Игровые способы укрепления артикуляционного аппарата, которые можно использовать дома
консультация по логопедии (старшая группа)
ВАЖНО!
- чтобы у ребенка не было аллергии на используемые в упражнениях продукты;
- все упражнения артикуляционной гимнастики ребенок должен выполнять в присутствии взрослого;
- каждый ребенок индивидуален - убедитесь в безопасности вышеуказанных упражнений для Вашего ребенка.

«Бусинки»
Кладём на тарелку крупные крошки печенья или маленькие круглые конфетки. Просим малыша губами собрать их, представив себе, что он собирает рассыпанные бусинки. Или просим губами перенести «бусинки» с одной тарелки на другую.

«Облизывание тарелок»
Намазываем гладкую поверхность тарелки вареньем, творогом, манной кашей, сгущённым молоком или другим продуктом, который не противопоказан ребёнку. Ребёнок берёт тарелку двумя руками и начинает облизывать широким языком, приговаривая: «Аах».

«Рыбалка»
Посыпаем липкую тарелку более крупными крошками. Предлагаем ребёнку поймать рыбку, язык - это удочка, а крошки - это рыбки. Нужно широко открыть рот, высовывать язык иголочкой и дотронуться до крошки так, чтоб она прилипла к кончику языка, проговаривая ААА. Выполнять нужно быстро и чётко.
![]()


.
«Сладкий футбол»
Перекатить во рту от одной щеки к другой крупную виноградинку, грецкий орех, сухарик, кусочек сахара, крупную круглую карамельку и т.д.
Упражнения с сушками
- Сожми сушку губами и удерживай её.
- Сожми сушку зубами и удерживай её.
Подвесь сушку на высунутый язык и удерживай под счет (до 5 - 10)
ВНИМАНИЕ!!!
Упражнения проводятся
обязательно в присутствии взрослого!!!!!


Упражнения с чупа-чупсом
Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс - отличный логопедический тренажер. Разверните леденец и давайте немного поиграем.
- Сожми чупа-чупс губами и попробуй его удержать 5-10 секунд.
- Удерживая чупа-чупс губами, попробуй подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.
- Приоткрой рот, губы улыбаются, сделай из языка чашечку, положи в чашечку чупа-чупс и попробуй удержать леденец только языком-чашечкой.
- Подними широкий язык к нёбу, прижми чупа-чупсом язык-«грибок» к нёбу.
Двигай леденцом по середине языка от кончика вглубь рта и обратно 5-10 раз.
ВНИМАНИЕ!!!! Упражнения проводятся
обязательно в присутствии взрослого!!!!
Упражнения с соломкой
Высунь язык и продержи на нём соломинку как можно дольше.
![]() |
![]() |
Открой рот и постарайся удержать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубами, но рот закрывать нельзя.
Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка.
![]() |
Соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти), зажав один конец между нижними зубами и языком.
![]() |
Ещё несколько вкусных упражнений

Длинную мармеладку нужно зажать губами и натянуть рукой.
И надо стараться удержать мармеладку губами!
Удержи шарик-конфетку (или из сухих завтраков) в языке, как в чашке.
Выполнять артикуляционные упражнения надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 4- 5. При выборе упражнений надо учитывать степень их сложности и доступность выполнения. Проводить речевую гимнастику желательно эмоционально.
Сначала при выполнении детьми упражнении наблюдается напряженность движении органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно, для чего мы тренируем мышцы: чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем тренировать язык, губы, щёки?
Оказывается, именно от их подвижности и ·натренированности зависит произнесение звуков речи. И для них, как и для всех мышц, гимнастика просто необходима.
Ведь они должны быть хорошо развиты, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Артикуляционные упражнения
представляют собой упражнения, направленные на выработку полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата (щёк, губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, маленького язычка), необходимых для правильного произношения звуков.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

подбор художественного слова, которые можно использовать на занятия по изобразительной деятельности
подбор художественного слова, которые можно использовать на занятия по ИЗО-деятельности...

Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения, которые можно использовать в домашних условиях для развития речи детей »
В консультации подобраны игры по развитию речи для занятий с детьми дошкольного возраста в домашних условиях...
Фланелеграф — универсальное игровое пособие очень простое и в то же время интересное, которое можно использовать в развивающих занятиях с детьми. Для его изготовления используется плотный лист картона или доски, обтянутый ворсистой тканью (фланель, флис)
Игры на фланелеграфе развивают у детей мелкую моторику рук и сенсорное восприятие, развивают внимание, память, речь, воображение, используется как в групповой, так и ...

Речевые игры для дошкольников которые можно использовать дома
Данный методический материал рекомендован для родителей детей дошкольного возраста в целях улучшения развития связной речи, а так же спихических процессов: мышления,памяти,внимания....

Картотека игр, которые можно использовать с игровыми пособиями В.В.Воскобовича.
Наиболее полно и отчетливо ребенок воспринимает и запоминает то, что было получено за счет собственных поисков, наблюдений и исследований. И в этом может помочь технология интеллектуально-творческого ...

Коррекционные методики, которые можно использовать дома для родителей ребенка с РАС
Коррекционные методики, которые можно использовать дома для родителей ребенка с РАС...

Консультация для родителей на тему : "Эффективный способ коррекции речи, который можно использовать во время самоизоляции"
Самомассаж – это средство, дополняющее основной массаж, который проводит специалист. Самомассаж выполняется самим ребёнком, нуждающимся в коррекции произносительной стороны речи....




