Главные вкладки

    Родительское собрание с родителями подготовительной к школе группы Тема: «Ребенок на пороге школы»
    консультация (подготовительная группа)

    Усяева Светлана Алексеевна

    Повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и социальной подготовки ребенка к обучению в школе. Совершенствование системы совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, направленной на подготовку детей к школьному обучению.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание с родителями подготовительной к школе группы

    Тема: «Ребенок на пороге школы»

    Цель: Повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и социальной подготовки ребенка к обучению в школе. Совершенствование системы совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, направленной на подготовку детей к школьному обучению.

    Задачи:

    1. Вовлечь родителей в процесс определения понятия «Готовность ребенка к школе».

    2. Оптимизация усилий семьи и дошкольной организации по подготовке ребенка к систематическому обучению в школе.

    Ход мероприятия

    - Здравствуйте, уважаемые родители. Мы пригласили вас для взаимного общения, обмена опытом, переживаниями, чувствами. Вашим детям скоро исполнится семь лет, кому-то уже 7 лет, окончится дошкольное детство и начнется школьный этап формирования личности со строгим планомерным обучением. Каждый из вас переживает и сейчас я хотела бы определить степень вашего беспокойства по поводу предстоящего школьного обучения.

    На ваших столах лежат карточки. Поднимите карточку такого цвета, которая отражает степень вашего беспокойства в связи с приближающейся школьной жизнью ребенка (черная-сильное, синяя – умеренное, зеленая – отсутствует).

    В рамках закона об образовании вышел «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования", Коротко – ФГОС. и он вступил в силу с 1 января 2014г

    Сущность изменения касается модели образовательного процесса. Из неё напрочь нужно искоренить учебную модель. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие — стоит во главе угла. Развивать нужно по средством доступного для их возраста деятельности — игры. В результате весь образовательный процесс будет встроен в игру и дети сами того не замечая будут обучаться. В стандарте учитываются индивидуальные потребности каждого ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья.

    Изменения касаются также позиции взрослого. Взрослый взаимодействует, но взаимодействие рассматривается не в формальном контексте (я в группе, я контролирую, делаю замечания, поучаю, а в сущностном (партнёрство). Взрослый взаимодействует с детьми: вместе ставит цели, вместе действует по достижению этих целей и вместе оценивает тот продукт, что получился на выходе. Впервые дошкольное образование признано самостоятельным первым уровнем общего образования.

    Итак, поговорим о готовности ребенка к школе.(просмотр презентации)

    Мотивационная готовность. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.

    Переходим к следующему аспекту – эмоционально - волевая готовность. Очень важно в детях развивать эмоциональную устойчивость, не менее важным, является и сила воли. У ребенка должен быть сформирован комплекс волевых качеств, без наличия которых он не сможет длительное время выполнять задания учителя, не отвлекаться на уроке, доводить дело до конца. Рассмотрим ситуацию и подумаем, правильно ли поступает мама. Шестилетний Антон подвижный мальчик. Он не любит игры и занятия, требующие внимательности, усидчивости. Вот и сейчас нарисовал рисунок, не стараясь, хотя может нарисовать и лучше. Мама, увидев рисунок, говорит: «Молодец». А Антон, радуясь тому, что его похвалили, снова рисует рисунок ничуть не лучше прежнего. Мама продолжает его хвалить, думая про его недочеты «Подумаешь, не дорисовал, в школе научится. Лишь бы занят был чем – нибудь». Рассуждают родители. Волевой готовности будущего первоклассника должно уделяться серьезное внимание. Ведь его ждет напряженный труд, от него понадобится умение делать не только то, что ему хочется, но то, что требуется. К концу дошкольного возраста ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить, реализовать его, проявить определенное усилие в процессе преодоления препятствия, оценить результат своего волевого действия. Бывает, что ребенок прикладывает усилия воли, чтобы получить вознаграждение, этот прием можно иногда использовать, но не злоупотреблять.

    Еще одна не менее важная готовность – интеллектуальная.

    необходимо будущему первокласснику:

    - умение анализировать;

    - умение составлять рассказ по картинке;

    - умение устанавливать причинно-следственные связи;

    - умение делать выводы;

    - большой словарный запас

    -умение решать задачи

    К 6–7-и годам ребенок должен знать:

    свой адрес и название города, в котором он живет;

    название страны и ее столицы;

    имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;

    времена года, их последовательность и основные признаки;

    названия месяцев, дней недели;

    основные виды деревьев и цветов;

    уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.

    Портрет дошкольника, готового к обучению в школе по ФГОСам:

    Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. Соблюдает элементарные правила ЗОЖ.

    Любознательный. Интересуется новым и неизвестным. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.

    Эмоционально-отзывчивый. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

    Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

    Способный управлять своим поведением. Поведение ребенка определяется не сиюминутными желаниями, а требованиями со стороны взрослых и представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо».

    Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту.

    Я хочу обратить ваше внимание и зачитать

    «Портрет» первоклассника, не готового к школе:

    чрезмерная игривость;

    недостаточная самостоятельность;

    импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;

    неумение общаться со сверстниками;

    трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;

    неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;

    низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;

    плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);

    недостаточное развитие произвольной памяти;

    задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).

    Сейчас мы попробуем с вами разобраться и ответить на вопросы.

    1.Как часто и сколько времени нужно уделять подготовке к школе дома?

    Не больше 30 минут, с небольшими перерывами, 2-3 раза в неделю.

    2.Нужно ли учить ребенка читать?

    Если у ребенка есть желание складывать по слогам, не запрещайте. Акцент желательно сделать на следующие задания: определения позиция звука в слове, деление слов на слоги, определение мягкости, звонкости звуков и.т. д.

    3.Ребенок не проявляет инициативы заниматься дома, что делать?

    Предлагайте ребёнку небольшой объём занятий – не более 5 минут. Все занятия проводите в игровой форме: складывайте слоги и слова из макарон, считайте мыльные пузыри, решайте задачи, используя настоящие предметы, фрукты и овощи, пишите письма сказочным героям. Поощряйте самостоятельность, нестандартное мышление ребёнка. Помогайте правильно держать карандаш, ручку.

    4.Какие пособия лучше выбирать для занятий дома?

    Мы советуем выбирать авторские пособия, оформленные рисунками, с крупным шрифтом, понятно изложенными заданиями по развитию памяти, внимания, мышления, речи, с весёлыми задачами, головоломками, прописи.

    Приём «Полезный совет»

    Каждый участник собрания получает карточку, в которую вписывает совет педагогам. (Советы можно давать в юмористической форме)

    - Самое главное и это прописано в законе об образовании, что первым и главным в воспитательно — образовательном процессе для детей являетесь вы, родители, а мы, воспитатели, можем оказать помощь в воспитании, посоветовать вам и всегда рады когда вы к нам обращаетесь.

    Раздача памяток, пожеланий. (Памятка для родителей по подготовке детей к школе. Пожелания родителям в процессе подготовки ребенка к школе.)

    Проект решения родительского собрания

    1. Объединить усилия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.

    2. Способствовать формированию мотивационной готовности ребёнка к школе.

    3.Играть с детьми в домашние игры, направленные на подготовку к школе

    4.Принимать участие вместе с детьми в мероприятиях познавательной, эстетической и спортивной направленности.

    Приложение

    Пожелания родителям в процессе подготовки ребенка к школе

    • Занимайтесь с ребенком систематически (2-3 раза в неделю), занятия желательно проводить в одно и то же время.

    • Продолжительность каждого занятия для детей 6-7 лет – не больше 30 минут.

    • Рисовать (писать), читать, раскрашивать, лепить, вырезать, клеить лучше за столом. Можно 10-15 минут заниматься за столом, 10-15-минут – на коврике. Это позволяет менять позу, снимает мышечное напряжение.

    • Не занимайтесь с ребенком, если он плохо себя чувствует или активно отказывается от занятий.

    • Начинайте занятие с любимых или простых для выполнения заданий. Это дает ребенку уверенность в своих силах.

    • Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка. Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи.

    • Подбадривайте ребенка, если у него что-то не получается. Терпеливо разъясняйте все, что непонятно.

    • Обязательно найдите, за что похвалить ребенка во время каждого занятия.

    • Не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые не получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям.

    Памятка для родителей по подготовке детей к школе

    • Избегайте больших нагрузок на ребенка

    (несколько кружков, секций и прочих занятий).

    • Не пугайте ребенка школой («Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!», «Там тебя научат как надо себя вести!» и проч.).

    • Не допускайте резких изменений в жизни ребенка: во внутреннем устройстве дома, режиме дня, отмене каких-либо ранее присутствовавших развлечений ребенка, общения с прежними друзьями и проч. (во время перехода из детского сада в школу).

    • С целью уменьшения трудностей в подготовке уроков, когда ребенок уже будет посещать школу – заранее (в подготовительной группе) готовьте ребенка к ним: регулярно, примерно в одно и тоже время занимайтесь какой-либо деятельностью (рисованием, лепкой, конструированием, развивающими играми и проч.). Это будет развивать усидчивость, привычку к целенаправленным занятиям и самое главное – произвольное поведение.

    • Оптимизируйте свои детско-родительские отношения: необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям. Заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях; вместе с тем – требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.

    • Содействуйте также оптимизации отношений ребенка со сверстниками: если у ребенка возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь ребенку приобрести уверенность в коллективе сверстников.

    • Постоянно расширяйте и обогащайте индивидуальный опыт ребенка: чем разнообразнее опыт ребенка, тем разнообразнее его деятельность и тем больше основания для активных самостоятельных действий, следовательно. У него больше возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе (музеи, театры, цирк, зоопарк; стихи, сказки, детские песни, мультфильмы, детское кино и проч.).

    • Способствуйте развитию способности анализировать собственные переживания ребенка и результаты своих действий и поступков: всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом. Находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится.

    • Подумайте, что еще может оказаться необходимым Вашему ребенку и внедряйте это в жизнь, а если возникают сомнения – приходите к специалистам и консультируйтесь, даже если Вам кажется, что это того не стоит.

    Одной из главных задач перед школой является

    воспитание самостоятельности у ребенка.

    Ребёнок должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться. Очень важно приучить ребёнка к гигиене.

    Научите малыша убирать своё рабочее место, бережно относиться к вещам.

    Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них.

    Поручите ему какие-нибудь домашние дела, он научился выполнять свою работу без помощи взрослых. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котёнка, поливать цветы. Родители не должны делать то, что дети забыли или не захотели выполнять. Практика показывает, если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, они легче справлялись с учебной деятельностью


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Собрание в подготовительной к школе группе на тему «Ребенок на пороге школы»

    Цель: Повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и социальной подготовки ребенка к обучению в школе. Совершенствование системы совместной деятельности семьи и дошко...

    Родительский практикум-игра по теме: "Ребенок на пороге школы"- подготовительная группа

    Родительский практикум-игра по теме " Ребенок на пороге школы"- подготовительная группа...

    Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе Тема: «Ребенок на пороге школы». Воспитатель: Зубкова В.А

    План  проведения родительского собрания.      1.Беседа « Что следует предпринять родителям до поступления в школу»;       Цель: ...

    Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Дети и родители на пороге школы»

    помощь родителям в преодолении трудностей при подготовке детей к школе...

    Выступление на общем родительском собрании для родителей подготовительных к школе групп: «Речевая готовность ребенка к школьному обучению»

    Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость по русскому языку и чтению....

    Родительское собрание с родителями подготовительной к школе группы На тему: «Ребенок на пороге школы»

    Родительское собрание с родителями подготовительной к школе группыНа тему: «Ребенок на пороге школы»Повестка дняПредставление учителей, психолога.Интервью детей (Просмотр виде - сюжет...