мастер-класс "Речевые разминки"
материал по логопедии по теме
Предварительный просмотр:
Логопед логопункта работает предпочтительно с детьми старшей и подготовительной групп, возникла необходимость разработки и введения профилактического блока в виде «речевых разминок». Каждое утро «речевые разминки» проводятся логопедом. «Речевые разминки» составляются на неделю и посвящены одной лексической теме по следующим разделам:
1. Развитие артикуляционного аппарата.
2. Развитие мелкой моторики.
3. Развитие мускулатуры лица.
4. Развитие речевого дыхания.
5. Развитие фонематического восприятия.
А теперь я предлагаю вам побывать на таких «речевых разминках» и поучаствовать в них. Итак, 1 неделя декабря, тема: «Зима».
понедельник
Артикуляционная гимнастика
- Лыжи.
Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону.
Ах, лыжи мои, лыжи, —
Без вас я сам не свой.
Ну что на свете ближе
Мне снежною зимой?
- Горка.
Ну-ка, горка, поднимись!
Мы помчимся с горки вниз.
Вторник
Пальчиковая гимнастика
- Какие зимние забавы вы знаете? Правильно, катание с горки. Перед вами грецкий орех, ему тоже интересно прокатиться с горки. Давайте его покатаем.
«Орешек с горочки катился»
Наш орешек непростой,
Он волшебный, золотой.
С орешком будем мы играть,
Своим ручкам помогать.
Мы с орешком поиграем,(в правой руке)
Его с горочки катаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз
Ты по пальчикам катись!
Снова весело играем,(в левой руке)
По другой руке катаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Ты по пальчикам катись!
- А теперь немного передохнем, полежим. (меняем орех на прищепку) Скажите, что изменилось? Правильно, вместо ореха появились прищепки. Эти прищепки необычные, они помогут нам надеть что-то на руки. Что мы носим на руках зимой. Да, перчатки.
«Перчатки»
Нарядили ребятки
Свои пальчики в перчатки.
Раз, два, три, четыре, пять —
Надо всех пересчитать.
Десять пальцев – как отряд,
И костюму каждый рад.
Стать сильными стараются,
Спортом занимаются.
Игра «Ёжик»
Условия игры: водящий становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый изменяя голос, рассказывает стихотворение.
Ёжик смотрит на снежинки.
«Это, - думает, - ежинки…
Белые, колючие
И к тому ж – летучие»
Самомассаж лица
- На морозе у нас часто мерзнет лицо, сейчас мы его научимся согревать:
Ручки растираем
И разогреваем,
И лицо теплом
Своим мы умываем,
Грабельки сгребают
Все плохие мысли,
Ушки растираем
Вверх и вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем,
Тянем их за мочки,
А потом уходим
Пальцами на щечки.
Щечки разминаем,
Чтобы надувались.
Губки разминаем,
Чтобы улыбались.
«Сказка про Машу»
Жила-была девочка Маша. Она была хорошая, послушная, но все теряла. Так и звали ее дети: Маша-растеряша. Вышла Маша на прогулку, все дети в снежки играют, снеговиков лепят, а у Маши руки замерзли – опять варежки потеряла. Расстроилась Маша и заплакала: у-у-у. А мальчики Машины варежки нашли. Давайте теперь поможем Маше надеть варежки. Сначала правую, потом левую.
Сравнив результаты обследования речи детей, я заметила тенденцию улучшения речевых навыков. И я с уверенностью могу предложить использовать «Речевые разминки», как один из видов работы по профилактике речевых нарушений, как логопедами, так и воспитателями детских садов. Всем известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.