Развитии речи детей 1-3 лет в группе. (логопедический взгляд на инновации)
материал по логопедии (младшая группа)
Ваша роль в группе раннего возраста – ключевая для запуска речи. Вы – главный источник коммуникативных образцов и создатель среды, где хочется говорить.
Этот буклет – наш общий инструмент. В нём – не теория, а практические советы, основанные на современных логопедических и нейропсихологических подходах.
Наша общая цель – не «поставить звуки», а создать тысячи микроситуаций, где речь для ребёнка становится осмысленной и эффективной.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 90.16 КБ |
Предварительный просмотр:
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
Ваша роль в группе раннего возраста – ключевая для запуска речи. Вы – главный источник коммуникативных образцов и создатель среды, где хочется говорить.
Этот буклет – наш общий инструмент. В нём – не теория, а практические советы, основанные на современных логопедических и нейропсихологических подходах.
Наша общая цель – не «поставить звуки», а создать тысячи микроситуаций, где речь для ребёнка становится осмысленной и эффективной.
Наш девиз для детей до 3 лет :
«Сначала – ВМЕСТЕ,
потом – О САМОМ,
и только потом – САМ»
(Совместная деятельность → Её комментирование → Самостоятельная речь ребёнка).
ГБДОУ детский сад № 51 Василеостровского район
г.Санкт-Петербург
2025г.
Развитии речи детей 1-3 лет в группе. (логопедический взгляд на инновации)
«Речь не созревает сама по себе. Её источник – эмоциональное, событийное, насыщенное общение со взрослым».
Составила
учитель-логопед
Березенко Наталья Николаевна
2025г.
ТЕХНОЛОГИИ-ПОМОЩНИКИ.
(РАЗВИВАЕМ ПОНИМАНИЕ И ИНИЦИАТИВУ)
1. «КОММЕНТИРУЮЩЕЕ ПАРТНЁРСТВО»
Суть: Вы – «спортивный комментатор» действий ребёнка. Не управляете, а описываете.
- Фразы: «Вася насыпает песок… Высокая горка получилась! Упала… Бах!»
- Эффект: Связывает слова с действиями, даёт речевой образец, не требуя ответа. Снижает давление.
2. «ЗАМЕЩАЮЩИХ ЖЕСТОВ»
- Суть: Вводим в общий обиход простые жесты для параллельно с речью.
- Примеры: «Дай» (раскрытая ладонь), «Где?» (развести руки, пожать плечами), «Спать» (ладошка под щекой).
- Логопедический смысл: Снижает фрустрацию, даёт ВАЖНЫЙ КОММУНИКАТИВНЫЙ УСПЕХ, который позже легко перейдёт в слово.
3. «НЕДОДЕЛАННОГО ДЕЙСТВИЯ»
- Суть: Создаём ситуацию, где для продолжения игры нужна речевая реакция.
- Пример: Надеваете кукле только один носок и ждёте. Катите машинку к краю стола со звуком «би-бип» и замираете. Ребёнок чаще всего скажет «ещё», «дай» или проявит другую инициативу.
ТЕХНОЛОГИИ-ПОМОЩНИКИ.
(РАЗВИВАЕМ АРТИКУЛЯЦИЮ И СЛУХ)
1.«БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ»
- Суть: Соединение артикуляционных упражнений с движениями кистей рук.
- Упражнение «ЛОШАДКА»: Цокаем языком, одновременно сжимая и разжимая кулачки – «скачем».
- Почему это инновация: Движения рук активизируют моторную кору и «тянут» за собой артикуляционный аппарат. Делает «зарядку для языка» веселой и эффективной.
2. ТЕХНОЛОГИЯ «СУ-ДЖОК АКЦЕНТОВ»
- Суть: Массаж ладони и пальцев Су-Джок шариком не просто так, а на ударный слог в слове или стихе.
- Пример: Катаем шарик по ладони, проговаривая: «КА-таем, КА-таем, КА-таем шА-рик!» (нажимаем на слоги КА и ША).
- Эффект: Развитие слоговой структуры, чувства ритма, фонематического слуха.
6. ТЕХНОЛОГИЯ «ШУМЯЩИХ КОРОБОК» (для слуха)
- Суть: Набор одинаковых непрозрачных баночек с разными наполнителями (крупа, бусины, вата). Найти пары на слух.
- Логопедический смысл: Тонкая дифференциация неречевых звуков – основа для различения речевых (например, «С» vs «Ш»).
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ И КОГДА БИТЬ ТРЕВОГУ?
ВАШ АЛГОРИТМ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ
УТРО: Приветствие с именем, контакт глаз, улыбка.
ЗАНЯТИЕ/ИГРА: Используйте 1-2 приёма из колонки 4 («Комментирующее партнёрство» + «Недоделанное действие»).
РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ:
Оречевление+жесты.
ПРОГУЛКА: Обогащение словаря («сопит трактор», «шуршит листва»).
ВЕЧЕР: Подведение итогов дня для ребёнка («Мы сегодня рисовали, кушали кашу, строили башню»).
❗ КОГДА НУЖНО ПОДКЛЮЧИТЬ ЛОГОПЕДА (КРАСНЫЕ ФЛАГИ):
- К 1,5 годам: Нет указательного жеста, не понимает простых просьб («Дай мяч»).
- К 2 годам: Нет первых слов, даже звукоподражаний («би-би», «гав»).
- К 2,5 годам: Нет фразы из 2-х слов («мама, дай»), упорно говорит на «своём» языке.
В ЛЮБОМ ВОЗРАСТЕ: Ребёнок перестал использовать ранее появившиеся слова, не реагирует на речь, избегает контакта глаз.
Помните: Ваша наблюдательность – наш главный диагностический инструмент! Делитесь своими сомнениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Конспект НОД по развитию речи детей с ОНР в старшей группе « К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне»
Конспект НОД по развитию речи детей с ОНР в старшей группе « К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне» Скригонюк Галина Ивановна. ГБДОУ компенсируещего...

Занятие по развитию речи детей в подготовительной к школе группе Тема: «Экологическая сказка».
Воспитывать бережное отношение к животным и растениям....

Конспект нод по развитию речи детей с ОНР в старшей группе "Весенние приключения"
Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны....

Методические рекомендации по развитию речи детей дошкольного возраста 1 младшая группа
Методические рекомендации по развитию речи детей дошкольного возраста рекомендованы воспитателям для использования как на занятиях, так и в совместной деятельности в режимных моментах....

Методические рекомендации по развитию речи детей дошкольного возраста 2 младшая группа
Методические рекомендации по развитию речи детей рекомендованы воспитателям для использования в совместной деятельности в виде НОД и в режимных моментах....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА).
Овладение речью - это сложный, многосторонний психический процесс: её появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слу...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе. «Развитие речи детей в подготовительной к школе группе. Игры, способствующие развитию речи дошкольников».
Родительское собрание«Развитие речи детей в подготовительной к школе группе. Игры, способствующие развитию речи дошкольников».Думаю, никто не станет возражать против того факта, что ...

