Подготовительный этап коррекционной работы над звуком [Р]
картотека по логопедии (старшая группа)
Зачем нужен подготовительный этап для коррекции звука [Р]
Подготовительный этап необходим по нескольким ключевым причинам:
Развитие артикуляционного аппарата. Звук [Р] — один из самых сложных в произношении. Он требует точной координации мышц языка, специфического положения органов артикуляции и сильной направленной воздушной струи. На подготовительном этапе эти мышцы укрепляются через специальные упражнения («грибок», «лошадка», «качели», «маляр»), которые делают язык более подвижным и контролируемым.
Формирование правильного дыхания. Для произношения [Р] необходима сильная, направленная воздушная струя, проходящая вдоль языка. Подготовительные упражнения (например, дуть на перо или предметы) учат ребёнка контролировать дыхание.
Развитие фонематического слуха. На этом этапе ребёнок учится различать правильный звук [Р] и его заменители на слух, сравнивает их артикуляцию. Это помогает ему осознать цель обучения.
Создание базы для успешной постановки. Без достаточной подвижности языка и правильного дыхания прямая работа над постановкой звука может быть неэффективной. Подготовка обеспечивает физическую готовность речевого аппарата.
Благодаря подготовительному этапу коррекция протекает быстрее и эффективнее, сокращая общее время обучения правильному произношению.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Вот подробная картотека для подготовительного этапа логопедической работы над звуком [Р]. Этот этап — фундамент успешной постановки звука. Картотека структурирована по блокам и удобна для использования на занятиях.
Картотека подготовительного этапа работы над звуком [Р]
Цель этапа: Подготовить артикуляционный аппарат, речевое дыхание и фонематический слух ребенка к правильному произнесению звука [Р].
Блок 1: Развитие артикуляционной моторики
*(Упражнения выполняются перед зеркалом, медленно, с удержанием позы 5-7 секунд. Частота: ежедневно, 5-7 минут)*
№ | Название упражнения | Цель | Инструкция ребенку (образный вариант) | Критерий правильности |
1 | «Бегемотик» («Лягушка») | Развить подвижность губ, умение удерживать рот широко открытым. | «Покажи, как широко открывает рот бегемотик! Удержи заборчик». | Широко открытый рот, губы растянуты, зубы обнажены, нижняя челюсть опущена. |
2 | «Хоботок» («Трубочка») | Выработать движение вытянутых губ вперед. | «Сложи губы трубочкой, как у слоненка. Покажи длинный хоботок!» | Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед, зубы сомкнуты. |
3 | «Чередование: Бегемотик — Хоботок» | Развивать переключаемость и подвижность губ. | «Давай попеременно: широкий бегемот — узкий хоботок слона». | Четкое, ритмичное переключение без лишних движений челюстью. |
4 | «Лошадка» | Расслабить язык, выработать его подъем. | «Поцокай, как лошадка. Пусть язычок «прилипает» к небу и громко щелкает». | Широкий кончик языка плотно присасывается к нёбу и резко опускается, нижняя челюсть неподвижна. |
5 | «Грибок» | Выработать подъем языка, растянуть подъязычную связку (уздечку). | «Присоси язычок к небу, как грибочек к земле. Удержи шляпку гриба». | Весь язык прижат к нёбу, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, рот широко открыт. |
6 | «Гармошка» (из «Грибка») | Укрепить мышцы языка, растянуть уздечку. | «Оставайся в «Грибке». Теперь открывай и закрывай рот, как будто растягиваешь гармошку». | Язык удерживается на нёбе, челюсть двигается вверх-вниз. |
7 | «Чистим зубки» (внутри) | Научить контролировать кончик языка, поднимать его вверх. | «Зубная щетка — это твой язычок. «Почисти» верхние зубки с внутренней стороны». | Широкий язык скользит по внутренней поверхности верхних зубов слева-направо. Нижняя челюсть неподвижна. |
8 | «Маляр» | Отработать движение языка вверх, его подвижность. | «Язычок — это кисточка. «Покрась» потолок (нёбо) от зубов вглубь рта и обратно». | Широкий кончик языка проводит по нёбу от бугорков за зубами к горлу и назад. |
9 | «Барабанщик» («Дятел») | Выработать подъем языка, умение делать им упругие, быстрые движения. | «Ударь язычком по бугоркам за верхними зубками (альвеолам) и произноси быстро-быстро: «Д-д-д-д». | Кончик языка напряжен, удары сильные, ритмичные. Возникает характерный звук, похожий на [д] при закрытом рте. |
10 | «Пулемет» (Вариация «Барабанщика») | Отработать вибрацию кончика языка. | «Теперь давай подуем на язычок, когда он стучит. Скажи: «Т-т-т-т-д-д-д-д» с сильным выдохом». | При сильном выдохе на кончик языка стучащего о альвеолы, может появиться проторный (одноударный) [Р] или вибрация. |
Блок 2: Развитие речевого дыхания
(Важно: плечи не поднимать, выдох плавный, длительный, щеки не надувать)
№ | Упражнение | Цель | Инструкция и организация |
1 | «Фокус» | Выработать направленную воздушную струю, идущую по средней линии языка. | На кончик носа положить ватку. Широкий язык в форме «чашечки» прижать к верхней губе. Подуть на ватку так, чтобы она слетела с носа. Воздух идет по средней линии языка. |
2 | «Забей гол» | Тренировать сильную, целенаправленную воздушную струю. | На стол поставить два кубика — ворота. Положить перед ребенком ватный шарик. Нужно «забить гол», дуя на шарик строго средней струей воздуха (язык удерживать в «чашечке» или за верхними зубами). |
3 | «Гонки» | Контролировать длительность и силу выдоха. | На столе начертить две параллельные линии (дорожки). Дуть на легкий карандаш или машинку, стараясь провести их по своей дорожке до конца стола. |
Блок 3: Развитие фонематического слуха
Подготовительный блок для развития фонематического восприятия
Направление работы | Что проверяем/развиваем | Примеры игр и упражнений |
А. Неречевой слух | Умение различать бытовые шумы, музыкальные звуки, темпо-ритмические характеристики. | «Что звучит?», «Где позвонили?», «Повтори ритм», «Быстро-медленно». |
Б. Речевой слух | Умение различать голоса, интонацию, силу и высоту звука в речи. | «Узнай по голосу», «Далеко-близко» (громко-тихо), «Сказка с разными голосами». |
Основной блок формирования фонематического восприятия
(Умение отличать [Р] от других звуков)
№ | Игра/Упражнение | Цель | Инструкция |
1 | «Хлопни, если услышишь» | Выделить звук [Р] из ряда других звуков. | «Я буду называть звуки, а ты хлопай в ладоши только когда услышишь [Р]»: А, Р, М, Ш, Р, Л, В, Р... |
2 | «Поймай звук» | Определить наличие звука [Р] в слове. | «Я буду говорить слова. Лови звук [Р]! Если он есть в слове — поднимай флажок (хлопни)»: РАМА, КОШКА, ШАР, ДОМ, КОРОВА, ЛАПА. |
3 | «Где живет звук?» | Определить позицию звука [Р] в слове (начало, середина, конец). | Раздать три картинки-домика: «Начало слова», «Середина», «Конец». Ребенок распределяет картинки (РАК, ВЕДРО, ШАР) по домикам. |
4 | «Рычалки-Не рычалки» | Дифференциация слов со звуком [Р] и без него. | Разделить лист на две части. На одну сторону класть картинки, где есть [Р] («рычалки»), на другую — где его нет. |
ПУНКТ 3 используем, когда звук поставлен или на этапе автоматизации
Работа над мелкой моторикой и опорными звуками значительно повышает эффективность подготовительного этапа.
Блок 4: Развитие мелкой моторики
(Связь «пальцы-язык» научно доказана. Упражнения проводятся параллельно с артикуляционной гимнастикой или как физкультминутки.)
Цель: Стимулировать речевые зоны мозга, улучшить межполушарное взаимодействие, развить точность движений.
№ | Упражнение / Игра | Цель | Инструкция и методика |
1 | Пальчиковая гимнастика «Рыбки-зверушки» | Общая координация, ритмизация движений. | «Рыбки плавали, ныряли* (волнообразные движения кистями), |
2 | «Пальчики здороваются» («Пальчушки») | Тренировка изолированных движений каждого пальца, подготовка к тонким артикуляционным движениям. | Кончик большого пальца поочередно, с легким нажимом, касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. Темп постепенно ускоряется. Выполняется обеими руками попеременно и одновременно. |
3 | «Кулак-ребро-ладонь» | Развитие межполушарных связей, переключаемости. | Ребенку последовательно показать три положения руки на столе: кулак, ладонь ребром, прямая ладонь. Выполнить сначала правой, потом левой, затем двумя руками вместе. Темп медленный. |
4 | Игры с массажными мячиками (су-джок) и прищепками | Активизация рецепторов, массаж пальцев. | 1. Катать мячик между ладонями, по каждому пальчику. |
5 | «Сухой бассейн» и сортировка | Тактильная стимуляция, дифференциация усилий. | Перебирать пальцами в емкости с крупой (горох, фасоль, рис), искать и доставать мелкие игрушки. Сортировать бусины по цвету/размеру щепотью (тремя пальцами). |
6 | Штриховка и лабиринты | Развитие графических навыков, зрительно-моторной координации. | Штриховать фигуры в разных направлениях, обводить лабиринты, не отрывая карандаш от бумаги. |
Блок 5: Отработка артикуляции опорных звуков
(Эти звуки создают базу для правильной артикуляции [Р]: нужное положение языка, силу выдоха, вибрацию.)
№ | Опорный звук | Его роль для [Р] | Упражнения для автоматизации и отработки |
1 | Звук [Д] | Отрабатывает подъем кончика языка к альвеолам и его упругое отскакивание. Это основа для «удара» при вибрации. | 1. «Молоточек»: многократное отрывистое произнесение [д-д-д] на одном выдохе, кончик языка за верхними зубами. |
2 | Звук [Т] | Фиксирует смычку кончика языка с альвеолами, что важно для начала вибрации. | 1. Повторение слогов с усилением выдоха на согласном: ТА-ТА-ТА, ТО-ТО-ТО. |
3 | Звук [Ж] (либо длинный [Ш]) | Отрабатывает широкий подъем всего языка к нёбу и сильную направленную воздушную струю, которая необходима для вибрации. | 1. Удержание артикуляции [Ж]: язык «чашечкой» у альвеол, боковые края прижаты к коренным зубам. |
4 | Звук [З] (в паре с [C]) | Тренирует тонкую, холодную, направленную воздушную струю по центру языка. Важен для формирования вибрации при «включении» голоса. | 1. Длительное произнесение [З-З-З] (как комарик). Контроль струи на кончике пальца. |
5 | Сочетание «ДЗ» или «ДЖ» | Прямой подводящий этап к одноударному [Р] (проторному). | Многократное произнесение сочетаний на одном выдохе: ДЗ-ДЗ-ДЗА или ДЖ-ДЖ-ДЖА. При очень быстром произнесении и сильной струе звук может самопроизвольно перейти в [ДРРРА]. |
Как интегрировать блоки в занятие (примерная структура):
- Начало (3-4 мин): Пальчиковая гимнастика или массаж (Блок 4).
- Основная часть (10-12 мин):
- Артикуляционная гимнастика (Блок 1) с акцентом на «Грибок», «Гармошку», «Барабанщик».
- Дыхательное упражнение (Блок 2), например, «Фокус».
- Работа над опорным звуком (Блок 5). Например, сегодня отрабатываем сильный удар [Д] в слогах.
- Динамическая пауза (2-3 мин): Упражнение на межполушарное взаимодействие («Кулак-ребро-ладонь») или игра с су-джоком.
- Заключительная часть (5-7 мин): Развитие фонематического слуха (Блок 3) через игру.
Итог: Комплексный подход, включающий артикуляцию, дыхание, фонематику, мелкую моторику и опорные звуки, создает прочную нейрофизиологическую базу для успешной постановки и автоматизации самого сложного звука русского языка — [Р].
Советы по организации работы по картотеке:
- От простого к сложному: Начинайте с артикуляционной гимнастики, затем добавляйте дыхательные упражнения, параллельно развивая фонематический слух.
- Регулярность: Ежедневные короткие занятия (7-10 минут) эффективнее редких и длинных.
- Положительный настрой: Используйте игру, соревнование, сказки («Путешествие Язычка»).
- Контроль: Следите, чтобы не было сопутствующих движений (губы, щеки, челюсть не помогают).
- Индивидуальный подход: Не все упражнения из картотеки могут понадобиться конкретному ребенку. Выбирайте те, которые целенаправленно готовят его слабые звенья.
Критерий готовности к постановке звука [Р]:
Ребенок свободно и правильно выполняет основные упражнения («Грибок», «Гармошка», «Барабанщик», «Фокус»), умеет отличать звук [Р] на слух, а его язык достаточно сильный и подвижный для того, чтобы удержаться у альвеол при сильной воздушной струе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности и значение начального этапа коррекционной работы. Логопедическая работа с безречевыми детьми.
Первый уровень развития речи характеризуется как отсутствие общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражан...
Методическая разработка для педагогов. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ КАК ОДИН ИЗ ЭТАПОВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В работе представлены этапы формирования речевого дыхания с использованием методов БОС-дыхания. Разработны игры и игровые упражнения для постановки речевого дыхания у дошкольников....

Подготовительный этап коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений произношения звуков Х и Х\'
В работе представлена характеристика звуков Х и Х\', профили артукуляции и их описание, указаны возможные недостатки произношения данных звуков. Собственно коррекционный процесс на подготовительном эта...

Реферат учителя-логопеда "Нарушение слоговой структуры у детей с ОНР. Методы, способы, этапы коррекционной работы."
тема « Коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР » является очень актуальной ,...

Этапы коррекционной работы по исправлению нарушений слоговой структуры слова.Из опыта работы логопеда
Рассматриваются типичные нарушения слоговой структуры слова. Выделяются основные этапы и приёмы работы по коррекции. Дан краткий обзор методик и литературы по проблеме. Материал опробирован на многоле...

КОНСПЕКТ НОД Тема: звук и буква Ч Возрастная группа: подготовительная Период коррекционной работы: 2период Форма работы: фронтальное занятие
КОНСПЕКТ НОДТ...

Консультация «Этапы коррекционной работы по постановке, автоматизации звуков»
Статья посвящена изучению поэтапной логопедической работы по устранению звукопроизношения у детей с дислалией. Работа начинается с психолого-педагогического обследования ребенка, а также она определяе...
