Консультация для воспитателей подготовительной к школе группе на тему: «Методические приемы в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи над образованием сложных слов».
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Консультация для воспитателей подготовительной к школе группе на тему: «Методические приемы в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи над образованием сложных слов».
Работа над образованием сложных слов начинается в школе, но подготовку нужно проводить уже в детском саду. Начиная, со старшего и подготовительного к школе возраста, детям уже даются элементарные упражнения на образование сложных слов путем сложения нескольких основ, которые помогают детям в приобретении опыта сознательного анализа языкового материала. Такие упражнения приводят к осознанности и произвольности речи.
Что необходимо учесть в работе над сложными словами?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей подготовительной к школе группе на тему: «Методические приемы в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи над образованием сложных слов».
Работа над образованием сложных слов начинается в школе, но подготовку нужно проводить уже в детском саду. Начиная, со старшего и подготовительного к школе возраста, детям уже даются элементарные упражнения на образование сложных слов путем сложения нескольких основ, которые помогают детям в приобретении опыта сознательного анализа языкового материала. Такие упражнения приводят к осознанности и произвольности речи.
Что необходимо учесть в работе над сложными словами?
В структуру логопедического занятия включаются различные виды упражнений и игр с учетом дидактического принципа от простого к сложному.
На одном занятии лучше брать только одну группу сложных слов, например с
одинаковой производящей основой типа: пароход, самоход, луноход, пешеход, теплоход, ледоход.
Работа над сложными словами должна занимать на занятиях только часть времени:
• при организационном моменте;
• в ходе занятия, с учетом словарной темы и т.д.
Если видите, что дети с легкостью справляются с заданием, переходите к следующему этапу. Если же задание давалось детям с трудом, не спешите переходить к следующему этапу. С детьми, не усвоившими программную задачу, следует позаниматься индивидуально.
Учить детей образовывать сложные слова путем сложения — обязанность логопеда, а закреплять эту тему по заданию логопеда должны воспитатели, используя при этом различные виды деятельности. Например, на занятиях по ИЗО можно работать над словами: снегопад, самолет, вертолет, пароход, пешеход. На занятиях по конструированию: паровоз, самосвал.
Для лучшего запоминания алгоритма составления сложных слов, мы используем наглядность. В результате усвоения данного способа словообразования речь воспитанников обогащается новыми словами, которые вводятся в активный словарь, а также создаются предпосылки орфографически правильного письма.
Методические приемы для образования сложных слов:
1. Узнавать слово по его лексическому значению
- Какой предмет сам варит? (Самовар)
- Кто ловит рыбу? (Рыболов)
- Какой предмет пыль сосет (Пылесос)
2. Самостоятельное образование слов с опорой на предложенные основы
- Сам, валит - самосвал
- Сам летит - самолет
- Листья, падают - листопад
- Луна, ходит - луноход.
3. Называние сложных слов по картинкам
- Вертолет
- Самолет
- Пулемет
- Водопад
- Носорог
- Утконос
- Пылесос
4. Объяснение детьми значения сложных слов
- Водонос - носит воду
- Птицелов - ловит птиц
- Землеройка - роет землю
- Пешеход - пешком ходит
- Мясоед - мясо ест
5. Загадки с показом действий
- Рыбу ловит - рыболов
- Лес рубит - лесоруб
- Землю копает - землекоп
- Цветы разводит - цветовод
- Зверей ловит - зверолов
6. Находить в текстах, стихах, загадках, скороговорках сложные слова.
Самолет летит красиво
В небе белой ленточкой,
Словно чертит мелом в синем,
Маленькая девочка. (Ю. Симбирская)
Без разгона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю.
Отправляюсь я в полёт,
Кто же это? (Вертолёт)
Рыбу ловит рыболов.
В реку весь ушел улов.
7. Называние сложных слов в соответствии лексическими темами
Примерный словарь:
- Явления природы
Листопад, снегопад, ледоход, половодье, водопад, камнепад, землетрясение.
- Дом
Водопровод, дымоход, газопровод.
- Животные
Утконос, носорог, землеройка, сороконожка, мухоед, шелкопряд, броненосец, дикобраз, муравьед, водомерка, овцебык.
- Предметы быта
Мясорубка, соковарка, электробритва, электролампа, хлеборезка, ломтерезка, электрочайник, соковыжималка, кофеварка, кофемолка, скороварка, пылесос.
- Занятия людей, профессии
Зверолов, птицелов, пчеловод, лесоруб, животновод, птицевод, птицефабрика, овощехранилище, садовод, овощевод, землекоп, пешеход, водолаз, скалолаз, мореход, трубочист, сталевар, воздухоплаватель, полководец.
- Транспорт, машины
Вертолет, самолет, пароход, ледокол, теплоход, паровоз, тепловоз, луноход, молоковоз, снегоуборочная, самосвал, картофелеуборочный комбайн, хлебоуборочный комбайн, сенокосилка, цементовоз.
- Продукты
Мясомолочный, хлебобулочный, мясопродукты.
8. Отгадывание загадок в соответствии с лексическими темами.
Занятия людей, профессии
По-морскому ходит дну,
Беспокоя глубину.
Он под илом всё отыщет,
Корабля заварит днище,
Если течь, стряслась беда —
Не помеха и вода.
(Водолаз)
Иглою огненной портной
Шьёт кораблю
Костюм стальной. (Электросварщик)
Он не щи, не кашу варит,
Не пирог он в печке жарит.
В тёмных он стоит очках
И ему неведом страх.
От металла страшный жар
Терпит стойкий … (сталевар)
Трубы чистит день он каждый,
Потому не очень чист.
Руки, нос и щёки в саже-
Замарался… (трубочист)
Если ты не на машине,
А идешь пешком вперед,
Значит, помни, что отныне
Не водитель ты, а …(пешеход)
Он идет не по дорожке -
Поднимается по скалам.
У него ботинки-кошки,
Снаряжения немало -
Ледоруб, и альпеншток,
И страховочный моток. (Скалолаз)
Ох, упала речка вниз
Со скалы отвесной!
Тут не спрятаться от брызг.
Что это за место? (Водопад)
Ветер камешек задел –
Он и покатился.
Натворил он много дел,
С гор пока спустился.
Хоть и был тот камень крохой,
Зацепил он братцев.
И в горах раздался грохот -
Нужно разбегаться! (Камнепад)
Транспорт, машины
Для него родимый дом –
Это наш аэродром.
Он проделал долгий путь,
Чтоб немного отдохнуть.
А когда он отдохнёт,
Вновь отправится в полёт. (Самолёт)
Это что за вентилятор
Над землёй завис, ребята?
И ревёт, и тарахтит,
Хоть без крыльев, но летит? (Вертолёт)
Ем я уголь, пью я воду,
Как напьюсь — прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колес
И называюсь...(паровоз)
Он грохочет и гудит,
Вдаль по рельсам быстро мчит.
Много у него колес.
Кто же это? (Тепловоз)
Так манит всегда она,
Спутник близкий наш –Луна.
Но уже не сказка- быль-
Он оставил след, где пыль.
Кратер там любой пройдёт!
Это, дети-……. (луноход)
Вёз песок, гудел, пылил
На горе забуксовал.
Сам с себя песок свалил
Ведь машина … (Самосвал)
Чудо-дворник перед нами:
Загребущими руками
За одну минуту сгреб
Преогромнейший сугроб. (Снегоуборочная машина)
Животные
Ежик вырос в десять раз,
Получился... (дикобраз)
Есть немало рогачей
В зоопарке и в лесу.
У всех рога на голове,
У одного лишь на носу. (Носорог)
Зверь в латах вышел на охоту,
Пробил в термитнике дыру.
Он завершил свою работу,
Поел и спрятался в нору. (Броненосец)
Он не птицей называется,
Хоть откладывает яйца,
У него утиный нос,
Зверь зовётся ...(утконос).
Очень я на мышь похожа,
С нею в норках знаем толк.
А вот съесть меня не может
Ни лиса, ни хорь, ни волк.(Землеройка )
Мчатся быстро по дорожке,
Сорок ног, мелькают ножки.
Кто такая, многоножка?
Как зовут? (сороконожка)
Под корой сосны и ели
Точит сложные тоннели.
Только к дятлу на обед
Попадает... (короед)
Предметы быта
Если где-то заприметит он пыль,
Заведётся, будто он автомобиль.
Загудит, зарычит и покатится,
И от пыли ничего не останется. (Пылесос)
Это что за агрегат?
Мясо-мольный аппарат.
Мясо он жует кусками,
И бегут обратно сами
Тонкие мясные трубки
Из электро … (мясорубки)
Фрукты-овощи жуёт.
Их бросай в раскрытый рот.
Как слюна её вкусна!
Догадались, кто она? (Соковыжималка)
Явления природы
Листья жёлтые кружатся,
На земь ковриком ложатся.
Жёлтых листьев хоровод
Осенью случается.
Танец этот — каждый год.
Как он называется?
(Листопад)
Он летит с обрыва вниз,
О камни разбивается.
Громче зверя он ревёт,
И в пену превращается.(Водопад)
Если зимнею порою
Тучи небо всё закроют,
И снежинки полетят –
Значит, будет … (снегопад).
Тает, тает белый снег.
Мишка, не зевай!
Ведь вода из полных рек
Льется через край.
Может затопить берлогу,
Деревеньку и дорогу.
(Половодье)
Ветер камешек задел -
Он и покатился.
Натворил он много дел,
С гор пока спустился.
Хоть и был тот камень крохой,
Зацепил он братцев.
И в горах раздался грохот –
Нужно разбегаться! (Камнепад)
На реках он весной бывает:
Под солнцем лёд темнеет, тает,
Потом трещит, ломается
И в льдинки превращается,
А льдинки по реке плывут.
Скажите, как его зовут! (Ледоход)
9. Образование сложных прилагательных и составление предложений с ними
- Сероглазый, голубоглазый, кареглазый, черноглазый, и т.п.
- Светловолосый, темноволосый и т.п.
- Железнодорожный, снегоуборочный
- Разноцветный, белоснежный, сине-зеленый, темно-красный.
- Одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный, многоэтажный и т.д.
- Кисло - сладкий, горько-соленый и т.п.
- Вечнозеленый
10. Включение сложных слов в активный словарь воспитанников.
Включение сложных слов:
- В предложения с опорой на картинку с повторением всего предложения. Например:
Самолет летит высоко в небе.
- Самостоятельное составление предложений по предметной картинке (или
названному слову). Например, пешеходы идут по пешеходной дорожке.
- Включение сложных слов по возможности в разные виды детской деятельности.
Использование различных методических приемов позволяет детям закрепить умения в образовании сложных слов и более осознанно включиться в эту умственную деятельность.
Литература
- Булычева С. Г. Учим сложные слова// Логопедия. 2009. №2.
- Соболева А. В. Загадки-смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Под. Ред. Проф. Т.Б. Филичевой. – М.: «Гном - Пресс»,1999
- https://www.liveinternet.ru/users/vladara/post436416897/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игры при коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
В данной консультации представлен материал, который будет интересен для работы с детьми с ОНР...

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Методические рекомендации «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР».В данном сборнике представлены методики и технологии в сфер...

Использование пальчиковых игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В статье рассказывается о применении пальчиковых игр в старшем дошкольном возрасте, указываются мнения выдающихся ученых о целеобразности таких игр и о положительном влиянии их на становление де...

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детской дошкольной организацией является «Взаимодействие с семьей для обеспече...

Инновационный педагогический опыт по теме: «Использование компьютерных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Инновационный педагогический опыт по теме: «Использование компьютерных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»...

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Поиск наиболее эффективных и оптимальных средств организации и осуществления коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, у которых имеются речевые нарушения....
«Метод кинезиологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
laquo;Метод кинезиологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...


