АВТОРСКОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ РОБОТА ГОВОРУШИ» - КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ И НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ.
методическая разработка по логопедии

Коннова Ирина Николаевна

Ключевые слова: Обучающиеся с ТНР, развитие речи, оптимизация развития звуко-произносительной и лексико-грамматической сторон речи у обучающихся дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_noyabr_25_-_kopiya.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОРСКОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ РОБОТА ГОВОРУШИ» - КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ И НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ.

Ключевые слова: Обучающиеся с ТНР, развитие речи, оптимизация развития звуко-произносительной и лексико-грамматической сторон речи у обучающихся дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) речи.

Актуальность: Увеличение детей с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) ставится одной из актуальных проблем современности. Кроме речевых дефектов, у значительной части обучающихся наблюдается сниженная познавательная активность, отклонения в эмоционально-волевой сфере, отклонения в общей моторике, повышенная утомляемость. Одним из средств с доказанной эффективностью, которое активизирует речь обучающихся дошкольников, являются дидактические игры с элементами занимательности и наглядности. Данные средства должны соответствовать возрасту детей, быть эстетичными, яркими, красочными и мобильными.

 Дидактическое пособие «Приключения робота Говоруши», разработанное педагогами ГБДОУ ДС № 17  «Ручеек», соответствует вышеперечисленным условиям и является, на наш взгляд, эффективным средством оптимизации коррекционно-развивающей работы педагогов  по речевому развитию. Пособие представляет собой серию фигур героев на деревянной основе. Каждый персонаж, в соответствии с его названием, представляет звук, который он произносит: Шипелка – шипит [Ш], Звинелка – звенит [З], Жужжалка – жужжит [Ж], Щетинка – щетинится [Щ], Цверчалка – цверчит [Ц], Чух – едет «Чух-чух» [Ч],  Гуделка – гудит [Л], Моторчик – рычит [Р], Свистелка – свистит [С], Робот Говоруша – двигает ртом, издавая любой звук по определению ребенка или педагога – по выбору. Помощница робота АЯ-издает все гласные звуки по определению ребенка или педагога – по выбору. Так же группы персонажей представляют группы звуков: шипящие [Ш, Ж, Щ`, Ч], сонорные [Л, Л`, М, М`Н, Н`, Р`], свистящие [З, З`, Ц, С, С`]. Пособие многофункционально, вариативно. Каждая фигура героя пособия может быть использована как самостоятельно, так и в сочетании с другими, по усмотрению педагога в зависимости от сюжета занятия и педагогической цели. Вариации упражнений не имеют предела. Пособие постоянно может пополняться новыми элементами. Предназначено для работы с детьми 3-7 лет. В комплект пособия входит: фигуры героев на деревянной основе, прищепки цветные, разного размера (при использовании прищепок педагог с прищепки определяют гласный звук, согласный звук определяет персонаж), атласные ленты цветные, разного размера, шнурки цветные, разного размера, предметные картинки (существительные, глаголы),  парные  картинки с автоматизируемым звуком в разных позициях (один предмет, много предметов),         стол с сухим песком и подсветкой. На усмотрение педагога в зависимости от цели практической целесообразности можно дополнительно использовать рабочие тетради, логопедические альбомы, звуковые дорожки, возможно использование магнитной доски. Пособие используется как наглядность для проведения игр коррекционной направленности:         игры на формирование правильного звукопроизношения; игры на совершенствование фонетических процессов; игры на совершенствование просодической стороны речи; игры на совершенствование грамматического строя речи; игры на обогащение словарного запаса; игры на развитие связной речи.

Новизна пособия состоит в усовершенствовании существующей практики коррекции речевого развития детей с ТНР через введение разнообразных игровых приемов и элементов занимательности, объединенных тематикой и общим подходом к использованию в работе с детьми. Использование пособия «Приключения робота Говоруши» предполагает системно-деятельностный подход (практические манипуляции с персонажами «Приключений робота Говоруши» в различных видах детской деятельности); личностно-ориентированный (предусматривает организацию образовательного процесса с учетом особенностей и темпа развития каждого ребенка); творческий (предусматривает изменение содержания и сюжета упражнения по усмотрению участников образовательных отношений);  комплексный (использование пособия позволяет педагогам решать комплекс педагогических задач).

 Литература:

  1.  «Логопедический альбом: комплексные занятия для закрепления звука [С, З, Ш, Л, Р] у детей дошкольного возраста / О.П. Сахаровская. – Ростов н/Д: Феникс,  2019. (Логопедический альбом)»
  2.  Водолазская М.Н. Коррекционно-развивающая работа по формированию связной речи у обучающихся с ТНР // E-Scio. 2022. №3 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsionno-razvivayuschaya-rabota-po-formirovaniyu-svyaznoy-rechi-u-obuchayuschihsya-s-tnr (дата обращения: 24.10.2024).
  3. Гелихова К. О. Фетровые пособия как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи // Вестник науки. 2024. №8 (77). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fetrovye-posobiya-kak-sredstvo-razvitiya-rechi-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi (дата обращения: 24.10.2024).
  4. Заходякина К. Ю. Комплексный подход в развитии речевого дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи // Ученые записки университета Лесгафта. 2023. №3 (217). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnyy-podhod-v-razvitii-rechevogo-dyhaniya-u-detey-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi-1 (дата обращения: 24.10.2024).
  5. Недоводиева Н. М. Польза песка и песочного рисования для детей с тяжелыми нарушениями речи // Символ науки. 2023. №10-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polza-peska-i-pesochnogo-risovaniya-dlya-detey-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi (дата обращения: 24.10.2024).
  6. Клевцова С.В. ИЗ опыта изучения детей с тяжелыми нарушениями развития речи // Специальное образование. 2022. №2 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iz-opyta-izucheniya-detey-s-tyazhelymi-narusheniyami-razvitiya-rechi (дата обращения: 24.10.2024).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Авторское дидактическое пособие «Знатошкин дом» как эффективное средство познавательного развития старших дошкольников"

Познавательное развитие дошкольников – важный компонент успешного развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка  (ФГОС ДО). Для этого в подготовительной группе «...

Роль традиций народного творчества в речевом развитии ребенка с тяжелыми нарушениями речи

Использование элементов фольклора в коррекционной работе учителя-логопеда...

Интерактивное многофункциональное дидактическое пособие «Говоруша» - как средство речевого развития детей дошкольного возраста.

Речевое развитие является одним из главных компонентов дошкольного образования. Для его развития важную роль играет использование в образовательной деятельности дидактических игр и речевых пособий....

Индивидуальный маршрут развития обучающегося с тяжелыми нарушениями речи.

В индивидуальном маршруте развития описны основные направления коррекционной работы по преодолению тяжелого нарушения речи  у обучающегоя с ОВЗ дошкольного возраста....

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (обучающегося с тяжелыми нарушениями речи)

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (обучающегося с тяжелыми нарушениями речи) Карта составлена в соответствии с методикой, изложенной в пособии Иншаковой Ольги Борисовны, применяется для диагн...