Выступление на общем родительском собрании для родителей подготовительных к школе групп: «Речевая готовность ребенка к школьному обучению»
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)

Чичваркина Лорэна Эдуардовна

Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость по русскому языку и чтению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_gotovnost_rebenka_k_shkole.pptx80.33 КБ
Файл vystuplneie_na_sobranii.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ» Подготовила: учитель-логопед Чичваркина Лорэна Эдуардовна г. Гагарин, 2019

Слайд 2

Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи : Звукопроизношение Функции языкового анализа, фонематическое (слуховое) восприятие Грамматический строй Лексическая сторона (словарный запас) Связная речь

Слайд 3

Звукопроизношение Ребенок должен: правильно произносить все звуки речи. ч етко и внятно произносить слова со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр и т.д.). у меть говорить громко, тихо или шепотом. и зменять темп речи с учетом содержания высказывания. Выраженные нарушения приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. На письме могут появиться замены и пропуски букв (шуба – « суба », жук – « зук », звезда – « зведа », рыба – « лыба »). Неусвоение данных навыков может привести к появлению ошибок при чтении .

Слайд 4

Функции языкового анализа и фонематическое (слуховое) восприятие Ребенок должен уметь: делить предложения на слова; делить слова на слоги; уметь выделять все звуки в словах; устанавливать последовательность звуков в слове. Наиболее характерны следующие ошибки: 1.слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней ( в доме – « вдоме », наступила – «на ступила» ); 2.пропуски, перестановки, добавления слогов ( комната – «кота», печенье – « чепенье », паровоз – « павороз », бабушка – « бабабушка » ); 3.пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв ( поросенок – « просенок », трава – « тарава » ); 4.перестановки букв ( комната – « конмата » ).

Слайд 5

Грамматический строй Ребенок должен владеть навыками словоизменения: согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце ); изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках); понимать и употреблять предлоги; согласовывать существительные с числительными (один карандаш, два карандаша и т.д ); правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит , бегите, бежал и т.п.). В связи с недоразвитием грамматического строя речи наблюдаются аграмматизмы на письме и при чтении: 1. ошибки в падежных окончаниях и при изменении существительных ( у Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов », на санках – «на санков » ); 2. пропуски , замены предлогов ( над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес » ); 3. ошибки согласования ( белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев » ).

Слайд 6

Грамматический строй Ребенок должен владеть навыками словообразования : образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи); образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел); образовывать название детенышей животных; образовывать прилагательные от существительных (например: малина – малиновое). Если не сформированы навыки словообразования, то при письме наблюдаются : 1. замены суффиксов ( козлята – « козленки »); 2. замены приставок ( захлестнула – «нахлестнула » ).

Слайд 7

Грамматический строй Ребенок должен : Правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать сдеформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Перечисленные нарушения приводят: трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении.

Слайд 8

Лексическая сторона (словарный запас) Ребенок должен: объяснить значение слова; ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое; дифференцировать обозначения предметов (« автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»); употреблять сложные слова (длинноногий ); пользоваться эпитетами (чистое поле); подбирать метафоры (туча комаров); подбирать синонимы (храбрый – смелый – отважный ). Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного текста, даже при технически правильном чтении.

Слайд 9

Связная речь Ребенок должен: отвечать на вопросы полным и развернутым ответом; пересказывать ; рассказывать об увиденном; составлять рассказы по картинке ; свободно общаться с взрослыми и сверстниками; поддерживать разговор на темы, доступные возрасту; пересказывать содержание сказки, рассказа; описывать окружающие предметы; раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности . Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.

Слайд 10

Многие из ваших детей имеют следущие проблемы: нарушения звукопроизношения, трудности в различении звуков, трудности звукового анализа и синтеза (не могут определить последовательность звуков в слове, путают некоторые звуки, заменяют или переставляют их в слогах и словах ), не выговаривают сложные слова: парикмахерская, скоропортящийся, велосипед, аквариум, мотоциклист и т.д., недостатки и нарушения лексикограмматической стороны речи (словарный запас ограничен, неправильно согласуют слова в речи, затрудняется в выражении своих мыслей, не справляются с пересказом).

Слайд 11

Решение проблемы по исправлению речевых нарушений: Успешность коррекционной работы по преодолению речевых недостатков предполагает активное участие в нем родителей . Рекомендуется: посещать занятия в режиме не менее 2 раз в неделю с обязательным выполнением домашних заданий; к онтролировать речь ребенка в процессе закрепления правильного произношения звуков в повседневности . Только совместные усилия приведут к хорошим результатам .

Слайд 12

Спасибо за внимание! Успехов вам и вашим детям при обучении в школе!



Предварительный просмотр:

Выступление на общем родительском собрании для родителей подготовительных к школе групп: «РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ».

Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость по русскому языку и чтению.

Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:

  1. Звукопроизношение
  2. Фонематическое (слуховое) восприятие
  3. Функции языкового анализа
  4. Грамматический строй
  5. Лексическая сторона (словарный запас)
  6. Связная речь

Звукопроизношение

Ребенок должен:

  •  правильно произносить все звуки речи.
  • четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр и т.д.).
  • уметь говорить громко, тихо или шепотом.
  • изменять темп речи с учетом содержания высказывания.

Выраженные нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает.

На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»).

Неусвоение данных навыков может привести к появлению ошибок при чтении.

Функции языкового анализа

Ребенок должен уметь:

  • делить предложения на слова;
  •  делить слова на слоги;
  • уметь выделять все звуки в словах;
  •  устанавливать последовательность звуков в слове.

Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки:

1.слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);

2.пропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», печенье – «чепенье», паровоз – «павороз», бабушка – «бабабушка»);

3.пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»);

4.перестановки букв (комната – «конмата»).

Фонематическое (слуховое) восприятие

Ребенок должен:

  •  называть слова с заданным звуком;
  • определять позицию звука в слове;
  • определять количество и последовательность звуков в слове;
  • составлять слова из звуков.

Грамматический строй

Ребенок должен владеть навыками словоизменения:

  • согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце);
  • изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);
  • понимать и употреблять предлоги;
  • согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей);
  • правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бегите, бежал и т.п.).

В связи с недоразвитием грамматического строя речи наблюдаться аграмматизмы на письме и при чтении:

 1. ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»);

2. пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);

3. ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).

Ребенок должен владеть навыками словообразования:

  • образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);
  • образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);
  • образовывать название детенышей животных;
  • образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).

Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при письме наблюдаются:

1. замены суффиксов (козлята – «козленки»);

2. замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»).

3.трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении.

Ребенок должен :

  • Правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях,
  • распространять предложения второстепенными и однородными членами;
  • работать сдеформированным предложением,
  • самостоятельно находить ошибки и устранять их;
  • составлять предложения по опорным словам и картинкам.

Лексическая сторона (словарный запас)

Ребенок должен:

  • объяснить значение слова; 
  • ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;
  • дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);
  • употреблять сложные слова (например: длинноногий);
  • пользоваться эпитетами (например: чистое поле);
  • подбирать метафоры (например: туча комаров);
  • подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный).

Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста.

В старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.

Связная речь

Ребенок должен:

  • отвечать на вопросы полным и развернутым ответом;
  • пересказывать;
  • рассказывать об увиденном;
  • составлять рассказы по картинке;

Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.

  • свободно общаться с взрослыми и сверстниками;
  • поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;
  • рассказывать о пережитых событиях;
  • пересказывать содержание сказки, рассказа;
  • описывать окружающие предметы;
  • раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.

Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.

Многие из ваших детей имеют следущие проблемы:

  • нарушение произношения звуков.
  • трудности различения звуков, звукового анализа и синтеза. (ребенок не может определить последовательность звуков в слове, путает некоторые звуки, заменяет или переставляет их в слогах и словах) и недостатки и нарушения лексикограмматической стороны речи (словарный запас ребенка ограничен, он неправильно согласует слова в речи, затрудняется в выражении своих мыслей, не справляется с пересказом).
  • не могут повторить сложные слова: милиционер, велосипед, аквариум, мотоциклист и т.д.
  • с нарушением ритма - например, даю задание: «Подели слово на кусочки - слоги, или отхлопай» получается = КОР-ОВА, = ТО-ПО-Р  здесь же и пропуски гласных. 

Рекомендуется посещать занятия в режиме не менее двух раз в неделю с обязательным выполнением рекомендаций учителя-логопеда  дома.

Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевых недостатков предполагает активное участие в нем родителей. Не следует считать, что роль родителей в процессе исправления речи оканчивается в момент обращения к специалисту. Каким бы хорошим специалистом не был логопед, он не сможет без содействия родителей эффективно помочь ребенку. Только совместные усилия приведут к хорошим результатам.

 Для того чтобы исправить речевой дефект, необходима упорная каждодневная работа, которая должна вестись как на логопедических занятиях, так и в домашних условиях.

 Основная задача родителей в процессе коррекционного воздействия состоит в активном взаимодействии с логопедом. Родителям необходимо интересоваться ходом и результатами коррекционного процесса, обращаться за советом к специалисту по возникшим вопросам, проводить доступные в домашних условиях логопедические упражнения.

Возможно, что ребенок в каких-то словах говорит определенный звук, в каких-то нет - здесь только ваш контроль за его речью. Идет процесс закрепления правильного произношения звука в повседневности.

Если возникнут проблемы, не стесняйтесь, подходите, спрашивайте. для вас приготовлены специальные буклеты, памятки, которые вы можете забрать домой для совместных игр с ребенком.

Спасибо за внимание!
Успехов вам и вашим детям при обучении в школе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»

Цели собрания:-                повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению;-...

Родительское собрание с родителями подготовительной к школе группы Тема: «Ребенок на пороге школы»

Повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и социальной подготовки ребенка к обучению в школе. Совершенствование системы совместной деятельности семьи и дошкольного...

Семинар-практикум для родителей воспитанников подготовительных к школе групп «Речевая готовность ребенка к школе»

Семинар-практикум для родителей воспитанников подготовительных к школе групп «Речевая готовность ребенка к школе».Данный материал может быть полезен для воспитателей ДО и дл...

Родительское собрание с родителями подготовительной к школе группы На тему: «Ребенок на пороге школы»

Родительское собрание с родителями подготовительной к школе группыНа тему: «Ребенок на пороге школы»Повестка дняПредставление учителей, психолога.Интервью детей (Просмотр виде - сюжет...

Сценарий родительского собрания с родителями подготовительной к школе группы

В данной разработке коллеги могут найти полезную информацию для проведения родительского собрания в подготовительной к школе группе...

Презентация для воспитателей и родителей подготовительной к школе группе "Речевая готовность ребенка к школе"

Презентация для воспитателей и родителей подготовительной к школе группе "Речевая гоовность ребенка к школе"...