Консультация для воспитателей: "Сенсорные приемы в развитии речи дошкольников при использовании природных материалов Калининградской области"
консультация по логопедии

Тарасенкова Юлия Владимировна

Калининградская область — уникальный регион, богатый природными ресурсами: янтарём, морской галькой, камнями разнообразных форм и цветов, а также хвойными дарами Куршской косы. Эти природные материалы являются естественными сенсорными стимуляторами и могут эффективно использоваться в развитии речи дошкольников.

Включение регионального компонента делает занятия более эмоционально значимыми, расширяет кругозор детей и укрепляет их связь с родным краем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornye_priemy_razvitiya_rechi_doshkolnikov.docx15.81 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация логопеда для воспитателей:

«Сенсорные приёмы в развитии речи дошкольников при использовании природного материала Калининградской области»

Введение

Калининградская область — уникальный регион, богатый природными ресурсами: янтарём, морской галькой, камнями разнообразных форм и цветов, а также хвойными дарами Куршской косы. Эти природные материалы являются естественными сенсорными стимуляторами и могут эффективно использоваться в развитии речи дошкольников.

Включение регионального компонента делает занятия более эмоционально значимыми, расширяет кругозор детей и укрепляет их связь с родным краем.

Роль сенсорных приёмов в развитии речи

Сенсорный опыт — основа формирования речи. Предметы, которые можно потрогать, понюхать, рассмотреть и сравнить, помогают детям:

        •        активизировать словарь;

        •        лучше понимать значение слов;

        •        развивать умение описывать предметы и явления;

        •        совершенствовать грамматический строй речи;

        •        развивать связную речь;

        •        стимулировать речевую инициативу.

Использование природного материала позволяет обогатить сенсорную сферу и сделать работу более интересной и естественной.

Сенсорные каналы и региональный материал Калининградской области

1. Тактильные (осязательные) приёмы

Материалы региона:

        Янтарь — тёплый, гладкий, лёгкий.

        Морские камни — холодные, тяжёлые, гладкие или шершавые.

        Шишки Куршской косы — лёгкие, рельефные, ароматные.

Игры и упражнения:

        «Волшебный мешочек Янтаря». Дети на ощупь определяют янтарь среди других камней, описывают ощущения: «гладкий», «тёплый», «лёгкий».

        Сенсорные дорожки «Калининградское побережье». Дорожки с зонами: янтарная крошка (безопасная крупная фракция), мелкая морская галька, крупные шишки. Дети проходят по дорожке и словесно описывают ощущения.

        «Найди пару». Парные камни и шишки. Ребёнок ищет соответствие по форме, размеру, фактуре.

Что развивается:

словарь качеств и признаков, навыки описания, тактильное восприятие, связная речь.

2. Зрительные приёмы

Материалы:

        Янтарь разных оттенков: от молочного до тёмно-вишнёвого.

        Камни с разным рисунком, формой, цветом.

        Шишки разного размера и степени раскрытости.

Приёмы:

        Сортировка «Сокровища Балтики». Дети группируют янтарь: светлый — тёмный, маленький — большой.

        «Морские камни-путешественники». Рассматривание камней под лупой, выделение узоров, определение формы («круглый», «длинный», «плоский»).

        «Шишка рассказывает». Сравнение шишки закрытой и раскрытой — развитие наблюдательности и описательной речи.

Что развивается:

цветовые и формовые эталоны, умение сравнивать, зрительное внимание, словарь.

3. Слуховые приёмы

Как использовать природный материал:

        «Балтийский дождь». Пересыпание мелких камушков — дети слушают звук, описывают его: «шелестит», «звенит», «шуршит».

        «Голос янтаря». Потряхивание янтарных кусочков в коробочке — звук отличается от камней.

        «Шишкин оркестр». Постукивание по шишкам, камням, янтарю — сравнение звуков.

Что развивается:

фонематический слух, слуховое внимание, умение подбирать слова для описания звука.

4. Кинестетические и двигательные приёмы

Упражнения:

        «Камешек путешествует». Передача морского камня по кругу с разными заданиями:– передай сверху вниз,– передай, гладя камень,– передай, описывая его.

        «Собери янтарь на берегу» (имитационная игра). Дети «собирают» разноцветные камушки, выполняя речевые инструкции.

        «Шишка-прыгунок». Перебрасывание шишки с проговариванием коротких фраз и чистоговорок.

Что развивается:

координация движений и речи, моторика, речевое планирование.

5. Обонятельные стимулы

Материалы:

        Хвойные шишки Куршской косы — яркий природный аромат.

Игры:

        «Узнай запах Балтики». Дети сравнивают запахи: хвойные шишки, древесина, морская соль. Вводятся слова: «свежий», «смолистый», «острый», «лёгкий».

Что развивается:

эмоциональная речь, словарь запахов, ассоциации.

Интеграция материала в образовательный процесс

В режимные моменты

        • Описание ощущений при играх на прогулке (галька, песок).

        • Коллективный сбор шишек или камешков с последующим обсуждением их свойств.

В игровой деятельности

        • Коллекция «Сокровища Калининграда» — в группе постоянный сенсорный уголок.

        • Сюжетные игры: «Юные исследователи Куршской косы», «Археологи Балтики».

В речевой работе

        • составление описательных рассказов о янтаре и камнях;

        • рассказы по сенсорным впечатлениям после прогулки;

        • обогащение словаря региональной лексикой: янтарь, галька, коса, побережье, смола, прибой.

Рекомендации воспитателям

        • Регулярно обновляйте коллекцию природных материалов региона.

        • Внимательно следите за безопасностью: мелкие предметы использовать только под контролем.

        • Сопровождайте сенсорный опыт активной речевой практикой.

        • Поощряйте детей рассказывать о своих находках и впечатлениях с прогулок.

        • Сотрудничайте с логопедом для подбора индивидуальных упражнений.

Заключение

Использование природных богатств Калининградской области — эффективный, доступный и эмоционально насыщенный способ сенсорного развития и речевого стимулирования дошкольников. Янтарь, морские камни и шишки с Куршской косы становятся не просто материалом, а источником живых ощущений, наблюдений и впечатлений, которые создают естественную основу для развития речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Методы и приемы, активизирующие развитие речи дошкольников, в ходе режимных моментов»

Доклад на тему:«Методы и приемы, активизирующие развитие речи дошкольников, в ходе режимных моментов»...

Использование методов и приемов для развития речи дошкольников на занятиях по ФЭМП

Актуальность данной темы носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: это широкое общение ребенка со взрослыми и сверстниками и организованный образоват...

Обобщение опыта работы "Развитие речи дошкольников с использованием в работе приемов мнемотехники"

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, ...

Консультация для родителей. «Игровые приемы для развития речи дошкольников»

Консультация для родителей в подготовительной группе....

консультация для родителей "Самомассаж для дошкольников с использованием природных материалов и сухих бассейнов"

В настоящее время проблема здоровья детей - одна из самых актуальных. Поэтому внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс остается актуальным. Существуют разнообра...

Консультация для педагогов ДОУ Тема: «Игровые приемы в развитии речи дошкольников»

Консультация для педагогов ДОУ  Тема: «Игровые приемы в развитии речи дошкольников»...