Подготовительный этап коррекционной работы над звуком [Р]
картотека по логопедии (старшая группа)

Балышева Анастасия Геннадьевна

Зачем нужен подготовительный этап для коррекции звука [Р]

Подготовительный этап необходим по нескольким ключевым причинам:​

Развитие артикуляционного аппарата. Звук [Р] — один из самых сложных в произношении. Он требует точной координации мышц языка, специфического положения органов артикуляции и сильной направленной воздушной струи. На подготовительном этапе эти мышцы укрепляются через специальные упражнения («грибок», «лошадка», «качели», «маляр»), которые делают язык более подвижным и контролируемым.​

Формирование правильного дыхания. Для произношения [Р] необходима сильная, направленная воздушная струя, проходящая вдоль языка. Подготовительные упражнения (например, дуть на перо или предметы) учат ребёнка контролировать дыхание.​

Развитие фонематического слуха. На этом этапе ребёнок учится различать правильный звук [Р] и его заменители на слух, сравнивает их артикуляцию. Это помогает ему осознать цель обучения.​

Создание базы для успешной постановки. Без достаточной подвижности языка и правильного дыхания прямая работа над постановкой звука может быть неэффективной. Подготовка обеспечивает физическую готовность речевого аппарата.​

Благодаря подготовительному этапу коррекция протекает быстрее и эффективнее, сокращая общее время обучения правильному произношению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.1_podgotovitelnyy_etap_dlya_korrektsii_r.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Вот подробная картотека для подготовительного этапа логопедической работы над звуком [Р]. Этот этап — фундамент успешной постановки звука. Картотека структурирована по блокам и удобна для использования на занятиях.


Картотека подготовительного этапа работы над звуком [Р]

Цель этапа: Подготовить артикуляционный аппарат, речевое дыхание и фонематический слух ребенка к правильному произнесению звука [Р].


Блок 1: Развитие артикуляционной моторики

*(Упражнения выполняются перед зеркалом, медленно, с удержанием позы 5-7 секунд. Частота: ежедневно, 5-7 минут)*

Название упражнения

Цель

Инструкция ребенку (образный вариант)

Критерий правильности

1

«Бегемотик» («Лягушка»)

Развить подвижность губ, умение удерживать рот широко открытым.

«Покажи, как широко открывает рот бегемотик! Удержи заборчик».

Широко открытый рот, губы растянуты, зубы обнажены, нижняя челюсть опущена.

2

«Хоботок» («Трубочка»)

Выработать движение вытянутых губ вперед.

«Сложи губы трубочкой, как у слоненка. Покажи длинный хоботок!»

Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед, зубы сомкнуты.

3

«Чередование: Бегемотик — Хоботок»

Развивать переключаемость и подвижность губ.

«Давай попеременно: широкий бегемот — узкий хоботок слона».

Четкое, ритмичное переключение без лишних движений челюстью.

4

«Лошадка»

Расслабить язык, выработать его подъем.

«Поцокай, как лошадка. Пусть язычок «прилипает» к небу и громко щелкает».

Широкий кончик языка плотно присасывается к нёбу и резко опускается, нижняя челюсть неподвижна.

5

«Грибок»

Выработать подъем языка, растянуть подъязычную связку (уздечку).

«Присоси язычок к небу, как грибочек к земле. Удержи шляпку гриба».

Весь язык прижат к нёбу, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, рот широко открыт.

6

«Гармошка» (из «Грибка»)

Укрепить мышцы языка, растянуть уздечку.

«Оставайся в «Грибке». Теперь открывай и закрывай рот, как будто растягиваешь гармошку».

Язык удерживается на нёбе, челюсть двигается вверх-вниз.

7

«Чистим зубки» (внутри)

Научить контролировать кончик языка, поднимать его вверх.

«Зубная щетка — это твой язычок. «Почисти» верхние зубки с внутренней стороны».

Широкий язык скользит по внутренней поверхности верхних зубов слева-направо. Нижняя челюсть неподвижна.

8

«Маляр»

Отработать движение языка вверх, его подвижность.

«Язычок — это кисточка. «Покрась» потолок (нёбо) от зубов вглубь рта и обратно».

Широкий кончик языка проводит по нёбу от бугорков за зубами к горлу и назад.

9

«Барабанщик» («Дятел»)

Выработать подъем языка, умение делать им упругие, быстрые движения.

«Ударь язычком по бугоркам за верхними зубками (альвеолам) и произноси быстро-быстро: «Д-д-д-д».

Кончик языка напряжен, удары сильные, ритмичные. Возникает характерный звук, похожий на [д] при закрытом рте.

10

«Пулемет» (Вариация «Барабанщика»)

Отработать вибрацию кончика языка.

«Теперь давай подуем на язычок, когда он стучит. Скажи: «Т-т-т-т-д-д-д-д» с сильным выдохом».

При сильном выдохе на кончик языка стучащего о альвеолы, может появиться проторный (одноударный) [Р] или вибрация.


Блок 2: Развитие речевого дыхания

(Важно: плечи не поднимать, выдох плавный, длительный, щеки не надувать)

Упражнение

Цель

Инструкция и организация

1

«Фокус»

Выработать направленную воздушную струю, идущую по средней линии языка.

На кончик носа положить ватку. Широкий язык в форме «чашечки» прижать к верхней губе. Подуть на ватку так, чтобы она слетела с носа. Воздух идет по средней линии языка.

2

«Забей гол»

Тренировать сильную, целенаправленную воздушную струю.

На стол поставить два кубика — ворота. Положить перед ребенком ватный шарик. Нужно «забить гол», дуя на шарик строго средней струей воздуха (язык удерживать в «чашечке» или за верхними зубами).

3

«Гонки»

Контролировать длительность и силу выдоха.

На столе начертить две параллельные линии (дорожки). Дуть на легкий карандаш или машинку, стараясь провести их по своей дорожке до конца стола.


Блок 3: Развитие фонематического слуха

Подготовительный блок для развития фонематического восприятия

Направление работы

Что проверяем/развиваем

Примеры игр и упражнений

А. Неречевой слух
(фундамент)

Умение различать бытовые шумы, музыкальные звуки, темпо-ритмические характеристики.

«Что звучит?», «Где позвонили?», «Повтори ритм», «Быстро-медленно».

Б. Речевой слух
(общее развитие)

Умение различать голоса, интонацию, силу и высоту звука в речи.

«Узнай по голосу», «Далеко-близко» (громко-тихо), «Сказка с разными голосами».

Основной блок формирования фонематического восприятия

(Умение отличать [Р] от других звуков)

Игра/Упражнение

Цель

Инструкция

1

«Хлопни, если услышишь»

Выделить звук [Р] из ряда других звуков.

«Я буду называть звуки, а ты хлопай в ладоши только когда услышишь [Р]»: А, Р, М, Ш, Р, Л, В, Р...

2

«Поймай звук»

Определить наличие звука [Р] в слове.

«Я буду говорить слова. Лови звук [Р]! Если он есть в слове — поднимай флажок (хлопни)»: РАМА, КОШКА, ШАР, ДОМ, КОРОВА, ЛАПА.

3

«Где живет звук?»

Определить позицию звука [Р] в слове (начало, середина, конец).

Раздать три картинки-домика: «Начало слова», «Середина», «Конец». Ребенок распределяет картинки (РАК, ВЕДРО, ШАР) по домикам.

4

«Рычалки-Не рычалки»

Дифференциация слов со звуком [Р] и без него.

Разделить лист на две части. На одну сторону класть картинки, где есть [Р] («рычалки»), на другую — где его нет.


ПУНКТ 3 используем, когда звук поставлен или на этапе автоматизации

Работа над мелкой моторикой и опорными звуками значительно повышает эффективность подготовительного этапа.


Блок 4: Развитие мелкой моторики

(Связь «пальцы-язык» научно доказана. Упражнения проводятся параллельно с артикуляционной гимнастикой или как физкультминутки.)

Цель: Стимулировать речевые зоны мозга, улучшить межполушарное взаимодействие, развить точность движений.

Упражнение / Игра

Цель

Инструкция и методика

1

Пальчиковая гимнастика «Рыбки-зверушки»

Общая координация, ритмизация движений.

«Рыбки плавали, ныряли* (волнообразные движения кистями),
В чистой тепленькой воде* (сжать-разжать пальцы).
То сожмутся* (крепко сжать кулачки),
Разожмутся* (резко разжать),
То зароются в песке* (пошевелить пальцами, опустив руки вниз)*.

2

«Пальчики здороваются» («Пальчушки»)

Тренировка изолированных движений каждого пальца, подготовка к тонким артикуляционным движениям.

Кончик большого пальца поочередно, с легким нажимом, касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. Темп постепенно ускоряется. Выполняется обеими руками попеременно и одновременно.

3

«Кулак-ребро-ладонь»

Развитие межполушарных связей, переключаемости.

Ребенку последовательно показать три положения руки на столе: кулак, ладонь ребром, прямая ладонь. Выполнить сначала правой, потом левой, затем двумя руками вместе. Темп медленный.

4

Игры с массажными мячиками (су-джок) и прищепками

Активизация рецепторов, массаж пальцев.

1. Катать мячик между ладонями, по каждому пальчику.
2. Надевать резиновые кольца мячика на каждый палец.
3. Мягко прищеплять бельевые прищепки на подушечки пальцев («солнышко-ежик»).

5

«Сухой бассейн» и сортировка

Тактильная стимуляция, дифференциация усилий.

Перебирать пальцами в емкости с крупой (горох, фасоль, рис), искать и доставать мелкие игрушки. Сортировать бусины по цвету/размеру щепотью (тремя пальцами).

6

Штриховка и лабиринты

Развитие графических навыков, зрительно-моторной координации.

Штриховать фигуры в разных направлениях, обводить лабиринты, не отрывая карандаш от бумаги.


Блок 5: Отработка артикуляции опорных звуков

(Эти звуки создают базу для правильной артикуляции [Р]: нужное положение языка, силу выдоха, вибрацию.)

Опорный звук

Его роль для [Р]

Упражнения для автоматизации и отработки

1

Звук [Д]

Отрабатывает подъем кончика языка к альвеолам и его упругое отскакивание. Это основа для «удара» при вибрации.

1. «Молоточек»: многократное отрывистое произнесение [д-д-д] на одном выдохе, кончик языка за верхними зубами.
2. Чередование: [д-д-д-да], [д-д-д-до], [д-д-д-ды].
3. Быстрое повторение: 
ТДАТ, ТДОТ, ТДЫТ (звук [Т] фиксирует смычку).

2

Звук [Т]

Фиксирует смычку кончика языка с альвеолами, что важно для начала вибрации.

1. Повторение слогов с усилением выдоха на согласном: ТА-ТА-ТАТО-ТО-ТО.
2. Упражнение «Пулемет» (см. выше) — это переход от [Т] к вибрации.

3

Звук [Ж] (либо длинный [Ш])

Отрабатывает широкий подъем всего языка к нёбу и сильную направленную воздушную струю, которая необходима для вибрации.

1. Удержание артикуляции [Ж]: язык «чашечкой» у альвеол, боковые края прижаты к коренным зубам.
2. Произнесение длинного [Жжжж] с контролем струи воздуха на ладони.
3. Чередование: [Ж-Ж-Ж-ЖА] и т.д.

4

Звук [З] (в паре с [C])

Тренирует тонкую, холодную, направленную воздушную струю по центру языка. Важен для формирования вибрации при «включении» голоса.

1. Длительное произнесение [З-З-З] (как комарик). Контроль струи на кончике пальца.
2. Дифференциация [С] (ветерок) — [З] (комар). Это учит управлять голосом.

5

Сочетание «ДЗ» или «ДЖ»

Прямой подводящий этап к одноударному [Р] (проторному).

Многократное произнесение сочетаний на одном выдохе: ДЗ-ДЗ-ДЗА или ДЖ-ДЖ-ДЖА. При очень быстром произнесении и сильной струе звук может самопроизвольно перейти в [ДРРРА].


Как интегрировать блоки в занятие (примерная структура):

  1. Начало (3-4 мин): Пальчиковая гимнастика или массаж (Блок 4).
  2. Основная часть (10-12 мин):
  • Артикуляционная гимнастика (Блок 1) с акцентом на «Грибок», «Гармошку», «Барабанщик».
  • Дыхательное упражнение (Блок 2), например, «Фокус».
  • Работа над опорным звуком (Блок 5). Например, сегодня отрабатываем сильный удар [Д] в слогах.
  1. Динамическая пауза (2-3 мин): Упражнение на межполушарное взаимодействие («Кулак-ребро-ладонь») или игра с су-джоком.
  2. Заключительная часть (5-7 мин): Развитие фонематического слуха (Блок 3) через игру.

Итог: Комплексный подход, включающий артикуляцию, дыхание, фонематику, мелкую моторику и опорные звуки, создает прочную нейрофизиологическую базу для успешной постановки и автоматизации самого сложного звука русского языка — [Р].

Советы по организации работы по картотеке:

  1. От простого к сложному: Начинайте с артикуляционной гимнастики, затем добавляйте дыхательные упражнения, параллельно развивая фонематический слух.
  2. Регулярность: Ежедневные короткие занятия (7-10 минут) эффективнее редких и длинных.
  3. Положительный настрой: Используйте игру, соревнование, сказки («Путешествие Язычка»).
  4. Контроль: Следите, чтобы не было сопутствующих движений (губы, щеки, челюсть не помогают).
  5. Индивидуальный подход: Не все упражнения из картотеки могут понадобиться конкретному ребенку. Выбирайте те, которые целенаправленно готовят его слабые звенья.

Критерий готовности к постановке звука [Р]:
Ребенок свободно и правильно выполняет основные упражнения («Грибок», «Гармошка», «Барабанщик», «Фокус»), умеет отличать звук [Р] на слух, а его язык достаточно сильный и подвижный для того, чтобы удержаться у альвеол при сильной воздушной струе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности и значение начального этапа коррекционной работы. Логопедическая работа с безречевыми детьми.

Первый уровень развития речи характеризуется как отсутствие общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражан...

Методическая разработка для педагогов. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ КАК ОДИН ИЗ ЭТАПОВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В работе представлены этапы формирования речевого дыхания с использованием методов БОС-дыхания. Разработны игры и игровые упражнения для постановки речевого дыхания у дошкольников....

Подготовительный этап коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений произношения звуков Х и Х\'

В работе представлена характеристика звуков Х и Х\', профили артукуляции и их описание, указаны возможные недостатки произношения данных звуков. Собственно коррекционный процесс на подготовительном эта...

Реферат учителя-логопеда "Нарушение слоговой структуры у детей с ОНР. Методы, способы, этапы коррекционной работы."

тема  « Коррекция  нарушений  слоговой  структуры  слова  у  детей  дошкольного  возраста  с ОНР »  является  очень  актуальной ,...

Этапы коррекционной работы по исправлению нарушений слоговой структуры слова.Из опыта работы логопеда

Рассматриваются типичные нарушения слоговой структуры слова. Выделяются основные этапы и приёмы работы по коррекции. Дан краткий обзор методик и литературы по проблеме. Материал опробирован на многоле...

Консультация «Этапы коррекционной работы по постановке, автоматизации звуков»

Статья посвящена изучению поэтапной логопедической работы по устранению звукопроизношения у детей с дислалией. Работа начинается с психолого-педагогического обследования ребенка, а также она определяе...