Программа "Научите меня говорить правильно"
методическая разработка по логопедии
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Родители давно признаны главными воспитателями, но большие надежды они возлагают на детский сад. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребёнка очень важно. Тесный контакт с родителями особенно необходим, так как чёткая и правильная речь нужна ребёнку и взрослому, а работать над ней необходимо в дошкольном возрасте, поскольку легче предупредить, чем исправить. Поэтому необходимо создание системы работы сотрудничества ДОУ с семьёй, которая будет способствовать формированию речевых способностей у детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Олененок»
(Взаимодействие ДОУ и семьи
как условие формирования
речевой деятельности)
для детей 6-7 лет
Составитель:
Ерошевич Надежда Юрьевна
с. Саранпауль – 2023 год
Пояснительная записка.
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Родители давно признаны главными воспитателями, но большие надежды они возлагают на детский сад. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребёнка очень важно. Тесный контакт с родителями особенно необходим, так как чёткая и правильная речь нужна ребёнку и взрослому, а работать над ней необходимо в дошкольном возрасте, поскольку легче предупредить, чем исправить. Поэтому необходимо создание системы работы сотрудничества ДОУ с семьёй, которая будет способствовать формированию речевых способностей у детей.
Ожидаемый результат: сформированность речевых способностей у детей: расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и связной речи, фонематических процессов; повышение уровня знаний у родителей о речевом развитии ребёнка , заинтересованность и вовлечение родителей в совместную работу детского сада и повышение интереса к участию в коррекционно-развивающей работе.
Актуальность: - родители не слышат недостатков речи своих детей;
- не придают им серьёзного значения, полагая, что с возрастом эти
недостатки исправляются сами собой.
Цель: объединение усилий семьи и ДОУ (логопеда) в выработке правильной и красивой речи ребёнка.
Задачи:
- Развивать педагогическую компетентность родителей.
- Вовлечение родителей в совместную деятельность с ДОУ.
- Создание единого образовательного пространства в сотрудничестве с родителями.
- Организовать педагогический процесс, способствующий усвоению необходимых знаний
в речевом развитии детей.
Вся работа по формированию речевой деятельности в сотрудничестве ДОУ с семьёй включает в себя 3 этапа:
1-й этап: информационно-аналитический.
Цель: сбор сведений о родителях и детях, общекультурного уровня родителей, наличие у них знаний в речевой сфере, об отношении в семье к ребёнку, запросах, интересах.
Задачи:
- Обследовать устную речь дошкольника, установить причины речевых
нарушений.
- Составить коррекционные программы, а также индивидуальные планы работ с детьми,
планирование групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.
- Выработка общей стратегии и определение перспективы сотрудничества ДОУ с семьёй.
Анкетирование, наблюдение, социологические опросы, интервьюирование.
2-й этап: коррекционный.
Цель: реализация и внедрение программы сотрудничества ДОУ с семьёй.
Задачи:
- Устранение нарушений речи у детей в сотрудничестве с родителями.
- Вовлечение родителей в совместную деятельность с ДОУ.
- Замечать успехи ребёнка в разных видах деятельности, закрепляя его уверенность в себе.
Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями.
3-й этап: результативный.
Цель: подведение итогов совместной деятельности ДОУ с семьёй.
Задачи:
- Показать результаты работы взаимодействия с родителями, успехи, достижения детей.
Тематическое планирование работы взаимодействия логопеда с родителями.
Месяц | Тема. Форма проведения | Задачи | Содержание | Ответственные |
Сентябрь | День открытых дверей «Всех пап и мам приглашаем в гости к нам». Организационное родительское собрание. Анкетирование родителей. | Презентация ДОУ. Знакомство родителей с нормативными документами, программами, программными требованиями, с организацией деятельности специалистов в группе, с результатами диагностики детей. Уточнение степени заинтересованности родителей в речевом развитии своего ребёнка, определение их запросов. | Посещение родителей групп, медицинского кабинета, кабинетов специалистов, спортивный и музыкальный залы. Представление медицинской сестрой программы оздоровления детей. Определение плана совместной работы, выработка общей стратегии сотрудничества. Анкеты. | Заведующая ДОУ, логопед, мед. работник, воспитатели, родители, психолог. |
Октябрь | Мастер-класс для родителей «Домашний логопед». Консультация «Как правильно выполнять домашнее задание». Создание ананимной почты «Горячие вопросы и предложения». Оформление стенда «Клуб выходного дня». Информационный уголок для родителей «Полная победа с книгами от логопеда». | Обучить приёмам работы с ребёнком. Закрепление изученного материала. Выявление проблем, волнующих родителей. Поддержка интереса родителей к речевому развитию детей. Знакомство с книгами для родителей. | Обучение выполнению артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастике, приёмам массажа; закреплению поставленных звуков; изготовлению наглядных пособий из подручных средств; логоритмики. Совместное выполнение заданий. Родители анонимно задают вопросы, ответы получают через информационные уголки или на родительских собраниях. Материалы для практического использования в играх и занятиях с детьми дома. Выставка методической литературы в помощь родителям. | Логопед, муз. руководитель. |
Ноябрь | Открытые индивидуальные занятия «Раз словечко, два словечко…» Консультация «Учите ребёнка говорить правильно!». Информационный уголок для родителей «Сказки про Весёлый Язычок». | Знакомство с приёмами логопедической роботы. Повышение уровня знаний родителей в формирование правильного произношения. Развитие артикуляции на различные звуки. | Показ структуры занятия. Совместное выполнение упражнений, воздействующих на формирование правильного произношения. Практический материал: артикуляционные упражнения на различные звуки, «Сказки про Весёлый Язычок». | Логопед. |
Декабрь | Заседание за круглым столом «Знаток русского языка». Консультация «Развитие фонематического восприятия у детей с нарушением речи». Консультация для родителей «О чём поёт звук?». | Повышение речевой культуры родителей. Познакомить с понятием «фонематическое восприятие», «звуковой анализ слова». Дача рекомендаций по развитию фонематического слуха. Повышение уровня знаний родителей в развитии фонематического восприятия у детей с нарушением речи. | Выполнение практических заданий и участие в играх. Игры «Поймай звук», «Цепочка слов», «Придумай слово на данный звук», «Пирамида». Совместное выполнение упражнений для развития слуха у детей с нарушением речи. | Логопед. |
Январь | Информационно-тематическое родительское собрание «Как мы в садике живём!» Индивидуальная консультация «Речевые игры в семье». Информационный уголок для родителей «Игры со словами». Семейный праздник «Говорилки». | Знакомство родителей с некоторыми направлениями и приёмами работы с детьми. Проявление интереса родителей к деятельности логопеда. Повышение уровня знаний родителей о значимости речевых игр в речевом развитии детей. Поддерживать интерес родителей к успешному обучению детей через игры в слова. Повышение интереса к коррекционной деятельности в детском саду по развитию артикуляции, моторики, дикции, фантазии, воспитания уверенности в себе. | Демонстрация занятий в записи (успехи детей). Советы родителям, имеющим детей с нарушением речи. Выполнение практических заданий и участие в играх. Материал для практического использования. Участие родителей в сценарии праздника. | Логопед, родители, муз.руководитель. |
Февраль | Семинар-практикум «Здоровый ребёнок». Конкурс частушечников и скороговорщиков. Информационный уголок «Делаем массаж и дыхательную гимнастику». | Знакомство с системой оздоровления в детском саду. Повысить интерес к коррекционной работе детского сада по развитию дикции, музыкально-ритмических способностей, общей и артикуляционной моторики, памяти. Воспитание умения взаимодействия ребёнка и взрослого. Оздоровление детей различными способами массажа и самомассажа пальцев рук вдоха и выдоха. | Обучение приёмам логопедического массажа, дыхательной гимнастики, закаливании, общекоррегирующих упражнений. Разучивание текста частушки, чёткое проговаривание в скороговорках каждого звука. .Материал для практического использования. | Логопед, мед. работник, муз.руководитель. |
Март | Семинар-практикум «Профилактика и устранение речевых нарушений». Консультация для родителей «Как тренировать внимание и память?» Информационный уголок «Учите детей отгадывать загадки» | Ознакомить с особенностями речевого развития, предупреждения и устранения речевых нарушений. Создание условий для речевого развития в семье. Повышение уровня знаний родителей в развитии психических способностей у детей. Развитие образной речи. | Ознакомление с возрастными особенностями речевого развития. Деление семейным опытом по устранению недостатков речи. Выполнение практических заданий. Совместное выполнение практических заданий. Рекомендации по придумыванию и отгадыванию загадок. | Логопед, родители. |
Апрель | Мастер-класс «Очумелые ручки» (взаимодействие речи и моторики). Родительское собрание «Скоро в школу». Информационный уголок «Как умелые ручки язычку помогали». | Передача опыта работы по созданию условий для речевого развития и двигательной активности в семье. Доказать взаимосвязь речи и моторики. Продемонстрировать разные виды ручного труда. Изучение результатов диагностики состояния здоровья и обученности выпускников детского сада. Знакомство с первыми учителями, требованиям к учёбе в школе, обсуждение плана преемственности ДОУ и школы. Повышение знаний родителей о взаимодействии речи и моторики руки. | Совместное выполнение упражнений, воздействующих на речевое развитие ребёнка. Выполнение различных видов деятельности ручного труда. Ознакомление с результатами тестирования «Готовность к школе». Деление опытом родителей детей бывших выпускников. Практический материал (пальчиковые игры). | Логопед, воспитатели, психолог. |
Май | Родительская конференция «Наши успехи». Праздник «Правильной речи». Итоговые открытые занятия. Консультация для родителей «Обучение детей рассказыванию» Информационный уголок «Что надо знать и уметь будущему первокласснику». | Подведение итогов совместной деятельности детей, ДОУ и родителей. Воспитание умения держаться перед аудиторией, действовать согласованно, воспитывать уверенность в себе. Показать успехи детей в речевом развитии. Развитие связной речи. Овладение словарным богатством русского языка и правильным грамматическим и фонетическим оформлением высказывания. Донести сведения основных показателей речевой готовности ребёнка к школе. | Выставка-вернисаж совместных работ и рисунков детей и родителей, выступление детей, фотоколлаж «Как мы в садике живём». Поощрение активных родителей грамотами. Чтение стихов, участие в сценарии детей и родителей. Выполнение практических заданий. Выполнение практических заданий (употребление в речи разнообразных грамматических форм языка). Нормы звукопроизношения, дифференциации звуков, лексики, грамматики, связной речи. | Логопед, родители, муз. руководитель. |
Июнь | Консультация родителей вновь поступивших детей «Задержка речевого развития. Что делать?». Информационный уголок «Почему ваш ребёнок плохо говорит? Как ему помочь?». | Уточнить анамнестические сведения, анкетные данные, дать сведения о речевом нарушении у детей, ознакомить с программой обучения и графиком работы логопеда. Знакомство с возрастными особенностями речевого развития. | Заполнение анкет. Советы логопеда. Возрастные особенности речевого развития. | Логопед. |
Результативность:
Оказание помощи родителей в устранении речевых нарушений детей, в развитии фонематического восприятия и звукового анализа слова, в активизации и обогащении словарного запаса дошкольников. В формировании и совершенствовании звуковой культуре речи, в развитии коммуникативных способностях, творческом воображении, памяти, мышлении, мелкой и общей моторики.
Требования к уровню подготовки.
Знать | О правилах культуры речи. О значимости речевого развития. Об оздоровительной способности массажа и дыхательной гимнастики. О дифференциации групп звуков (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, гласные и согласные звуки). Все буквы русского языка. |
Уметь | Чётко и правильно произносить все звуки русского языка. Выполнять артикуляционные упражнения на определённый звук. Выполнять дыхательные упражнения. Изменять силу ритм, тембр, темп и интонацию в голосе. Употреблять в речи разнообразные грамматические формы и конструкции ( словообразование и словоизменение: согласование существительных в роде, числе и падеже, сочетание с несклоняемыми существительными, образование степени прилагательных, образование слов при помощи суффиксов и приставок, образование названий детёнышей и предметов, обобщение предметов). Грамматически и фонетически правильно оформлять высказывания. Строить разные типы высказывания (описание, рассуждение, повествование). Пересказывать близко к тексту, употребляя распространённые и сложные предложения. Осознанно пользоваться звуковой стороной речи (дифференцировать звуки по групповому составу; определять на слух наличие звука в слове и контексте, его позицию и количество). Ориентироваться в пространстве. Выполнять графические диктанты. Штриховать. Точно выполнять динамические пробы, умело переключаться с одного движения на другое. |
Иметь представление | О профессии логопеда. О многозначных и сложных словах. |
Литература.
- Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением». № 1, 2008.
- Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. М., 2006.
- Журналы «Логопед».
- Журналы «Логопед в детском саду».
- Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М. 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАУЧИТЕ МЕНЯ ГОВОРИТЬ! часть 2 - "Малыш начинает говорить"
Консультация для родителей, была выполнена в виде буклета с использованием программы Microsoft Publisher.Консультация состояла из 4 частей....

консультация для родителей для родителей. «Научите меня говорить правильно!»
Цель: Повышение педагогической компетенции родителей.Задачи:Ø показать значение артикуляцион...

консультация для родителей для родителей. «Научите меня говорить правильно!»
Цель: Повышение педагогической компетенции родителей. Задачи: показать значение артикуляционной гимнастики; познакомить с правилами проведения артикуляционной гимнасти...

«Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации (Центры:«Учимся говорить» и «Будем говорить правильно»)»
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:• содержательно-насыщенной, развивающей;• трансформируемой;• полифункциональной;• вариативной;• ...

Научите меня говорить правильно. Рекомендации родителям.
Ваш ребенок уже умеет рычать, шипеть или свистеть, но в речи он эти звуки не использует. Он радостно сообщает, что научился «ЛЫЧАТЬ», демонстрируя: «р-р-р-р», или «ФЫПЕТЬ...

«НАУЧИТЕ МЕНЯ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО»
Речь – основа человеческого разума.Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают опыт, согласовывают действия. Она регулируют наше поведение, формирует личность, характер, убеждения. Мож...

Программа "Научите меня говорить правильно!"
Авторская программа "Научите меня говорить правильно!" -это программа взаимодействия учителя-логопеда с родителями (законными представителями) воспитанников 5 (– 7) лет, имею...



