Конспект НОД с подгруппой учащихся в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (для учителей-логопедов) «Раз, два, три слово собери!»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Береза Мария Владимировна

Конспект НОД

 с подгруппой учащихся в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

(для учителей-логопедов в рамках РМО)

«Раз, два, три слово собери!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_dlya_uchiteley-logopedov.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 32 «Сказка»

(МБДОУ № 32)

Конспект НОД

 с подгруппой учащихся в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

(для учителей-логопедов в рамках РМО)

«Раз, два, три слово собери!»

                                                               

Составила: учитель-логопед:

                                                                                                                            Береза М. В.

г. Кировск

Тема: «Дифференциация С-З, СЬ-ЗЬ»

Цель: учить различать звуки и буквы С-З и СЬ-ЗЬ в словах

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:
  • Формирование кинестетических ощущений на данный артикуляционный уклад;
  • Формирование тактильных ощущений и соотнесение звука с его символом-буквой;
  • Обогащение, активизация и актуализация словаря;
  • Совершенствование навыка чтения;
  • Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза;
  • Профилактика нарушений письменной речи;
  • Устранение аграмматизмов в структуре устной речи.
  1. Коррекционно-развивающие:
  • Развитие фонематического восприятия и представления;
  • Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики;
  • Развитие связной речи;
  • Развитие неречевых психических процессов.
  1. Воспитательные:
  • Формирование взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, активности, навыков сотрудничества;
  • Формирование навыков контроля и самоконтроля, самооценки речевой и учебно-практической деятельности.

Оборудование: бусина средних размеров, бусины на проволоке для

                            проведения артикуляционной гимнастики, бусины на    

                            проволоке для определения количества звуков в словах,

                            разноцветные шапочки для звукобуквенного анализа,

                            предметные картинки со звуками [С]-[СЬ], [З]-[ЗЬ],

                            смайлики с разными эмоциями, буквы С-З из разных

                            материалов для ощупывания, схемы для определения

                            места звука в слове, письменные задания на листах,

                            ребус, большая бусина с конфетами.

                             

       

Ход НОД:

  1. Организационный момент.

Дети заходят в группу и встают в круг.

-Ребята, с чего начинается каждая встреча друзей или знакомых? (с приветствия)

-Давайте сейчас поприветствуем друг друга и всё живое вокруг нас.

Здравствуй, солнце золотое,             (руки поднять вверх)

Здравствуй, небо голубое,                 (руки перед головой)

Здравствуй, вольный ветерок,           (руки впереди)

Здравствуй, маленький росток,         (присесть)

Мы живём в одном краю                    (развести руки в стороны)

Всех я вас приветствую!                     (руки от себя вперёд)

Здравствуй, правая рука,                     (правая рука вперёд)

Здравствуй, левая рука,                       (левая рука вперёд)

Здравствуй, друг!                                 (дать правую руку соседу)

Здравствуй, друг!                                 (дать левую руку соседу)

Здравствуй, здравствуй, дружный круг!       (взявшись за руки покачать  

                                                                                     руками)

Мы стоим рука в руке,

Всё нам нравится в себе.                          (обнять себя)

Можем маленькими быть,                        (присесть)

Можем вдруг большими стать,                (встать, поднять руки к верху)

Но одно мы знаем точно,

Нас ничем не испугать.                            (всем обняться)

-Молодцы! Ребята, вы любите играть? (да)

-Давайте с вами сегодня поиграем в новую, но очень интересную игру, которая называется «Раз, два, три слово собери» (давайте)

-Игра заключается в том, что за каждое выполненное задание, на доске будет открываться буква. Из этих букв вам нужно будет составить слово. И если вы всё сделаете правильно, то появится предмет, который называется этим словом. Игра понятна? (да)

  1. Артикуляционная гимнастика.

-Ребята, чтобы правильно и красиво выговорить спрятанное слово нам нужно размять наш язычок и зарядить его силой и энергией. Подскажите как мы можем это сделать? (артикуляционной гимнастикой)        

    -Правильно. Садитесь на ковёр по-турецки, спинки ровные. Возьмите себе

     по бусине и приготовьтесь к выполнению упражнений. (включается  

     музыка)          

  • Бусина катается, мышцы расслабляются.
  • Чтобы мышцы расслаблять, надо бусиной стучать.
  • Губы мы вперёд потянем и до бусины достанем, а потом назад вернём и в улыбку разведём.
  • Бусина катается, язык наш расслабляется.
  • Мы накажем язычок, чтобы говорить он смог.
  • Сделав чашечку свою, бусину я положу.
  • Язык к верху подниму, бусину я уложу.
  • Кошечка питается, бусина вращается.
  • Бусина взлетает вверх, у меня большой успех.
  • А теперь по сторонам: что есть здесь, что есть там.

     -Теперь наш язычок готов к работе. Уберите бусины и подходите к круглому столу. (на столе лежат спрятанные буквы для ощупывания, маски)

-Как вы думаете, зачем здесь лежат маски? (Чтобы угадывать на ощупь)

-Правильно. Сейчас вы наденете маски на глаза и угадаете буквы, которые окажутся у вас в руках. Играем почестному, не подсматриваем. (выполняют)

  1. Определение темы занятия. Сравнительная характеристика звуков. 

1-я пара-буквы из крупы

2-я пара-буквы из пенопласта

3-я пара-буквы из бусинок

-Какая буква у тебя? (З)

-Какая буква у тебя? (С)

-Итак, какие буквы и звуки мы сегодня будем различать? (С-З)

-Давайте подумаем, чем похожи и чем отличаются эти звуки? Произнесите звук [С], а теперь звук [З] Как мы произносим эти звуки? Что происходит с нашими губами? (Они улыбаются)

-Что с зубами? (Чуть приоткрыты, есть щель)

-Что происходит с нашим язычком? (Кончик языка приближен к нижним зубам, выгнут «горкой»).

-Как выходит воздух? (Плавно)

-Звуки [С] и [З] – гласные или согласные? (согласные)

-Почему? (Есть преграда для выдыхаемого воздуха)

-Буква «С»-сколько обозначает звуков? (2-«С» и «СЬ»)

-Буква «З»-сколько обозначает звуков? (2-«З» и «ЗЬ»)

-Положите руку на горлышко и произнесите звук [З]

-С голосом или без голоса произносится этот звук? (с голосом)

-Какой вывод можно сделать? (Это звонкий звук)

-Положите руку на горлышко и произнесите звук [С]. А этот звук произносится с голосом или без? (Без голоса, значит он глухой)

-Молодцы! Теперь вы точно не перепутаете два этих звука. Теперь проходите к столам и найдите своё место. (лежат таблички с именами детей)

-Садитесь. Ребята, мы справились с этим заданием и можем открыть одну букву. (переворачивают)

  1. Разложи правильно картинки (С-З и СЬ-ЗЬ): работа в парах.

-Продолжаем играть. Ко мне в кабинет приходили малыши и перепутали все картинки. Ваша задача помочь мне правильно разложить их. Работать будем в парах. Тот, кто сидит с правой стороны берёт себе картинки со звуками [С] и [СЬ], а тот, кто сидит с лева берёт себе картинки со звуками [З] и [ЗЬ]. (выполняют)

-Давайте проверим, какие картинки вы выбрали со звуками [С] и [СЬ]

-Вика, назови одну картинку, которую ты выбрала (санки)

-В этом слове какой звук ты слышишь [С] или [СЬ]? (C)

-Правильно.       И т.д. (сердце, носок, такси)

-Теперь проверим картинки со звуками [З] и [ЗЬ]

-Мирон, назови одну картинку, которую выбрал ты. (зонт)

-В слове зонт звук «З» или «ЗЬ»? (З)

-Правильно.       И т.д. (зебра, коза, корзина)

-Молодцы! Мы выполнили это задание. Перед вами лежат смайлики. Если вам легко было выполнять это задание, у вас нет ошибок возьмите себе улыбающийся смайлик, если вам показалось это задание слегка трудным или вы допустили одну ошибку, то возьмите себе сомневающийся смайлик. Если же это задание оказалось для вас очень сложным, и вы сделали много ошибок, то возьмите себе грустный смайлик. (оценивают себя)

-Я вижу, что все легко выполнили это задание. Значит мы можем открыть следующую букву. (открывает)

  1. Подбери нужную схему: работа в парах.

-Играем дальше. Вам нужно найти к каждой картинке, которая находится перед вами правильную схему. А для этого надо вспомнить, что буквы «С и «З» обозначают 2 звука. Какие? (твёрдые и мягкие)

-В слове санки какой звук мы слышим [С] или [З]? (С)

-Этот звук твёрдый или мягкий? (твёрдый)

-Каким цветом мы обозначаем твёрдые звуки? (синим)

-Твёрдый звук [С] стоит в начале, в середине или в конце слова? (В начале)

-Значит к этому слову мы подставим схему с синей буквой С в первом квадратике.

И т.д. (сердце, носок, такси, зебра, корзина, коза, зонт)

-Оцените, как вы справились с этим заданием. Выберите нужный смайлик.

-Мы открываем ещё одну букву. (открывает)

  1. Физкультминутка.

-Ребята, чтобы так же легко выполнять следующие задания нам нужно немного передохнуть. И сейчас я предлагаю вам немного подвигаться. Выходите на середину и повторяйте движения за ребятами на экране (включается запись на компьютере).

-Молодцы! Сделали глубокий вдох носом и потянулись к солнышку, выдыхаем через рот и опускаем руки вниз. Так 3 раза.

-Теперь садимся на ковёр.

  1. Определение количества звуков в слове.

-Ребята, теперь мы с вами превратимся в счетоводов. Я раздаю вам «счёты» на которых нужно будет считать количество звуков в словах. Я показываю картинку, вы называете, что на ней нарисовано, считаете количество звуков в этом слове, и выкладываете такое же количество бусин на проволоке. (Сова, маска, арбузы, зайка)

-В слове сова сколько звуков? (4 звука)

-Назовите какие? (С О В А)     и т. д.

-Хорошо. Поднимайтесь и садитесь на свои места. Оцените свою работу. Выберите себе смайлик. (выполняют)

-Как вы считаете, мы заслужили открыть ещё одну букву? (да)

-Тогда смотрите. (открывает)

  1. Вставь пропущенную букву.

-Ребята, первоклассникам в школе задали домашнее задание, с которым они не могут справиться. Давайте им поможем. Вам нужно прочитать слова и вставить пропущенные буквы либо «С» либо «З» (на индивидуальных листках).

-Давайте проверим правильность выполнения. Какую букву вы вставили в первое слово?  (С)  

-Какое слово у вас получилось? (коса)         и т.д.

-Оцените себя. Возьмите смайлик. Открываем букву. (открывает)

    IX. Разгадывание ребуса.

    -Нам осталось открыть всего одну букву. Для этого давайте отгадаем ребус.    Какое слово там зашифровано? (БУСИНА)

-Молодцы, мы открываем последнюю букву. (открывает)

-Давайте попробуем сложить слово из этих букв. (бусина)

  1. Звукобуквенный анализ.

 -Правильно! Вы любите наряжаться? (да)    

 -Сейчас каждый из вас переоденется в звук. В слове бусина сколько звуков?6

 -И вас 6. Саша будет первым звуком слова бусина, Мирон 2-м звуком и т.д.

 -Выстраивайтесь в правильной последовательности.

-Какой ты звук? («Б»-согл., тв., зв.)      

-Какой ты звук? («У»-гласный)                         и т.д.

-Сколько гласных звуков? (3)

-Сколько согласных? (3)

-Сколько мягких согласных? (1)

-Сколько твёрдых согласных? (2)

-Сколько слогов? (3)

-Разделите слово БУСИНА на слоги. (бу-си-на)

-Найдите ударный гласный. («У»)

-А теперь каждый звук возьмёт свою букву. (выполняют)

  1. Итог занятия.

-Ребята, какие звуки мы сегодня учились различать? (С-З и СЬ-ЗЬ)

-Посмотрите на свои смайлики и скажите, какое задание для вас было самым сложным?

-Что больше всего понравилось и показалось очень простым?

-Помните, в начале нашей игры я говорила, что разгадав слово оно превратится в предмет. (да)

-Какое слово у нас получилось? (БУСИНА)

-Значит вам надо найти большую бусину с вкусным сюрпризом. (ищут)

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи в доступной, игровой  занимательной форме поможет педаго...

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи

Этот конспект предназначен для проведения итогово занятия по лексической теме "Морские жители". Можно использовать как интегрированное занятие для пелагогов работающих на группе, или как зан...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности с детьми Интегрированное занятие по теме “Варежковая сказка!” Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

   Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 126 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению детей с трудом взрослых «Космонавт — героическая профессия»» Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Конспект направлен на патриотическе развитие детей дошкольного возраста, знакомит детей с героической профессией- космонавт. Также развивают потребность к изучению истории своей Родины, воспитывает лю...