Консультация для воспитателей«Артикуляционная гимнастика – эффективное средство развития речи и исправления нарушений зукопроизношения у детей дошкольного возраста с ТНР»
консультация по логопедии (старшая группа)

Ермакова Татьяна Александровна

«Артикуляционная гимнастика – эффективное средство развития речи

и исправления нарушений зукопроизношения у детей                 дошкольного возраста с ТНР»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikullyatsionnaya_gimnastika.docx930.93 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Детский сад №210«Ладушки »

«Артикуляционная гимнастика – эффективное средство развития речи

и исправления нарушений зукопроизношения у детей        дошкольного возраста с ТНР»

Консультация для воспитателей

Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не врожденный дар,

она развивается и формируется с рождения ребенка

Речь приобретается благодаря совместным усилиям родителей и педагогов. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков,

которые мы произносим благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, губам, небу, голосовым связкам.

Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

  • Для того, чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и

подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо.

  • Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно,
  • они поддаются тренировке.

Недостатки произношения влияют на:

  • Психологическое развитие ребенка;
  • Формирование сферы межличностного взаимодействия;
  • Развитие познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания;
  • Обучение ребенка в школе.

Артикуляционная гимнастика

это совокупность специальных упражнений:

  • усиливает кровообращение;
  • укрепляет мышцы лица,
  • развивает гибкость, подвижность и

дифференцированность движений органов речевого аппарата (языка, губ, щек, нижней челюсти, мягкого неба).

Цель артикуляционной гимнастики –

выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в

сложныеhttps://jofo.me/data/userfiles/5019/images/606432-devochka_s_zerkalom.jpg

  •         Детям 2-4-х лет: артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение, обрести целенаправленность движений языка

  • Дети 5 – 6 лет: смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное

звукопроизношение.

Занимаясь с детьми:

  • 3 – 4 лет - следим, чтобы они усвоили основные движения;
  • 4 – 5 лет – обращаем внимание на то, чтобы движения были более чёткими и плавными, без подёргиваний (подбородок не «прыгает»);
  • 6 – 7 лет - контролируем самостоятельное выполнение упражнений в более быстром темпе, умение удерживать положение языка некоторое время без изменений, быстро переключаться с одного упражнения на другое.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой:

- Сначала упражнения выполняются медленно, перед зеркалом (ребенку необходим зрительный контроль),

после того, как ребенок освоится – зеркало можно убрать;

  • темп выполнения и количество упражнений постепенно

увеличиваются, выполняются точно и плавно;

  • проводится систематически (ежедневно утром и вечером в течении 5-7 мин.)

  • с помощью игровых упражнений;

  • должны быть понятны и доступны ребёнку.

При образовании различных звуков каждый орган занимает определенное положение

Поэтому упражнения для развития движений органов артикуляционного аппарата объединены в комплексы.

Каждый комплекс имеет определенную направленность.

https://fs.znanio.ru/d5af0e/a7/0f/8219d441c700ac30c8ee6f938c64b1a75c.jpg

Лягушка-Слоник - на счёт «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка»        — (улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы) «Слоник»https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/04f3/00036052-7c4f76c2/img1.jpghttps://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0b72/00125af1-7975380e/hello_html_md035cb3.jpg

(губы и зубы сомкнуты, с напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой)        (6 – 8 повторов)

Месим тесто - немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая егоhttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0b3c/0011aaf3-f8e22c9f/img3.jpg

губами, произносить звуки: «пя-пя-пя». (6 – 8 повторов)

Блинчик - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу.https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/125e/00036dbd-2523ef0e/img7.jpg

Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10https://cf.ppt-online.org/files/slide/e/eFDldpvmsZoLqjh9WEXaGBbA8HyiY53Q2UfSNV/slide-8.jpg

Киска сердится - Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончиком языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выдвигает спинку.

Забей мяч в ворота – улыбнуться, положить широкий край языка на нижнюю губу и, как бы, произнося длительно звук ф-ф-ф, сдуть ватку на противоположный край столаhttps://ds05.infourok.ru/uploads/ex/05ac/00023c13-2a0946f0/img35.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/004b/00166e7a-4b106186/hello_html_m622975b2.jpg

Блинчик - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу.https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/125e/00036dbd-2523ef0e/img7.jpg

Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10

Вкусное варенье – слегка приоткрыть рот и широким Передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком снизу вверх.https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/q/qM403EzCuUTnWK1mkHwR7LvlZfFdYGBIjcsyDiaXJb/slide-7.jpg

Чашечка – улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его наверх в виде чашечки.https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/04f3/00036052-7c4f76c2/img9.jpghttps://ds03.infourok.ru/uploads/ex/04f3/00036052-7c4f76c2/img3.jpg

Грибок – улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу (язык будет напоминать шляпку гриба, а подъязычная связка – его ножку.https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/04f3/00036052-7c4f76c2/img6.jpg

Качели – улыбнуться, открыть рот, по очереди упирать язык то

за верхние зубы, то за нижние.

Маляр - открыть рот, широким языком проводить языком по нёбу от передних зубов вглубь рта и обратно.https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0956/000266cd-5a4ae087/img5.jpg

https://cf.ppt-online.org/files/slide/g/gE8UNeiarPHmQ3ftM0O5F7xsu12dG4CIqyV6Dn/slide-3.jpg

Блинчик - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу.https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/125e/00036dbd-2523ef0e/img7.jpg

Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/q/qM403EzCuUTnWK1mkHwR7LvlZfFdYGBIjcsyDiaXJb/slide-7.jpg

Вкусное варенье – слегка приоткрыть рот и широким Передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком снизу вверх.https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/04f3/00036052-7c4f76c2/img3.jpg

Чашечка – улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его наверх в виде чашечки.

Грибок – улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу (язык будет напоминать шляпку гриба, а подъязычная связка – его ножку.https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/04f3/00036052-7c4f76c2/img9.jpg

Индюк – приоткрыть рот, поднять язык вверх и быстрым Движением двигать по верхней губе.https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0884/0003505b-f21bbde5/img24.jpg

Дятел - улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам: д-д-д… Сначала звук [д] произноситьhttps://ds02.infourok.ru/uploads/ex/05fa/0007a719-e29c936e/img4.jpg

медленно, постепенно убыстрять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Плавание как средство профилактики и исправления нарушений осанки у детей дошкольного возраста

О пользе занятий по плаванию для позвоночника. Какие упражнения принменяются на занятие....

ПДС «Наглядное моделирование как эффективное средство развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста»

В статье раскрывается тема использование наглядного моделирования как средство развития логического мышления, сущность и функции метода моделирования, алгоритм обучения моделированию. Освещена тема мо...

Консультация для педагогов "Дидактическая игра, как средство развития интеллектуальных и познавательных способностей у детей дошкольного возраста"

Решающее значение в развитии ребёнка дошкольного возраста принадлежит обучению на занятиях, усвоению знаний,умений и навыков ,предусмотренных программой. Но совершенно особое место в жизни ребёнка зан...

«Наглядное моделирование как эффективное средство развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста»

Моделирование развивает у детей инициативность, самостоятельность, пространственное нестандартное мышление, а также видение результата своей деятельности через небольшой промежуток времени....

Песочная терапия, как средство развития речи и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР.

В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья дошкольников. Поэтому усилия работников ДОУ сегодня, как никогда, н...

Мастер-класс для родителей «Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста»

Цель: Просвещение родителей в вопросах оздоровления детей, знакомство с методикой использования фитболов, как универсального средства укрепления опорно-двигательного аппарата, создания мышечного ...

Театрализованная деятельность как эффективное средство развития речевой активности и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

Делюсь своим опытом работы в театрализованной деятельности. Хочу показать и рассказать, как театр влияет на активизацию мышления, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантаз...