Развитие фонематического восприятия у воспитанников старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Иванова (Калуцкая) Татьяна Валерьевна

Развитие фонематического восприятия у воспитанников старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fon_sl_sem-praktikum.docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:

Цели и задачи: повышение компетентности педагогов и родителей по вопросу развития фонематического слуха у воспитанников старшего дошкольного возраста.

Развитие речевой функции – процесс чрезвычайно сложный, в формировании которого участвуют слуховой и речедвигательный анализаторы.

 Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом. Фонематический слух является базой для появления, становления и совершенствования речи

В развитии речи детей дошкольного возраста огромное значение придается формированию фонематического слуха. Первичного фонематического слуха, достаточно для повседневного общения. Но для овладения навыком чтения и письма, необходимо умение детей расчленять поток речи на слова, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т. е, производить анализ звуковой стороны слова, чего не умеют большинство воспитанников.

Развитый фонематический слух ребенка является непременным условием успешного обучения грамоте. Поэтому ранняя диагностика сформированности фонематических процессов является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития.

Существуют разнообразные игры и упражнения для развития фонематического восприятия, предлагаю некоторые из используемых игр в коррекционной работе:

1. Упражнения для развития речевого внимания:

-  ход игры: воспитанники хлопают в ладоши над головой, если педагог назовет что-то живое или маленькое. Пример: муравей, птица, дом, капля, жук, конфета, озеро, ванна, муха итд.

- ход игры: воспитанники слушают три близких по звучанию слова и повторяют названия только съедобных предметов. Пример: картошка, ложка, окрошка; салат, халат, мармелад; жакет, пакет, букет итд.

2. Упражнение для сопоставления одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру:

-  ход игры: педагог по-разному произносит один и тот же звук. Затем воспитанники представляют себя артистами и пробуют повторить. Например, А – поет певец, А- качаем малыша, А – плачет девочка.

3. Упражнения для сопоставления близких по звучанию слов:

- ход игры: воспитанники слушают имена парами и отвечают, одинаковые они или разные. Пример: Люба-Люда, Коля- Коля, Даня – Таня.

- ход игры: воспитанники выбирают из ряда слов то, которое отличается от остальных. Например, ком-ком-кот-ком, канава-какао-канава- канава.

- ход игры: воспитанники слушают имена детей и выбирают одно имя, которое по звучанию отличается от остальных. Пример: Витя- Митя-Катя- Анюта. Коля- Дима – Толя – Поля.

- ход игры: воспитанникам предлагается вслед за педагогом повторить похожие по звучанию слова. Например, минута-монета-конфета, пакет-макет-букет, деньки- пеньки- венки-пауки, тапки- танки- кадки- банки.

4. Упражнение для сопоставления слогов:

- ход игры: вслед за педагогом воспитанники повторяют те слоги, которые услышали. Постепенно слоги усложняются. Пример: та – то- ту, ку- ко- ка, на-ва –ба, фа-ха-ка, хта- хто- тху – тхы.

5. Упражнения для сопоставления отдельных звуков речи:

- ход игры: воспитанники слушают педагога и поднимают руку, когда услышат звук А (или любой другой). Например, а – и- о –э –а –у- ы.

- ход игры: воспитанники хлопают в ладоши, когда педагог произносит слово с заданным звуком, например, С (кошка- собака- книга – миска- шишка- избушка – коса- коза).

Таким образом, уделяя внимание развитию фонематического слуха, вы облегчите воспитанникам процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь ребенку овладеть родным языком, избежать возможных трудностей в обучении и предотвратить возникновение речевых нарушений. Если же нарушение уже имеется, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.

 

Список используемой литературы:

  1. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические упражнения в рифмах. Пособие для логопедов, воспитателей М.: «Издательство ГНОМ Д», 2009.
  2. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2009.
  3. Ткаченко Т. Развитие фонематического слуха у дошкольников. Феникс, 2022.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста

    Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого-шестого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей...

Опыт работы на тему: "Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня".

Выявление и устранение недоразвития фонематического восприятия у детей с ОНР 3 уровня. Работа включает в себя сравнительный анализ развития фонематического восприятия в старшей и подготовите...

Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия,  раскрываются приемы работы на каждом этапе....

Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Презентация на тему:"Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста"....

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

В статье описаны игры, задания и упражнения для развития фонематического восприятия дошкольников....

Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста

К.Д. Ушинский писал, что сознательно писать и читать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова....