыболов.
В реку весь ушел улов.

7. Называние сложных слов в соответствии лексическими темами

Примерный словарь:

  • Явления природы

Листопад, снегопад, ледоход, половодье, водопад, камнепад, землетрясение.

ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ (2 КОРНЯ) В ДЕТСКОМ САДУ - 859654437276

  • Дом

Водопровод, дымоход, газопровод.

  • Животные

Утконос, носорог, землеройка, сороконожка, мухоед, шелкопряд, броненосец, дикобраз, муравьед, водомерка, овцебык.

  • Предметы быта

Мясорубка, соковарка, электробритва, электролампа, хлеборезка, ломтерезка, электрочайник, соковыжималка, кофеварка, кофемолка, скороварка, пылесос.

  • Занятия людей, профессии

Зверолов, птицелов, пчеловод, лесоруб, животновод, птицевод, птицефабрика, овощехранилище, садовод, овощевод, землекоп, пешеход, водолаз, скалолаз, мореход, трубочист, сталевар, воздухоплаватель, полководец.

  • Транспорт, машины 

Вертолет, самолет, пароход, ледокол, теплоход, паровоз, тепловоз, луноход, молоковоз, снегоуборочная, самосвал, картофелеуборочный комбайн, хлебоуборочный комбайн, сенокосилка, цементовоз.

ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ (2 КОРНЯ) В ДЕТСКОМ САДУ - 859654437020

  • Продукты

Мясомолочный, хлебобулочный, мясопродукты.

8. Отгадывание загадок в соответствии с лексическими темами.

Занятия людей, профессии

По-морскому ходит дну,

Беспокоя глубину.
Он под илом всё отыщет,

Корабля заварит днище,

Если течь, стряслась беда —
Не помеха и вода.

(Водолаз)

Иглою огненной портной
Шьёт кораблю
Костюм стальной. (Электросварщик)

Он не щи, не кашу варит,
Не пирог он в печке жарит.
В тёмных он стоит очках
И ему неведом страх.
От металла страшный жар
Терпит стойкий … (сталевар)

Трубы чистит день он каждый,

Потому не очень чист.

Руки, нос и щёки в саже-

Замарался… (трубочист)

Если ты не на машине,

А идешь пешком вперед,

Значит, помни, что отныне

Не водитель ты, а …(пешеход)

Он идет не по дорожке -

Поднимается по скалам.

У него ботинки-кошки,

Снаряжения немало -

Ледоруб, и альпеншток,

И страховочный моток. (Скалолаз) 

Ох, упала речка вниз

Со скалы отвесной!

Тут не спрятаться от брызг.

Что это за место? (Водопад)

Ветер камешек задел –

Он и покатился.

Натворил он много дел,

С гор пока спустился.

Хоть и был тот камень крохой,

Зацепил он братцев.

И в горах раздался грохот -

Нужно разбегаться! (Камнепад)

Транспорт, машины 

Для него родимый дом – 
Это наш аэродром.
Он проделал долгий путь,
Чтоб немного отдохнуть.
А когда  он отдохнёт,
Вновь отправится в  полёт.
(Самолёт)

Это что за вентилятор 
Над землёй завис, ребята?
И ревёт, и тарахтит,
Хоть без крыльев, но летит?
(Вертолёт)

Ем я уголь, пью я воду,
Как напьюсь — прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колес
И называюсь...(паровоз)

Он грохочет и гудит,

Вдаль по рельсам быстро мчит.

Много у него колес.

Кто же это? (Тепловоз)

Так манит всегда она,

Спутник близкий наш –Луна.

Но уже не сказка- быль-

Он оставил след, где пыль.

Кратер там любой пройдёт!

Это, дети-…….    (луноход)

Вёз песок, гудел, пылил

На горе забуксовал.

Сам с себя песок свалил

Ведь машина …  (Самосвал)

Чудо-дворник перед нами:

Загребущими руками

За одну минуту сгреб

Преогромнейший сугроб. (Снегоуборочная машина)

Животные

Ежик вырос в десять раз,

Получился... (дикобраз)

Есть немало рогачей

В зоопарке и в лесу.

У всех рога на голове,

У одного лишь на носу. (Носорог)

Зверь в латах вышел на охоту,

Пробил в термитнике дыру.

Он завершил свою работу,

Поел и спрятался в нору. (Броненосец)

Он не птицей называется,

Хоть откладывает яйца,
У него утиный нос,
Зверь зовётся ...(утконос).

Очень я на мышь похожа, 
С нею в норках знаем толк. 
А вот съесть меня не может 
Ни лиса, ни хорь, ни волк.(Землеройка )

Мчатся быстро по дорожке,

Сорок ног, мелькают ножки.

Кто такая, многоножка?

Как зовут? (сороконожка)

Под корой сосны и ели

Точит сложные тоннели.

Только к дятлу на обед

Попадает... (короед)

Предметы быта

Если где-то заприметит он пыль,
Заведётся, будто он автомобиль.
Загудит, зарычит и покатится,
И от пыли ничего не останется. (Пылесос)

Это что за агрегат?

Мясо-мольный аппарат.

Мясо он жует кусками,

И бегут обратно сами

Тонкие мясные трубки

Из электро … (мясорубки)

Фрукты-овощи жуёт. 
Их бросай в раскрытый рот. 
Как слюна её вкусна! 
Догадались, кто она? (Соковыжималка)

Явления природы
Листья жёлтые кружатся,

На земь ковриком ложатся.
Жёлтых листьев хоровод
Осенью случается.
Танец этот — каждый год.
Как он называется?
(Листопад)

Он летит с обрыва вниз, 
О камни разбивается. 
Громче зверя он ревёт, 
И в пену превращается.(Водопад)

Если зимнею порою 
Тучи небо всё закроют,
И снежинки полетят –
Значит, будет … (снегопад).

Тает, тает белый снег.
Мишка, не зевай!
Ведь вода из полных рек
Льется через край.
Может затопить берлогу,
Деревеньку и дорогу.
(Половодье)

Ветер камешек задел -

Он и покатился.

Натворил он много дел,

С гор пока спустился.

Хоть и был тот камень крохой,

Зацепил он братцев.

И в горах раздался грохот –

Нужно разбегаться! (Камнепад)

На реках он весной бывает:

Под солнцем лёд темнеет, тает,

Потом трещит, ломается

И в льдинки превращается,

А льдинки по реке плывут.

Скажите, как его зовут! (Ледоход)

9. Образование сложных прилагательных и составление предложений с ними

  • Сероглазый, голубоглазый, кареглазый, черноглазый, и т.п.
  • Светловолосый, темноволосый и т.п.
  • Железнодорожный, снегоуборочный
  • Разноцветный, белоснежный, сине-зеленый, темно-красный.
  • Одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный, многоэтажный и т.д.
  • Кисло -  сладкий, горько-соленый и т.п.
  • Вечнозеленый

10. Включение сложных слов в активный словарь воспитанников.

Включение сложных слов:

- В предложения с опорой на картинку с повторением всего предложения. Например:

Самолет летит высоко в небе.

- Самостоятельное составление предложений по предметной картинке (или

названному слову). Например, пешеходы идут по пешеходной дорожке.

- Включение сложных слов по возможности в разные виды детской деятельности.

 Использование различных методических приемов позволяет детям закрепить умения в образовании сложных слов и более осознанно включиться в эту умственную деятельность.

Литература

  1. Булычева С. Г. Учим сложные слова// Логопедия. 2009. №2.
  2. Соболева А. В. Загадки-смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Под. Ред. Проф. Т.Б. Филичевой. – М.: «Гном - Пресс»,1999
  3. https://www.liveinternet.ru/users/vladara/post436416897/ 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры при коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В данной консультации представлен материал, который будет интересен для работы с детьми с ОНР...

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Методические рекомендации «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР».В данном сборнике представлены методики и технологии в сфер...

Использование пальчиковых игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье рассказывается о  применении пальчиковых игр в старшем дошкольном возрасте, указываются мнения выдающихся ученых о целеобразности таких игр и о положительном влиянии их на становление де...

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)

В соответствии с новым законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед  детской дошкольной организацией является «Взаимодействие с семьей для обеспече...

Инновационный педагогический опыт по теме: «Использование компьютерных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Инновационный педагогический опыт по теме: «Использование компьютерных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»...

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Поиск наиболее эффективных и оптимальных средств организации и осуществления коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, у которых имеются речевые нарушения....

«Метод кинезиологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

laquo;Метод кинезиологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...