АВТОРСКОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ РОБОТА ГОВОРУШИ» - КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ И НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ.
методическая разработка по логопедии
Ключевые слова: Обучающиеся с ТНР, развитие речи, оптимизация развития звуко-произносительной и лексико-грамматической сторон речи у обучающихся дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.51 КБ |
Предварительный просмотр:
АВТОРСКОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ РОБОТА ГОВОРУШИ» - КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ И НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ.
Ключевые слова: Обучающиеся с ТНР, развитие речи, оптимизация развития звуко-произносительной и лексико-грамматической сторон речи у обучающихся дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) речи.
Актуальность: Увеличение детей с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) ставится одной из актуальных проблем современности. Кроме речевых дефектов, у значительной части обучающихся наблюдается сниженная познавательная активность, отклонения в эмоционально-волевой сфере, отклонения в общей моторике, повышенная утомляемость. Одним из средств с доказанной эффективностью, которое активизирует речь обучающихся дошкольников, являются дидактические игры с элементами занимательности и наглядности. Данные средства должны соответствовать возрасту детей, быть эстетичными, яркими, красочными и мобильными.
Дидактическое пособие «Приключения робота Говоруши», разработанное педагогами ГБДОУ ДС № 17 «Ручеек», соответствует вышеперечисленным условиям и является, на наш взгляд, эффективным средством оптимизации коррекционно-развивающей работы педагогов по речевому развитию. Пособие представляет собой серию фигур героев на деревянной основе. Каждый персонаж, в соответствии с его названием, представляет звук, который он произносит: Шипелка – шипит [Ш], Звинелка – звенит [З], Жужжалка – жужжит [Ж], Щетинка – щетинится [Щ], Цверчалка – цверчит [Ц], Чух – едет «Чух-чух» [Ч], Гуделка – гудит [Л], Моторчик – рычит [Р], Свистелка – свистит [С], Робот Говоруша – двигает ртом, издавая любой звук по определению ребенка или педагога – по выбору. Помощница робота АЯ-издает все гласные звуки по определению ребенка или педагога – по выбору. Так же группы персонажей представляют группы звуков: шипящие [Ш, Ж, Щ`, Ч], сонорные [Л, Л`, М, М`Н, Н`, Р`], свистящие [З, З`, Ц, С, С`]. Пособие многофункционально, вариативно. Каждая фигура героя пособия может быть использована как самостоятельно, так и в сочетании с другими, по усмотрению педагога в зависимости от сюжета занятия и педагогической цели. Вариации упражнений не имеют предела. Пособие постоянно может пополняться новыми элементами. Предназначено для работы с детьми 3-7 лет. В комплект пособия входит: фигуры героев на деревянной основе, прищепки цветные, разного размера (при использовании прищепок педагог с прищепки определяют гласный звук, согласный звук определяет персонаж), атласные ленты цветные, разного размера, шнурки цветные, разного размера, предметные картинки (существительные, глаголы), парные картинки с автоматизируемым звуком в разных позициях (один предмет, много предметов), стол с сухим песком и подсветкой. На усмотрение педагога в зависимости от цели практической целесообразности можно дополнительно использовать рабочие тетради, логопедические альбомы, звуковые дорожки, возможно использование магнитной доски. Пособие используется как наглядность для проведения игр коррекционной направленности: игры на формирование правильного звукопроизношения; игры на совершенствование фонетических процессов; игры на совершенствование просодической стороны речи; игры на совершенствование грамматического строя речи; игры на обогащение словарного запаса; игры на развитие связной речи.
Новизна пособия состоит в усовершенствовании существующей практики коррекции речевого развития детей с ТНР через введение разнообразных игровых приемов и элементов занимательности, объединенных тематикой и общим подходом к использованию в работе с детьми. Использование пособия «Приключения робота Говоруши» предполагает системно-деятельностный подход (практические манипуляции с персонажами «Приключений робота Говоруши» в различных видах детской деятельности); личностно-ориентированный (предусматривает организацию образовательного процесса с учетом особенностей и темпа развития каждого ребенка); творческий (предусматривает изменение содержания и сюжета упражнения по усмотрению участников образовательных отношений); комплексный (использование пособия позволяет педагогам решать комплекс педагогических задач).
Литература:
- «Логопедический альбом: комплексные занятия для закрепления звука [С, З, Ш, Л, Р] у детей дошкольного возраста / О.П. Сахаровская. – Ростов н/Д: Феникс, 2019. (Логопедический альбом)»
- Водолазская М.Н. Коррекционно-развивающая работа по формированию связной речи у обучающихся с ТНР // E-Scio. 2022. №3 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsionno-razvivayuschaya-rabota-po-formirovaniyu-svyaznoy-rechi-u-obuchayuschihsya-s-tnr (дата обращения: 24.10.2024).
- Гелихова К. О. Фетровые пособия как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи // Вестник науки. 2024. №8 (77). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fetrovye-posobiya-kak-sredstvo-razvitiya-rechi-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi (дата обращения: 24.10.2024).
- Заходякина К. Ю. Комплексный подход в развитии речевого дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи // Ученые записки университета Лесгафта. 2023. №3 (217). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnyy-podhod-v-razvitii-rechevogo-dyhaniya-u-detey-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi-1 (дата обращения: 24.10.2024).
- Недоводиева Н. М. Польза песка и песочного рисования для детей с тяжелыми нарушениями речи // Символ науки. 2023. №10-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polza-peska-i-pesochnogo-risovaniya-dlya-detey-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi (дата обращения: 24.10.2024).
- Клевцова С.В. ИЗ опыта изучения детей с тяжелыми нарушениями развития речи // Специальное образование. 2022. №2 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iz-opyta-izucheniya-detey-s-tyazhelymi-narusheniyami-razvitiya-rechi (дата обращения: 24.10.2024).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторское дидактическое пособие «Знатошкин дом» как эффективное средство познавательного развития старших дошкольников.
Лепбук по математике...

"Авторское дидактическое пособие «Знатошкин дом» как эффективное средство познавательного развития старших дошкольников"
Познавательное развитие дошкольников – важный компонент успешного развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка (ФГОС ДО). Для этого в подготовительной группе «...
Роль традиций народного творчества в речевом развитии ребенка с тяжелыми нарушениями речи
Использование элементов фольклора в коррекционной работе учителя-логопеда...

Интерактивное многофункциональное дидактическое пособие «Говоруша» - как средство речевого развития детей дошкольного возраста.
Речевое развитие является одним из главных компонентов дошкольного образования. Для его развития важную роль играет использование в образовательной деятельности дидактических игр и речевых пособий....

Индивидуальный маршрут развития обучающегося с тяжелыми нарушениями речи.
В индивидуальном маршруте развития описны основные направления коррекционной работы по преодолению тяжелого нарушения речи у обучающегоя с ОВЗ дошкольного возраста....

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (обучающегося с тяжелыми нарушениями речи)
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (обучающегося с тяжелыми нарушениями речи) Карта составлена в соответствии с методикой, изложенной в пособии Иншаковой Ольги Борисовны, применяется для диагн...
Методическая разработка «Сказка как средство развития коммуникативно - речевой компетентности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» Возрастная группа: дети дошкольного возраста 5-7 лет
Использование сказкотерапии как технологии в работе с детьми с нарушениями речи...
