Мастер-класс для родителей «КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ?»
консультация по логопедии (старшая группа)

Ветрова Марина Владимировна

Мастер-класс для родителей «КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ?»

Цель: повышение компетенции родителей в вопросах образования детей.

1 этап обучения

 - Учим и запоминаем буквы.

Первое, чему необходимо научить ребенка, это умению отличать одну букву от другой, узнавать их в многообразии графического изображения и читать одну букву. Изучайте не названия букв, а названия звуков. Ведь правильное произношение букв часто сильно отличается от того, как они звучат. Если же учить ребенка, что буква «П» официально называется «Пэ», он запутается и будет вместо «папа» читать «пэапэа».

Какие приемы можно использовать, чтобы ребенок лучше запомнил буквы?

Вывешивайте крупное изображение буквы с рисунками предметов, названия которых начинаются с нее, над кроватью или столом ребенка. Буквы должны целый день находиться в поле его зрения.

Гуляя по улицам, постоянно фиксируйте внимание ребенка на вывесках магазинов. Пусть он находит среди стилизованных букв те, которые уже известны ему.

Сейчас в магазинах можно купить различные наборы. Старайтесь выбрать буквы покрупнее, чтобы они удобно помещались в ладошку ребенка.

Тактильные ощущения будут способствовать лучшему запоминанию букв. Можно лепить буквы из пластилина, глины, из мокрого песка. А можно вырезать буквы из теста и испечь печенье.

Порядок введения букв для ознакомления предлагается следующий: а, о, с, н, м, у, т, к, ы, л, в, д, п, р, и, з, б, г, е, ч, ш, я, ь, ё, ж, й, ф, ю, ц, щ, х, э, ъ.

2 этап обучения

- Учимся читать слоги разной степени трудности.

Главная конечная цель данного этапа – закрепить связи между видом слога и его произнесением.

В методике насчитывается несколько приемов, специально рассчитанных на облегчение детям слияния звуков (слияние – это прочтение слогов, типа СА, РУ, ТИ, т.е. слогов, в которых за согласной идет гласная буква).

При формировании слогов учите ребенка петь их. Пускай он тянет одну букву в слоге, пока она плавно не перейдет во вторую. Это и есть главный секрет. Например: ребенок поет «м-м-м-м» и переходит на «а-а-а». Получается «м-м-м-а-а-а».

Одним из эффективных, является способ обучения прочтению слияний по подражанию.

Ребенок овладевает этим не теоретически, а чисто практически: он видит, как читает другой, и подражает ему. Затем путём упражнений овладевает механизмом прочтения слогов любой сложности.

Как только вы освоите хотя бы пару слогов, можно начинать составлять из них самые простые слова. Да, первым будет «мама», но потом можно перейти на «папу», «бабу» и другие.

Чтобы сделать этот процесс наиболее легким, в материалы для чтения вводятся подсказки для детей: наглядные схемы (подстрочные дуги и точки).

Суть в следующем: читая, ребенок одновременно проводит рукой по дугам и точкам. Дуги подсказывают ребенку, что две буквы нужно прочитать вместе, плавно (этому соответствует плавное движение руки); точки говорят о кратком прочтении названий букв.

 Очень эффективное упражнение для автоматизации прочтения слогов разной трудности — чтение слоговых таблиц, а так же игры.

Игра «Кто это сказал?»

Подойдет любителям мягких игрушек. Для каждой из них нужно сделать карточки со звукоподражательными словами. Например, для коровы карточку «Му», для кошки «Мяу». Затем рассадить животных и попросить ребенка найти для каждого потерянные звуки. Для этого ему придется читать то, что написано на карточках.

Игра «Найди двойника»

Составьте с ребенком какой-нибудь слог — например, «ну». Повторите его несколько раз, пропойте. А затем попросите его найти двойника слога в его любимой книге.

Игра посложнее, чем предыдущие, и требует большей внимательности и усидчивости. Но азарт победит, и ребенок так или иначе найдет пару-тройку двойников слога.

На этом этапе очень эффективными будут упражнения по выделению первого прочитанного слога из названий предметных картинок.

Не всегда в названии картинки первый слог-слияние является ударным. В этом случае взрослый должен произнести слово четко, как оно пишется, например:"са-а-а-рафан", са-а-а-лют".

 

3 этап обучения

- Читаем и понимаем смысл прочитанного слова.

Для детей на первых порах могут быть непонятными слова, орфографическая оболочка которых значительно отличается от звуковой. Например, ребенок не сразу поймет, что читаемое им слово ГВОЗДЬ обозначает тот же предмет, что и часто слышимое, и привычно произносимое им звукосочетание ГВОСЬТЬ. Именно поэтому в этот период становления навыка чтения очень полезно предлагать детям прочитывать подписи к предметным картинкам.

4 этап обучения

- Читаем и учимся понимать смысл прочитанного предложения и текста.

На этом этапе детей больше не затрудняют процессы восприятия, и они могут уделить основное внимание осмысливанию содержания. Постепенно смогут понять содержание рассказа. Последний этап самый длительный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_obuchenie_chteniyu.docx15.83 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей «КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ?»

Цель: повышение компетенции родителей в вопросах образования детей.

1 этап обучения

 - Учим и запоминаем буквы.

Первое, чему необходимо научить ребенка, это умению отличать одну букву от другой, узнавать их в многообразии графического изображения и читать одну букву. Изучайте не названия букв, а названия звуков. Ведь правильное произношение букв часто сильно отличается от того, как они звучат. Если же учить ребенка, что буква «П» официально называется «Пэ», он запутается и будет вместо «папа» читать «пэапэа».

Какие приемы можно использовать, чтобы ребенок лучше запомнил буквы?

Вывешивайте крупное изображение буквы с рисунками предметов, названия которых начинаются с нее, над кроватью или столом ребенка. Буквы должны целый день находиться в поле его зрения.

Гуляя по улицам, постоянно фиксируйте внимание ребенка на вывесках магазинов. Пусть он находит среди стилизованных букв те, которые уже известны ему.

Сейчас в магазинах можно купить различные наборы. Старайтесь выбрать буквы покрупнее, чтобы они удобно помещались в ладошку ребенка.

Тактильные ощущения будут способствовать лучшему запоминанию букв. Можно лепить буквы из пластилина, глины, из мокрого песка. А можно вырезать буквы из теста и испечь печенье.

Порядок введения букв для ознакомления предлагается следующий: а, о, с, н, м, у, т, к, ы, л, в, д, п, р, и, з, б, г, е, ч, ш, я, ь, ё, ж, й, ф, ю, ц, щ, х, э, ъ.

2 этап обучения

- Учимся читать слоги разной степени трудности.

Главная конечная цель данного этапа – закрепить связи между видом слога и его произнесением.

В методике насчитывается несколько приемов, специально рассчитанных на облегчение детям слияния звуков (слияние – это прочтение слогов, типа СА, РУ, ТИ, т.е. слогов, в которых за согласной идет гласная буква).

При формировании слогов учите ребенка петь их. Пускай он тянет одну букву в слоге, пока она плавно не перейдет во вторую. Это и есть главный секрет. Например: ребенок поет «м-м-м-м» и переходит на «а-а-а». Получается «м-м-м-а-а-а».

Одним из эффективных, является способ обучения прочтению слияний по подражанию.

Ребенок овладевает этим не теоретически, а чисто практически: он видит, как читает другой, и подражает ему. Затем путём упражнений овладевает механизмом прочтения слогов любой сложности.

Как только вы освоите хотя бы пару слогов, можно начинать составлять из них самые простые слова. Да, первым будет «мама», но потом можно перейти на «папу», «бабу» и другие.

Чтобы сделать этот процесс наиболее легким, в материалы для чтения вводятся подсказки для детей: наглядные схемы (подстрочные дуги и точки).

Суть в следующем: читая, ребенок одновременно проводит рукой по дугам и точкам. Дуги подсказывают ребенку, что две буквы нужно прочитать вместе, плавно (этому соответствует плавное движение руки); точки говорят о кратком прочтении названий букв.

 Очень эффективное упражнение для автоматизации прочтения слогов разной трудности — чтение слоговых таблиц, а так же игры.

Игра «Кто это сказал?»

Подойдет любителям мягких игрушек. Для каждой из них нужно сделать карточки со звукоподражательными словами. Например, для коровы карточку «Му», для кошки «Мяу». Затем рассадить животных и попросить ребенка найти для каждого потерянные звуки. Для этого ему придется читать то, что написано на карточках.

Игра «Найди двойника»

Составьте с ребенком какой-нибудь слог — например, «ну». Повторите его несколько раз, пропойте. А затем попросите его найти двойника слога в его любимой книге.

Игра посложнее, чем предыдущие, и требует большей внимательности и усидчивости. Но азарт победит, и ребенок так или иначе найдет пару-тройку двойников слога.

На этом этапе очень эффективными будут упражнения по выделению первого прочитанного слога из названий предметных картинок.

Не всегда в названии картинки первый слог-слияние является ударным. В этом случае взрослый должен произнести слово четко, как оно пишется, например:"са-а-а-рафан", са-а-а-лют".

3 этап обучения

- Читаем и понимаем смысл прочитанного слова.

Для детей на первых порах могут быть непонятными слова, орфографическая оболочка которых значительно отличается от звуковой. Например, ребенок не сразу поймет, что читаемое им слово ГВОЗДЬ обозначает тот же предмет, что и часто слышимое, и привычно произносимое им звукосочетание ГВОСЬТЬ. Именно поэтому в этот период становления навыка чтения очень полезно предлагать детям прочитывать подписи к предметным картинкам.

4 этап обучения

- Читаем и учимся понимать смысл прочитанного предложения и текста.

На этом этапе детей больше не затрудняют процессы восприятия, и они могут уделить основное внимание осмысливанию содержания. Постепенно смогут понять содержание рассказа. Последний этап самый длительный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вгляды­вается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоро­вается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...

СЦЕНАРИЙ МАСТЕР-КЛАССА С УЧАСТИЕМ РОДИТЕЛЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ТЕМА: «УЧИМ РЕБЕНКА ЗАПОМИНАТЬ. ТРЕНИРУЕМ ПАМЯТЬ!»

Расширить знания родителей о том, что такое мнемотехника и мнемотаблица. Ознакомить родителей с этапами работы по заучиванию стихотворений с помощью мнемотаблиц....

Мастер-класс «Музыкальные гномики или как научить ребенка различать характер музыки» в рамках тематической недели «Похлопаем в ладошки».

Предлагаю родителям детей раннего и младшего дошкольного возраста изготовить музыкально-дидактическую игру «Музыкальные гномики или как научить ребенка различать характер музыки», целью ко...

Мастер - класс для родителей "Как научить ребенка правильно держать ложку"

Для ребёнка пользование ложкой – это процесс, требующий концентрации, усилий, координации движений, и только потом вырабатывается автоматизм движения....

Мастер-класс по АВА-терапия Цель: помочь ребенку быстрее адаптироваться к условиям нашей жизни, научить его правилам поведения приемлемым в нашем обществе

При помощи специальных упражнений корректируется поведение ребёнка -в какой то момент ребёнок не просто осваивает отрабатываемые с ним задания, но и начинает понимать новые задания самостоятельно, ос...

Мастер класс на тему: «Не можешь – научим, не хочешь – заинтересуем» (секреты речевого развития)

Мастер класс на тему: «Не можешь – научим, не хочешь – заинтересуем»(секреты речевого развития)...