Развитии речи детей 1-3 лет в группе. (логопедический взгляд на инновации)
материал по логопедии (младшая группа)

Березенко Наталья Николаевна

Ваша роль в группе раннего возраста – ключевая для запуска речи. Вы – главный источник коммуникативных образцов и создатель среды, где хочется говорить.
Этот буклет – наш общий инструмент. В нём – не теория, а практические советы, основанные на современных логопедических и нейропсихологических подходах.
Наша общая цель – не «поставить звуки», а создать тысячи микроситуаций, где речь для ребёнка становится осмысленной и эффективной.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!


Ваша роль в группе раннего возраста – 
ключевая для запуска речи. Вы – главный источник коммуникативных образцов и создатель среды, где хочется говорить.
Этот буклет – наш общий инструмент. В нём – не теория, а 
практические советы, основанные на современных логопедических и нейропсихологических подходах.
Наша общая цель – не «поставить звуки», а создать тысячи микроситуаций, где речь для ребёнка становится 
осмысленной и эффективной.

Наш девиз для детей до 3 лет :
«Сначала – ВМЕСТЕ,

потом – О САМОМ,

 и только потом – САМ»


(Совместная деятельность → Её комментирование → Самостоятельная речь ребёнка).

ГБДОУ детский сад № 51 Василеостровского район

г.Санкт-Петербург

2025г.

Развитии речи детей 1-3 лет в группе. (логопедический взгляд на инновации)  

«Речь не созревает сама по себе. Её источник – эмоциональное, событийное, насыщенное общение со взрослым».

Picture background

Составила

учитель-логопед

Березенко Наталья Николаевна

2025г.

ТЕХНОЛОГИИ-ПОМОЩНИКИ.

(РАЗВИВАЕМ ПОНИМАНИЕ И ИНИЦИАТИВУ)

1. «КОММЕНТИРУЮЩЕЕ ПАРТНЁРСТВО»

Суть: Вы – «спортивный комментатор» действий ребёнка. Не управляете, а описываете.

  • Фразы: «Вася насыпает песок… Высокая горка получилась! Упала… Бах!»
  • Эффект: Связывает слова с действиями, даёт речевой образец, не требуя ответа. Снижает давление.

2. «ЗАМЕЩАЮЩИХ ЖЕСТОВ»

  • Суть: Вводим в общий обиход простые жесты для параллельно с речью.
  • Примеры: «Дай» (раскрытая ладонь), «Где?» (развести руки, пожать плечами), «Спать» (ладошка под щекой).
  • Логопедический смысл: Снижает фрустрацию, даёт ВАЖНЫЙ КОММУНИКАТИВНЫЙ УСПЕХ, который позже легко перейдёт в слово.

3. «НЕДОДЕЛАННОГО ДЕЙСТВИЯ»

  • Суть: Создаём ситуацию, где для продолжения игры нужна речевая реакция.
  • Пример: Надеваете кукле только один носок и ждёте. Катите машинку к краю стола со звуком «би-бип» и замираете. Ребёнок чаще всего скажет «ещё», «дай» или проявит другую инициативу.

ТЕХНОЛОГИИ-ПОМОЩНИКИ.

(РАЗВИВАЕМ АРТИКУЛЯЦИЮ И СЛУХ)

1.«БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ»

  • Суть: Соединение артикуляционных упражнений с движениями кистей рук.
  • Упражнение «ЛОШАДКА»: Цокаем языком, одновременно сжимая и разжимая кулачки – «скачем».
  • Почему это инновация: Движения рук активизируют моторную кору и «тянут» за собой артикуляционный аппарат. Делает «зарядку для языка» веселой и эффективной.

2. ТЕХНОЛОГИЯ «СУ-ДЖОК АКЦЕНТОВ»

  • Суть: Массаж ладони и пальцев Су-Джок шариком не просто так, а на ударный слог в слове или стихе.
  • Пример: Катаем шарик по ладони, проговаривая: «КА-таем, КА-таем, КА-таем шА-рик!» (нажимаем на слоги КА и ША).
  • Эффект: Развитие слоговой структуры, чувства ритма, фонематического слуха.

6. ТЕХНОЛОГИЯ «ШУМЯЩИХ КОРОБОК» (для слуха)

  • Суть: Набор одинаковых непрозрачных баночек с разными наполнителями (крупа, бусины, вата). Найти пары на слух.
  • Логопедический смысл: Тонкая дифференциация неречевых звуков – основа для различения речевых (например, «С» vs «Ш»).

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ И КОГДА БИТЬ ТРЕВОГУ?

ВАШ АЛГОРИТМ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

УТРО: Приветствие с именем, контакт глаз, улыбка.
ЗАНЯТИЕ/ИГРА: Используйте 1-2 приёма из колонки 4 («Комментирующее партнёрство» + «Недоделанное действие»).
РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ: 

Оречевление+жесты.
ПРОГУЛКА: Обогащение словаря («сопит трактор», «шуршит листва»).
ВЕЧЕР: Подведение итогов дня для ребёнка («Мы сегодня рисовали, кушали кашу, строили башню»).

 КОГДА НУЖНО ПОДКЛЮЧИТЬ ЛОГОПЕДА (КРАСНЫЕ ФЛАГИ):

  • К 1,5 годам: Нет указательного жеста, не понимает простых просьб («Дай мяч»).
  • К 2 годам: Нет первых слов, даже звукоподражаний («би-би», «гав»).
  • К 2,5 годам: Нет фразы из 2-х слов («мама, дай»), упорно говорит на «своём» языке.

В ЛЮБОМ ВОЗРАСТЕ: Ребёнок перестал использовать ранее появившиеся слова, не реагирует на речь, избегает контакта глаз.

Помните: Ваша наблюдательность – наш главный диагностический инструмент! Делитесь своими сомнениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Конспект НОД по развитию речи детей с ОНР в старшей группе « К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне»

Конспект НОД по развитию речи детей с ОНР в старшей группе « К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне»       Скригонюк  Галина Ивановна. ГБДОУ компенсируещего...

Конспект нод по развитию речи детей с ОНР в старшей группе "Весенние приключения"

Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны....

Методические рекомендации по развитию речи детей дошкольного возраста 1 младшая группа

Методические рекомендации по развитию речи детей дошкольного возраста рекомендованы воспитателям для использования как на занятиях, так и в совместной деятельности в режимных моментах....

Методические рекомендации по развитию речи детей дошкольного возраста 2 младшая группа

Методические рекомендации по развитию речи детей рекомендованы воспитателям для использования в совместной деятельности в виде НОД и в режимных моментах....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА).

Овладение речью - это сложный, многосторонний  психический процесс: её появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слу...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе. «Развитие речи детей в подготовительной к школе группе. Игры, способствующие развитию речи дошкольников».

Родительское собрание«Развитие речи детей в подготовительной к школе  группе. Игры, способствующие развитию речи дошкольников».Думаю, никто не станет возражать против того факта, что ...