Теневой театр как средство речевого развития и социализации ребёнка с ТНР
статья по логопедии
Теневой театр как средство речевого развития и социализации ребёнка с ТНР
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Теневой театр как средство речевого развития и социализации ребёнка с ТНР
Цель:
Развитие речи и социализация ребенка с ТНР посредством теневого театра
Задачи:
- Рассмотреть преимущества использования теневого театра в речевом развитии и социализации ребенка с ТНР.
- Сформировать у детей навыки коммуникации.
- Предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений в условиях семьи, направленных на речевое развитие детей.
В современном мире всё чаще встречаются дети с нарушениями речевого развития, которые испытывают трудности в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Особенно актуальной становится проблема развития коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР), у которых наблюдаются специфические особенности речевого развития.
У детей с ТНР наблюдается ряд характерных особенностей речевого развития:
- ограниченный словарный запас;
- недостаточное развитие глагольного словаря;
- трудности в построении связных высказываний;
- сложности в диалогической и монологической речи;
- затруднения в выражении собственных мыслей.
Речевые нарушения существенно влияют на процесс социализации ребёнка. У них снижается потребность в общении, возникают трудности в установлении контактов, формируется избирательная контактность, появляется речевой негативизм или пассивность, затрудняется ориентация в социальных ситуациях. Дети с ТНР зачастую остаются одиноки в группах с нормотипичными детьми, их не берут в общие игры, они занимают пассивную сторону как в игровой деятельности, так и на занятиях.
В коммуникативных ситуациях дети с ТНР сталкиваются со следующими проблемами: сложности вступления в контакт, трудности социальной адаптации, ограниченные возможности длительного взаимодействия, нарушения поведения в конфликтных ситуациях, проблемы с обработкой информации, затруднения в вербальном сопровождении действий
Важную роль играют специалисты и взрослые, работающие с детьми:
- Необходимо создание благоприятной коммуникативной среды;
- Поощрение любых попыток общения;
- Использование невербальных средств коммуникации;
- Формирование позитивного отношения к общению;
- Развитие навыков социального взаимодействия.
Для развития коммуникативных способностей детей с ТНР дошкольного возраста в своей работе я применяю методику теневого театра.
Преимущества теневого театра в коррекционной работе.
Теневой театр представляет собой эффективный метод коррекционно-развивающей работы, который позволяет: повысить речевую активность детей, снять тревожность при общении, развить слуховое и зрительное восприятие, улучшить координацию движений, формировать навыки взаимодействия.
В основе эффективности метода лежит взаимодействие различных анализаторов, обеспечивающих:
- Зрительно-моторную координацию;
- Речедвигательную координацию;
- Развитие кинетической и кинестетической основ движений и мелкой моторик рук.
Работа с теневым театром проводится в 3 этапа, которые позволяют эффективно реализовать данную методику в работе с детьми.
- Подготовительный этап. На нем дети знакомят с театром, смотрят постановки от учителя-логопеда, формируют базовые движения, развивают правильное произношение слов на этапе автоматизации звуков в словах, подготавливают зрительное восприятие, обучаются вежливому общению, не перебивать педагога и товарищей.
- Этап театрализации. Непосредственное участие детей индивидуально и в подгруппах, обучение удержанию поз, развитие имитационных движений, закрепление правильного произношения, формирование лексико-грамматических навыков, развитие памяти и восприятия.
- Этап драматизации. Участие детей в полном составе, разделение ролей, преобразование движений в серии, развитие навыков диалога, формирование способности к перевоплощению, развитие аналитико-синтетической деятельности.
В работе используются:
- Простые адаптированные сказки;
- Короткие стихотворения;
- Минимум персонажей;
- Готовые речевые конструкции;
- Совместная подготовка оборудования.
Регулярные занятия теневым театром способствуют:
- Улучшению речевых навыков;
- Развитию коммуникативных способностей;
- Формированию позитивного отношения к общению;
- Повышению инициативности в коммуникации;
- Развитию творческого потенциала.
Важно отметить, что метод теневого театра может успешно применяться как в условиях специализированных учреждений, так и в домашних условиях, что делает его доступным инструментом для родителей, стремящихся помочь своим детям в развитии коммуникативных навыков.
Таким образом речевое развитие является ключевым фактором в социализации детей с ТНР. Несмотря на имеющиеся трудности, при правильном подходе и своевременной помощи можно значительно улучшить коммуникативные навыки ребёнка. Важно помнить, что успешная социализация таких детей возможна при комплексном подходе, включающем работу над речевым развитием, эмоциональным интеллектом и социальными навыками. Теневой театр является эффективным инструментом в коррекционной работе с детьми с ТНР. Он не только помогает в развитии речевых навыков, но и способствует формированию коммуникативных умений в увлекательной игровой форме. Совместная творческая деятельность помогает детям раскрепоститься, стимулирует их желание взаимодействовать друг с другом и взрослыми, что особенно важно для детей с нарушениями речи.
- Арбекова Н. Е. “Развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР” - фундаментальное исследование методик развития речи
- Вахрушева Т. В. “Театр теней как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста”
- Волкова Л.С. “Логопедия” - фундаментальный труд по коррекции речевых нарушений
- Ворошнина Л.В. “Развитие коммуникативных способностей детей”
- Генов Г. В. “Теневой театр для самых маленьких” - специализированное исследование по теневому театру
- Жукова Н.С. “Формирование речевых коммуникаций у детей с общим недоразвитием речи”
- Кенеман А. В., Халезова Н. Ф. “Театрализованные игры дошкольников” - методическое пособие
- Лалаева Р.И. “Формирование правильной речи у дошкольников”
- Лежнева Л.И. “Научим детей общаться” - исследование коммуникативных навыков
- Лыкова И. А. “Теневой театр в детском саду” - методическое пособие для дошкольных учреждений
- Лыкова И. А., Шипунова В. А. “Теневой театр вчера и сегодня” - историческое и современное исследование
- Маханева М. Д. “Занятия по театральной деятельности в детском саду” - комплексное руководство по организации театральной деятельности
- Павлова О.С. “Нарушение коммуникативного акта у детей с общим недоразвитием речи”
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. “Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Пальчиковый театр – как средство речевого развития»
Играя пальчиками развивается мелкая моторика рук, что способствует развитию речи ребенка....
Статья на тему "Теневой театр как средство развития творческих способностей дошкольников "
Статья об истории возникновения теневого театра, а также об особенностях работы в данном виде искусства с дошкольниками....

Методическая разработка « Теневой театр как средство развитие речи дошкольников»
Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников ...

Проект "Театр как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста"
В проекте раскрывается содержание работы по использованию средств театральной деятельности для развития речи детей младшего дошкольного возраста. Даются рекомендации по использованию потешек в образов...

" Театр- как средство речевого развития"
Презентация " Театр -как средство речевого развтия".Автор : Воспитатель Жабина Светлана Викторовна...

«Пальчиковый театр – как средство речевого развития»
Игры с пальчиками хорошо развивают мелкую моторику, что эффективно сказывается на развитии речи малыша. Эти игры поднимают ребенку настроение, успокаивают, если он расшалился, развлекают, если вдруг с...

