Уровень речевой готовности выпускников ДОУ к обучению в школе
консультация по логопедии (подготовительная группа)
«Готовность выпускников детского сада к обучению в школе» дискуссионная площадка
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 93.78 КБ |
Предварительный просмотр:
«Готовность выпускников детского сада к обучению в школе»
дискуссионная площадка
На тему: «Уровень речевой готовности выпускников ДОУ к обучению в школе»
Речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у выпускников ДОУ будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компоненты речевой системы к моменту поступления ребёнка в первый класс.
К сожалению, с каждым годом рече-грамотных первоклассников становится все меньше и меньше. Примерно у 60% старших дошкольников в России, согласно статистике и наблюдениям имеют различные нарушения речи. Низкий уровень развития речи ребенка приводит к значительным трудностям в освоении им программы школьного обучения. Исследования доказывают, что не менее трети детей с трудностями в обучении чтению и письму в начальной школе имеют недостатки в развитии устной речи: нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, грамматические ошибки (неправильное согласование слов в предложении, искажения окончаний слов и т.д.), низкий уровень связности речи и др).
Ребенок, поступающий в школу, должен:
- Правильно произносить все звуки родного языка, особенно шипящие и свистящие;
- Уметь различать звуки на слух, так как это является предпосылкой к обучению грамоте. Если некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он будет затрудняться при выборе соответствующим этим звукам букв во время письма;
- Умение определять место звука в слове;
- Словарный запас выпускника ДОУ должен составлять не менее 2000 слов. В словаре дошкольника должны присутствовать обобщающие слова: фрукты, овощи, посуда, транспорт, профессии и т.д. Ребенок должен уметь объяснить, что входит в каждую из перечисленных групп;
- Умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания. Согласовывать прилагательные с существительными, существительные с числительными (дерево какое?, три шара, а пять - ?);
- Владеть связной речью. Умение ребёнка дать развёрнутый, понятный для постороннего человека ответ на вопрос. Понимать связные высказывания, прослеживать последовательность событий (пересказать сказку, содержание мультфильма, рассказать о событии из его жизни), составлять рассказ по картинке. В рассказе должны присутствовать начало, кульминация, конец. Дошкольник должен уметь закончить начатый взрослым рассказ и т.д.
Перед поступлением в школу речь детей старшего дошкольного возраста должна быть сформирована. Все стороны речевого развития нужно развивать уже в дошкольном возрасте.
Необходимо включать в образовательный процесс родителей. Только при тесном взаимодействии педагогов и специалистов с семьей мы сможем повысить эффективность нашей работы. Очень хорошо, когда родители включаются в процесс образования своего ребёнка, выполняют рекомендации педагогов и закрепляют полученные им знания в ДОУ дома, с помощью игр, чтения литературы и общения. Это значительно повышает результаты речевой готовности выпускников ДОУ к школе.
Дидактические игры для повышения уровня речевой готовности выпускников ДОУ к обучению в школе:
«Говорящее лото». Цель игры: Автоматизация звуков, развитие лексико-грамматического строя речи, фонематического восприятия, самостоятельной речи.
Ход игры: Нам понадобятся карточки на заданный звук. Ребенок вытаскивает карточку с картинкой, четко проговаривая название, уменьшительно-ласкательную форму, множественное число и т. д.
Данная игра хороша тем, что она многофункциональна, с ее помощью можно, как и автоматизировать звуки, так и развивать самостоятельную речь.
«Домики для фигур». Цель игры: развитие логического мышления, умения ориентироваться на плоскости, развитие лексико-грамматического строя речи.
Ход игры: Перед детьми выкладываются домики и его будущие жильцы – геометрические фигуры (лист картона, поделенный на клеточки, геометрические фигуры). По просьбе педагога или родителя ребенок выкладывает названные геометрические фигуры в названном ряду, столбце, по диагонали, в середине, справа, слева, вверху, внизу, в верхнем правом углу, между, над, под и так далее.
«Зашифрованные чистоговорки». Цель игры: автоматизация поставленных звуков, тренировка памяти, внимания.
Ход игры: переда вами зашифрованная чистоговорка, ребенку предлагается повторить за педагогом или родителем, а затем запомнить по картинкам путем дополнительных ассоциаций.
Список используемой литературы:
1. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2011. - N 11. - с. 8-12.
2. Андриянова Т. Н., Гуткович И. Я., Самойлова О.Н. Учимся системно думать// Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников. Под ред. Т. А. 7. Сидорчук – Ульяновск, 2012.
3. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. – 2-е изд. – М.: Айрис – Пресс, 2004.
4. Дубинина Т.Н. Умей объяснить и доказать: развитие связной речи у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Беларусь. – 2002.
5. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Издательство института психотерапии, 2001.
6. Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Консультация для родителей детей с заиканием, освещается самый важный аспект работы - переход ребенка из детского сада в школу....
Формирование мотивационной готовности выпускников к школьному обучению: формирование личностных предпосылок УУД
В данном методическом материале описан проект "Скоро в школу", организованный на базе старше-подготовительной группы в МБДОУ Детский сад №32 п.г.т. Зеленоборский....
Заключение по результатам диагностики готовности выпускников к школьному обучению
Заключение по результатам диагностики готовности выпускников к школьному обучению...

Уровень речевого развития ребенка на момент поступления в школу
Поступление в школу – это важный этап в жизни дошкольника. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети владели, прежде всего, грамотной фразой, развернутой речью, объ...

Выступление на общем родительском собрании для родителей подготовительных к школе групп: «Речевая готовность ребенка к школьному обучению»
Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость по русскому языку и чтению....

Цикл занятий "Развитие мотивационной готовности детей с речевыми нарушениями к началу регулярного обучения в школе"
Цикл занятий направлен на развитие мотивационного компонента психологической готовности к обучению в школе у детей с речевыми нарушениями....
К чему приводит недостаточный уровень речевой готовности?
Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют...

