Консультация для воспитателей: "Сенсорные приемы в развитии речи дошкольников при использовании природных материалов Калининградской области"
консультация по логопедии
Калининградская область — уникальный регион, богатый природными ресурсами: янтарём, морской галькой, камнями разнообразных форм и цветов, а также хвойными дарами Куршской косы. Эти природные материалы являются естественными сенсорными стимуляторами и могут эффективно использоваться в развитии речи дошкольников.
Включение регионального компонента делает занятия более эмоционально значимыми, расширяет кругозор детей и укрепляет их связь с родным краем.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация логопеда для воспитателей:
«Сенсорные приёмы в развитии речи дошкольников при использовании природного материала Калининградской области»
Введение
Калининградская область — уникальный регион, богатый природными ресурсами: янтарём, морской галькой, камнями разнообразных форм и цветов, а также хвойными дарами Куршской косы. Эти природные материалы являются естественными сенсорными стимуляторами и могут эффективно использоваться в развитии речи дошкольников.
Включение регионального компонента делает занятия более эмоционально значимыми, расширяет кругозор детей и укрепляет их связь с родным краем.
Роль сенсорных приёмов в развитии речи
Сенсорный опыт — основа формирования речи. Предметы, которые можно потрогать, понюхать, рассмотреть и сравнить, помогают детям:
• активизировать словарь;
• лучше понимать значение слов;
• развивать умение описывать предметы и явления;
• совершенствовать грамматический строй речи;
• развивать связную речь;
• стимулировать речевую инициативу.
Использование природного материала позволяет обогатить сенсорную сферу и сделать работу более интересной и естественной.
Сенсорные каналы и региональный материал Калининградской области
1. Тактильные (осязательные) приёмы
Материалы региона:
Янтарь — тёплый, гладкий, лёгкий.
Морские камни — холодные, тяжёлые, гладкие или шершавые.
Шишки Куршской косы — лёгкие, рельефные, ароматные.
Игры и упражнения:
«Волшебный мешочек Янтаря». Дети на ощупь определяют янтарь среди других камней, описывают ощущения: «гладкий», «тёплый», «лёгкий».
Сенсорные дорожки «Калининградское побережье». Дорожки с зонами: янтарная крошка (безопасная крупная фракция), мелкая морская галька, крупные шишки. Дети проходят по дорожке и словесно описывают ощущения.
«Найди пару». Парные камни и шишки. Ребёнок ищет соответствие по форме, размеру, фактуре.
Что развивается:
словарь качеств и признаков, навыки описания, тактильное восприятие, связная речь.
2. Зрительные приёмы
Материалы:
Янтарь разных оттенков: от молочного до тёмно-вишнёвого.
Камни с разным рисунком, формой, цветом.
Шишки разного размера и степени раскрытости.
Приёмы:
Сортировка «Сокровища Балтики». Дети группируют янтарь: светлый — тёмный, маленький — большой.
«Морские камни-путешественники». Рассматривание камней под лупой, выделение узоров, определение формы («круглый», «длинный», «плоский»).
«Шишка рассказывает». Сравнение шишки закрытой и раскрытой — развитие наблюдательности и описательной речи.
Что развивается:
цветовые и формовые эталоны, умение сравнивать, зрительное внимание, словарь.
3. Слуховые приёмы
Как использовать природный материал:
«Балтийский дождь». Пересыпание мелких камушков — дети слушают звук, описывают его: «шелестит», «звенит», «шуршит».
«Голос янтаря». Потряхивание янтарных кусочков в коробочке — звук отличается от камней.
«Шишкин оркестр». Постукивание по шишкам, камням, янтарю — сравнение звуков.
Что развивается:
фонематический слух, слуховое внимание, умение подбирать слова для описания звука.
4. Кинестетические и двигательные приёмы
Упражнения:
«Камешек путешествует». Передача морского камня по кругу с разными заданиями:– передай сверху вниз,– передай, гладя камень,– передай, описывая его.
«Собери янтарь на берегу» (имитационная игра). Дети «собирают» разноцветные камушки, выполняя речевые инструкции.
«Шишка-прыгунок». Перебрасывание шишки с проговариванием коротких фраз и чистоговорок.
Что развивается:
координация движений и речи, моторика, речевое планирование.
5. Обонятельные стимулы
Материалы:
Хвойные шишки Куршской косы — яркий природный аромат.
Игры:
«Узнай запах Балтики». Дети сравнивают запахи: хвойные шишки, древесина, морская соль. Вводятся слова: «свежий», «смолистый», «острый», «лёгкий».
Что развивается:
эмоциональная речь, словарь запахов, ассоциации.
Интеграция материала в образовательный процесс
В режимные моменты
• Описание ощущений при играх на прогулке (галька, песок).
• Коллективный сбор шишек или камешков с последующим обсуждением их свойств.
В игровой деятельности
• Коллекция «Сокровища Калининграда» — в группе постоянный сенсорный уголок.
• Сюжетные игры: «Юные исследователи Куршской косы», «Археологи Балтики».
В речевой работе
• составление описательных рассказов о янтаре и камнях;
• рассказы по сенсорным впечатлениям после прогулки;
• обогащение словаря региональной лексикой: янтарь, галька, коса, побережье, смола, прибой.
Рекомендации воспитателям
• Регулярно обновляйте коллекцию природных материалов региона.
• Внимательно следите за безопасностью: мелкие предметы использовать только под контролем.
• Сопровождайте сенсорный опыт активной речевой практикой.
• Поощряйте детей рассказывать о своих находках и впечатлениях с прогулок.
• Сотрудничайте с логопедом для подбора индивидуальных упражнений.
Заключение
Использование природных богатств Калининградской области — эффективный, доступный и эмоционально насыщенный способ сенсорного развития и речевого стимулирования дошкольников. Янтарь, морские камни и шишки с Куршской косы становятся не просто материалом, а источником живых ощущений, наблюдений и впечатлений, которые создают естественную основу для развития речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Методы и приемы, активизирующие развитие речи дошкольников, в ходе режимных моментов»
Доклад на тему:«Методы и приемы, активизирующие развитие речи дошкольников, в ходе режимных моментов»...

Использование методов и приемов для развития речи дошкольников на занятиях по ФЭМП
Актуальность данной темы носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: это широкое общение ребенка со взрослыми и сверстниками и организованный образоват...

Обобщение опыта работы "Развитие речи дошкольников с использованием в работе приемов мнемотехники"
В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, ...

Консультация для родителей. «Игровые приемы для развития речи дошкольников»
Консультация для родителей в подготовительной группе....

консультация для родителей "Самомассаж для дошкольников с использованием природных материалов и сухих бассейнов"
В настоящее время проблема здоровья детей - одна из самых актуальных. Поэтому внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс остается актуальным. Существуют разнообра...

Консультация для педагогов ДОУ Тема: «Игровые приемы в развитии речи дошкольников»
Консультация для педагогов ДОУ Тема: «Игровые приемы в развитии речи дошкольников»...

