Речевые разминки!
консультация по логопедии (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Речевые разминки для детей с предметными картинками .
Отлично, что вы интересуетесь развитием речи своего ребенка! Речевые разминки с предметными картинками — это эффективный, веселый и доступный способ заниматься дома.
Почему это работает?
Наглядность: Картинка — понятный и постоянный ориентир для ребенка. Она удерживает внимание и помогает понять значение слова.
Мотивация: Яркие, интересные картинки делают занятие похожим на игру.
Структурированность: Вы можете систематично отрабатывать разные группы звуков или лексические темы.
Развитие не только речи: Такие занятия улучшают память, внимание, мышление и обогащают словарный запас.
Правила успешных занятий для родителей:
- «Часто, но понемногу»: 5-10 минут ежедневно дадут больше, чем час раз в неделю.
- Позитивный настрой: Начинайте игру, а не «урок». Хвалите за любую попытку, даже не совсем точную.
- Собственный пример: Четко и правильно произносите звуки сами, артикулируйте. Показывайте ребенку, как работают губы и язык.
- Последовательность: От простого к сложному. Сначала изолированные звуки, потом слоги, слова, словосочетания.
- Дыхание: Перед разминкой сделайте 2-3 дыхательных упражнения. Например, «понюхаем цветочек» (медленный вдох носом), «задуем свечку» (плавный выдох ртом).
Комплекс речевых разминок с картинками (от простого к сложному)
Что вам понадобится? Распечатанные картинки или карточки, тематические книги, планшет (но живой материал лучше!), можно даже рисовать самим.
Этап 1: Разминка артикуляционного аппарата (Гимнастика для язычка и губ)
Используйте зеркало, чтобы ребенок видел себя и вас.
«Заборчик — Хоботок»: Чередуем широкую улыбку («Заборчик», картинка с улыбающимся смайликом или зайчиком) и вытянутые трубочкой губы («Хоботок», картинка со слоном или дудочкой). Повторяем 5-7 раз.
«Часики»: Картинка с маятником часов. Рот приоткрыт, губы в улыбке. Кончик языка двигается из одного уголка рта в другой.
«Блинчик»: Картинка с блинчиком на тарелке. Расслабленный широкий язык лежит на нижней губе.
«Качели»: Картинка с качелями. Рот открыт. Кончик языка тянется то к верхним зубкам, то к нижним.
Этап 2: Разминка на определенные звуки (подбираем картинки, где предмет/животное начинается или содержит нужный звук)
Длясвистящих(С,З,Ц): Картинки: Самолет, Солнце, Сока; Зайка, Зебра, Зонт; Цыпленок, Цветок, Цепь.
Игра: «Назови ласково» (Сон — Сонька, Зима — Зимушка, Цвет — Цветочек).
Повторяем за взрослым: Са-са-са — вот летит оса. Зу-зу-зу — моем мы в Тазу. Ца-ца-ца — вот овца.
Дляшипящих(Ш,Ж,Ч,Щ): Картинки: Шар, Шапка, Шишка; Жук, Жираф, Желуди; Чайник, Чашка, Черепаха; Щука, Щетка, Щенок.
Игра: «Что делает?» (Змея что делает? — Шипит; Жук что делает? — Жужжит; Чайник что делает? — Чай Чипит).
Повторяем за взрослым: Ша-ша-ша — мама моет малыша. Жа-жа-жа — есть иголки у ежа. Ча-ча-ча — горит в комнате свеча.
Для сонорных (Л, Р) – самые сложные:
Звук Л: Картинки: Лампа, Лодка, Луна. Упражнение «Пароход гудит»: Ы-Ы-Ы с прикушенным кончиком языка (получается Л-Л-Л).
Звук Р: Картинки: Ракета, Рыба, Ромашка. Упражнение «Дятел»: Д-Д-Д-Д (быстро, кончик языка стучит за верхними зубами). Показать картинку дятла.
Игра: «Повтори скороговорку»: «На горке, на горке стоят Егорки» (для Р), «Мама мыла Милу мылом» (для Л).
Этап 3: Разминка на развитие словаря и слоговой структуры (работаем с любой подборкой картинок по теме)
«Один — много»: Показываем картинку с одним предметом (мяч), ребенок должен назвать слово во множественном числе (мячи). Можно сделать две стопки карточек.
«Назови по образцу»: Картинки: кот — кошка, слон — слониха, тигр — тигрица.
«Какой? Какая? Какое?»: Картинка с лимоном (лимон какой? — желтый, кислый, сочный). Картинка с медведем (медведь какой? — бурый, большой, косолапый).
«Посчитай» (отрабатываем согласование): Показываем картинку: один мяч, два мяча, пять мячей. Особенно важно для слов, где дети часто ошибаются (один дерево? Нет, одно дерево).
«Сложные слова» (для старших дошкольников): Картинка «самолет» (сам летит), «пылесос» (пыль сосет), «головастик» (головастая рыбка).
Готовые идеи для тематических занятий:
Тема «Транспорт»: Картинки машин, поездов, самолетов. Артикуляция: «Заводим мотор» (дрожим губами бррр). Дыхание: «Пароход гудит» (у-у-у). Звуки: Ракета, Самолет, Шина, маШина.
Тема «Животные»: Картинки зверей. Артикуляция: «Хоботок слона», «Широкая пасть льва». Звукоподражание: Как мычит корова? (Му-му), как шипит змея? (Ш-ш-ш), как жужжит жук? (Ж-ж-ж).
Тема «Фрукты/Овощи»: Картинки яблока, апельсина и т.д. Артикуляция: «Вкусное варенье» (облизываем губы). Игра «Что будем варить?» (Компот из яблок — яблочный, суп из грибов — грибной).
Важно! Когда стоит обратиться к логопеду:
Если к 3 годам ребенок говорит на «своём» языке, который понимаете только вы.
Если к 4-5 годам не выговаривает целые группы звуков (все шипящие или все сонорные).
Если речь нечёткая, смазанная, ребенок говорит «в нос» без причины.
Если в любом возрасте вы замечаете запинки, заикание.
Речевые разминки с предметными картинками — это ваш верный помощник на пути к чистой и красивой речи ребенка. Удачи вам и терпения! Превращайте занятия в игру, и результаты не заставят себя ждать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАСПУТАЙ БУКВЫ, СОСТАВЬ СЛОВА. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
Материал предназначен для развития речевой памяти, внимания, для синтеза слов...

Картотека «Речевые разминки для детей»
Цель: Развивать творческую инициативу, интонационную выразительность, отрабатывать навыки четкого произношения...
ЦОР "Речевая разминка"
комплекс упражнений для развития речевого дыхания и артикуляционного аппарата...

Речевые разминки, направленные на различение звуков речи.
Требование времени обязывают дошкольных работников искать новые методы обучения и способы подачи информации. На сегодняшний день педагоги всё чаще начинают использовать интегрированные занятия, компле...





