Конспект мастер-класса: «Занимательные нейроигры – как эффективный инструмент в коррекции речи детей с тяжёлыми нарушениями речи».
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Цель мастер-класса: педагогическое просвещение родителей и вовлечение семьи в образовательную деятельность в рамках подготовки ребенка к обучению основам грамоты по средствам нейроигр.Нейропсихологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. При подготовке детей к школе необходимо уделять большое внимание развитию межполушарных связей. Ведь это нарушение искажает познавательную деятельность. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до семи лет, у мальчиков до восьми – восьми с половиной лет.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 425.66 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОРУМ РАБОТНИКОВ
СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»
Название номинации: взаимодействие с семьей (участие семьи в образовательной деятельности).
Территориальное управление: Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области.
Наименование образовательной организации: Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №8 имени С.П.Алексеева г.о.Отрадный детский сад №7.
Тема мастер-класса: «Занимательные нейроигры – как эффективный инструмент в коррекции речи детей с тяжёлыми нарушениями речи».
Автор: Казаку Наталья Леонидовна, учитель-логопед.
Количество участников: 6-8 человек.
2023 г.
СТРУКТУРА МАСТЕР-КЛАССА:
Цель мастер-класса: педагогическое просвещение родителей и вовлечение семьи в образовательную деятельность в рамках подготовки ребенка к обучению основам грамоты по средствам нейроигр.
Задачи:
- сформировать у родителей представление о методах и приёмах работы с детьми по обучению грамоте;
- научить родителей применять данные методы и приёмы в работе с ребенком для закрепления полученных знаний и умений в домашних условиях;
- расширить представление родителей об играх, которые существуют с буквами.
- отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов нейроигр по применению в домашних условиях с детьми.
План мастер – класса:
- Сообщение педагога о роли нейроигр в подготовке детей основам грамоты.
- Прохождение теста «Жалобы ребенка при обучении»
- «Нейроигры за 5 минут» - изготовление игр.
- «Виртуальная гостиная».
Введение
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют
развитию мозга».
известный педагог, психолог Иван Петрович Павлов
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время — это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов.
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», ФГОС ДО одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышением культуры педагогической грамотности семьи.
Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Содержание просветительской работы с родителями может быть самым разнообразным – от консультаций до дистанционных форм общения с родителями. Тем самым и в нашем учреждении мы находим самые актуальные формы работы по взаимодействию и приобщению семей воспитанников в образовательную деятельность детей. Самым главным и волнующим вопросом для меня стал: «Как же ускорить процесс подготовки детей старшего дошкольного возраста с ТНР (далее «тяжелые нарушения речи») по подготовки к обучению основам грамоты. Это побудило меня к поиску дополнительных методик решения проблемы. В итоге я остановилась на методике образовательной кинезиологии – нейрогимнастики или нейроигры.
Нейропсихологические игры - это комплекс упражнений и приемов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Они ориентированы на оптимизацию речи в ее взаимодействии с другими психическими функциями и пространственными представлениями.
Нейропсихологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. При подготовке детей к школе необходимо уделять большое внимание развитию межполушарных связей. Ведь это нарушение искажает познавательную деятельность. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до семи лет, у мальчиков до восьми – восьми с половиной лет.
Основная часть мастер-класса.
#1057;ообщение педагога о роли нейроигр в подготовке детей основам грамоты и прохождение небольшого теста, в результате которого педагог с родителями выясняет, с какими проблемами приходится сталкиваться родителям в подготовке детей к обучению в школе. Расшифровка той или иной проблемы.
ТЕСТ: жалобы ребенка при обучении
(табличка распечатывается и раздается родителям, на первом этапе они ее должны заполнить своими предполагаемыми ответами).
Жалобы обучающегося | Ваша расшифровка |
«Никак не могу вспомнить, уже забыл, не могу выучить» | |
«Нечаянно пропустил, не заметил» | |
«Не понял» | |
«Не могу представить» |
Вероятная расшифровка той или иной проблемы.
Жалобы обучающегося | Ваша расшифровка |
«Никак не могу вспомнить, уже забыл, не могу выучить» | проблемы с памятью |
«Нечаянно пропустил, не заметил» | проблема с вниманием и с его концентрацией |
«Не понял» | проблема с мышлением, скоростью обработки информации |
«Не могу представить» | проблема с воображением |
- Обратная связь.
Обращение к родителям: Давайте вспомним с вами как мы проводили время в наше детство: поднимите руки те, кто в детстве бегал босиком? Кто прыгал на скакалке, в резиночку, крутил обруч, играл в классики, играли с мячом. А наши дворовые игры с соблюдением правил: это прятки,12 палочек, казаки-разбойники, цепи-кованы и многое другое…
А теперь поднимите руки те, кто видит в наше время прыгающих и бегающих детей на улице? А со скакалкой, с обручем? Современные детки ведут малоподвижный образ жизни, сидят возле гаджетов, в телефонах, у компьютера. Да сейчас время цифровых технологий, и от этого никуда не деться, наши маленькие дети больше нас разбираются в технике и это здорово. Но мы идем с вами к тому, что в светлом будущем дети будут психически, физически, соматически ослаблены.
Сегодня, я хочу рассказать вам о нейройграх и их использование в подготовке детей к обучению основам грамоты или по-другому «Учимся, играя». И так, что же такое нейроигры? Нейроигры – это игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию координации, активизации речи, улучшают чувство ритма, способность к произвольному контролю и повышает позитивный и эмоциональный настрой. Пугающее слово – нейроигры – не требуют вмешательства медикаментов. Неироигры являются доступным средством для развития ребенка. Можно с уверенностью сказать, что нейроигры содержат в себе развивающий потенциал, а любую развивающую игру отнести к нейроиграм.
Уважаемые родители, предлагаю погрузиться в детство, немного поиграть. Встаньте посвободнее, повторяйте за мной.
1 карточка. Нейроигра «Колечко»
Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук).
(Родителям предлагается для начала виды нейроигр не требующих дополнительного оборудования и простых в своем исполнении).
В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому Указательный и средний, Безымянный и последний. Сам мизинчик-малышок Постучался на порог. Пальцев дружная семья – | Поднимаем большие пальцы обеих рук и демонстрируем их сжимая и разжимая. Поднимаем вверх ладошки обеих рук и начинаем перебирать пальцы на обеих руках, соединяя в кольцо с большим пальцем поочередно указательный, средний, безымянный и др. Выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем обеими. Ведущий меняет темп выполнения, то убыстряя, то замедляя его. Можно использовать при этом текст стихотворения. |
Обращение к родителям: Замечательно, улучшилось настроение, хорошее начало! Поиграли сами, научите дома деток. Чем привлекательны нейроигры? Их можно не только приобрести в магазине, но и создать самому. Нужно лишь желание, а все необходимое находится на столах.
Карточка 2. Игра «Звуковая тропинка» (возможно изготовления игры своими руками).
Упражнения, улучшающие возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).
Материал: лист бумаги А4 с напечатанными на нем отпечатки рук и ног, фломастеры, клей или двухсторонний скотч, карточки с изображением букв.
Участникам мастер-класса предлагается изготовить материалы для игры самостоятельно. Для примера берем «Звуковую дорожку» на дифференциацию звуков С-Ш. Далее выкладывается дорожка из следов и каждому участнику предлагается по ней пройти, наступая на след или касаясь руками до определенной буквы называть ее. Игры выполняется под ритмическую музыку.
Карточка 2. Игра «Быстрый карандашик».
Родителям предлагается, используя шаблоны с изображением схем быстро повторить слоги определенное кол-во раз. Задание для примера берем на дифференциацию звуков С-Ш.
Образец игры с карточкой
Карточка 3. Игра «Задания для обеих рук».
Участникам мастер-класса предлагается, используя многоразовые прописи потренироваться в письме обеими руками. Принцип работы заключается в том, чтобы обрисовывать по очертаниям рисунка двумя руками одновременно. Если сразу не получается, то сначала одной рукой, потом второй, а и потом двумя.
Дается краткая инструкция: Поставьте оба карандаша в одну точку. Начинайте одновременно рисовать двумя руками. Контролируйте скорость движения рук, важно, чтобы они работали синхронно.
Материалы: ламинированные листы с изображенными на них пунктирными рисунками, далее буквами и т.д. Маркеры.
Образец для игры.
Заключительная часть мастер-класса.
С целью подведения итогов мастер-класса педагог предлагает провести с участниками ритуал (рефлексию). Каждому участнику раздается шаблон детской ладошки на котором им предлагается оставить небольшой отзыв или пожелания по проведенному мастер-классу для будущих встреч. Ладошки скрепляются в виде лучиков солнца как символ света и доброты. А педагог имеет возможность ознакомится с отзывами и пожеланиями и по запросам спланировать свою дальнейшую деятельность в данном направлении. Для того, чтобы вы участники мастер-класса могли самостоятельно с детьми провести увлекательную работу по обучению грамоте, предлагаются подготовленные буклеты "Обучаемся грамоте играя вместе".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Лексико-грамматическое недоразвитие речи детей с тяжёлым нарушением речи»
Опыт работы по теме: «Лексико-грамматическое недоразвитие речи детей с тяжёлым нарушением речи»Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразв...

Индивидуальный план по самообразованию на тему:«Использование метода сказкотерапии, как средство развития связной речи детей, имеющих тяжёлые нарушения речи»
Данная тема считается актуальной, так как речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.Успехи воспитанников, в совершенствовании связной речи, обеспечивают в будущем, и в большей мере,...

Конспект НОД с подгруппой учащихся в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (для учителей-логопедов) «Раз, два, три слово собери!»
Конспект НОД с подгруппой учащихся в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (для учителей-логопедов в рамках РМО)«Раз, два, три слово со...
Эффективные приёмы развития познавательной активности детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Развитие познавательной активности детей с тяжёлыми нарушениями речи с помощью слайдовых презентаций и настольных дидактических игр....

Развивающие игры на липучках —как инновационное средство в развитии речи детей с Тяжёлыми Нарушениями Речи.
Цель: Теоретическое обоснование необходимости инновационных средств для решения проблемы развития познавательной активности у детей дошкольного возраста.Задачи: 1.Способствовать формированию целостной...

Конспект НОД Образовательная область «Речевое развитие». Средняя группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Полянка». Тема «Составление описательного рассказа по схеме о лисе».
Цель: формирование умения у детей составлять рассказ-описание по плану, активизация словаря по теме «Дикие животные и их детеныши»....

Детское наставничество как эффективная форма социально-коммуникативного развития детей с тяжёлыми нарушениями речи
Реализация наставничества между возрастными группами ДОУ в формате целевой модели «от слова «я знаю» к событию «я могу». Целевая аудитория: дети дошкольного возраста 2 ...
