Проект «Артикуляционная гимнастика – эффективное средство развития воображения и звукопроизношения. Интересный мир язычка» для детей 5 – 6 лет с ТНР
проект по логопедии (старшая группа)

Пищальникова Валерия Николаевна

Тема проекта:

«Артикуляционная гимнастика – эффективное средство развития воображения и звукопроизношения. Интересный мир язычка»

Вид проекта: краткосрочный.

Тип: коррекционный, познавательно-речевой, творческий, педагогический.

Сроки реализации: 2 неделя.

Руководитель проекта: учитель-логопед: Пищальникова В.Н.

Участники проекта: дети 5 - 6 лет, посещающие логопедические занятия, в условиях комбинированной группы, педагоги, родители воспитанников.

 

Цель проекта:

Укрепление мышц органов артикуляционного аппарата, развитие воображения, посредством артикуляционной гимнастики.

 

Задачи проекта:

- формировать у детей понятия об органах артикуляции;

- подготовить артикуляционный аппарат детей к постановке звуков;

- расширять теоретические знания по разделу звуковая культура речи;

- развивать творческое воображение детей;

- привлекать внимание родителей к совместной работе по укреплению мышц органов артикуляции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_artik_gimnastika_5-6.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект учителя – логопеда Пищальниковой В.Н.

«Артикуляционная гимнастика – эффективное средство развития воображения и звукопроизношения. Интересный мир язычка» для детей 5 – 6 лет с ТНР

Паспорт проекта

Тема проекта:

«Артикуляционная гимнастика – эффективное средство развития воображения и звукопроизношения. Интересный мир язычка»

Вид проекта: краткосрочный.

Тип: коррекционный, познавательно-речевой, творческий, педагогический.

Сроки реализации: 2 неделя.

Руководитель проекта: учитель-логопед: Пищальникова В.Н.

Участники проекта: дети 5 - 6 лет, посещающие логопедические занятия, в условиях комбинированной группы, педагоги, родители воспитанников.

Цель проекта:

Укрепление мышц органов артикуляционного аппарата, развитие воображения, посредством артикуляционной гимнастики.

Задачи проекта:

- формировать у детей понятия об органах артикуляции;

- подготовить артикуляционный аппарат детей к постановке звуков;

- расширять теоретические знания по разделу звуковая культура речи;

- развивать творческое воображение детей;

- привлекать внимание родителей к совместной работе по укреплению мышц органов артикуляции.

        

Актуальность проекта

Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей.

        Обеспечение проектной деятельности:

Планирование, методическая литература, компьютер, компьютерные программы, дидактические пособия на формирование правильного типа речевого дыхания, картотеки дыхательной гимнастики, пальчиковых игр, игр на развитие мелкой моторики пальцев рук.

          

        Предполагаемый результат:

  1. Повышение эффективности логопедической работы.
  2. Повышение интереса детей к занятиям.
  3. Развитие артикуляционной моторики до уровня максимальной достаточности для постановки звуков у детей;
  4. Активизация познавательной деятельности детей, повышение мотивации к обучению на логопедических занятиях.
  5. Развитие психических процессов детей.
  6. Формирование правильного речевого типа дыхания.
  7. Развитие творческого потенциала детей.

        Продукт проектной деятельности:

  1. Создание новых дидактических игр, картотек артикуляционной гимнастики, приобретение пособий для нестандартной работы над артикуляционной моторикой, видео – урок для родителей.

Этапы реализации проекта:

-Предварительный. Изучение методической литературы по теме проекта с привлечением родителей.

Разработка методического материала и планов проведения проекта.

-Организационный. Педагогическая планёрка. Консультирование педагогов. Разработка планов. Объявление о проекте.

-Основной. Проведение коррекционных занятий, мастер-классов по плану, создание презентаций, консультаций, картотек, дидактических игр и пособий.

Взаимодействие с родителями (консультации).

-Итоговый. Анализ результатов проекта.

Этапы реализации проекта

«Дышим и говорим» в работе

учителя-логопеда ДО

С 01.12.2025 по 12.12.2025

Этапы проекта

Срок

Задачи

1 этап – Подготови-тельный

01.12.25-02.12.25

  • Определение целей и задач. 
  • Составление плана деятельности.
  • Изучение методической литературы

2 этап – Практическая деятельность по решению проблемы

01.12.25 – 10.12.25

  • Создание картотек пальчиковых игр, игр на развитие мелкой моторики, покупка игр на формирование правильного типа речевого дыхания
  • Проведение индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий   с использованием упражнений, пособий, игр, направленных на укрепление органов артикуляции и подготовке их к постановке звуков,
  • Консультация для педагогов «Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения», «Артикуляционная гимнастика – основа для формирования звукопроизношения у детей»,
  • Консультация для родителей «Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения»,
  • Видео – урок для родителей «Правильное выполнение упражнений».

3 этап – Анализ проектной деятельности и оценка результатов

11.12.25 – 12.12.25

  • Анализ деятельность детей и соотношение полученных результатов с поставленными задачами проекта.


Отчет по проведенному проекту на тему «Подготовка руки к письму»

В процессе подготовки к проекту перед учителем – логопедом были поставлены следующие задачи:

- формирование у детей понятия о правильном дыхании; обучение технике диафрагмально-релаксационного дыхания;

- приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания;

- формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи;

- привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.

В ходе реализации проекта все задачи подтвердили свою актуальность. В результате проекта удалось подготовить картотеку упражнений на развитие правильного типа речевого дыхания, пальчиковых игр, приобрести дидактические игры и пособия на формирование правильного типа речевого дыхания, а также сформировать длительную, плавную выдыхаемую струю воздуха у детей. Оценка состояния речевого выдоха детей показала положительную динамику, работа дыханием также оказала положительное влияние на усидчивость детей, на повышение уровня произвольного внимания. Стоит отметить, что данная работа является очень важным этапом при коррекции речевых нарушений у детей. В процессе работы удалось вызвать высокий интерес к занятиям, повысить мотивацию к обучению.  

В процессе проекта были подготовлены следующие продукты деятельности:

  1. Картотека игр на формирование правильного типа речевого дыхания, пальчиковых игр.
  2. Консультация для родителей и педагогов «Роль речевого и неречевого дыхания в формировании звукопроизношения».
  3. Игры и дидактические пособия на формирование правильного типа речевого дыхания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт учителя – логопеда Зюляевой М. С. по теме самообразования: «Артикуляционная гимнастика – эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи»

Я работаю над темой "Артикуляционная гимнастика - эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи" уже 4-ый год....

Консультация для воспитателей«Артикуляционная гимнастика – эффективное средство развития речи и исправления нарушений зукопроизношения у детей дошкольного возраста с ТНР»

laquo;Артикуляционная гимнастика – эффективное средство развития речии исправления нарушений зукопроизношения у детей...

Артикуляционная гимнастика эффективное средство развития речи и исправления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется прави...

«Артикуляционная гимнастика – эффективное средство развития речи и исправления нарушений зукопроизношения у детей дошкольного возраста с ТНР»

laquo;Артикуляционная гимнастика – эффективное средство развития речии исправления нарушений зукопроизношения у детей            дошкольно...

МАСТЕР – КЛАСС для родителей « Артикуляционная гимнастика – эффективное средство развития звукопроизношения»

Детям 3-х, 4-х лет: артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение.•   Дети 5-ти, 6-ти лет: смогут при помощи артикуляционной гимнастики прео...