Консультация для воспитателей«Артикуляционная гимнастика – эффективное средство развития речи и исправления нарушений зукопроизношения у детей дошкольного возраста с ТНР»
консультация по логопедии (старшая группа)
«Артикуляционная гимнастика – эффективное средство развития речи
и исправления нарушений зукопроизношения у детей дошкольного возраста с ТНР»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikullyatsionnaya_gimnastika.docx | 930.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Детский сад №210«Ладушки »
«Артикуляционная гимнастика – эффективное средство развития речи
и исправления нарушений зукопроизношения у детей дошкольного возраста с ТНР»
Консультация для воспитателей
Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не врожденный дар,
она развивается и формируется с рождения ребенка
Речь приобретается благодаря совместным усилиям родителей и педагогов. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков,
которые мы произносим благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, губам, небу, голосовым связкам.
Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.
- Для того, чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и
подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо.
- Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно,
- они поддаются тренировке.
Недостатки произношения влияют на:
- Психологическое развитие ребенка;
- Формирование сферы межличностного взаимодействия;
- Развитие познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания;
- Обучение ребенка в школе.
Артикуляционная гимнастика –
это совокупность специальных упражнений:
- усиливает кровообращение;
- укрепляет мышцы лица,
- развивает гибкость, подвижность и
дифференцированность движений органов речевого аппарата (языка, губ, щек, нижней челюсти, мягкого неба).
Цель артикуляционной гимнастики –
выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в
сложные
- Детям 2-4-х лет: артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение, обрести целенаправленность движений языка
- Дети 5 – 6 лет: смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное
звукопроизношение.
Занимаясь с детьми:
- 3 – 4 лет - следим, чтобы они усвоили основные движения;
- 4 – 5 лет – обращаем внимание на то, чтобы движения были более чёткими и плавными, без подёргиваний (подбородок не «прыгает»);
- 6 – 7 лет - контролируем самостоятельное выполнение упражнений в более быстром темпе, умение удерживать положение языка некоторое время без изменений, быстро переключаться с одного упражнения на другое.
Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой:
- Сначала упражнения выполняются медленно, перед зеркалом (ребенку необходим зрительный контроль),
после того, как ребенок освоится – зеркало можно убрать;
- темп выполнения и количество упражнений постепенно
увеличиваются, выполняются точно и плавно;
- проводится систематически (ежедневно утром и вечером в течении 5-7 мин.)
- с помощью игровых упражнений;
- должны быть понятны и доступны ребёнку.
При образовании различных звуков каждый орган занимает определенное положение
Поэтому упражнения для развития движений органов артикуляционного аппарата объединены в комплексы.
Каждый комплекс имеет определенную направленность.
Лягушка-Слоник - на счёт «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» — (улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы) «Слоник»
(губы и зубы сомкнуты, с напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой) (6 – 8 повторов)
Месим тесто - немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его
губами, произносить звуки: «пя-пя-пя». (6 – 8 повторов)
Блинчик - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу.
Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10
Киска сердится - Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончиком языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выдвигает спинку.
Забей мяч в ворота – улыбнуться, положить широкий край языка на нижнюю губу и, как бы, произнося длительно звук ф-ф-ф, сдуть ватку на противоположный край стола
Блинчик - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу.
Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10
Вкусное варенье – слегка приоткрыть рот и широким Передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком снизу вверх.
Чашечка – улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его наверх в виде чашечки.
Грибок – улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу (язык будет напоминать шляпку гриба, а подъязычная связка – его ножку.
Качели – улыбнуться, открыть рот, по очереди упирать язык то
за верхние зубы, то за нижние.
Маляр - открыть рот, широким языком проводить языком по нёбу от передних зубов вглубь рта и обратно.
Блинчик - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу.
Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10
Вкусное варенье – слегка приоткрыть рот и широким Передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком снизу вверх.
Чашечка – улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его наверх в виде чашечки.
Грибок – улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу (язык будет напоминать шляпку гриба, а подъязычная связка – его ножку.
Индюк – приоткрыть рот, поднять язык вверх и быстрым Движением двигать по верхней губе.
Дятел - улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам: д-д-д… Сначала звук [д] произносить
медленно, постепенно убыстрять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Плавание как средство профилактики и исправления нарушений осанки у детей дошкольного возраста
О пользе занятий по плаванию для позвоночника. Какие упражнения принменяются на занятие....
ПДС «Наглядное моделирование как эффективное средство развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста»
В статье раскрывается тема использование наглядного моделирования как средство развития логического мышления, сущность и функции метода моделирования, алгоритм обучения моделированию. Освещена тема мо...
Консультация для педагогов "Дидактическая игра, как средство развития интеллектуальных и познавательных способностей у детей дошкольного возраста"
Решающее значение в развитии ребёнка дошкольного возраста принадлежит обучению на занятиях, усвоению знаний,умений и навыков ,предусмотренных программой. Но совершенно особое место в жизни ребёнка зан...
«Наглядное моделирование как эффективное средство развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста»
Моделирование развивает у детей инициативность, самостоятельность, пространственное нестандартное мышление, а также видение результата своей деятельности через небольшой промежуток времени....
Песочная терапия, как средство развития речи и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР.
В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья дошкольников. Поэтому усилия работников ДОУ сегодня, как никогда, н...
Мастер-класс для родителей «Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста»
Цель: Просвещение родителей в вопросах оздоровления детей, знакомство с методикой использования фитболов, как универсального средства укрепления опорно-двигательного аппарата, создания мышечного ...
Театрализованная деятельность как эффективное средство развития речевой активности и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.
Делюсь своим опытом работы в театрализованной деятельности. Хочу показать и рассказать, как театр влияет на активизацию мышления, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантаз...