Конспект занятия "Зимние чудеса"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Пидплет Оксана Николаевна

Цель: развитие речевых навыков на лексико‑тематическом материале «Зима».

Задачи:

Образовательные:

  • Активизировать и расширить словарь по теме «Зима»; 
  • Научить образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных;
  • Сформировать у дошкольников умение подбирать прилагательные и согласовывать их с существительными в роде и числе;
  • Тренировать согласование числительных 1–5 с существительными;
  • Формировать умение составлять связные высказывания.

Коррекционно‑развивающие:

  • Развитие зрительного и слухового внимание;
  • Речевого дыхания;
  • Развивает подвижность и координацию органов речи.

Воспитательные:

  • Воспитать интерес к речевой деятельности и к навыкам сотрудничества;
  • Стимулирование интереса к новым словам и игре с языком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия32.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия для детей 6-7 лет.

Тема: «Зимние чудеса»
Продолжительность: 35–40 мин.
Цель: развитие речевых навыков на лексико-тематическом материале «Зима».

Задачи:

Образовательные: 

  • Активизировать и расширить словарь по теме «Зима»; 
  • Научить образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных;
  • Сформировать у дошкольников умение подбирать прилагательные и согласовывать их с существительными в роде и числе;
  • Тренировать согласование числительных 1–5 с существительными;
  • Формировать умение составлять связные высказывания.

Коррекционно-развивающие: 

  • Развитие зрительного и слухового внимание;
  • Речевого дыхания;
  • Развивает подвижность и координацию органов речи.

Воспитательные:

  • Воспитать интерес к речевой деятельности и к навыкам сотрудничества;
  • Стимулирование интереса к новым словам и игре с языком.

Оборудование:

  • Мультимедийная презентация «Зимние чудеса»;
  • Настольные зеркальца- 3 шт.
  • «Снежинки» для дыхательного упражнения;
  • Картинки-опоры с зимними объектами (снег, вьюга, снеговик, сосульки и др.);
  • Снежинки для поощрения.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед- «Ребята, здравствуйте! Сегодня мы отправимся с вами в волшебное зимнее путешествие! Будем разгадывать секреты зимних слов, играть со снежинками и учиться говорить красиво о зиме. Готовы? Но чтобы открыть дверь в зимнюю сказку, нужно отгадать загадку…» 

Лес укрыла одеялом,
Льдом озёра заковала,
Застудила все дома —
Это к нам пришла … (зима). (Ответ детей)

Обсуждение: Логопед - «Укрыла одеялом —что это значит (это снег)», «Заковала льдом — это что значит (холодно)…Правильно Катюша».

Логопед - « А Какое сейчас время года? Какие зимние слова вы знаете? Что бывает зимой?», Какие зимние месяцы вы знаете? Что бывает зимой? (снег, мороз, лёд, метели). (дети называют слова). Молодцы ребята, хорошо разбираетесь с зимними словами.

2. Основная часть

Артикуляционная гимнастика

Логопед — А теперь давайте представим, что ваш язычок — это маленький волшебник. Он может превращаться в разные предметы: то в сосульку, то в санки, то в горку. Но чтобы он научился делать это ловко и точно, нужно тренироваться.

Логопед — Давайте посмотрим на себя в зеркало. Видите, как работают ваши губы и язык? Сейчас мы будем учиться управлять ими, как настоящие мастера! Важно: следить за движениями в зеркале; Готовы начать? Тогда повторяйте за мной и слушайте внимательно! Наш язычок отправляется в зимнее путешествие…Начинаем первое упражнение «Сосулька»:

  • «Сосулька»: высунуть «острый» язык как можно дальше, удерживать (счёт до 6–8).
  • «Санки-ледянки»: сделать язык «чашечкой».
  • «Горка для спуска»: открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку «горочкой».
  • «Саночки»: рот открыт, губы в улыбке; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, спинка прогнута вниз, кончик свободен (движения вперёд-назад).
  • «Ураганный ветер»: рот открыт, язык высунут; поднимать и опускать кончик языка.

Логопед - Какие молодцы, теперь наш язычок разогрелся, и готов к продолжению работы дальше. Смотрите, к нам прилетела первая снежинка с заданием.

Упражнение 1.  «Назови ласково»

Логопед - зима хоть всё заморозила и завьюжила, но мы всё равно её любим и знаем ласковые слова о зиме. И снежинка просит нас, что бы мы ласково назвали зимние слова. Я вам называю слово, а вы мне называете его ласково. Давайте попробуем:

Зима - (зимушка). Лёд – (ледок). Холод – (холодок). Метель – (метелица). Мороз – (морозец). Снег — снежок, ветер — ветерок, гора-горочка, снеговик- снеговичок, сугроб —сугробик, лед — ледок, елка-елочка.

Логопед -  «Какое слово было самым ласковым?», «Какое слово было трудно подобрать?» (Ответы детей). Умницы справились с первым заданием.

Упражнение 2. «Какой? Какая?»

Логопед - И вот следующая снежинка с заданием. «Представьте, что мы — волшебники описатели. Нам нужно превратить обычные зимние слова в красивые, яркие, словно украшенные снежинками! Будем отвечать на вопросы: „Какой?“, „Какая?“, „Какое?“».

Ребята, посмотрите на экран, на картинке у нас нарисован «Снег», «Снег — какой?».

(Далее на экране — картинки: снег, вьюга, мороз, зима, лёд) Дети по очереди называют признаки:

Логопед -«Сколько красивых слов мы сегодня придумали! Теперь вы можете описывать зиму, как настоящие поэты. Кто запомнил самое необычное слово?» Молодцы, снежинка передает вам за выполненное задание по снежинки.

Физминутка «Зимние забавы»

Логопед - «Наши язычки хорошо потрудились, и следующая снежинка предлагает нам размять всё тело. Представьте, что мы вышли на зимнюю прогулку. Будем двигаться и громко проговаривать слова!»

Мы зимой в снежки играем,
Мы играем, мы играем!

По сугробам мы шагаем,
Мы шагаем, мы шагаем!

И на лыжах мы бежим,
Мы бежим, мы бежим!

На коньках по льду летим,
Мы летим, мы летим!

Снежинки дружно кружимся,
Мы кружимся, мы кружимся!

Логопед -«Хорошо! А теперь глубоко вдохните… (руки вверх), выдохните… (опустили руки). и тихонечко присаживаемся на свои места, мы снова готовы учиться. Все готовы? Смотрим задание от следующей снежинки?».

Упражнение 3. «Посчитай до 5-ти»

Логопед - «Зима — время чудес и счёта! Давайте посчитаем зимние чудеса. Будем говорить правильно, следить за окончаниями слов!»
( На экране появляется одна снежинка) проговаривает: «Одна снежинка» (подчёркивает слово «одна», выделяет интонацией окончание «-ка»). Затем — картинку с двумя снежинками: «Две снежинки» (акцентирует окончание «-ки»). Далее последовательно демонстрирует 3, 4, 5 снежинок, проговаривая: «Три снежинки, четыре снежинки, пять снежинок». Обращает внимание на изменение окончаний: (Дети хором повторяют за логопедом)

Логопед - «Заметили, как меняется слово «Снежинка»». Теперь давайте попробуете сами. (Катя считает слово «Сосулька», и т.д.)
Примеры:

  • Сосулька: одна сосулька, две сосульки, три сосульки, четыре сосульки, пять сосулек.
  • Снеговик: один снеговик, два снеговика, три снеговика, четыре снеговика, пять снеговиков.
  • Санки: одни санки, двое санок, трое санок, четверо санок, пятеро санок.
  • Вьюга: одна вьюга, две вьюги, три вьюги, четыре вьюги, пять вьюг.

Логопед - «Хорошо, Вы отлично посчитали зимние чудеса! Какое слово для вас было тяжело считать? а какое самое легкое? Молодцы заработали еще по одной снежинки».

Упражнение на дыхание «Снежинки кружатся»

Логопед – «Посмотрите, какие красивые снежинки прилетели к нам! Они хотят покружиться в воздушном танце. Давайте поможем им — будем дуть плавно и долго, чтобы снежинки летали как можно дольше!»

Логопед - «Смотрите: я вдыхаю тихо носом… а теперь дую на снежинку — у-у-у… Она летит! Попробуйте так же». (Дети выполняют задание по очереди)

Логопед – «Теперь давайте подуем по сильнее……Хорошо»

Логопед - «А теперь медленно и плавно, посмотрите как я…… теперь вы..»

Логопед - «Ребята, что для вас было сложнее: дуть сильно или тихо? Какая снежинка кружилась дольше всех? Покажите, как вы вдыхали носом, а потом дули».
Логопед -«Вы отлично управляли снежинками! Так плавно и долго дули!»

Упражнение 4. Игра «Снежный ком»

 Логопед - «И так, читаем следующее задание от снежинки, она предлагает нам слепить снежный ком. Каждый из вас будет добавлять своё слово — что бы предложение стало длиннее, как растущий ком! Будем говорить по очереди и внимательно слушать друг друга, что бы у нас получилось красиво предложение. Готовы ребята?».

Логопед - «И так, первое слово «Зима» …(следующий ребенок продолжает, дети по очереди наращивают предложение каждый говорит по 1-2 слова.) Зима пришла… Зима пришла в город… Зима пришла в город и покрыла всё снегом… Зима пришла в город, покрыла всё снегом и заморозила лужи…»

Примеры цепочек:

 «Дети… Дети вышли… Дети вышли на улицу… Дети вышли на улицу кататься на санках… Дети вышли на улицу, катаются на санках и лепят снеговика…»

«Снег… Снег падает… Снег падает с неба… Снег падает с неба большими хлопьями… Снег падает с неба большими хлопьями и укрывает деревья…»

(Если ребёнок затрудняется, логопед задаёт наводящие вопросы («Что ещё можно сказать про снег?», «Кто ещё выходит на улицу зимой?»); предлагает опорные картинки («Посмотри на ёлку — что с ней происходит зимой?»);

Логопед -  «Давайте повторим самое длинное предложение, которое у нас получилось! Кто запомнил все слова?»

  • «Что было сложнее: начинать или добавлять слова?»
  • «Какое слово ты хотел бы добавить в следующий раз?»
    Хвалит детей: «Вы отлично работали в команде! Ваши снежные комья получились большими и красивыми! Вы получаете еще по одной снежинке».

Итог занятия: рефлексия

Логопед - «Ребята, что вам больше всего запомнилось в нашем зимнем путешествии?» (Ответы детей)

Логопед - «А какое задание было самым интересным? Почему?»

  • «Что оказалось самым сложным? Что помогло справиться?»
  • «Какое новое слово вы сегодня узнали/запомнили?»
  •  «Если бы мы снова проводили это занятие, что бы вы добавили или изменили?» (Ответы детей)

Логопед -  «Вы сегодня большие молодцы! И Катя, и Ярослав, И Машенька, и Варюша! «Вы отлично потрудились! Смотрите, сколько волшебных снежинок вы получили! Вы их получили не просто так, а за свои старания, и успехи. Давайте похлопаем себе за вашу работу! Всего вам доброго, до свидания».

Логопед                                                                                О.Н. Пидплет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Чудеса в Лукошке"

Конспект НОД по конструированию из природного материала в старшей группе. Тема:«Чудеса в Лукошке»(Совместная деятельность детей и родителей в условиях детского сада) Бреус В.Д., воспитатель...

Конспект НОД "Чудеса морских глубин" (познание,исследовательская деятельность)

Обоготить знание детей о иорских обитателях,желание активно изучить подводный мир.Развить исследовательскую деятельность.Воспитывать нравственные чувства выражающиеся в сопереживании природе,потребнос...

Конспект занятия" Чудеса с матрешками" . Выполнила: воспитатель Ковальчук Светлана Витальевна

Конспект занятия по формированию математических представлений детей раннего возраста...

Конспект ООД "Чудеса превращения"

                                           ЗАНЯТИЕ № 2     ...

Конспект занятия "Чудеса на весенней поляне"

Конспект занятия "Чудеса на весенней поляне"...

Конспект "Зимние чудеса"

Знакомить со свойствами снега и льда; поддерживать интерес к детской литературе; учить делать снежинку из бумаги...